Статья посвящена проблеме самоконтроля и самокоррекции при овладении иностранным языком. Анализируются психофизиологические механизмы, обеспечивающие функционирование данного феномена, рассматриваются психолого-педагогические особенности самоконтролирования в процессе обучения.
Ключевые слова: самоконтроль, самокоррекция, внешний контроль, стадии самоконтроля
Основным условием успешного преодоления трудностей при усвоении программного материала является наличие у ученика твердых убеждений и понимания значения его действий. Ясное понимание конечной цели ведет к тому, что учащийся намечает несколько промежуточных целей на пути к ее достижению. При этом для каждой цели ставится промежуточная задача. Задача определяется целью и условиями учебной деятельности и на пути ее решения функционирует сложный механизм «задача — выполнение — самоконтроль — самокоррекция». Следует отметить, что овладение иностранным языком было бы в принципе невозможно без функционирования в процессе речевой деятельности такого явления как самоконтроль.
Самоконтроль можно расценивать как сознательное контролирование, оценку, саморегулирование и самоуправление обучающимися собственной учебной деятельностью.
В основе функционирования такого феномена как самоконтроль лежат психофизиологические механизмы обратной связи. Мозг не только посылает «команды» о выполнении действия к периферическим рабочим аппаратам, но и получает информацию о качестве выполнения «команды». Параллельно с посылом «команды» формируется некая афферентная модель, способная предвосхитить параметры будущих результатов и сличить в конце действия выдвинутое предположение с параметрами полученных результатов. Таким образом, применительно к речевой деятельности на иностранном языке, можно отметить, что функционирование данных механизмов заключается в том, что обучающийся, совершая те или иные операции с иностранным языком, осуществляет и саморегуляцию своей деятельности.
Следует также отметить, что процесс самоконтроля в обучении неразрывно связан с процессом контроля, осуществляемого извне, поскольку наибольшей эффективности самоконтроль достигает именно когда функционирует в качестве компонента более широкой системы обратной связи, включающей внешний контроль.
Рационально построенный процесс обучения предполагает постоянное взаимодействие контроля и самоконтроля. Самоконтроль формируется как феномен на основе систематически организованного контроля всех видов речевой деятельности. Однако, процессы контроля и самоконтроля протекают на разных уровнях осознанности поскольку сознание не предполагает осознанности всех совершающихся в нем процессов.
Таким образом, развитие самоконтроля должно стать частью планомерного учебно-воспитательного процесса, ибо сама возможность формирования и развития самоконтроля как явления заложена именно в педагогическом процессе, направленном на активацию деятельности учащихся.
На формирование самоконтроля оказывают влияние два фактора: внешние контролирующие действия и развитие у обучающихся внутренней собственной программы действий. При этом, в процессе обучения иностранному языку, развивая у обучающихся внутреннюю собственную программу действий, целесообразно опираться на уже имеющийся у них уровень самоконтроля, который был сформирован ранее в процессе овладения речью на родном языке. Также следует помнить, что как отмечают психологи, процесс формирование самоконтроля нередко подвергается влиянию, не осознаваемому самим человеком. У дошкольников таким источником влияния на формирования самоконтроля является игровая деятельность у школьников ей на смену приходит учебная деятельность. Грамотное сочетание в учебном процессе игровой, учебной и речевой деятельности может оказывать более эффективное воздействие на формирование у обучающихся функции самоконтроля.
При соотнесении понятий «самоконтроль» и «деятельность» самоконтроль, протекающий в произвольной форме можно представить как разновидность деятельности, самоконтроль же протекающий непроизвольно, представляет собой уровень функциональной подсистемы процессов, подчиненной актуализации данного варианта деятельности. Другими словами, непроизвольный самоконтроль представляет собой сознательно направленный контроль, разновидность деятельности, выполняющую вспомогательную функцию. Следовательно, эта форма контроля целенаправленно управляется сознанием. И вполне естественно, что если непроизвольный самоконтроль осуществляется на этапе в какой-то степени сформированной деятельности, то произвольный самоконтроль должен иметь место в процессе становления деятельности, должен стимулироваться и быть специально организованным. То есть, он должен реализовываться в опоре на принцип сознательности. Только в этом случае начнет происходить переход от осознанно направленного контроля к его высшей форме — непроизвольному контролю. Непроизвольный самоконтроль связан с актуализуемой деятельностью как ее компонент и поэтому не может существовать изолировано от нее. По завершении актуализации данной деятельности или ее фрагментов на смену непроизвольной форме самоконтроля может прийти произвольный. В этом случае произвольную форму самоконтроля правомерно трактовать как деятельность контроля, при этом в качестве одной из организационно-методических форм может выступать взаимоконтроль. Таким образом, и в деятельности контроля, и в деятельности произвольного самоконтроля, как и в любом другом виде сознательно осуществляемой деятельности, правомерно отмечать наличие непроизвольного самоконтроля.
