Обучение иностранному языку направлено на комплексное развитие коммуникативной, когнитивной, информационной, социокультурной, профессиональной и общекультурной компетенций студентов. Эффективность формирования компетенции зависит не только от понимания ее сущности, структуры и содержания, но и от соблюдения педагогических условий ее формирования. В данной статье рассматриваются педагогические условия формирования социокультурной компетенции у студентов факультета физической культуры педагогического вуза.
Ключевые слова:обучение иностранным языкам, социокультурная компетенция, педагогические условия формирования социокультурной компетенции, факультет физической культуры.
Социокультурная компетенция, о педагогических условиях формирования которой пойдет речь в данной статье, в Федеральных государственных образовательных стандартах высшего профессионального образования третьего поколения не прописывается, но ее составляющие входят в общекультурные, общепрофессиональные и профессиональные компетенции выпускников [11, с. 3–5]. К тому же, в одном из положений Примерной программы для преподавания иностранных языков по дисциплине «Иностранный язык» указано на то, что обучение иностранному языку направлено на комплексное развитие коммуникативной, когнитивной, информационной, социокультурной, профессиональной и общекультурной компетенций студентов [9, с. 3].
Общепризнано, что единой модели формирования социокультурной компетенции не существует. Различны условия обучения иностранному языку, как внешние: направленность обучения, исходный уровень владения, организация, продолжительность и форма обучения, наличие языковой среды, компетентность учителя, так и внутренние: возраст, сфера деятельности, мотивы изучения, принадлежность к коммуникативному типу, наличие учебных навыков и опыта изучения иностранного языка. Это дает основания для определения педагогических условий формирования социокультурной компетенции у студентов конкретной специальности, в нашем случае, у студентов факультета физической культуры педагогического института (далее ФФК). Сразу же хотелось бы уточнить, что мы ограничиваемся рассмотрением педагогических условий формирования социокультурной компетенции, формируемой только средствами предмета «Иностранный язык».
Учитывая особенности обучения иностранному языку студентов ФФК [5, с. 4–8], нами были выделены четыре педагогических условия.
Первое педагогические условие — направленность формирования мотивов на расширение профессионального опыта, установление профессиональных контактов и отношений в процессе межкультурной коммуникации.
У студентов ФФК ориентация на профессиональную деятельность выражена сильнее, чем у студентов других факультетов. В процессе обучения главным для значительной части студентов является повышение их спортивного мастерства [7, с. 23], [4, с. 25–26].А, как известно, сочетание познавательного интереса к предмету с профессиональной мотивацией оказывает наибольшее влияние на успехи в обучении.Учитывая это, мы считаем, что приоритетным в формировании социокультурной компетенции должно быть формирование мотивации, направленной на расширение межкультурного профессионального опыта, установление профессиональных контактов и отношений в процессе межкультурной коммуникации. Положительное воздействие на формирование мотивации в этом направлении оказывает профессиональная направленность учебной деятельности. Она достигается за счет использования на занятиях элементов, имитирующих будущую профессиональную деятельность (например, ролевых игр), и подбора интересных текстов. Необходимо активно использовать знания студентов из личного профессионального опыта. Студентам необходимо знать, что установление межкультурных профессиональных контактов и отношений необходимо для повышения профессионального мастерства и становления профессиональной компетентности. Для этого используются методы убеждения, внушения, стимулирования (одобрения), косвенного требования (намека, совета, просьбы), обсуждения. Учет преподавателем индивидуальных возможностей студентов, оптимальный уровень трудности создают предпосылки для создания ситуации успеха, формирования ответственности, положительной самооценки и уверенности в своих силах, включения студента в процесс обучения. Оптимальный уровень трудности обеспечивается за счет использования заданий разного уровня сложности. Большую роль в формировании мотивации играет и личность преподавателя: его личностные особенности и методическая грамотность.
Направленность студентов ФФК на повышение спортивного мастерства легла в основу и второго педагогического условия — усиление социокультурного аспекта содержания обучения иностранному языку за счет использования аутентичных текстов.
Как известно, содержание обучения иностранным языкам — категория, педагогически интерпретирующая цель обучения. Содержание обучения составляет все то, что входит в преподавательскую и учебную деятельность. Единой точки зрения на компонентный состав содержания обучения иностранным языкам нет. Тем не менее, единодушно в его состав включают предметный аспект (сферы, ситуации общения; темы, тексты и т. д.) и процессуальный аспект (навыки, умения). Выполнение второго педагогического условия связано с приданием предметному аспекту содержания обучения иностранным языкам социокультурной направленности, преимущественно за счет аутентичных текстов. Аутентичные тексты характеризуются естественным лексическим и грамматическим наполнением, использованием языковых средств, адекватных ситуации. Они показывают функционирование языка в форме, принятой его носителями. Информация, которую они содержат, может быть основой для развития умений выявлять, сопоставлять и интерпретировать сходства и различия родной и изучаемой культур; быть стимулом для обсуждения разнообразных проблем, таких как: относительность норм, традиций, систем ценностей, убеждений; аспекты национальной психологии, национального характера, системы ценностей русского народа и народов стран изучаемого языка; аспекты культуры страны, знание которых необходимо для иностранцев, планирующих ее посещение.
