Автор в данной статье рассматривает актуальный вопрос о необходимости разработки учебников начальных школ Ирана, нацеленные на развитие и формирование у учащихся познавательных и творческих способностей. По мнению исследователя необходимо постоянно совершенствовать и модернизировать содержание образования с учетом достижений современной науки, техники и технологий.
Далее в статье рассматривается вопрос соответствия учебников начальной школы Ирана инновационным технологиям обучения, применяемым в последние годы в сфере общего образования.
Ключевые слова: разработка,развитие, формирование, совершенствование, модернизация, современная, техника, технология.
В современных условиях в образовательных системах мира происходят значительные изменения, которые идут в ногу с развитием педагогических технологий. Поэтому если сфера образования не реагирует на эти изменения, оставаясь на месте и отступая назад, то она будет отдалена от современных достижений науки, техники и технологии. Раньше при разработке учебников для общеобразовательных школ Ирана учитывали только интересы учителя, то есть он был центральной фигурой учебно-воспитательного процесса, который в начальной школе был направлен на обучение чтению, письму и заучиванию наизусть. Наука в учебниках начальной школы не занимала подобающего места, и не считалась важнейшим средством развития подрастающего поколения. Современные темпы общественного развития требует от системы образования подготовки таких специалистов, которые станут важнейшим социальным фундаментом развития страны, и в будущем будут играть решающую роль в социально-экономическом развитии общества.
При этом если считать образование одной из основ общественного прогресса, тогда качество содержание образования, в том числе школьных учебников становится важнейшим фактором развития не только школы, но и всего общества.
Имея в виду эти особенности, разработку учебников, на которые возлагается огромная ответственность за результаты обучения и воспитания, необходимо доверять специалистам, которые обладают необходимыми знаниями по педагогике, психологии, теории обучения и хорошо представляют себе будущее страны и мира. Это означает, что разработчики школьных учебников должны учитывать перспективы развития современного образования, хотя бы на 10-лет вперёд. С учетом этого необходимо разрабатывать учебники, нацеленные на развитие и формирование у учащихся познавательных и творческих способностей. При этом необходимо постоянно совершенствовать и модернизировать содержание образования с учетом достижений современной науки, техники и технологий [3, с. 50].
Современные учебники для начальных школ Ирана предусматривают применение, как инновационных, так и традиционных методов, форм и технологий обучения, к которым относятся: словесный метод; метод упражнений; проблемный метод; развивающий метод; метод диспута; метод вопросов и ответов; индивидуальный метод; проектный метод; метод демонстрации и иллюстрации; метод беседы; игровые методы; метод раскрытия понятий; метод подражания; исследовательский и поисковый метод и т. д.
Применение как традиционных, так и инновационных технологий обучения на уроках больше всего зависит от профессиональной подготовки учителей. Опытный учитель на основе материала учебника может успешно применять традиционные и современные технологии обучения и добиться позитивного результата. С краткими комментариями назовём некоторые активные и традиционные технологии обучения.
1. Мозговой штурм применяется для формирования и развития мышления и интеллектуальных способностей обучаемых. При этом происходит формирование теоретических знаний, закрепление практических умений и навыков, а также развитие личности учащихся.
2. Метод целеустремлённости, основу которого составляет понятие «сильно захотеть», то есть учитель, не просто даёт ответы на вопросы своих подопечных, а организует достижение учащимися целей и задач урока путём исследования и поиска.
3. Обучающая работа учителя была широко распространёна в прошлом и заключается в том, что учитель рассказывает и объясняет, а учащиеся только слушают его. Этот метод не способствует активизации познавательной деятельности и как следствие, у учащихся не формируются учебно-познавательные и творческие способности.
4. Метод повторения и закрепления. Сущность этого метода заключается в активной деятельности учащихся: смотреть, слушать, задавать вопросы, читать, думать и т. д. Этот метод представляет собой один из индивидуальных методов обучения и применяется и для усвоения и понимания содержания образования, в том числе научных терминов. Хотя он представляет собой индивидуальный метод обучения, тем не менее, учитель может на некоторых этапах урока включить его в активную форму обучения. Метод повторения и закрепления опирается на трёх эффективных и устойчивых основах обучения: организация, содержательный блок и повторение с целью закрепления полученных знаний.
В старых учебниках учебный материал предлагался учащимся для заучивания, то есть ученик должен был выучить текст и запомнить его. Новые учебники предусматривают то, что учащиеся должны как бы отразить учебный материал в своём сознании и приступили к постановке вопросов и нахождению ответов на поставленные вопросы, что позволит учащимся конкретизировать и систематизировать свои знания [3, с. 102].
