Контракт жизненного цикла недвижимости как инструмент формирований и реализации государственных жилищных программ | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №11 (58) ноябрь 2013 г.

Дата публикации: 07.10.2013

Статья просмотрена: 233 раза

Библиографическое описание:

Янков, А. Г. Контракт жизненного цикла недвижимости как инструмент формирований и реализации государственных жилищных программ / А. Г. Янков. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2013. — № 11 (58). — С. 506-507. — URL: https://moluch.ru/archive/58/7979/ (дата обращения: 18.12.2024).

Пристальное внимание органов государственной власти к Контрактам жизненного цикла (далее КЖЦ) было обращено после поручения Первого заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Ф. И. Шувалова МЭР РФ, Минтрансу РФ, от 24 октября 2009 г. о разработке предложений по реализации КЖЦ в России. Впоследствии тема КЖЦ обсуждалась на заседании президиума Государственного совета состоявшемся 24 ноября 2009 г. в Ульяновске. По итогам совещания Президентом РФ были даны поручения Правительству РФ о разработке нормативных правовых актов, направленных, в частности, на обеспечение возможности реализации КЖЦ. Наконец, необходимость применения КЖЦ с целью привлечения частных инвестиций в рамках реализации инфраструктурных проектов была отмечена в Бюджетном послании Президента РФ Федеральному Собранию от 29 июня 2010 г. «О бюджетной политике в 2011–2013 годах» [2].

На сегодняшний день на территории РФ КЖЦ в основном внедряется в строительство автодорог и при закупках военной техники. Рассмотрение данного вопроса о внедрении инструмента КЖЦ в строительную сферу, а именно применительно к федеральной программе доступное жилье могло бы послужить к ускорению темпов строительства а так же повышению энергоэффективности возводимых зданий.

Указом Президента РФ от 4 июня 2008 года № 889 «О некоторых мерах по повышению энергетической и экологической эффективности российской экономики» предусмотрено снижение к 2020 году энергоёмкости валового внутреннего продукта РФ, в том числе жилищного строительства, не менее чем на 40 процентов. C целью создания правовых, экономических и организационных механизмов стимулирующих применение энергосберегающих и экологически чистых технологий в строительстве был принят Федеральный закон РФ от 23 ноября 2009 года № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности РФ». В Государственной программе «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности на период до 2020 года», принятой распоряжением Правительства РФ от 27 декабря 2010 г № 2446-р также содержится требование по снижению энергоёмкости валового внутреннего продукта РФ не менее чем на 40 процентов дол 2020 г. Требования к стадийному повышению энергетической эффективности на 15 % до 2015 г., еще на 15 % с 2016 г. и еще на 10 % с 2020 г содержатся в Приказе Министерства регионального развития РФ от 28 мая 2010 г. № 262 «О требованиях энергетической эффективности зданий, строений, сооружений». Таким образом, строительство жилых домов должно вестись с поэтапным увеличением требований по энергоэффективности зданий, что сопряжено с увеличением стоимости строительства квадратного метра жилья.

Вместе с тем, Указом Президента РФ от 07 мая 2012 г. № 600 «О мерах по обеспечению граждан РФ доступным и комфортным жильём и повышению качества жилищно-коммунальных услуг» Правительству РФ поручено до 2018 года обеспечить снижение стоимости одного квадратного метра жилья на 20 % путём увеличения объёма ввода в эксплуатацию жилья экономического класса [2].

Решение этих двух казалось бы взаимоисключающих задач может стать заключение КЖЦ. Ведь согласно условиям такого контракта, одна сторона — исполнитель инфраструктурного проекта за свой счет и с использованием собственных материалов возводит инфраструктурный объект и эксплуатирует его в течение всего расчетного срока эксплуатации (жизненного цикла), осуществляя ремонт, уход и обслуживание, а другая сторона — государство или муниципальное образование оплачивает за счет бюджета соответствующего уровня услуги по предоставлению объекта в пользование (например, предоставление в общее пользование бесплатных автодорог, предоставление административного здания) либо публичные услуги, оказываемые с помощью такого объекта (обучение в школе, вузе;).

