Данная статья о методы эстетического воспитания учащихся посредством практических упражнений на занятиях на примере предмета «Мастерство актёра» для колледжей культуры и искусства.
Ключевые слова: актёр, эстетика, эстетическое воспитание, метод, методология, театр, эстетические взгляды, режиссёр, сцена, театральное искусство, творческие течения, «Цель ассоциации», «Расположение предметов».
ХХ век вошёл в историю мировой цивилизации как век научно-технического прогресса и был богат общественно — политическим и культурно-духовным изменениям. Особенно последние десять лет века навсегда оставил положительный след в сердцах узбекского народа. Президент И. А. Каримов писал следующее: «Если мы хотим демонстрировать наш Узбекистан во всём мире, возвеличивать его славную древнюю историю и светлого будущего, прежде всего мы должны воспитывать великих писателей, великих поэтов, великих творцов» [2, c. 147]. Исходя из этих мыслей президента в данное время особое внимание уделяется развитию искусства и культуры, по этому что они, во первых, дают эстетическое наслаждение человеку, во вторых, являются основными средствами эстетического воспитания личности. Таким образом обеспечивается будущее нашёй страны, и обеспечивается воспитание молодёжи.
В совершенствовании молодёжи, в формировании ее духовной культуры особая роль принадлежит театральному искусству. Потому что оно является зеркалом отражающим развитие и совершенствование всякой национальной культуры. Поэтому поводу просветитель М.Бехбуди писал следующее: «Театр-это не просто игра! И не клоунада! Театр-это такой зеркальный дом, если кто зайдёт сюда, то увидит себя и снаружи, и с внутри. Исполняющие роли здесь как-будто лекари» [1, c.7]. Просветитель-писатель и театральный деятель Махмудходжа Бехбуди своими словами утверждает, что театр является зеркалом общества. Театр также считается большой жизненной школой, которая выполняет сложную задачу, связанную с совершенствованием эстетического вкуса человечества.
Специалисты-художники много раз утверждали чудотворную силу театра, в частности сцены. Актёр является основной опорой и оружием театра. Один из основателей театра, знаменитый режиссёр и актёр К. С. Станиславский утверждал, что «Талантливый актёр — единственный король и властитель сцены» [4, c. 24].
Актёрское мастерство являлось основным средством эстетического воспитания, прежде всего воспитывает актёров-студентов, впоследствии оказывающих эстетическое влияние на воспитание личности. Поэтому прежде всего необходимо эстетически воспитать самих будущих актёров, вооружить их культурой и духовностью сцены.
Студентам, которые поступили в режиссёрские и актёрские отделения вначале даются самые общие упражнения. Эти упражнения развивают воображение, память, отношение, внимание, сознание студента к своей специальности. Общие упражнения прежде всего служат улучшению исполнительской дисциплины, культуры общения между студентами. Потому что без исполнительской культуры невозможно добиться никакого результата в коллективной работе.
На занятиях по специальности студенты должны одеваться в специальные чёрные одежды. Этим методом в первую очередь разрешается вопрос гигиены, во-вторых, студенты, одеваясь в специальную одежду внутренне подготавливаются к предстоящим упражнениям. В специальной одежде студент чувствует себя свободно, раскованно и будет готовым выполнять любые упражнения. Преподаватель специальными вводными упражнениями готовит студентов к занятиям. Затем их располагает в полукруг. С целью привлечь внимание студентов в течении занятия их сажают в половину специальной табуретки с прямой осанкой. Если студент будет сидеть на табуретке свободно, то он становится расслабленным. В течении занятия преподаватель поручает выполнять такие упражнения, которые служат повышению мастерства студента.
Чудо-мастерство просто так не приобретается. Оно приобретается тяжёлым, беспрерывным трудом. Всякий план режиссёра, его цель не осуществляются без препятствий. Каждая находка в спектакле приобретается в результате кропотливого творческого искания в создании облика актёра. По этому поводу известный режиссёр Георгий Товстоногов утверждал, что «Театр воспитывает талант, только с помощью постоянных упражнений поэтапно можно овладеть им». А знаменитый режиссёр театра Анатолий Эфрос говорил, что «Упражнение — это моя любовь» [3, c. 193].
В действительности только с помощью постоянных упражнений и режиссёр, и актёр постигает суть произведения и принимает правильное решение. Во время выполнения упражнений в театре устанавливается творческая атмосфера, никто друг-другу не мешает, тишина. Это означает, что установлен творческий процесс. Настоящие работники искусства это состояние считают желанным состоянием. При читке вокруг стола, установлении мизансцен на сцене, проведении актёрами упражнений в одежде и гриме, на фоне декораций, музыки — во всех случаях режиссёр должен установить творческую атмосферу.
Преподаватель, учитывая индивидуальные особенности студентов, им может дать общие и индивидуальные упражнения. Например, для того, чтобы развивать воображение студента его приглашают на сцену и поручают представить себе следующее: он идёт по широкому поле и вдруг перед ним глубокий обрыв. Даётся задание: как же он ведёт себя в таком случае, и он показывает упражнения, где изображается состояние канатаходца на линии, вычерченной на сцене, прыгать через арык и другие. Все это обогащает воображение студента.