А теперь вопрос соответствия технологий обучения содержанию учебников начальной школы Ирана рассмотрим на примере программ и учебников дисциплин социального обучения.
География. Частью социального обучения является география. В научных дискуссиях по поводу предмета и структуры этой дисциплины в начальной школе высказывается мнение о том, что необходимо на мировом уровне обратить внимание на большие города, а в национальном масштабе — на городскую и сельскую жизнь. Некоторые придерживаются мнения, что география является наукой о пространстве и нужно признать, что согласно современным методам обучения география является наукой о пространстве и движении. С другой стороны, технологическая и коммуникационная сущность географии такова, что она непосредственно и конкретно связана с движением и скоростью передачи информации. Возможно, одну из особенностей связи между содержанием географии и новыми технологиями обучения нужно искать в содержательных изменениях и подходах к данной учебной дисциплине.
Огромный объём информации по географии, который многие считали ненужным и бесполезным материалом, сегодня при помощи новых информационно-коммуникационных технологий стал желаемым. По этой причине учебники географии для преодоления трудностей, связанных с большим объёмом базового материала, опираются на возможности информационно-коммуникационных технологий, что сегодня является наиболее целесообразным. Таким образом, выбор нужного географического материала становится основным технологическим инструментом развития этой науки.
Учебники и особенно учебники по географии являются книгами, по которым обучение ведётся с применением современных методов, форм и технологий, что позволяет ликвидировать недостатки учебников этой дисциплины.
Сегодня можно констатировать, что только некоторые учебники социального обучения обладают необходимым потенциалом, вызывающим интерес учащихся, в том числе разнообразная информация, привлекательная наглядность, хорошие схемы, карты и т. д.
Однако если вернуть географию в старое лоно — обучение географии наизусть, слушать только учителя и прочие методические приёмы, характерные традиционным методам обучения, то результат будет негативным: мы не сможем добиться того, чтобы учащиеся заинтересованно под руководством учителя изучали этот предмет.
При изучении географии как самостоятельного учебного предмета с применением новых технологий обучения в начальных школах Ирана используются различные формы и методы контроля. Многие считают эту дисциплину как бы второстепенной и уверены в том, что даже если её изучение будет основано на применении современных технологий, то и в этом случае она не представляет собой учебную дисциплину, например, такую как математика или практические науки.
Персидский язык. Персидский язык представляет собой важный фактор взаимосвязи всех людей как внутри страны, так и за рубежом, он является ключом к взаимопониманию в обществе. Каждый иранец, на каком бы языке он не говорил, где бы он ни жил, к какой культуре бы он не относился, какой бы этнической группе не принадлежал, свои гражданские и национальные интересы защищает с помощью персидского языка. Важно то, что эта роль персидского языка была известна ещё много веков назад каждому, кто жил на этой земле. Каждый иранец в любых жизненных ситуациях на первое место должен ставить родной язык, уважать и любить его от всего сердца и стремиться к тому, чтобы в любых ситуациях не забывать его.
Исходя из этого, в учебных программах всех ступеней образования, особенно в начальной школе, родному языку придаётся огромное значение. Персидский язык оказывает большое влияние не только на защиту, развитие и укрепление социальных связей, он является средством связи между всеми людьми и поколениями Ирана, а также является важнейшим средством обучения.
По этой причине большая ответственность возлагается на разработчиков учебных программ персидского языка для общеобразовательной школы, в том числе для начальной школы и на учителей этого предмета. Поэтому необходимо всестороннее исследование целей и задач, путей и средств совершенствования форм, методов и технологий обучения, а также государственной политики в области персидского языка в современном Иране. Это также касается должного внимания к определению содержания образования персидского языка, особенно в начальной школе Ирана.
Как показывают результаты исследования психологов, педагогов и методистов, необходимо пересмотреть методы разработки учебных программ и их содержание, вопросы теории и практики обучения персидскому языку и эта работа должна быть осуществлена с позиций системного подхода. Она должна затрагивать важнейшие проблемы развития персидского языка и его обучения, в том числе в сфере образования, и в первую очередь, в начальной школе. При этом необходимо уделить серьёзное внимание критериям программирования предмета на этапе его планирования и дальнейшего выполнения требований программы. А также необходимо обратить внимание на использование понятий и правил персидского языка, уровень его доступности, связь целей обучения с потребностями учащихся и социальным заказом общества.
