В статье раскрыта структура учебно-исследовательской деятельности учащихся по истории, показана руководящая роль учителя в ее организации и выявлены возможности формирования универсальных учебных действий у школьников в ходе каждого этапа ученического исследования.
Ключевые слова: учебно-исследовательская деятельность учащихся, исследовательская работа учащихся по истории, универсальные учебные действия учащихся.
Построение образовательного процесса в соответствии со стандартами нового поколения (ФГОС) предполагает обязательное включение всех учащихся в учебно-исследовательскую деятельность. Это требование нельзя назвать искусственным или излишним. Ведь уже в подростковом возрасте учебная деятельность приобретает форму учебного исследования. Точнее, познавательная деятельность подростка может проходить в форме исследования. Но понятие «познавательная деятельность» намного шире понятия «учебная деятельность». Чтобы учебная деятельность школьников стала по-настоящему исследовательской, должны быть созданы особые педагогические условия. Иначе это останется простым декларированием. Зайдя в любую школу, вы можете увидеть десятки плакатов, поделок и т. п. Но познакомившись с этими «проектами» более пристально, обнаруживается, что в большинстве своем они не имеют ничего общего с проектной или с исследовательской деятельностью учащихся, как по форме, так и по содержанию. На сегодняшний день написано немало статей, пособий о том, что такое ученическое исследование, как оно важно и нужно, но перед многими учителями-практиками остаются нерешенными вопросы: как же организовать учебно-исследовательскую деятельность учащихся, как развивать исследовательские умения учащихся, в чем заключается роль учителя≤ Особенно сложными эти вопросы оказываются для учителей — гуманитариев. К сожалению, опыт показывает, что ученическое исследование по истории часто подменяется реферированием чужих работ или их слепым копированием.
Участвуя в течение нескольких лет в научно-практических конференциях школьников в составе экспертной комиссии, регулярно отмечаем недостаточную готовность учителей истории к эффективной организации и руководству исследовательской деятельностью школьников. Свидетельством этому служат неграмотно сформулированные темы ученических исследований, неряшливое оформление работ, в которых могут отсутствовать цели и задачи исследования, могут быть не указаны методы исследования, содержатся некорректные выводы и т. д. Например, 28 ноября 2012 г. в Туле проводилась городская научно-практическая конференция старшеклассников «История государства Российского: 1150-летие зарождения Российской государственности». Темы ученических исследований, представленные в экспертные комиссии секций конференции, были весьма разнообразные. Но четверть из них ничего общего с исследовательской деятельностью не имела. Вот примеры неудачных тем ученических работ, заявленных для участия в конференции, которые уже в своей формулировке никакого исследования школьника не предполагают: «Военная галерея. Генералы — туляки, увековеченные в Военной галерее», «Туляки-герои Отечественной войны 1812 года», «Смутное время», «Гражданская война в лицах», «Распад СССР», «Героическая оборона Севастополя 1854–1855гг»., «Тульская губерния в период Первой российской революции 1905–1907 гг»., «Иван III — государь всея Руси», «Жизнь и деятельность Александра Невского». Возникает вопрос, в чем же состояла роль учителя — научного руководителя, если ученик сам выбрал тему своей работы и механически включил в нее чужие исследования, часто забывая даже сделать выводы и обобщения≤ Полагаем, что роль учителя как раз и заключается в том, чтобы детскую любознательность и естественную потребность в познании нового направить в русло учебно-исследовательской деятельности.
Не одно издание выдержало пособие под редакцией Т. И. Шамовой «Как корректно провести учебное исследование» [4]. Оно адресовано непосредственно самим учащимся и представляет собой что-то вроде самоучителя по исследовательской деятельности. Авторы подробнейшим образом раскрывают все этапы работы над учебным исследованием. Однако, на наш взгляд, найдется немного школьников, которые будут добросовестно изучать полторы сотни страниц методических указаний. К тому же, оно ориентировано скорее на естественнонаучные исследования, включающие опыт, эксперимент и наблюдение. То же можно отнести и к методическим рекомендациям для учителей по организации учебного исследования школьников, подготовленные М. В. Степановой [5]. Они составлены для всех учителей, но нацелены на естественнонаучные эксперименты. Учитель-историк немного может почерпнуть из них.
