Совершенно очевидно, что для качественных изменений в сфере образования необходимы столь же существенные сдвиги в профессиональной подготовке педагогов, которые терпят в современных условиях динамичные изменения, обусловленные необходимостью новых подходов к содержанию занятий со студентами, методам и формам организации воспитательного процесса высших образовательных учреждений, где профессиональная подготовка кадров играет решающую роль.
Если педагогические основы учебно-воспитательного процесса, в том числе и в педагогическом вузе, так или иначе, решаются, то дидактические предпосылки часто остаются не исследованными и настоятельно требуют глубокого научного анализа и выработки (дидактических) основ подготовки будущих кадров. Встает весьма актуальная проблема всестороннего совершенствования задач учебно-воспитательной работы, в данном случае — в процессе подготовки студентов к будущей профессии.
Современная цивилизация со всеми сложностями информационного и конфигурационного порядка, так или иначе, влияет на человека, в частности, на молодое поколение, в развитие их мировоззрения, уровня самосознания. Современное общество должно открыть перед молодыми все имеющиеся возможности для повышения его интеллектуального уровня, для развития его творческой инициативы и т. д.
Для формирования молодой личности исключительно важным является содержательный и разнообразный образ жизни. Молодежь как продолжатель материальной и духовной культуры должна понимать свое положение, свою роль в обществе, к которому она принадлежит, осознать свое прошлое, настоящее и будущее, а также установить необходимый контакт с окружающими.
Как правило, в процессе контакта, в нашем случае, общения педагог передает своему подопечному частичку самого себя, а во многих случаях — всего себя. Поэтому чем значительнее масштаб личности учителя, тем больше положительного влияния он сможет оказать на рост личности своего воспитанника; масштаб личности педагога определяет мерой его включенности в духовную культуру, профессиональными знаниями и навыками поведения.
Мотивационная сфера личности представляет собой сложную педагогическую систему. При этом одна и та же деятельность может быть вызвана различными стимулами. Применительно к обучению все эти стимулы подразделяются на внешние и внутренние по их отношению к процессу обучения и его содержанию. В частности, работу студента над (дипломным) проектом могут стимулировать такие внешние моменты, как престижность, стремление ярко проявить себя, влияние личности педагога, желание избежать плохих оценок и т. д. Современная педагогика не отрицает роли внешней мотивации в процессе обучения. Однако подобные стимулы не способны непосредственно влиять на эффективность и целенаправленность работы. Ценность любых вне учебных побудителей деятельности может определяться лишь тем, в какой степени они станут толчком к созданию внутренней мотивации в обучении, т. е. побуждений, непосредственно связанных с интересом к самой деятельности и ее содержанию.
Одно из определений понятию «молодeжь» дает В. Т. Лисовский: …молодежь − это поколение людей проходящих стадию социализации, усваивающих, а в более зрелом возрасте уже усвоивших, образовательные, профессиональные и другие социальные функции. В зависимости от конкретных исторических условий возрастные категории молодёжи могут колебаться от 16 до 30 лет. (3)
Тенденция возложения основной социальной функции в настоящем делает проблему исследования места и роли молодежи в социальной структуре общества особенно актуальной. В этом контексте рассматриваются во-первых, процесс становления социально активной личности молодого человека; во-вторых, влияние социальных различий на выбор профессии; в третьих, социальный мотив поведения молодежи и влияние роли молодых на социальную политику (С.Иконникова, В.Лисовский, И.Кон) и т. д. (1)
Но, несмотря на различие подходов, специалисты сходятся во мнении, что на сегодня практически отсутствует единая система гуманитарного воспитания и соответствующие ей методы, не исследованы в достаточной мере вопросы формирования активной жизненной позиции и особенности адаптации молодёжи в различных социальных сферах в условиях глубокой модернизации (С.Крапивинский). (2)
Эта единая система — ведущий признак профессиональной педагогической направленности. В целом профессионально-педагогическая направленность выступает как развитие активно-познавательной потребности, эмоционально-действенное отношение личности к будущей деятельности, осознание ею общественной значимости профессии.
Комплексная профессионально-педагогическая направленность преподавания специальных дисциплин способствует развитию профессиональной направленности личности будущего специалиста, его мировоззрения, характера, способностей, призвания, в чем, в конечном счете, заключается психологический смысл единства обучения и воспитания.
