На протяжении финансовой истории современной цивилизации, система расчетов постоянно совершенствовалась в борьбе с собственными изъянами. Финансово-экономические потрясения последних лет, в частности, мировой финансовый кризис 2008 года, выявили серьезные проблемы в современной валютно-финансовой системе.
Государства с увеличивающимся индустриальным и финансовым потенциалом все чаще поднимают вопрос о возможном увеличении роли своих национальных валют в глобальной экономической системе. К примеру, саммит лидеров стран БРИКС (Бразилия, Россия, Китай, Индия, ЮАР) в марте 2012 года был посвящен проблемам мировой экономики и антикризисным мерам. В выступлениях выражалась мысль о том, что современная финансовая система работает недостаточно эффективно. Доминирование доллара и евро в современном многополярном мире перестало отвечать потребностям глобальной валютно-финансовой системы. Именно поэтому на повестку дня встала идея создания совместного Банка развития, что позволит отказаться от доллара и евро в расчетах между странами БРИКС и, следовательно, приведет к укреплению национальных валют. Президенты стран-участниц дали соответствующие поручение своим министрам финансов изучить реализуемость и жизнеспособность этой инициативы.
Данная статья — попытка ответить на вопрос: сможет ли Россия и другие страны БРИКС заявить о своих национальных валютах на мировой финансовой арене, отказаться в той или иной мере от доллара США, и тем самым, поставить вопрос о дальнейшем доминировании этой валюты?
Итак, современная международная валютная система, так называемая, Ямайская система, была создана в 1976 г. на Ямайке (г. Кингстон) и действует по сей день. В литературе выделяют целый ряд отличительных особенностей этой системы [2, с. 281], основными из которых являются плавающие обменные курсы и многовалютный стандарт. Следует отметить, что целью перехода к гибким обменным курсам являлось снижение различий в уровнях инфляции в различных странах, уравновешивание платежных балансов, расширение возможности для проведения независимой внутренней денежной политики отдельными центральными банками.
Первоначально Ямайская валютная система мыслилась как полицентричная, то есть базирующаяся на нескольких ключевых валютах мировых финансовых центров.
Основным средством международных расчетов в этой системе стали свободно конвертируемые валюты, а также искусственные резервные платёжные средства, периодически эмитируемые Международным Валютным Фондом — специальные права заимствования (англ. Special Drawing Right, SDR — СДР). СДР имеют только безналичную форму в виде записей на банковских счетах, не являются ни валютой, ни долговым обязательством. СДР имеют ограниченную сферу применения, обращаются только внутри МВФ. Используются для регулирования сальдо платёжных балансов, для покрытия дефицита платежного баланса, пополнения резервов, расчётов по кредитам МВФ [4, с. 82].
К моменту принятия Ямайского соглашения в «корзину» СДР входили валюты 16 стран. Доля каждой валюты определяется экономическим потенциалом страны, ролью на мировом рынке и обычно подлежит пересмотру каждые пять лет. Несмотря на утрату юридического статуса резервной валюты, доллар США де-факто остался главной резервной валютой. Наряду с долларом, функции международного платежного и резервного средства до 2002 г. выполняла немецкая марка, с 2002 года — эту функцию выполняет единая европейская валюта — евро [3, с. 152].
Современная валютная система не подчиняется каким-либо жестким правилам функционирования. По своему характеру это девизная система с комбинацией фиксированных и плавающих валютных курсов, регулируемых как на двусторонней основе путем соглашения между странами, так и на многосторонней — через механизмы МВФ [7].
Основополагающей задачей Международного Валютного Фонда является контроль над политикой стран-участниц в области валютных курсов, при этом страны-члены МВФ должны избегать манипулирования валютными курсами, позволяющего воспрепятствовать перестройке платежных балансов, или иметь односторонние преимущества перед другими странами-членами МВФ.
