За многовековую историю человечества сложился определенный идеал воспитания юношества. У такого идеального человека много характеристик, одна из важнейших, причем вневременная, — быть отцом или матерью. В последние годы проблема подготовки подрастающего поколения к семейно-родительской деятельности актуализировалась. Брак и семья все больше дискредитируются молодым поколением. В связи с этим формируется легкомысленное отношение к половой жизни, которое порой облекается даже в форму некой «поэзии изящной безнравственности» [5]. Да и образ семьи в представлении молодых людей чаще всего искажен и деформирован.
В педагогической науке и практике воспитание нравственных качеств будущего семьянина, ответственного отношения к семье всегда рассматривалось как главное направление воспитательной работы. Однако проблема эта из-за объективных трудностей не решена до сегодняшнего дня. Наша работа призвана решить одну из проблем, связанных с недостаточной разработанностью программ по «Психологии семьи и семейной этике». Мы работаем над разработкой такой программы и составлением методического пособия вместе с электронным приложением к нему, включающим мультимедийные и видеоматериалы. Предварительным этапом работы над пособием стало проведение исследования в среде студенческого и школьного сообщества, которое должно было выявить точку зрения современной молодежи на мотивы вступления в брак. Сопутствующей линией данного исследования стало изучение мнения учащихся старших классов о тематике вопросов предполагаемой программы по «Психологии современной семьи».
Цель исследования: теоретическиописать и практически выявить особенности выбора мотивов вступления в брак у студентов пятых курсов педагогического института и учащихся одиннадцатых классов, разработка концептуальных основ электронного учебника для старшеклассников по курсу «Психология современной семьи».
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что на проявления гендерных различий в мотивах вступления в брак оказывает влияние возраст испытуемых.
В ходе проведенного исследования нами было предложено проранжировать представленные мотивы для вступления в брак (бегство от родителей; из чувства долга; боязнь одиночества; следование традициям; любовь; престиж или поиск материальных благ; месть) от самого значимого для них к самому не значимому. Были получены следующие результаты.
Школьниками основополагающим мотивом для вступления в супружеские отношения был выбран мотив «любовь». На втором месте «следование традициям (все выходят замуж/женятся)». На третьем месте оказался мотив «престиж или поиск материальных благ». Далее с небольшой разницей в показателях одним за другим расположились следующие мотивы: «боязнь одиночества», «из чувства долга». Шестой ранг учащиеся 11-х классов присудили мотиву «бегство от родителей». Последнее место из представленных мотивов присудили мотиву «из чувства мести».
У студентов 5 курса педагогического института (педфак, матфак, истфак, худграф, дошфак, географак) ситуация сложилась аналогичным образом. Наиболее значимой мотивационной составляющей вступления в брак, так же как и для школьников оказался мотив «любовь». Второй по значимости отмечен мотив «следование традициям (все выходят замуж/женятся)». Третье место присудили мотиву «престиж или поиск материальных благ». На четвертой ступени расположился мотив «боязнь одиночества», далее за ним на пятом месте мотив «из чувства долга». Мотиву «бегство от родителей» присудили пятое место. Мотивом «из чувства мести» студенты, как и школьники, расположили его на последнем седьмом месте (Таблица 1, 2).
Таблица 1
Проранжированные мотивы для вступления в брак
Студенты |
Место |
Школьники |
Любовь |
1 |
Любовь |
Следование традициям (Инициатива родителей) |
2 |
Из чувства долга |
Престиж поиск материальных благ |
3 |
Следование традициям (Инициатива родителей) |
Боязнь одиночества |
4 |
Боязнь одиночества |
Из чувства долга |
5 |
Престиж, поиск материальных благ |
Бегство от родителей |
6 |
Бегство от родителей |
Месть |
7 |
Месть |
Принципиальных различий в средних значения факультетах нет. Первое место студенты всех факультетов отдали мотиву «любовь», а последнее место — мотиву «месть».
Таблица 2
Проранжированные мотивы для вступления в брак в гендерном аспекте
Юноши |
Место |
Девушки |
Любовь |
1 |
Любовь |
Из чувства долга |
2 |
Из чувства долга |
Следование традициям (Инициатива родителей) |
3 |
Престиж поиск материальных благ |
Боязнь одиночества |
4 |
Бегство от родителей |
Престиж поиск материальных благ |
5 |
Боязнь одиночества |
Бегство от родителей |
6 |
Следование традициям (Инициатива родителей) |
Месть |
7 |
Месть |
Таблица 3
Анкета респондентов-школьников
Вопрос |
Варианты ответов |
Юноши % (чел.) |
Девушки % (чел.) |
В целом выборка % (чел.) |
Считаете ли вы себя готовым к семейной жизни≤ |
да |
13,9 (7) |
31 (19) |
23,1 (26) |
нет |
86,1 (44) |
69 (43) |
76,9 (87) |
|
Есть ли у вас опыт совместного проживания со своей «второй половиной» |
да |
11,1 (6) |
7,1 (4) |
9 (10) |
нет |
88,9 (45) |
92,9 (58) |
91 (103) |
|
Как вы относитесь к «гражданскому браку≤ |
положительно |
30,6 (16) |
23,8 (15) |
26,9 (31) |
отрицательно |
19,4 (10) |
40,5 (25) |
30,8 (35) |
|
безразлично |
50 (25) |
35,7 (22) |
42,3 (47) |
|
По-вашему, беременность или рождение ребенка является основанием для вступления в брак≤ |
да |
77,8 (40) |
61,9 (39) |
69,2 (79) |
нет |
22,2 (11) |
38,1 (23) |
30,8 (34) |
|
Согласны ли Вы с утверждением: «С милым рай и в шалаше»≤ |
да |
69,4 (35) |
71,4 (44) |
70,5 (79) |
нет |
30,6 (16) |
28,6 (18) |
29,5 (34) |
|
Кто, по вашему мнению, должен быть инициатором совместной семейной жизни≤ |
мужчина |
86,1 (44) |
95,2 (59) |
91 (103) |
женщина |
13,9 (7) |
4,8 (3) |
9 (10) |
Как, видно по результатам анкеты (Таблица 3), мы выявили, что из всех опрошенных школьников 9 % уже имели опыт совместного проживания со своей «второй половиной». Таких среди юношей больше, чем среди девушек.