Непосредственно для учителей истории составлены рекомендации Сюзанны Кутц [3], но они раскрывают только процесс выбора темы и планирования группового исследования школьников. Г. Д. Чиж в своей статье «Исследовательская работа школьников по истории: несколько простых правил» [6] описывает собственный опыт работы, что, безусловно, интересно и может мотивировать учителей истории последовать ее примеру, но не дает конкретных ответов на вопросы: с чего начать≤ и как организовать исследовательскую деятельность учеников≤
К сожалению, опрос учителей истории показывает, что большинство из них предъявляют учащимся задание (в том числе и исследовательское), а затем проверяют лишь его выполнение. В 2012–2013 уч. г. в нашем опросе приняли участие 47 учителей истории г. Тулы и Тульской области, имеющих различный стаж работы (от 3-х до 32 лет). Четверть из них признают, что не руководят исследовательской работой школьников. Больше половины (83 %) затрудняются назвать структуру исследовательской деятельности, т. е. из чего с она складывается, что необходимо делать школьнику, чтобы провести исследование. Только треть из наших респондентов смогли пояснить, что такое проектная работа учащегося. Но, тем не менее, учителя не спешат посетить семинары по технологии организации учебно-исследовательской и проектной деятельности школьников.
Проблема организации проектной работы учащихся изучена довольно подробно: существует несколько классификаций учебных проектов, разные авторы предлагают различные подходы к этапам работы над проектом. Л. А. Зайцева успешно обобщила и систематизировала воззрения разных авторов [2, с.41–43]. Исследовательскую работу тоже можно рассматривать как проект, но это не одно и то же. Главное отличие заключается в том, что результатом исследовательской деятельности является получение нового знания.
Полагаем, что для эффективной организации ученического исследования, учителю необходимо, прежде всего, самому ясно и четко представлять структуру учебно-исследовательской деятельности учащихся ив соответствии с этим организовывать ее. Она включает в себя следующие обязательные элементы: 1) обоснование актуальности исследовательской работы; 2) целеполагание и формулировку задач, которые следует решить; 3) определение источниковой базы своего исследования; 4) выбор методов исследования, адекватных поставленным целям и доступных учащемуся конкретного возраста; 5) определение последовательности и сроков работы; 6) проведение исследования; 7) оформление его результатов в соответствии с целями исследования; 8) представление результатов (защита работы). На каждом из этапов учебного исследования у учащегося формируются определенные универсальные учебные действия. Но это не может происходить автоматически. Это должна быть целенаправленная работа учителя.
Обозначим кратко алгоритм деятельности учителя какорганизатора учебно-исследовательской деятельности учащихся по истории. Итак, с чего же начать≤ Часто мы видим, как некоторые учителя подобно флюгеру пытаются успеть подготовить учеников к участию в очередной научно-практической конференции школьников. Как правило, это и приводит к низкопробным рефератам, вместо исследовательских работ.
Прежде всего учителю необходимо самому для себя определить круг своих интересов. Формально каждый учитель занимается исследовательской деятельностью. Тема, над которой работает учитель и есть то общее направление для исследований его учеников. Экскурсия, тематический вечер, любое внеурочное мероприятие по истории могут стать отправной точкой для выявления тех учеников, которые заинтересованы в участии в исследовательской работе. В процессе осмысления актуальности своего исследования ученики научатся ставить проблему, аргументировать её актуальность; понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы и другим универсальным учебным действиям. Но сформулировать в окончательном виде тему ученической работы — это уже задача педагога.
Темы ученических исследований формулируются как можно конкретнее и понятнее для учащихся, ведь они должны быть на самом деле интересны для учеников. Приведем наиболее удачные, на наш взгляд, темы исследований учащихся по истории, результаты которых были представлены на городской научно-практической конференции старшеклассников «История государства Российского: 1150-летие зарождения Российской государственности», проходившей в Туле. Среди них: «Боевой путь участника обороны Тулы и Москвы В. П. Бородина и его историко-литературное наследие», «Общественно-политические взгляды А. С. Хомякова сквозь призму современности» (секция «России славные сыны»); «О ратном подвиге алексинцев, отразивших нашествие хана Ахмата в 1472 году» (секция «У истоков Российской государственности»); «Сравнительная характеристика советской и немецкой военной техники, используемой противоборствующими сторонами при Тульской оборонительной операции», «Бронетанковая техника советской армии в период Великой Отечественной войны. Курская битва» (секция «Героические страницы Российской военной истории»); «Роль Тульского оружейного завода в период Отечественной войны 1812 года» (секция «Переломные моменты истории Российского государства»). Грамотная формулировка темы — это уже залог качественной учебно-исследовательской работы ученика.
Итак, ученик начинает работу над исследованием. И ответственность учителя заключается в том, чтобы помочь ему определить и сформулировать цель и задачи своей деятельности, выбрать адекватные методы, спланировать исследование. Для определения цели деятельности попросите его ответить на вопрос: «Зачем я собираюсь делать этот проект или исследование≤» А ответ на вопрос «Что для этого следует сделать≤»позволит ученику сформулировать задачи исследования.На этом этапе исследовательской работы формируются такие регулятивные учебные действия, как преобразование практической задачи в познавательную, анализ условий достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале и др.
