В настоящее время в научной и специализированной литературе разные авторы дают разные определения термину «государственно-частное партнерство», делая акцент на разных сторонах данного понятия. Таким образом, актуален вопрос определения принципиально значимых характеристик государственно-частного партнерства (далее — ГЧП).
Анализ определений ГЧП в научной и специализированной литературе позволил выявить следующие принципиальные характеристики данного понятия:
1. Распределение ресурсов, рисков, ответственности, выгод государственного и частного партнеров
2. Решение государственных общественно-значимых задач в ходе взаимодействия государства и бизнеса
3. Длительный характер взаимодействия государства и бизнеса
4. Наличие юридического (правового) закрепления взаимодействия государства и бизнеса.
5. Добровольность участия
6. Наличие механизмов контроля качества работ, выполняемых частным партнером
На основе анализа термина «государственно-частное партнерство» в законах субъектов Российской Федерации и научной литературе предлагается использовать следующее определение государственно-частного партнерства в здравоохранении: «Государственно-частное партнерство в здравоохранении — сотрудничество федеральных органов власти и (или) органов власти субъекта РФ и частного партнера в целях реализации приоритетных задач развития здравоохранения посредством распределения выгод, затрат и рисков, осуществляемое на принципах долгосрочности, добровольности, управляемости, юридической обоснованности.
Лидерами в сфере государственно-частного партнерства в здравоохранении являются Великобритания, Канада, Франция, Германия, США.
В настоящее время в Великобритании государственно-частное партнерство активно реализуется в самых разных сферах общественных отношений.
В Великобритании доля проектов, финансируемых на принципах ГЧП, в области здравоохранения составляет 22 %. При помощи контрактов ГЧП было реализовано более 100 проектов в здравоохранении. В том числе строительство госпиталя в Великобритании (611 млн.дол., 34 года); реконструкция онкологического центра в Великобритании. Всемирно известный государственный онкоцентр «Кристи» в Манчестере подписал соглашение с группой частных компаний HCA International, которая инвестировала в новый проект 14 миллионов фунтов стерлингов [1].
Опыт Великобритании в использовании ГЧП в целом подтверждает эффективность и перспективность использование такого формата взаимодействия государства и бизнеса, в особенности в сфере здравоохранения.
Проекты государственно-частного партнерства в Канаде реализуются более чем в 25 областях общественных отношений, в том числе при реконструкции медицинских учреждений на всех уровнях публичной власти [2, c.267–278].
В настоящее время ГЧП является важным механизмом развития социальной и экономической инфраструктуры Австралии. ГЧП активно используется при строительстве больниц.
В Российской Федерации крайне актуальна реализация государственно-частного партнерства в здравоохранении. Экономическая эффективность государственных медицинских учреждений в большинстве является низкой. Высокий уровень износа основных фондов, недостаток финансирования являются основными стимулирующими факторами формирования и развития практики государственно-частного партнерства в здравоохранении.
Основными направлениями взаимодействия государства и бизнеса в здравоохранении являются:
1. Оказание медицинских услуг. В случае, когда государство не имеет производственных и организационных возможностей для качественного оказания определенного вида медицинских услуг в соответствии с гарантированным государством перечнем актуальным является заключение договора на выполнение государственного заказа с частными медицинскими организациями. В настоящее время в здравоохранении есть опыт реализации данного взаимодействия. Однако следует отметить следующие особенности. Во-первых интерес частных медицинских организаций в таком взаимодействии носит имиджевый характер и позволяет увеличить узнаваемость и привлечь население к получению платных услуг, но не имеет прямой экономической выгоды. Такая ситуация связана с тем, что тарифы обязательного медицинского страхования чаще всего не покрывают фактических затрат на оказание медицинской услуги. Оказав высокого качества бесплатную медицинскую услугу частный партнер рассчитывает на то, что пациент приобретет дополнительно платные медицинские услуги. В результате данного взаимодействия государство постепенно переключает населения с оказания медицинской помощи бесплатно на платную основу. Во-вторых не до конца проработан вопрос отбора частной медицинской организации в конкуре на государственный заказ и мониторинга за ее деятельностью с точки зрения обеспечения требуемого уровня качества оказания медицинских услуг. В-третьих взаимодействия как правило ограничивается годовым контрактом на оказание медицинских услуг и по своей сути позволяет закрыть имеющуюся проблему (государство не справляется с объемами оказания медицинских услуг) в краткосрочном периоде и не решает ее в долгосрочном периоде.
2. Аренда имущества. В зависимости от сложившейся ситуации в аренду может быть представлено: неиспользуемые или высвобожденные в результате организационно-технических мероприятий помещения государственных медицинских организаций; временно неиспользуемое оборудование принадлежащее государственной организации; оборудование неиспользуемое в связи с приобретением более современного, помещение оснащенное оборудованием. С другой стороны излишек помещений и оборудования может быть свойственен и для частной медицинской организации. В этом случае арендатором может выступать государство. Как и в предыдущем направлении взаимодействии — аренда имущества является как правило вариантом «латаини дыр», а не стратегическим решением. Однако в отличие от первого направления может иметь не только краткосрочный, но среднесрочный и долгосрочный характер.
