В статье рассмотрено значение социальной инфраструктуры для региональной экономики и страны в целом. Определены основные составляющие социальной инфраструктуры.
Ключевые слова: социальная инфраструктура, человеческие ресурсы, социальный капитал.
Инфраструктура представляется как совокупность социальных и экономических условий, обеспечивающих развитие как всего производственного процесса, так и определенного территориально-экономического образования [1–2].
Развитие социальной инфраструктуры оказывает прямое воздействие на экономические результаты деятельности человека. В системе факторов, влияющих на результативность производства, следует учитывать условия, определяемые социальной инфраструктурой. Институты социальной инфраструктуры создают предпосылки для расширенного воспроизводства рабочей силы, привлечения и закрепления квалифицированных специалистов [3–5].
В понимании социальной инфраструктуры существует, по меньшей мере, два концептуальных подхода. Представители «отраслевого» подхода рассматривают ее как совокупность отраслей, подотраслей, отдельных предприятий, организаций, учреждений, т. е. структурных элементов хозяйственной системы, создающих условия, необходимые для нормальной жизни населения, в первую очередь его трудоспособной части, и способствующих, тем самым, развитию производственной сферы. Представителей «деятельностного» подхода отличает понимание сущности социальной инфраструктуры как целостной системы элементов, направленной на формирование условий, необходимых для организации полноценного бытия человека в различных сферах и гармоничного развития личности. С точки зрения последнего, социальная инфраструктура представляет собой совокупность материально-вещественных элементов, создающих и обеспечивающих условия для пространственной и временной организации жизнедеятельности населения в контексте его потребностей, ценностных ориентаций, социальных, демографических и других особенностей. Социальная инфраструктура в этом случае рассматривается как совокупность материально-вещественных элементов, создающих условия для организации жизнедеятельности населения.
В некоторых источниках социальная инфраструктура определяется как комплекс объектов (предприятий, учреждений, организаций и сооружений), которые обеспечивают условия функционирования общественного производства и жизнедеятельности населения, формирование физически и интеллектуально развитого, общественно активного индивида.
Можно выделить главные признаки выделения социальной инфраструктуры в отдельную подсистему хозяйственного комплекса:
- общие условия процесса общественного воспроизводства (это ее функциональное назначение);
- сложное внутреннее строение — в ней различают части, звена, объекты.
Основа разделения социальной инфраструктуры на части и звенья — общее функциональное назначение составляющих в процессе общественного воспроизводства, т. е. направленность объектов на создание условий для удовлетворения определенного круга потребностей общества, населения, производства.
В самом общем виде социальную инфраструктуру разделяют на социально-бытовую и социально-культурную части. Социально-бытовая инфраструктура направлена на создание условий для воспроизводства человека как биологического существа (через бытовую среду), удовлетворения его потребностей в надлежащих условиях жизни. Социально-культурная инфраструктура способствует воспроизводству духовных, интеллектуальных (через культурно-образовательную среду) и в значительной степени физических свойств индивида, формированию его как экономически активной личности, которая отвечает определенным требованиям общества к качеству рабочей силы.
В составе социально-бытовой инфраструктуры различают следующие компоненты: жилищно-коммунальное хозяйство, бытовое обслуживание населения, торговля и общественное питание, пассажирский транспорт и связь для обслуживания населения и т. д. Социально-культурная инфраструктура охватывает здравоохранение, рекреационное хозяйство, физическую культуру и спорт, социальное обеспечение, образование, культуру и искусство, культовые сооружения и т. д.
Социальная инфраструктура до недавнего времени выполняла второстепенную роль относительно базовых отраслей сферы материального производства. Возникновение элементов социальной инфраструктуры связано с развитием производительных сил и углублением общественного разделения труда, когда природные условия производственной деятельности дополнялись искусственно созданными, обусловленными необходимостью в подготовительно-заключительных процессах и организации оборота произведенного продукта.
Однако сегодня социальная инфраструктура превращается в наукоемкую сферу экономики, а ряд ее составляющих — инфраструктура торговли и ресторанного хозяйства, инфраструктура связи, телевидения и радио, информационная инфраструктура — по уровню технической оснащенности превышают уровень этого показателя в обрабатывающей промышленности. Одновременно можно сказать, что образовательно-духовная составляющая социальной инфраструктуры становится производителем знаний, которые затем распространяются на все сегменты экономики, открывая перед ней новые перспективы роста, повышения качества и эффективности. Образование выступает существенным фактором, который влияет на развитие национальной экономики, обеспечивает ее конкурентоспособность.