Студентам можно дать упражнения, которых можно выполнять целой группой. Например, разделяя группу можно организовать упражнение притягивание каната. Это упражнение выполняется без каната. Потому что подобное упражнение научит студентов чувствовать своего партнёра, ощущать предмет, видеть отношение группы противника. По мнению К. С. Станиславского эти упражнения оживают органы зрения, ощущения, слуха, дыхания, вкуса и другие.
Актёр на сцене всегда работает с искусственными предметами и поэтому у студентов необходимо формировать умение работать на сцене воображаемыми предметами. Во время спектакля актёру приходится выражать своё отношение к каждому предмету, должен будет пить и есть. При этом нужно отметить, что он пьёт и есть не по настоящему, только имитирует их. Актёр перед глазами зрителей должен будет превратить предметы бутафории на настоящие, у него должен появляться условный рефлекс на основе имитации и своими действиями он показывает эти имитации как настоящие, и зритель должен верить в его действия. Или актёр выходя на сцену должен говорить: «Эх, какая красивая природа, как пахнут цветы в саду…» Однако на сцене не цветы пахнут, а наверное актёра душат запах клеев и красок. В таком сценическом условии актёр своими действиями должен убедить зрителя и он должен подготовить свои пять органов чувства действовать по требованию сцены. Эти способности формируются в ходе актёрских тренингов.
Преподаватель в ходе тренинга студентам может дать задания ходить, бегать по сцене, сидя ходить на сцене, бегом ходить на сцене, в любое время остановить их (имеется в виду сигнал «стоп»). Студенты остаются в «стоп кадре»: кто-то на одной ноге, кто-то сгибался, у кого-то руки в воздухе висит и т. д. Преподаватель поручает им «оправдать состояния». «Оправдать состояние» это значит логически продолжить то состояние, на котором остановились. То есть, тот студент, у которого руки висели в воздухе играет в мяч, студент, который сгибался падает как скошенный. Эти упражнения способствуют тому, что прежде всего совершенствуется мастерство исполнения студента, будет готовым к любим импровизационным состояниям, расширяется воображение и способность мыслить. Самое главное, движение своего тела подчиняет к сигналам центральной нервной системы.
Обучение расслаблению мышц имеет важное значение в совершенствовании актёрского мастерства на занятиях. Тело актёра должно быть пластичным и гибким. Расслабление мускулов даёт возможность актёру усовершенствоваться и физически, и духовно. Актёр-студент во время занятий должен обучаться расслаблению мышц, устранению стеснённости или натянутости мускулов. Преподаватель предлагает выполнят упражнений с помощью различных состояний. Например, все студенты изменяют состояние своего тела. Затем контролируется сохранение натянутости в какой-то части тела. Или рукой или ногой (кулаком бить по столу, топать ногой о землю) делается резкое движение, затем сразу снимается натянутость в теле. По указанию преподавателя необходимо полностью снимать с тела натянутость. Это упражнение выполняются стоя или сидя, или при ходбе. Натянутость снимается сначала с головной, затем спинной части и в последним она снимается с ног. В результате получается лёгкое и свободное падение. Лежавшему студенту поручается вернуться в натянутое положение. Один студент с головы, другой с ног поднимают натянуто лежащего студента. Его тело напоминает прямого бревна.
В актёрском мастерстве особое место занимают память, внимание, воображение и отношение, поэтому на занятиях по специальным предметам на основе указаний педагога можно провести следующие практические упражнения.
Расположение предметов
Педагог положит на стол различные предметы. Студент наблюдает расположение этих предметов. Затем он поворачивается. Педагог изменяет расположение предметов на столе. Студент этих предметов должен распологать в таком виде, каком было в первый раз.
Цель ассоциации
1. Педагог называет предметов и название рабочего процесса, относящиеся к различным группам. Например: небо, корова, сено, обработка земли, питание. Неожиданно преподаватель даёт задание одному из студентов описать эти слова. Студент должен будет моментально описать эти слова, опираясь на своё воображение.
2. Студенты сидят в круг. По очереди они хлопают и называют слова или предметы, относящиеся одной группе. Например, группа слов, относящиеся к имене существительному, или названий фруктов в саду. Студенты стоят в два круга. Круги пересекаются. Вышеуказанное упражнение повторяется.
3. Два студента в воображении кидаются мячом. Каждый раз, когда обмениваются мячом, назовут слов, относящихся одной группе. Например, слова, которые выражают зимнее время. Этого упражнения могут выполнять четыре или более студентов.
В процессе занятий методы эстетического воспитания студентов рекомендуется осуществлять, учитывая их индивидуальные особенности.
В процессе обучения будущих актёров необходимо воспитать так, чтобы они со всей душой любили свою профессию, возвеличивали ее. Ибо в воспитании нового поколения, в формировании его духовной культуры неоценимую роль играет театр. Потому что театр является ярким зеркалом, показывающим развития национальной культуры и его взросление. Театр выполняет роль большой жизненной школы, которой поручена сложная задача — воспитать эстетический вкус публики.
Литература:
1. Аҳмад С. Беҳбудийнинг армонлари. “Театр” адабий-бадиий, ахборот-реклама журнали, 2006 № 1. –Б. 7.
2. Каримов И. А. Юксак маънавият — енгилмас куч. — Тошкент: Маънавият. 2008. — Б. 147.
3. Сайфуллаев Б. С., Маматқосимов Ж. А. Актёрлик маҳорати. — Тошкент: Фан ва технология. 2012. — Б. 193.
4. Станиславский К. С. Собр.соч., т. 6. М., 1959, с. 24.