- Название темы урока и класс (группа, возраст), в котором он проводится: «Звуки [З], [З’]»; старшая группа (5 лет)
- Цель урока — создание условий для знакомства детей со звуками [З], [З']
Задачи урока:
Обучающая (образовательная) :
— научить детей характеризовать звуки [З], [З'] с опорой на различные виды контроля.
Воспитывающая :
— воспитывать положительную мотивацию к занятиям;
— самоконтроль за своей речью, умение слушать друг друга.
Развивающая :
— уточнять артикуляционный уклад при произнесении звуков;
— продолжать упражнять детей в анализе слогов, слов;
— развивать общую и мелкую моторику.
- Тип урока — занятие с целью овладения новыми знаниями
Вид урока — урок-беседа в игровой форме
Структура урока с указанием последовательности его этапов и примерного распределения времени по этим этапам:
1) Введение в игровую ситуацию ( 5 минут)
Здравствуйте, ребята! Я очень рада встрече с вами. Меня зовут ( имя логопеда ). Сейчас по цепочке мы с вами познакомимся (дети называют свои имена по цепочке).
Кое-кто еще хочет с вами познакомиться, смотрите …(звук… [з-з-з-з], появился гость — игрушка инопланетянина).
Кто же это такой? (дети отвечают: инопланетянин).
Правильно. Нашего гостя-инопланетянина зовут Зумик, и он очень хочет сегодня с вами пообщаться и поиграть. Ну что, поиграем с Зумиком?
Смотрите, какие красивые звезды принес нам Зумик! Давайте устроим звездопад — сядьте удобно, возьмите по звездочке, положите на ладошку. Спинку выпрямите, делаем глубокий вдох носом и выдыхаем ртом на наши звезды. Щеки не надуваем! Раз, два, три — звездочка лети!
2) Актуализация знаний (5–7 минут)
А вот еще интересная игра. Сначала послушайте стихотворение и ответьте, какой звук вы чаще будете слышать.
Зажглась зелёная звезда...
Запустят звездолёт туда.
Какой же звук? (отвечают [З]).
Правильно. Сегодня мы с вами познакомимся со звуками [З], [З'].
Возьмите зеркала, произнесите звук [З] и посмотрите, как вы его произносите. Что происходит с губами, зубами, языком, когда вы произносите звук [З]? (отвечают: губы в улыбке, зубы видны, сближены, но не сомкнуты, кончик языка находится за нижними зубами. Боковые края языка плотно прижаты к зубам).
Произнесите звук [З'] и посмотрите, как вы его произносите. Что происходит с губами, зубами, языком, когда вы произносите звук [З']? ( отвечают: кончик языка упирается в нижние передние зубы; губы растянуто в улыбке и не закрывают зубов; зубы сомкнуты или сближены).
3) Затруднение в ситуации (5–7 минут)
Зумик предлагает вам поиграть в игру «Кулак — ладонь». Я буду произносить слоги. Услышите слог, в котором есть звук [З], поднимите кулак, звук [З'] — ладонь.
За, зё, зы, зо, зя, зу, зи, зэ, зе, зю.
Какие вы внимательные! А теперь еще одна игра: нам надо с вами произнести четко чистоговорки, выделяя звуки [З], [З'] и выполнять движения.
За-за-за — во дворе стоит коза.
Зу-зу-зу — накормлю травой козу.
Зы-зы-зы — отойдите от козы.
Зи-зи-зи — сено козе отвези.
Зе-зе-зе — сено я даю козе.
Зя-зя-зя — козу дразнить нельзя!
4) Открытие нового знания или способа действия (5–7 минут)
Еще Зумик принес нам свои инопланетные ракеты. Какие они красивые и разные. Чем они отличаются? (одна зеленая, другая синяя). Верно. Нам надо расселить картинки в эти ракеты. Как вы думаете, что отправится в полет на ракете с синим корпусом? (твердый звук [З]).
А в ракете с зеленым корпусом? ( мягкий звук[З’]).
Хорошо, правильно.
(повторение звуко-слоговой структуры слова). А теперь нам надо составить схему слова «ЗИМА». Перед вами лист и цветные кружочки.
З — согласный, мягкий, зелёным цветом
И — гласный, красным цветом
М — согласный, твердый, синим цветом
А — гласный, красным цветом
В слове ЗИМА 2 слога, ударение на второй слог.
5) Введение новых знаний в систему познаний (5–7 минут)
Для вас Зумик приготовил задание на внимание. Слушайте внимательно и закончите предложение.
Извиваясь и шипя, по земле ползёт... ЗМЕЯ
Зайку бросила хозяйка, на скамейке мокнет... ЗАЙКА
Нам попалась на глаза очень злющая... КОЗА
Хорошо. А теперь я говорю вам один предмет, а вы много.
Зуб — зубы
Заяц — зайцы
Зебра — зебры
Ваза — вазы
Коза — козы
Магазин — магазины
Газета — газеты
Стрекоза — стрекозы
Музей — музеи
Обезьяна — обезьяны
6) Осмысление (итог) (3–5 минут)
Ребята, вы все большие молодцы. Дружно работали. Зумику с вами очень понравилось играть. А вы бы хотели, что Зумик еще к вам пришел в гости? Почему?
Зумик для вас приготовил красивые звезды, которые будут вам помогать сегодня (раздать наклейки-звезды детям за работу на занятии).
Слушайте внимательно, что вам нужно будет сделать дома. Нарисуйте животное, в названии которого есть звук [З], и в следующий раз мне покажете, и мы устроим выставку «Веселый зоопарк». До свидания!
- Содержание учебного материала:
- Игра на знакомство, дыхательная гимнастика
- Знакомство со звуком
- Развитие фонематического слуха, физминутка
- Работа над звуковым анализом слов
- Образование множественного числа существительного
- Рефлексия, самооценивание
- Методы и приемы работы педагога в каждой части урока:
- Словесный (беседа-знакомство)
- Наглядный (определение артикуляции с помощью зеркал)
- Словесный (физминутка, устное упражнение)
- Наглядный (звуковая схема слова)
- Словесный (дополнение, поочередное проговаривание)
- Словесный: поощрение, беседа (обмен впечатлениями от занятия)
- Учебно-методическое обеспечение, а также средства и учебное оборудование, необходимое для проведения урока:
— кукла инопланетянин Зумик (может быть распечатанная картинка)
— звездочки для дыхательной гимнастики
— зеркала по количеству детей
— листы к заданию «Звуковые схемы»
— кружочки красного, синего, зеленого цветов для звуковых схем
— картинки с изображением
— наклейки-звезды для поощрения
- Задание на дом: нарисовать животное, в названии которого есть звук [З].
- Перечень дополнительных форм организации обучения, необходимых для повышения эффективности усвоения темы данного урока:
— домашняя самостоятельная работа
— взаимодействие с воспитателем (предложить воспитателю вспомнить вместе с детьми животных, в названии которых есть звук [З], показать соответствующие картинки/фотографии).