Проблема выпуска качественной, конкурентоспособной продукции России. Зарубежный опыт в области управления качеством на примере Японии | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №11 (58) ноябрь 2013 г.

Дата публикации: 15.10.2013

Статья просмотрена: 779 раз

Библиографическое описание:

Бурко, Р. А. Проблема выпуска качественной, конкурентоспособной продукции России. Зарубежный опыт в области управления качеством на примере Японии / Р. А. Бурко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2013. — № 11 (58). — С. 299-301. — URL: https://moluch.ru/archive/58/8022/ (дата обращения: 15.11.2024).

Для сравнения почему Россия не может совершить прыжок в качестве продукции, можно привести «японское экономическое чудо» произошедшее с середины 50-х и продолжавшееся до 1973 года. Рост экономики в период экономического чуда составлял почти 10 % ежегодно, это были самые высокие темпы роста среди развитых стран того времени. Его причины:

1.         Особенностью японского общества является стремление реализовать национальные цели. В характере самих японцев заложено стремление быть лучше других. В японцах, также, жива идея коллективизма. Они чаще думают о проблемах общественных, нежели о своих личных. Также можно добавить и трудолюбие японцев, их самоотверженность, стремление участвовать в жизни страны.

2.         В Японии были учреждены кружки по контролю качества. Эти кружки, состоящие из представителей̆ работодателя и рабочих в лице профсоюза, призваны изыскивать резервы постоянного совершенствования качества продукции в интересах повышения конкурентоспособности и престижа фирмы. Высокое качество товаров позволило Японии завоевать одно их ведущих мест в мире по конкурентоспособности производимой̆ продукции.

3.         Промышленный̆ бизнес поддерживает тесный̆ контакт с правительственными ведомствами и банковским капиталом.

4.         Затраты на НИОКР. Сегодня Япония по затратам на науку занимает второе место в капиталистическом мире после США. Наука в Японии тесно связана с промышленностью. Около 80 % затрат на НИОКР берет на себя промышленность. Почти все НИОКР носят невоенный̆, гражданский̆ характер.

5.         Разработаны специальные зоны — технополисы, где частными фирмами совместно с университетами предусматривается создание всех условий для работы предприятий современных отраслей̆ промышленности. Таким образом прослеживается долгосрочная стратегия фирм, которые начинают задумываться о пополнении кадров, когда последние еще обучаются в университетах.

6.         Стимул к труду поддерживается системой оплаты за выслугу лет. Однако зарплата повышалась не за стаж, а за рост квалификации и профессионализма.

7.         Государство. Оно оказалось настоящим катализатором экономического роста и НТП. В результате возникло, так называемое, японское объединение, состоявшее из промышленных предприятий, банков, профсоюзов и государства [1].

Россия может последовать примеру Японии, и тогда возможны улучшения в качестве продукции и экономическом росте страны. Но на данный момент такого наша страна не может себе позволить. Для этого не хватает правильного правительства (которое действительно знает и понимает какие действия нужно предпринять на благо государства) и здравомыслящего населения.

Я считаю, что Россия на данный момент не готова выпускать качественную продукцию, потому что экономика страны, её политика и власть находятся ещё вдалеке от понимания того как правильно нужно действовать, чтобы улучить положение страны. Также само население страны не делает какие либо шаги к изменению данной проблемы, ведь менталитет граждан России отличается от граждан СССР, в нем нет той коллективной мысли, когда люди гордились тем что они работают на государство.

Также существуют проблемы с которыми сталкивается Россия, например в промышленности (больше проблем стало с вступлением России в ВТО).

Во-первых, большинство предприятий было построено в далекие советские годы, соответственно, не все современное оборудование можно поставить в эти здания и провести их модернизацию. Устаревшее оборудование ограничивает выпускаемый ассортимент и снижает конкурентоспособность, а бизнесу в этой сфере необходимо каждые пять — семь лет обновлять производственные мощности. Понятно, что ни о каком технологическом прогрессе не может быть и речи.

Барьером, тормозящим развитие легкой промышленности, является конкуренция дешевой продукции из «стран третьего мира»: Юго-Восточной и Средней Азии.

И, пожалуй, самая удивительная проблема, заметно осложняющая изменение положения дел в сфере легкой промышленности. Россия является нефтяной страной, в то же время мы не производим те волокна — химические, синтетические, полиэфирные, — на которых сегодня основывается легкая промышленность во всем мире. Девяносто процентов этого волокна завозится из-за рубежа: из Китая, Южной Кореи и даже из Белоруссии. Диапазон использования таких материалов чрезвычайно широк.

Да, в нашей стране практически нет хлопка, но мы имеем большие возможности по переработке нефти, можем производить синтетическое волокно, — то, собственно говоря, из чего производятся синтетические ткани, и объем которого во всем мире очень велик. И мы обязаны наладить химическое производство в полном объеме и занять то место в этой отрасли, которое мы должны занимать как большое нефтяное государство.