Достоинством использования аутентичных материалов является и то, что они могут подбираться не только преподавателем, но и самими обучаемыми. Это развивает у них привычку к поиску информации и самообразованию.
Третье педагогическое условие — использование оптимального сочетания форм и методов формирования социокультурной компетенции.
Внимательность к подбору форм и методов обусловлена особенностью учебного процесса на ФФК. Во-первых, студенты ФФК испытывают большую физическую и эмоциональную нагрузку, связанную с большим объемом спортивных дисциплин, тренировочным процессом и соревнованиями. Энергозатраты на тренировках и во время соревнований могут составлять от 3000 ккал (шахматисты) до 6500 (у спортсменов, занимающихся видами спорта, связанными с длительными и значительными физическими нагрузками) в сутки [2, с.116]. Примерный расход энергии человека, занимающегося умственной деятельностью, в 6–7 раз меньше расхода энергии человека, занимающегося физической деятельностью [12, с. 444].Во-вторых, специфика подготовки специалиста в области физической культуры и спорта предполагает частые отъезды на учебно-тренировочные сборы и соревнования, из-за чего у студентов отсутствует возможность регулярного посещения занятий. Например, студенты первого и второго курсов ФФК ИГПИ (общее количество студентов на двух курсах — 96 человек) только за один семестр пропустили 624 календарных дня по причине участия в соревнованиях и учебно-тренировочных сборах.В-третьих, при несоблюдении ряда педагогических условий спортивная деятельность может формировать такие качества, как агрессивность, чрезмерная мотивация и уровень притязаний, ведущих к проблемам в общении [7, с. 22]. 51 % студентов ФФК ИГПИ имеют высокий уровень притязаний, 39 % — высокий уровень агрессивности. Агрессивность может быть как физической, вербальной, так и косвенной. Она может выражаться в форме раздражения, негативизма, обиды, агрессии, чувства вины.
Учитывая представленные особенности учебной деятельности студентов ФФК, мы считаем, что оптимальными для формирования социокультурной компетенции у студентов ФФК являются игровая, групповая и самостоятельная формы организации учебной деятельности. Игровые формы работы способствуют созданию положительного фона на занятии, снятию психологических барьеров, снижению физической и эмоциональной нагрузки. Преимуществом игр является и то, что в данных упражнениях речевая деятельность рассматривается в социальном контексте (учитывается тема разговора, отношения между партнерами по общению, место и время действия и т. д.), что способствует приближению обучения к реальной жизни. Самостоятельная учебная работа используется в связи с отсутствием возможности регулярной работы. Управление самостоятельной работой происходит посредством формулирования вопросов и заданий, указания сроков консультаций и форм контроля. Групповые формы работы способствуют формированию толерантного поведения, избавлению от затруднений в общении. Преимуществами групповых форм являются решение конкретной задачи с максимальным эффектом, развитие творческого потенциала, опыт межличностного общения (формирование умений оценивать, анализировать ситуацию, слушать партнера, определять его намерение и уровень компетентности; умение принять разнообразные позиции и ценности) [10, с. 61–64].
Оптимальными методами формирования социокультурной компетенции студентов ФФК мы считаем кросс-культурный анализ и сравнение, анализ инцидентов, метод «культурных капсул» [8, с. 26–40], ролевую игру и дискуссию. Кросс-культурный анализ и сравнение осуществляются посредством анализа и сопоставления культурных различий в нормах, ценностях и поведенческих образцах, которые отражены в аутентичных текстах. Сопоставительный анализ позволяет увидеть закономерности и тенденции в отображении мира людьми, говорящими на разных языках, и потом сориентироваться в сложных культурных отношениях. Анализ инцидентов — рассмотрение и обсуждение конфликтных межкультурных ситуаций, возникающих между представителями разных культур. Анализ и обоснование причин конфликта может осуществляться с опорой на различия в нормах речевого и неречевого поведения, адекватных ситуации. В этом случае комментируются возможные варианты позитивного вербального и невербального поведения, которые способствуют предотвращению конфликта. Метод «культурных капсул» акцентирует одно из различий в культурах. Дискуссия развивает умение слушать, передавать информацию, ставить вопросы и аргументировать. Она повышает мотивацию и вовлеченность участников в решение обсуждаемых проблем, дает эмоциональный толчок к последующей поисковой деятельности и показывает разные способы решения проблемы [1, с. 83]. Воспроизведение ситуаций, имеющих место в реальной действительности, что происходит в ролевой игре, способствует, помимо развития навыков выбора адекватного вербального и невербального поведения, развитию эмпатии по отношению к представителям иноязычной культуры [3, с. 158–161].