Вопрос остается лишь в том, в чьей собственности (государства, муниципалитета или частного партнера) будет находиться имущество, созданное в рамках действия контракта жизненного цикла, принципиального значения не имеет. Для целей бухгалтерского учета и налогообложения предпочтительнее частная собственность, однако отдельные инфраструктурные объекты могут быть законодательно ограничены в обороте (например, причальные стенки морских, устьевых и речных портов). Тогда оптимальным решением будет передача таких объектов в доверительное управление частному партнеру, что может являться одним из условий контракта [1].

Для государства КЖЦ имеет следующие преимущества: общественная полезность; минимизация рисков некачественного проектирования; отсутствие разрыва ответственности частного партнера за проектирование и строительство; оплата по контракту только в случае поддержания объекта в соответствии с функциональными параметрами; оплата по контракту «в рассрочку»; отсутствие непредсказуемых будущих затрат на поддержку инфраструктуры.

Для частного партнера преимущества КЖЦ заключаются в следующем: возможность получения от государства крупного контракта на проектирование–строительство–эксплуатацию; свобода в выборе проектных и технических решений; возможность привлечения финансирования на выгодных условиях; отсутствие риска спроса; возможность снижения затрат на строительство и эксплуатацию за счет качественного проектирования и передовых технологий [2].

Обзор развития перспектив использования систем контракта жизненного цикла в строительной отрасли указывает, что данное направления регулирования является в настоящее время самым эффективным инновационным инструментом государственно-частного партнерства, особенно в сфере формирования современного рынка энергоэффективного жилья, а также при формировании и реализации государственных жилищных программ.

Литература:

1.     Фрейдин И. В. Контракты жизненного цикла как инструмент государственно-частного партнерства // Российское предпринимательство. -2011.-№ 10 Вып. 1 (193). — c. 33–38. -http://www.creativeconomy.ru/articles/13862/

2.     Интернет портал www.vegaslex.ru/ Контракт жизненного цикла (КЖЦ) новый механизм ГЧП в России — ноябрь 2010 — http://www.vegaslex.ru/text/53099

Основные термины (генерируются автоматически): РФ, жизненный цикл, частный партнер, валовый внутренний продукт, квадратный метр жилья, Правительство РФ, строительство, Указ Президента РФ, энергетическая эффективность.


Похожие статьи

Методы оценки эффективности организации системы государственного и муниципального заказа в Российской Федерации

Проблемные аспекты обеспечения прав граждан при осуществлении контроля и записи переговоров

Финансово-правовые средства как основа механизма финансово-правового регулирования государственного и муниципального заказа

Применение принципов управления качеством в рамках реализации национальных проектов

Проблемы и перспективы реализации IT-технологий в обучении специалистов системы СПО

Сравнительная характеристика залога земельных участков, как формы обеспечения кредитных обязательств в России и зарубежных странах

Планирование закупок для государственных и муниципальных нужд: анализ нового законодательства

Реализация и оценка эффективности государственных программ и проектов

Организация долгосрочных проектов в школе как средство реализации федеральных государственных стандартов основного общего образования

Теоретико-правовые основы муниципального заказа

В данной статье рассматривается сущность и правовое регулирование муниципального заказа, регламентированным Федеральным законом № 44-ФЗ, как один из специальных режимов в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципал...

Похожие статьи

Методы оценки эффективности организации системы государственного и муниципального заказа в Российской Федерации

Проблемные аспекты обеспечения прав граждан при осуществлении контроля и записи переговоров

Финансово-правовые средства как основа механизма финансово-правового регулирования государственного и муниципального заказа

Применение принципов управления качеством в рамках реализации национальных проектов

Проблемы и перспективы реализации IT-технологий в обучении специалистов системы СПО

Сравнительная характеристика залога земельных участков, как формы обеспечения кредитных обязательств в России и зарубежных странах

Планирование закупок для государственных и муниципальных нужд: анализ нового законодательства

Реализация и оценка эффективности государственных программ и проектов

Организация долгосрочных проектов в школе как средство реализации федеральных государственных стандартов основного общего образования

Теоретико-правовые основы муниципального заказа

В данной статье рассматривается сущность и правовое регулирование муниципального заказа, регламентированным Федеральным законом № 44-ФЗ, как один из специальных режимов в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципал...

Задать вопрос