Стоит отметить, что голоса при принятии решений о действиях МВФ распределяются пропорционально взносам стран-участниц. США обладают около 17 % всех голосов. Это позволяет блокировать любое решение Фонда. Сенат США может принять законопроект, запрещающий Международному валютному фонду выполнять определённые действия, например, выделять кредиты странам. Таким образом, Соединенные Штаты, как и раньше, руководят порядком МВФ(!).
Ямайская валютная система, пришедшая на замену Бреттон-Вудской, устранила существовавшие ранее пределы колебаний валютных курсов. Таким образом, именно под действием спроса и предложения на мировых валютных рынках стали формироваться валютные курсы. Центральные банки стран-участниц Ямайской валютной системы не обязаны были вмешиваться в работу валютных рынков для поддержания паритетов национальной валюты, тем не менее, сегодня большинство центральных банков осуществляют валютные интервенции для стабилизации курсов своих валют.
Однако Ямайская валютная система всегда характеризовалась достаточно сильными колебаниями курса доллара США. Именно колебания доллара стали источником целого ряда валютных кризисов, которые повлекли за собой дестабилизацию мировой финансовой системы.
Сегодня все чаще на саммитах ведущих индустриальных стран обсуждаются идеи заменить доллар США специальными правами заимствования — коллективной валютой Международного Валютного Фонда, или новыми региональными коллективными валютами, что пытаются сделать группа из пяти быстроразвивающихся стран БРИКС.
Что касается СДР, то более чем тридцатилетняя практика их использования в качестве мировых денег выявила, что и эта валюта не без изъянов. Выпуск СДР осуществляется МВФ нерегулярно и, следовательно, СДР не могут ответить потребностям глобальной экономики.Распределение СДР происходит пропорционально взносу каждой страны в капитал МВФ, получаем, что на долю США и других индустриальных стран приходится около 70 % выпущенных СДР, в то время как развивающиеся страны почти ничего не получают.
Стоит отметить, что основная цель выпуска СДР — покрытие дефицитов платежных балансов не была в полной мере достигнута. В реальности СДР направляют на покупку конвертируемой валюты для погашения задолженности стран по кредитам МВФ.
В отношении региональных валют стоит отметить, что у России и других стран БРИКС есть все шансы укрепить свои национальные валюты. К примеру, договор, подписанный по завершении саммита в Нью-Дели, — это генеральное соглашение о взаимном кредитовании в национальных валютах. По словам помощника президента России Сергея Приходько, это соглашение должно повысить роль национальных валют в расчетах между странами. Фактически это значит, что государства блока сделали первый шаг к снижению зависимости от двух наиболее распространенных мировых резервных валют — американского доллара и евро.
Необходимо заметить, что доллар США является основной резервной валютой мира. В течение последнего десятилетия более 50 % от общего объёма золотовалютного резерва стран мира были в долларах США. В 2003–2008 гг., по мере усиления евро и накопления негативных тенденций в экономике США, курс доллара по отношению к другим валютам и роль его в качестве резервной валюты снижались. Со второй половины 2008 года, в условиях глобализации кризисных явлений в мировой экономике, наблюдается рост курса доллара по отношению к валютам других стран [7].
Таким образом, доллар США сохраняет лидирующие позиции в современной валютной системе. Использование доллара в качестве ведущего средства платежа в глобальной экономике объясняется рядом обстоятельств:
1. Со времен Бреттон-Вудской валютной системы традиционно сохранились значительные запасы долларов и долларовых ценных бумаг у финансовых институтов и правительств большинства стран мира.
2. Альтернативные доллару, признанные всеми резервные валюты, например евро, постоянно находятся в дефиците.
3. Евродолларовый рынок создает доллары и номинированные в долларах ценные бумаги независимо от состояния платежного баланса США и тем самым способствуют снабжению мировой валютной системы необходимым средством для осуществления торговых и финансовых операций.