Особенно большое значение социальной инфраструктуры в накоплении нематериальных активов (человеческих, организационных, управленческих), которые значительно дополняя инвестиции в материальный капитал, играют роль стратегического ресурса социально-экономического прогресса и конкурентоспособности. Функционирования социальной инфраструктуры способствует активизации человеческого фактора, а на этой основе — повышению эффективности общественного производства. Практика свидетельствует, что в населенных пунктах, где хорошо развита социальная инфраструктура, текучесть кадров, как правило, ниже, чем в тех поселениях, где она отсутствует [3, 6–8]. Материалы исследований указывают, что наличие социальной инфраструктуры может свести до минимума влияние негативных факторов на социально-экономическое развитие в целом, а также на состояние миграционных процессов. Духовная инфраструктура, инфраструктура культуры, информационная инфраструктура, инфраструктура быта, торговли и ресторанного хозяйства способствует рациональному использованию свободного времени, обеспечивая экономию труда, способствует восстановлению работоспособности. Жилищно-коммунальная инфраструктура существенно способствует росту эффективности производства [6].
В связи с этим, по мнению зарубежных исследователей, региональная экономическая политика должна концентрироваться вокруг финансовой помощи социальной инфраструктуре. Значительная часть таких мероприятий является чрезвычайно капиталоемкой, обеспечивает окупаемость средств в течение длительного времени, поэтому доля государственного участия в инфраструктурных программах развитых стран мира традиционно высока. Например, именно развитие социальной инфраструктуры было определено важнейшей целью основного плана экономического и социального развития Японии на 1973–77 гг. Вопросы состояния и развития социальной инфраструктуры периодически рассматриваются на заседаниях Конгресса США. По данным слушаний 99-го Конгресса США (1986 г.), в состав социальной инфраструктуры относят дороги, мосты, порты, транспорт, искусственные водоемы и водные рекреационные системы, природоохранные объекты, парки, рекреационные объекты, школы, тюрьмы, объекты здравоохранения и психиатрической помощи, здания общественного назначения и правительственных учреждений.
Как экономическая категория, социальная инфраструктура отражает производственные отношения по поводу деятельности различных объектов, направленной на создание комплекса общих условий для обеспечения экономического роста и жизнедеятельности населения страны, то есть процесса общественного воспроизводства.
Возможности социальной инфраструктуры в создании этих условий зависят от мощности ее экономического потенциала, который определяется ее современным состоянием и динамичностью, имеющимися объемами резервов и ресурсов.
Литература:
1. Коварда, В. В. Роль и значение транспортной инфраструктуры для социально-экономического развития Курской области [Текст] / В. В. Коварда, Е. В. Безуглая // Известия Юго-Западного государственного университета. — 2012. — № 2 (Ч. 1). — С.110–113.
2. Безуглая Е. В. Значение транспортной инфраструктуры в обеспечении устойчивого развития Курской области [Текст] / Е. В. Безуглая // Молодой ученый. — 2013. — № 9. — С. 152–154.
3. Коварда, В. В. Региональный агропромышленный комплекс: структура, ресурсное обеспечение и пути перехода к долгосрочному устойчивому развитию [Текст] / В. В. Коварда // Региональная экономика: теория и практика. — 2012. — № 29 (260). — С. 59–64.
4. Коварда В. В. Влияние инфраструктуры на развитие АПК России [Текст] / В. В. Коварда, Е. В. Безуглая // Молодой ученый. — 2013. — № 8. — С. 194–197.
5. Коварда, В. В. Реабилитация инвалидов как фактор реализации социальных функций государства и преодоления дефицита трудовых ресурсов: инфраструктурный аспект [Текст] / В. В. Коварда, Е. В. Безуглая // European social science journal (Европейский журнал социальных наук). — 2013. — № 2. — С. 285–290.
6. Коварда, В. В. Ресурсное обеспечение регионального развития (на примере центрального федерального округа) [Текст] / В. В. Коварда // Интеллект. Инновации. Инвестиции. № 4(2), 2011. — С. 50–55.
7. Минакова, И. В. Ресурсное обеспечение устойчивого развития России [Текст] / И. В. Минакова, В. В. Коварда // Интеллект. Инновации. Инвестиции. № 1, 2012. — С. 88–97.
8. Минакова, И. В. Проблемы ресурсного обеспечения экономического роста в регионах ЦФО [Текст] / И. В. Минакова, В. В. Коварда // Вестник ИНЖЭКОНА. Серия: Экономика. Т. 37. — № 2, 2010. — 57–61.