3. Аренда персонала (аутстаффинг) Аутстаффинг — привлечение компанией на время выполнения определенного проекта внештатных специалистов, имеющих необходимые знания, навыки и опыт. Также в рамках данной технологии практикуется выведение сотрудников за штат компании-заказчика и оформление их в штат компании-провайдера (аутстаффера), которая выполняет все обязанности работодателя. Сотрудники при этом продолжают работать на прежнем месте и выполнять прежние обязанности, но компания-заказчик не заключает с ним каких-либо соглашений, не оплачивает его труд, а лишь оплачивает услуги аутстаффера.
4. Аутсорсинг. В условиях, когда реализация непрофильных видов деятельности государственной медицинской организации обходится дороже, чем их передача частному бизнесу целесообразен их аутсорсинг. Чаще всего функциями, передаваемыми на аутсорсинг в здравоохранении являются: информационные технологии, бухгалтерский учет, клининг. В отдельных случаях может быть рассмотрен вопрос передачи на аутсорсинг организации питания в государственных медицинских организациях, работы прачечных, ремонт и содержание зданий и оборудования, лабораторных исследований. В настоящее время аутсорсинг в большинстве медицинских организаций ограничен сроком в 1 год. Однако при заключении контракта государственно-частного партнерства договор аутсорсинга может быть заключен на долгосрочный период (15–20 лет). Именно долгосрочный контракт выгоден аутсосеру, так как как правило вложения в передаваемую функцию как раз в первый год требуют наибольших вложений и лишь спустя некоторое время начинают приносить аутсорсеру экономическую выгоду. На наш взгляд Основными выгодами аутсорсинга являются: экономия времени, более высокое качество передаваемых функций (услуг), обеспечиваемое узкой специализацией, возможность привлечения ресурсов аутсорсера в условиях отсутствия у бюджетных учреждений возможности получения кредитов, высвобождение ресурсов медицинской организации для других целей.
5. Финансовое взаимодействие. Финансовое взаимодействие может осуществляться в следующих формах: привлечение частного капитала для решения социально-значимых задач с возмещением части вложенных денег на основе отсроченных и частичных платежей (характерно для контрактной формы государственно-частного партнерства), предоставление грантов частному медицинскому бизнесу для реализации социально-значимых проектов в здравоохранении, добровольные взносы бизнеса в виде благотворительных взносов в государственные медицинские организации (социальная ответственность бизнеса), прямое инвестирование государства в частную медицинскую организацию с получением доли в уставном капитале (создание совместных медицинских организаций — институциональная форма государственно-частного партнерства)
6. Обмен управленческими технологиями. Может быть реализовано в ходе курсов повышения квалификации, практических семинаров и тренингов. При этом носителем знаний может являться как государство, так и бизнес.
7. Формирование баз данных идей для решения актуальных проблем в здравоохранении и разработка и реализация проектов по их воплощению.
Участие государства и бизнес может быть на разных стадиях в зависимости от компетенций. В настоящее время именно данное направление наиболее актуально и менее всего проработано как с организационной, так и с нормативно-правовой стороны. По сути данное направление не смотря на то, что соответствует существенным признакам государственно-частного партнерства по определению им не является. В этом направлении взаимодействии интерес представляет организационное взаимодействие, которое не всегда требует передачи имущества в долгосрочное пользование, более того может даже не требовать дополнительного финансирования.
Взаимодействие государственных органов управления в сфере здравоохранения и частным партнером строится на основе имеющихся каждой стороной компетенций. Государственный партнер имеет следующие компетенции: правовые полномочия, участие в формировании спроса (государственного заказа) на медицинские услуги. Государственный партнер владеет большим имущественным комплексом в здравоохранении и трудовыми ресурсами. Частный партнер владеет навыками эффективного управления, умениями рационально использовать ресурсы (трудовые, материально-технические, финансовые). Частный партнер является носителем современных управленческих и медицинских технологий. Каждый из партнеров в определенный период времени обладает финансовыми ресурсами, которые могут быть вложены в интересующий объект в сфере здравоохранения.
Таким образом, взаимодействие государства и бизнеса в здравоохранении объединяет сильные стороны каждого из партнеров.
Для того, чтобы взаимодействие между государством и бизнесов в здравоохранении состоялось, требуется совместный интерес каждой из сторон.
Основными ожидаемыми выгодами органов власти в сфере здравоохранения от взаимодействия частным партнером являются:
- возможность разработки стратегии развития здравоохранения без секторального разделения на государственное и частное здравоохранение;
- привлечение финансовых ресурсов;
- уменьшение финансовых и производственных рисков;
- внедрение современных методов управления в здравоохранение;
- сокращение государственных капитальных вложений в здравоохранение, следовательно, высвобождение средств на другие приоритеты в сфере здравоохранения;
- повышение эффективности оказания медицинских услуг за счет поиска резервов сокращения затрат без потери качества;
- окращение сроков реализации проектов в сфере здравоохранения;
- повышение качества и доступности медицинских услуг;
- повышение сервиса при оказании медицинской помощи;
- создание новых рабочих мест, перевод персонала из государственной медицинской организации в частную (при реализации некоторых направлений взаимодействия государства и бизнеса);
- сохранение прав собственности на объекты здравоохранения передаваемые частному партнеру.