Особо важную роль для успешного выполнения какого-либо рода деятельности, выполняемой личностью, в процессе самоконтроля играет установка, содержащаяся в задании. Концепция установки рассматривается как форма индивидуальной организации личности, ее состояния готовности к определенной форме реагирования. С теорией установки ее роли относительно самоконтроля неразрывно связана необходимость включения в установку к заданиям адекватного алгоритма, управляющего деятельностью обучающегося по самоконтролю. Если обучающийся понимает стоящие перед ним цели и задачи, то в его сознательную активную деятельность включается не только самоконтроль, но и самокоррекция. Самокоррекция — важнейшее интеллектуальное умение, завершающее самоконтроль и направленное на исправление совершенной и осознанной ошибки с целью повышения уровня реализации всей учебно-познавательной деятельности в целом. Наличие в качестве непременного атрибута умения принятия решений и оценки на уровне самоконтроля и самокоррекции позволяет в более или менее полной степени моделировать психологический механизм учебно-познавательной активности обучаемого. Однако характер протекания процесса самокоррекции зависит от многих психолингвистических факторов.
В функционировании сложного механизма «самоконтроль-самокоррекция» наблюдаются различные варианты, проявляющиеся на базе уровней самоконтроля. Однако окончательная градация уровней определяется не по самоконтролю, а по самокоррекции в рамках единого механизма «самоконтроль-самокоррекция». Сформированность самоконтроля проявляется не только в факте его наличия, но в характере исправления допущенных ошибок. Схему процесса самоконтрля можно представить следующим образом:
1) обучающийся осознает свои ошибки, но не может их исправить, следовательно, сознательная учебно-познавательная активность дает ему толчок к самостоятельной попытке перехода к более высокому уровню;
2) осознавая свою ошибку, обучающийся медленно исправляет ее, делая значительные мыслительные усилия в процессе сравнения своей деятельности с эталоном;
3) обучающийся совершает ошибку и немедленно, без видимых усилий, исправляет ее, опираясь на прошлый опыт, на стойкое учение, входящее на этом уровне полностью в его интеллектуальную активность.
Тем не менее, следует помнить, что ошибка не должна считаться экстраординарным происшествием в процессе обучения. Ошибка помимо отрицательного компонента несет определенный положительный опыт, поскольку, исправляя ошибку, обучающийся корректирует собственную учебную деятельность. Если же учащийся не выказывает стремления заметить ошибку и исправить ее, а ждет коррекции со стороны учителя, то ошибка несет в таком случае в себе только негативные черты.
С самого начала образовательного процесса обучающихся следует приучать контролировать и корректировать себя. В результате подобной работы учащиеся будут обладать внутренним аппаратом, позволяющим им регулировать собственную деятельность, еще до того как они получат оценку со стороны. В этом случае эталоном действия обладает не только преподаватель, эталон будет находиться и в сознании учащегося. Это обеспечит двусторонне понимание того, что и каким образом контролируется. Что в свою очередь поможет снизить уровень непонимания, избежать или сгладить возможные конфликты. При наличии самоконтроля и оценки обучающийся находит источник стимулирования и мотивации не в отметке, а внутри учебно-воспитательного процесса, в своей учебно-познавательной деятельности.
Со стороны педагога важно понимать, что непременным условием формирования и развития самоконтроля является его методически грамотная организация. Самоконтролю и самокоррекции необходимо обучать на протяжении всего образовательного процесса. Психологи считают, что самоконтролирование не является врожденной способностью человека. Оно формируется как под влиянием личного опыта, так и в результате процесса воспитания и целенаправленного развития. С точки зрения обучения иностранному языку, следует отметить, что возникновение способности к самоконтролю и самокоррекции при овладении иностранным языком облегчается тем, что обучающиеся уже умеют осуществлять самоконтроль в области родного языка, то есть механизм самоконтроля у них уже сформирован и функционирует. Таким образом, задача преподавателя иностранного языка состоит в том, чтобы направить деятельность этого механизма на приобретаемые знания, навыки и умения в иностранном языке. Решение данной задачи находится как в сфере непроизвольного владения умениями самоконтроля и самокоррекции, так и в использовании с этой целью специальных средств, представляющих собой разнообразные эталоны, образцы, ключи, модели и пр.
Таким образом, применительно к овладению иностранным языком самоконтроль проявляется тогда, когда обучающийся например, осуществляя процесс говорения на иностранном языке одновременно контролирует себя посредством слуха и моторных ощущений, или же в процессе письма, движения руки и возникающие в результате этих движений графические символы контролируются зрением и моторными ощущениями. Рецептивная речевая деятельность в свою очередь подвергается самоконтролю в плане понимания семантической взаимосвязи элементов зрительного либо слухового восприятия. Самоконтроль в этом случае сигнализирует о нарушении этого процесса и о необходимости осуществления деятельности по коррекции восприятия той или иной информации. Следовательно, самоконтроль в процессе овладения иностранным языком является органичным компонентом любого умения и навыка, контролирующей деятельностью мозга, осуществляемой произвольно или непроизвольно через соответствующие психофизиологические каналы.
Самоконтроль позволяет мобилизовать значительные резервы эффективности образовательного процесса как мощный инструмент оперативного и интенсивного управления процессом обучения с помощью обратной связи, следовательно, базовым умением в осуществлении оценочной функции обучающегося должна стать сформированная готовность к самооценке полученного результата.
Литература:
1. Коряковцева Н. Ф. Современная методика организации самостоятельной работы изучающих иностранный язык. — М.: Аркти, 2002. — 176 с.
2. Шишов С. Е., Кальней В. А. Школа: мониторинг качества образования. — М.: Педагогическое общество России, 2000. — 316 с.
3. McNamara T. Language Testing — Oxford: OUP, 2000. — 140 p.