Четвертое педагогическое условие — педагогический мониторинг компонентов, входящих в структуру социокультурной компетенции. Компоненты, входящие в структуру социокультурной компетенции, подвергаются текущему, промежуточному и итоговому контролю. Основным диагностическим инструментом, выявляющим уровень сформированности когнитивного и функционального компонентов социокультурной компетенции, являются текущее наблюдение, опросные методы, анализ результатов деятельности, разработанные нами тестовые задания [6, с. 143–151]. Информацию о развитии личностных качеств студентов можно получить, наблюдая за поведением студентов, например, в процессе дискуссий (уважение точки зрения собеседника, эмпатия, умение сдерживать негативные эмоции, избегать категоричных оценок, умение вырабатывать общую точку зрения, приходить к консенсусу), комментария и анализа социокультурных явлений в устной или письменной форме (уважение к иноязычной культуре, положительное отношение к ее представителям, полицентричное видение мира). Итоговый контроль проводится при помощи социокультурного опросника [6, с. 143–151] и самостоятельного научного исследования с последующей презентацией своих материалов.
Итак, учитывая особенности обучения иностранному языку студентов ФФК (направленность на повышение спортивного мастерства, большую физическую и эмоциональную нагрузку, отсутствие регулярных занятий, агрессивность и высокий уровень притязаний), нами были выделены следующие педагогические условия формирования социокультурной компетенции:
- направленность формирования мотивов на расширение профессионального опыта, установление профессиональных контактов и отношений в процессе межкультурной коммуникации;
- усиление социокультурного аспекта содержания обучения иностранному языку за счет аутентичных текстов;
- использование оптимального сочетания форм и методов формирования социокультурной компетенции;
- педагогический мониторинг компонентов, входящих в структуру социокультурной компетенции.
От соблюдения этих педагогических условий зависит успешность формирования социокультурной компетенции.
Литература:
1. Болина, М. В. Формирование социокультурной компетентности будущего учителя: дисс.... канд. пед. наук [Текст] / М. В. Болина. — Челябинск, 2000. — 176 с.
2. Вайнбаум, Я. С. Гигиена физического воспитания и спорта [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Я. С. Вайнбаум, В. И. Коваль, Т. А. Родионова. — М.: Академия, 2002. — 240 с.
3. Гусева, А. В. Формирование социокультурной компетенции в процессе обучения устному иноязычному общению: Школа с углубленным изучением иностранного языка, французский язык: дисс. … канд. пед. наук [Текст] / А. В. Гусева. — М., 2002. — 235 с.
4. Зуева, Л. Ф. Формирование социолингвистической компетенции студентов вузов физической культуры: дисс.... канд. пед. наук [Текст] / Л. Ф. Зуева. — Малаховка, 2002. — 180 с.
5. Пахотина, С. В. Особенности обучения иностранному языку студентов факультета физической культуры педагогического вуза [Текст] / С. В. Пахотина // Новый университет: Актуальные проблемы гуманитарных и общественных наук. — Йошкар-Ола, 2013. — № 4. — С. 4–8.
6. Пахотина, С. В.Формирование социокультурной компетентности студентов неязыковых факультетов педагогического вуза (на примере факультета физической культуры): монография [Текст] /С. В. Пахотина. — Ишим: Изд-во ИГПИ им. П. П. Ершова, 2009. — 167 с.
7. Перепелкина, Ж. В. Теоретические и методические основы формирования готовности к использованию иностранного языка в процессе профессиональной подготовки специалистов по физической культуре: автореф. дисс.... док. пед. наук [Текст] / Ж. В. Перепелкина. — СПб, 2000. — 55 с.
8. Плужник, И. Л. Формирование межкультурной коммуникативной компетенции студентов гуманитарного профиля в процессе профессиональной подготовки: автореф. дисс. … док. пед. наук [Текст] / И. Л. Плужник. — М., 2003. — 46 с.
9. <Примерная программа для преподавания иностранных языков (английского, немецкого, французского, испанского) студентам естественных / гуманитарных / технических вузов и факультетов по дисциплине «Иностранный язык» блока гуманитарно-социально-экономических дисциплин (федеральный компонент ГОС ВПО) для неязыковых вузов и факультетов> [Текст] / разработана под руководством и под общей редакцией С. Г. Тер-Минасовой — [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.pandia.ru/text/77/191/15710.php. — (Дата обращения 10.06.2013).
10. Смирнова, Е. А. Профессиональное направление формирования социокультурной компетенции в процессе подготовки будущих учителей иностранного языка: на материале немецкого языка: дисс. … канд. пед. наук [Текст] / Е. А. Смирнова. — Воронеж, 2001. — 182 с.
11. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 050100 Педагогическое образование (квалификация (степень) «бакалавр») (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 22 декабря 2009 г. N 788) (с изменениями от 31 мая 2011 г.) [Текст]. — 17 с.
12. Холодов, Ж. К. Теория и методика физического воспитания и спорта [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Ж. К. Холодов, В. С. Кузнецов. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Академия, 2001. — 480 с.