Частный партнер, вступая во взаимодействие с государственными органами управления в сфере здравоохранения, ожидает следующих выгод:
- доступ к государственным активам и ресурсам в сфере здравоохранения;
- стабильность развития бизнеса (особенно при реализации государственно-частного партнерства гарантии денежных потокв в долгосрочной перспективе)
- государственная поддержка при реализации инновационных проектов в здравоохранении.
- распределение финансовой нагрузки, в тех случаях когда государство возмещает часть инвестированных средств в совместный проект в здравоохранении.
В настоящее время в России в сфере здравоохранения реализуются следующие проекты государственно-частного партнерства [3]:
Строительство многопрофильного медицинского центра в г.Белгороде (дата начала — 2010г.), стоимость более 300 млн. рублей. Это совместный проект страховой компании и администрации Белгородской области: здание предоставлено властями, а инвестиции в строительство и оснащение — частные средства. Городские власти вошли в число акционеров центра, им принадлежит 25 % акций.
Строительство перинатального центра в г.Казань (дата начала — 2008г). В качестве партнеров выступают ООО «Ава-Петер», Минздрав Республики Татарстан и администрация Казани. Общая сумма инвестиций составляет 13,4 млн долл.
Крупный комплексный проект в сфере здравоохранения — Центр высоких медицинских технологий «Нижегородский онкологический научный центр». Реализуется по инициативе научной, медицинской и деловой общественности при поддержке администрации Нижегородской области в формате частно-государственного партнерства. Общая сумма инвестиций — 15,7 млрд руб.; консолидированные бюджетные ассигнования — 7,0 млрд руб.; коммерческие инвестиции — 8,7 млрд руб. По предложенной инициаторами схеме ГЧП (строительство — владение — передача) частный инвестор должен построить и эффективно эксплуатировать комплекс, а государство оплачивать ему услуги по тарифам, в которые помимо текущих расходов заложен возврат инвестиций.
Создание центра экстракорпорального оплодотворения в Новосибирской области (дата начала — 2010 г),
Строительство детской областной больницы в г.Вологда (дата начала — 2007),
Создание и эксплуатация гемодиализного центра в г.Бугульме республики Татарстан (дата начала — 2008),
Создание и эксплуатация межрайонного центра амбулаторного гемодиализа в г.Казани (дата начала — 2010)
За последние 2 года на условиях концессии в России начаты следующие проекты: Стоматологическая поликлиника № 6 (Новосибирск), Роддом № 1 (Новосибирск).
В 2011 году был реализован проект по передаче в концессию центра планирования семьи и репродукции ГАУЗ «РКБ» Министерства здравоохранения республики Татарстан.
В ближайшее время планируются к реализации проекты государственно-частного партнерства:
- Строительство детского санатория круглогодичного действия в Вологодской области,
- проектирование и строительство в г.Петрозаводске комплекса зданий ГУЗ «Бюро судебно-медицинской экспертизы» республики Карелия,
- строительство диализного центра в г.Хабаровске,
- реконструкция хирургического корпуса больницы Ульяновской области (3,5 млрд руб.),
- реконструкция клинической больницы № 63 (Москва) (5,5 млрд руб., срок 49 лет)
- реконструкция городской больницы № 40 (Санкт-Петербург) (3,3 млрд руб., срок 32 года)
- строительство детской и взрослой поликлиники в жилом комплексе Славянка (Санкт-Петербург) (0,4 млрд. руб., 30 лет)
Необходимость увеличения либо оптимизации расходов государства на здравоохранение в условиях ограниченности бюджетных ресурсов заставляет правительства государств всего мира прибегать к заключению контрактов с частными предприятиями с целью повышения эффективности оказываемых медицинских услуг. Применение государственно-частного партнерства в этой области (как и в других областях общественных отношений) однозначно и автоматически гарантирует положительные результаты, характеризующиеся такими важными показателями, как увеличение качества медицинских услуг и, одновременно, как увеличение доступности медицинских услуг с точки зрения сохранения их бесплатности либо установления доступного уровня их стоимости для потребителей.
Литература:
1. Ануфриев С. Законы — не главное. [Электронный ресурс] / / Эксперт «Эксперт Северо-Запад» № 8 (554) 27 фев 2012, Режим доступа — http://expert.ru/northwest/2012/08/zakonyi---ne-glavnoe/ (дата посещения 25.09.2013)
2. Сазонов В. Е. Государственно-частное партнерство: гражданско-правовые, административно-правовые и финансово-правовые аспекты / Кафедра административного и финансового права Российского университета дружбы народов / Предисл. д.ю.н., проф. А. Б. Зеленцова. — М., 2012. — 492 с.
3. Федеральный портал «Инфраструктура и государственно-частное партнерство в России» // [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.pppi.ru/about/russian/ (дата посещения 25.09.2013)