Из опрошенных учеников 11-го класса к так называемому «гражданскому браку» положительно относятся 26,9 %, отрицательно 30,8 % и безразлично 42,3 %. Отсюда видим, что почти половине учащихся безразлично зарегистрирован брак или нет. Особенно пугает тот факт, что численный перевес тех, кто негативно относится к такому явлению как «гражданский брак» не намного больше, тех, кто положительно к этому относится. Это является демонстрацией того, что ценность такого социального института как семья в её традиционной форме теряется, и на её смену приходят альтернативные формы браков, в том числе и сожительство, каковым является незарегистрированный брак. Посмотрим различия между ответами юношей и девушек. 50 % юношей безразлично относятся к незарегистрированным бракам, а 30,6 % относятся положительно и всего 19,4 % — отрицательно. У девушек же наоборот: большинство, 40,5 % относятся отрицательно и 23,8 % положительно. Это свидетельствует, о том, что юноши больше склонны к «гражданским бракам», чем девушки.
На вопрос: «Является ли беременность или рождение ребенка основанием для вступления в брак≤», — 69,2 % учащихся ответили «да», а 30,8 % ответили «нет». Эту ситуацию можно трактовать двояко: с одной стороны это можно охарактеризовать положительно, так как это значит, что современная молодежь в лице выпускников школы осознает необходимость нести ответственность за свои поступки, что ребенку нужны оба родителя, о долге перед ним. С другой стороны, это означает, что школьники изначально допускают такую возможность как вступления в брак по беременности, при этом, возможно не всегда осознавая, что такой брак, основанный лишь на этом основанием, мало сулит добра, счастливой семейной жизни. В гендерном аспекте результаты девушек и юношей принципиально не различаются.
Нами был задан еще один вопрос: «Согласны ли Вы с утверждением: «С милым рай и в шалаше»≤ На что 70,5 % респондентов ответили «да» и 29,5 % ответили «нет». Это может свидетельствовать, что большинство учащихся 11-х классов материальными благами интересуются не в первую очередь. В этом вопросе, как и в предыдущем принципиальных различий между ответами юношей и девушек выявлено не было.
И последний вопрос был связан с тем, кто, по их мнению, должен быть инициатором совместной семейной жизни. Большинство, а точнее 91 % учащихся ответили, что им должен быть мужчина, и только 9 % посчитали, что это должна быть женщина. В этом вопросе и девушки и юноши солидарны.
На основе полученных результатов исследования были разработаны концептуальные основы электронного учебника для старшеклассников по курсу «Психология современной семьи».
Гипотеза исследования подтвердилась, действительно на проявления гендерных различий в мотивах вступления в брак оказывает влияние возраст испытуемых.
Результаты исследования говорят о том, что все-таки современная молодежь в своем большинстве считает «любовь» основополагающим мотивом при принятии решения вступления в брак, что, безусловно, радует. Тем не менее, мотив «престиж или поиск материальных благ» находится далеко не на последнем месте и можно предположить, что если со школьной скамьи у подрастающего поколения не воспитывать ценностное отношение к семье как основополагающей составляющей здорового общества и не культивировать нравственность, а также высокий уровень духовной культуры, у современной молодежи в скором будущем этот мотив займет ведущую позицию. В настоящее время молодое поколение воспитывается в основном реалиями сегодняшнего дня. Какими будут наши дети в завтрашней взрослой жизни, зависит от того, научим ли мы их бережно относиться к семье как самой большой ценности для человека [5].
Литература:
1. Андреева Т. В. Семейная психология: Учеб. пособие. — СПб.: Речь, 2004. — 244 с.
2. Антонов А. И., Медков В. М. Социология семьи. — М.: Изд-во МГУ, 1996. — 304 с
3. Ковалев С. В. Психология современной семьи. М.: Просвещение, 1988. — 208 с.
4. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. студ. высш. учеб. заведений / Е. И. Артамонова, Е. В. Екжанова, Е. В. Зырянова и др.; Под. Ред. Е. Г. Силяевой. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 220 с.
5. Урбанович Л. Н. Нравственные основы семьи и брака. Система работы со старшеклассниками и родителями. — М.: Издательство «Глобус», 2009. -256 с.