Так или иначе, Ямайская валютная система работает уже тридцать шесть лет и, несмотря на определенные недостатки, в основном обеспечивает нормальное функционирование глобальной экономики. Вместе с тем ожидания, связанные с введением плавающих валютных курсов, исполнились лишь частично. Одной из причин является разнообразие возможных вариантов действий стран-участниц, доступных им в рамках этой системы. Количество стран, привязавших свои валюты к доллару и СДР, за последние двадцать лет существенно уменьшилось. Страны, объявившие о свободном плавании своих валют, поддерживают валютный курс с помощью интервенций, то есть вместо свободного плавания валют фактически осуществляется управляемое плавание. Центральный банк, покупая или продавая иностранные валюты (девизы), воздействует в нужном направлении на изменение курса национальной денежной единицы, и это называется девизной политикой. Подобные операции получили название «валютных интервенций». Одним из наиболее ярких примеров такого подхода к валютному регулированию является политика Банка России.
Операционным ориентиром при проведении курсовой политики, начиная с 2005 г. избрана стоимость бивалютной корзины, составленной из долларов и евро. Первоначально соотношение доллара и евро составляло 0,9:0,1, в настоящее время 0,55:0,45.
Сейчас Банк России проводит политику курсового таргетирования, удерживая курс рубля в пределах заданного валютного коридора. Диапазон допустимых колебаний устанавливается по стоимости «бивалютной корзины». С 24 июля 2012 года диапазон составляет 7 рублей. (31,65–38,65 руб.) [5].
Основными задачами валютной политики на 2013 год и период 2014–2015 годов является дальнейшее сокращение прямого вмешательства Банка России в механизм курсообразования и создание условий для перехода к режиму плавающего валютного курса к 2015 году.
В 2013 и 2014 годах Банк России продолжит осуществлять курсовую политику, не препятствуя формированию тенденций в динамике курса рубля, обусловленных действием фундаментальных макроэкономических факторов, и не устанавливая каких-либо фиксированных ограничений на уровень курса национальной валюты. При этом в течение данного периода Банк России будет осуществлять повышение гибкости курсообразования постепенно, смягчая процесс адаптации участников рынка к колебаниям валютного курса, вызванным внешними шоками.
После перехода к режиму плавающего валютного курса Банк России предполагает отказаться от использования операционных ориентиров курсовой политики, связанных с уровнями валютного курса. В то же время даже после перехода к указанному режиму Банк России допускает возможность проведения интервенций на внутреннем валютном рынке, объемы которых будут определяться с учетом конъюнктуры денежного рынка.
Повышение гибкости курсообразования приведет к увеличению значимости для формирования ситуации на внутреннем валютном рынке рыночных факторов, в том числе трансграничных потоков капитала. Капитальные потоки могут быть подвержены резким колебаниям вслед за изменением настроений участников российского и мировых финансовых рынков и с трудом поддаются прогнозированию. Следствием этого, а также результатом отказа от использования курсовых операционных ориентиров станет рост неопределенности динамики курса рубля в среднесрочной перспективе. В данных условиях возрастет значение управления курсовым риском экономическими агентами, как в реальном, так и в финансовом секторе [1].
С 2015 года Центробанк планирует отменить валютный коридор. Это предусматривает проект основных направлений денежно-кредитной политики на 2013–2015 годы. А свои усилия ЦБ сконцентрирует на борьбе с инфляцией. Если цена на нефть будет оставаться на нынешних уровнях, с рублем ничего особенного не случится, как говорят финансовые аналитики: при сохранении цен на нефть около $100 за 1 баррель рубль останется на текущих уровнях 31–32 рубля за доллар.
Что мешает России предложить свою национальную валюту в качестве резервной? Продвижение рубля в число резервных валют способствовало бы не только повышению инвестиционной привлекательности и международного престижа страны. Оно могло бы способствовать и притоку серьезных денежных средств, и росту экономического влияния РФ.
Бесспорно, выдвижение той или иной валюты на место резервной является трудным и долговременным процессом. Здесь необходимо немало стараний и расходов со стороны государства. Именно на государственном уровне определяются валюты, входящие в число резервных, сила влияния на мировой финансовой арене обуславливает положение национальной валюты государства.