Этот рынок предоставляет фантастические возможности. За десять лет у нас вдвое выросло потребление синтетического волокна. Ежегодно потребность в нем увеличивается. Если мы грамотно подойдем к этому вопросу, то при минимальных вложениях через 2–3 года можем уже хорошо заявить о себе на международной арене, скажем, по синтетическим или по смешанным тканям.

Зачем нам сырую нефть возить за границу, когда надо ее перерабатывать≤ Вся проблема в том, что мы не умеем перерабатывать ни древесину, ни ту же нефть. В России практически нет предприятий, перерабатывающих сырую нефть в гранулы, из которых потом делается синтетическое волокно (синтетический хлопок). В лидеры здесь выбилась Южная Корея, на государственном уровне осуществляющая жесткий контроль экспорта продукции.

Поэтому, когда мы построим на всю страну хотя бы 10 больших заводов по переработке нефти, то появление таких мощностей не только избавит нас от сырьевой зависимости, но и даст толчок к инвестициям в модернизацию, позволит создавать рабочие места с другими условиями труда и иным уровнем зарплаты, соответствующей качеству сегодняшней жизни [2].

Сельскохозяйственная отрасль в настоящее время сталкивается со множеством проблем, которые государство решить не в силах. Например, одним из серьезных вопросов была и остается сфера хранения, реализации и транспортировки производимого продукта. По данным специалистов большая часть продукции теряется еще, не доехав до прилавка. Экономия на удобрении привела к значительному истощению питательного слоя почвы. Мелиоративные системы все больше приходят в негодность, а их ремонтом и обслуживанием никто не занимается. И конечно, самой важной и трагичной проблемой сельского хозяйства становиться деградация аграрного сектора. К настоящему времени обеспеченность сельского хозяйства снизилась на более 50 % процентов и этот показатель постоянно растет. Общий износ техники составляет около 80 %. Понятно, что такая техника постоянно выходит из строя, а новая покупается слишком медленно [3].

Литература:

1.      Малахова О. А. «Японское экономическое чудо» - прошлое или будущее≤ [Текст] / О. А. Малахова // Проблемы современной экономики: материалы междунар. науч. конф. (г. Челябинск, декабрь 2011 г.).  — Челябинск: Два комсомольца, 2011. — С. 61-64.

2.      http://www.rg.ru/2013/08/27/vto.html

3.      http://www.zkzavod.ru/articles/≤a=articles&p=35

Основные термины (генерируются автоматически): Россия, Япония, легкая промышленность, синтетическое волокно, государство, качество продукции, переработка нефти, сельское хозяйство, сырая нефть, Южная Корея.


Похожие статьи

Результативность бюджетирования в сфере физической культуры и спорта. Зарубежная практика и российский опыт

Анализ опыта налогового контроля в зарубежных странах. «Горизонтальный мониторинг» в РФ как новый вид налоговой проверки

Профессионализм заказчика как фактор повышения уровня конкуренции в сфере государственных закупок (на примере Республики Башкортостан)

Внешняя торговля регионов и пути ее совершенствования (на примере Белгородской и Курской областей)

Проблемы практического внедрения систем менеджмента качества на предприятиях России

Анализ структуры регионального рынка медицинской техники (на примере Республики Татарстан)

Анализ проблем инновационного управления в муниципальном образовании (на примере Московской области)

Эксклавность региона как важнейший фактор развития и поддержки предпринимательства (на примере Калининградской области)

Зарубежный опыт взаимодействия государственных и общественных институтов по управлению качеством высшего образования

Технологические изменения в государственном управлении и качество предоставления электронных услуг в регионе (на примере Республики Башкортостан)

Похожие статьи

Результативность бюджетирования в сфере физической культуры и спорта. Зарубежная практика и российский опыт

Анализ опыта налогового контроля в зарубежных странах. «Горизонтальный мониторинг» в РФ как новый вид налоговой проверки

Профессионализм заказчика как фактор повышения уровня конкуренции в сфере государственных закупок (на примере Республики Башкортостан)

Внешняя торговля регионов и пути ее совершенствования (на примере Белгородской и Курской областей)

Проблемы практического внедрения систем менеджмента качества на предприятиях России

Анализ структуры регионального рынка медицинской техники (на примере Республики Татарстан)

Анализ проблем инновационного управления в муниципальном образовании (на примере Московской области)

Эксклавность региона как важнейший фактор развития и поддержки предпринимательства (на примере Калининградской области)

Зарубежный опыт взаимодействия государственных и общественных институтов по управлению качеством высшего образования

Технологические изменения в государственном управлении и качество предоставления электронных услуг в регионе (на примере Республики Башкортостан)

Задать вопрос