Определение источниковой базы исследования ученика — важнейшая задача для учителя. Источники должны быть доступны учащемуся, соответствовать его возрастным и познавательным возможностям. Очень важно учителю раскрыть перед учащимся возможности различных методов исторического исследования, доступных для него. Анализ исторической литературы предполагает развитие умений грамотно оформлять тезисы, выписки, цитаты и т. д. Кроме того, не стоит забывать, что анализ литературы подразумевает сравнение разных точек зрения, позиций авторов, умение сделать вывод, обобщение и т. д. Анализ исторических источников не так прост дляшкольника. Различные виды исторических источников требуют разных умений от учащихся. Эти умения формируются на протяжении всех уроков истории. Среди прочего у учащегося могут быть развиты такие универсальные учебные действия, как осуществление поиска информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета, умения структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное, выстраивать последовательность описываемых событий, работать с особыми видами сообщений: диаграммами, картами (историческими, географическими) и т. п. В ученическом исследовании могут быть использованытакие методы, как интервьюирование и анкетирование, атакже реконструкция и моделирование. Безусловно, эти методы исследования проводятся под непосредственным руководством учителя. Работы учащихся, дополненные историческими моделями, макетами намного интереснее, выразительнее и выигрышнее по сравнению с другими.
Организацияисследования учащегося учителем предполагает обязательное планирование учебно-исследовательской работы вместе с учеником. Важно совместно с учащимся составить план работы с конкретными сроками выполнения ее этапов (в двух экземплярах: один — учителю, другой — ученику). Руководящая роль учителя состоит также и в обязательном поэтапном контроле и коррекции исследовательской деятельности учащегося и в проверке оформления ее результатов.
Оформление работы учебно-исследовательской работы школьника такой же важный элемент всего процесса обучения. В оформленной работе должны быть следующие обязательные части: введение, основная часть, заключение, список источников и литературы. Кроме того, неотъемлемой составляющей любого ученического исследования является наличие собственной позиции ученика. Этап оформления текста работы позволит развивать следующие учебные действия учащихся: осуществлять редактирование и структурирование текста в соответствии с его смыслом средствами текстового редактора; строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей; объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования; делать умозаключения и выводы на основе аргументации.
Любая учебно-исследовательская деятельность школьника завершается публичной защитой результатов его исследования: на уроке, на заседании исторического клуба, на конференции и т. д. Представление результатов,как правило, ограничено временными рамками, что, несомненно, дисциплинирует, развивает коммуникативные и организационные умения. Особого внимания требует и обучение учащегося взаимодействовать в процессе своего выступления со слушателями, а также рационально использовать раздаточный и демонстрационный материал.
Сформулированные краткие рекомендации помогут учителям истории продуктивно организовать учебно-исследовательскую деятельность учащихся по истории. Неоднократный опыт участия в конференциях школьников разного уровня подсказывает, что учебно-исследовательскую деятельность учащихся нужно начинать с формирования готовности к руководству этой деятельностью учителей. В профессиональном педагогическом образовании уже давно утвердилась и реализовывается идея персонификации процесса профессиональной подготовки будущего учителя, что подробно раскрыто в монографии Л. А. Зайцевой [1, с.100]. В средней школе эффективная организация индивидуальной исследовательской работы учащихся позволит также персонифицировать образовательный процесс и соответствовать особым образовательным потребностям успешных и одаренных школьников.
Литература:
1. Зайцева, Л. А. Оценивание качества педагогической подготовки студентов в вузе средствами мониторинга: Моногр. / Л. А. Зайцева. Тула: Изд-во Тул. гос. пед. ун-та им. Л. Н. Толстого, 2012. — 124 с.
2. Зайцева, Л. А. Технология выполнения проектного задания и критерии его оценивания: Учеб.-метод. пособие для студентов пед. вузов / Л. А. Зайцева. Тула: Изд-во Тул. гос. пед. ун-та им. Л. Н. Толстого, 2010. — 50 с.
3. Кутц, С. Ученические исследования: определение темы и планирование работы / С. Кутц // История. — 1999. — № 5. / URL: http://his.1september.ru/article.php≤ID=199900501 [дата обращения 20.11.12]
4. Новожилова, М. М. Как корректно провести учебное исследование: От замысла к открытию / М. М. Новожилова, С. Г. Воровщиков, И. В. Таврель; Науч. ред. Т. И. Шамова.– М.: Изд-во «5 за знания», 2008. — 160 с.
5. Степанова, М. В. Учебно-исследовательская деятельность школьников в профильном обучении: Учеб.-метод. пособие для учителей / М. В. Степанова; под ред. А. П. Тряпицыной. — СПб.: КАРО, 2006. — 96 с.
6. Чиж, Г. Д. Исследовательская работа школьников по истории: несколько простых правил / Г. Д. Чиж // Преподавание истории и обществознания в школе. — 2012. — № 6. — С. 53–55.