Таким образом, для продвижения рубля в качестве резервной валюты в резервные активы других государств необходимо осуществить целый комплекс мероприятий. Основные направления такой работы хорошо освоены Федеральной резервной системой США и Европейским центральным банком. В любом случае банковские институты страны должны иметь определенные рычаги влияния на мировой валютный рынок. Поскольку мировой валютный рынок — это один из важнейших сегментов глобальной экономики с оборотом около 2 триллионов долларов в сутки, в мире идет ожесточенная борьба за право оказывать определяющее воздействие на развитие этого рынка. При этом доминирование на мировом валютном рынке по существу означает мировое господство.
Как можно продвинуть сегодня российский рубль на мировые финансовые рынки, учитывая реально существующие конкурентные преимущества России, такие как накопленные стабилизационные фонды и золотовалютные резервы?
Некоторые экономисты, имея в виду перспективу выдвижения российского рубля в число мировых резервных валют, представляют полезным проработать вопрос об эмиссии Министерством финансов РФ и/или Банком России номинированных в рублях государственных ценных бумаг (облигаций или векселей) сроком не менее чем на 10 лет. Такие финансовые инструменты, как они полагают, можно было бы разместить в центральных банках крупных азиатских и европейских государств, заранее проработав проблему размещения в ходе переговорного процесса. При этом надежным обеспечением (залогом) таких бумаг могли бы стать накопленные Россией золотовалютные резервы и средства стабилизационных фондов.
Выдвижение российского рубля на роль одной из мировых резервных валют позволило бы России, осуществляя независимую экономическую политику, частично перекладывать на другие страны бремя исправления своих экономических ошибок. Выдвижение рубля на роль резервной валюты существенно облегчило бы процесс развития в России мировых финансовых центров, и позволило бы государству получать серьезные доходы от работы этих центров. Наконец, российский рубль стал бы полностью конвертируемой мировой валютой, а это минимизировало бы курсовые риски российских компаний и уменьшило бы их транзакционные расходы на конвертирование валют.
Необходимо отметить, что, единую валюту нельзя создать волевым решением, она должна базироваться на длительном периоде экономической интеграции и общей экономической политике. Эксперты отмечают, что, по крайней мере, в ближайшее десятилетие, ни в одном регионе не будет создана сильная единая валюта, способная конкурировать с долларом и евро. Речь идет о таких региональных валютах, которые вводились бы вместо национальных валют и полностью выполняли бы их функции во внутреннем и внешнем товарообороте.
Сегодня страны БРИКС идут по пути создания региональной валюты. Тем не менее, идея открытия Банка развития до сих пор не реализована. В марте 2013 на V саммите лидеров стран БРИКС в ЮАР президенты государств пока не приняли решение о создании Банка развития, так как остается много вопросов — размер капитала Банка развития, способы управления этим институтом и т. д., но по-прежнему считают данную идею перспективной.
Тем не менее, созданные региональные валюты в рамках стран БРИКС будут иметь ограниченную сферу применения, внутренние расчеты, так или иначе, будут осуществляться все же привычными национальными валютами. Следовательно, региональные валюты не смогут противостоять доллару или евро за пределами своего обращения. Однако стоит отметить, что внутри валютной группировки такие валюты будут способствовать вытеснению иностранных валют.
Литература:
1. ЦБ РФ «Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2013 год и период 2014 и 2015 годов».
2. Дворецкая, А. Е. Финансы, деньги, валютная система / А. Е. Дворецкая. — М.: Эконо-информ, 2011. — 287 с.
3. Деньги, кредит, банки / под.ред. В. Ф. Жукова. — М.: ЮНИТИ, 2011. — 783 с.
4. Международные валютно-кредитные и финансовые отношения / под.ред. Л. Н. Красавиной. — М.: Финансы и статистика, 2005.- 576 с.
5. http://www.cbr.ru — Центральный банк РФ.
6. http://www.imf.org/external/russian/ — Международный Валютный Фонд.
7. http://www.globfin.ru/articles/currency/dollar.htm — Мировая экономика, финансы и инвестиции.
8. http://www.kommersant.ru/ — Издательский дом Коммерсантъ.ru.