Понимая под обучением особый вид познавательной деятельности, ведущей к овладению знаниями, умениями и навыками, необходимо рассмотреть профессиональные специфические особенности, связанные с подготовкой молодого поколения в тесном контакте с ними.
И естественно, любая форма общения — это сложный психолого-педагогический творческий процесс. Именно здесь, в момент, когда личность выходит на «прямую» связь со слушателем, чтобы высказать ей свою точку зрения по поводу темы беседы, утвердить также свою позицию, одновременно с этим — увидеть, почувствовать, оценить реакцию и оценку собеседника.
Дидактика чаще своей основной задачей ставит выявление закономерностей, которым подчиняется процесс общения и использует их для совершенствования образования. Таким образом, в сферу дидактики включаются следующие задачи: определение оптимального объема общения для получения знаний, умений и навыков, которые необходимо дать студентам, выбор оптимальных путей обучения при помощи видов общения.
Под содержанием общения, следует понимать определенный объем не систематизированных знаний и навыков, необходимых будущему специалисту, чтобы осуществлять задачи психолого-педагогического значения.
Социальный принцип научности общения требует, чтобы в процессе обучения студенты овладевали достоверными знаниями, отвечающими современному уровню развития личности. Он предполагает развитие познавательной деятельности, творческий подход к своей профессии в дальнейшем, что достигается знакомством обучаемого.
Успех обучения в любой сфере человеческой деятельности зависит не только от точного определения ее целей и содержания, но в значительной степени и от способов достижения целей, другими словами, методов обучения.
В процессе занятий педагог, сознательно или интуитивно, в большей степени или меньшей, воздействует на внутреннюю мотивацию. Так, например, он стремится «зажечь» фантазию слушателя ярким показом, удачными ассоциациями, подбором соответствующей индивидуальности материала и т. д. Однако эффективность подобных педагогических приемов может быть и временной, связанной лишь с определенной учебной ситуацией, если усилия педагога не сконцентрированы на поиске и создании устойчивого внутреннего стимула всей работы студента. Показателем устойчивости такой формы мотивации является ее относительная независимость от внешних воздействий. Эта форма мотивации получила в психологии название устойчивой внутренней мотивации.
Важнейшей предпосылкой создания устойчивой внутренней мотивации в процессе работы студента над учебным материалом является наличие в сознании обучающегося целостного учебного образа изучаемого материала и создание на его основе личностного плана. Данный принцип сложился стихийно в творческой практике многих поколений художников, музыкантов, писателей, ученых. Связано это с тем, что любое обучение сложной высококвалифицированной деятельности, начинаясь с освоения элементарных навыков, не дает человеку представления о смысле и месте каждого из них в последующей деятельности, в результате снижается эффективность обучения.
В специальной философской и социологической литературе молодое поколение рассматривается как субъект социальных преобразований, как человеческий капитал, ресурс общества. Процесс идейного формирования новой личности объективно зависит от содержания стадий социализации и конкретных её механизмов, в связи с этим необходимым условием модернизации общества является система образования, культуры, естественная и социальная среда обитания молодого человека, социальный опыт.
Открытость и светский путь развития общества сделали доступными ценности общемировой культуры; развитие информационных систем, всеобщая компьютеризация приобщили молодёжь к расширению контактов, к самостоятельному поиску нужной для саморазвития информации; знакомство с различными идеологическими доктринами поставили перед выбором идейно-политических и нравственных ориентиров.
Анализ интерактивных форм и методов работы с молодёжью показывает глубокую заинтересованность студентов в неординарных новых условиях взаимодействия с преподавателем, консультантом, координатором вхождения как в область теоретических исканий, так и в практических мероприятиях, позволяющих самореализацию внутренним познавательным потребностям и эмоциональным мотивациям вхождения в реальные ситуации. В связи с чем, можно предположить, что нет индифферентных студентов, есть неинтересные формы работы с ними. Если не использовать подобных методов активной социализации молодежи, то энергия (эмоциональная, интеллектуальная) отдельных групп молодёжи может приобрести черты в лучшем случае безразличного отношения к действительности, а в худшем — черты отрицательного поведения.
Литература:
1. Кон И. Социология молодёжи. В кн.: Краткий социологический словарь. М.,1988.
2. Крапивинский С. Э. Социальная философия: Учебник. 4-е изд. — М.: Гум. изд. Центр «Владос», 2003.
3. Социология молодёжи / Под ред. В. Т. Лисовского. — СПб., Государственный Университет, 1996.