Определение структуры и содержания учебников «Чтение и письмо» были предметом анализа, который показал большую роль и значимость этих учебников в учебно-воспитательном процессе. При этом необходимо учитывать достижения педагогической теории и практики, критерии разработки программ, что позволяет системно рассматривать вопросы определения содержания образованиям, форм, методов и технологий обучения, его планирование, выполнение требований программы и оценивание знаний учащихся в контексте логики обучения, развитие и конкретизации терминологического аппарата и т. д. Только после этого создаётся возможность определить цели и задачи координации учебного материала, направленные на удовлетворение потребностей учащихся. В этой работе присутствует много инновационных элементов и подходов, которые требуют пристального внимания к пяти компонентам учебной программы для начальных классов:
1. Необходимость внесения изменений в учебную программу персидского языка.
2. Соблюдение доступности теоретических знаний, включенных в программу, с учётом особенностей восприятия учащихся.
3. Соответствие инновационных элементов, включённых в программу новым технологиям обучения.
4. Определение общих и специфических особенностей новой программы персидского языка.
5. Логическая связь изменений, внесённых в учебную программу, как по структуре, так и по содержанию в каждом классе и в целом.
Определяя роль и место персидского языка в содержании других учебных дисциплин, отметим, что персидский язык является как бы ключом к раскрытию различных учебных дисциплин, надёжным средством связи между учебными дисциплинами, в том числе в начальной школе. Следовательно, он является не только предметом изучения, но и одним из важнейших средств обучения. Именно по этой причине учебная программа персидского языка должна находиться под пристальным вниманием специалистов и организаций, разрабатывающих учебные программы.
Согласно мнениям ведущих учёных психологов и филологов, в учебные программы необходимо регулярно вводить изменения и при этом необходимо учитывать все параметры содержания образования и технологии обучения, особенно для начальной школы.
Знакомство с теорией и практикой школьного образования, с данными психологии, педагогики и филологии позволяют констатировать, что при разработке учебных программ персидского языка, начиная с первой ступени общего образования необходимо руководствоваться системным подходом. Этот подход позволяет, сконструировать стройную систему структуры, содержания и технологии обучения предмету.
При разработке учебников нового поколения учтены следующие требования к учебному материалу:
1. Материал учебников всегда должен соответствовать современным технологиям обучения.
2. При подготовке материала для учебников необходимо учитывать общие цели обучения и воспитания на различных этапах образования.
3. Выбор учебного материала для учебников, основанных на новых технологиях обучения, должен соответствовать возможностям человека и отвечать его потребностям и общества.
4. При выборе учебного материала для учебников, основанных на новых технологиях обучения, необходимо обратить внимание на культурно-социальные особенности подрастающего поколения.
5. При выборе учебного материала для учебников, основанных на новых технологиях обучения, необходимо учитывать исламскую культуру Ирана.
6. При выборе учебного материала для учебников, основанных на новых технологиях обучения, необходимо обеспечить координацию и соответствие закону.
7. При разработке учебников нового поколения необходимо обратить внимание на систематизацию, обобщение и усвоение теоретических знаний.
8. При выборе учебного материала для учебников, основанных на новых технологиях обучения, необходимо учитывать разные точки зрения.
9. При выборе учебного материала для учебников, основанных на новых технологиях обучения, необходимо освещать и раскрывать все вопросы, включённые в тему урока.
10. Отобранный учебный материал должен усилить творческо-созидательные начала обучения и развивать познавательные и интеллектуальные способности учащихся.
11. При разработке учебников нового поколения необходимо использовать возможности современного языкознания.
12. При выборе учебного материала и разработке учебников нового поколения учитывать достижения современной науки, техники и технологии.
13. При выборе учебного материала и разработке учебников нового поколения необходимо обратить внимание на современные и будущие потребности.
14. При разработке учебников нового поколения учесть достижения современной психологической науки.
15. Постоянно модернизировать и совершенствовать учебники с учётом новых форм, методов и технологий обучения.
16. При разработке учебников нового поколения необходимо ориентироваться на достижения развитых государств в сфере образования.
17. Учитывать интересы всех культур и цивилизаций при разработке учебников нового поколения (поликультурный подход).
18. При выборе учебного материала для учебников нового поколения необходимо учесть основы Корана.
19. При разработке учебников нового поколения необходимо компенсировать отставание в прошлом.
20. В учебных материалах учебников нового поколения достойное место должны занять ценности Исламской революции и современные достижения страны в культурной и духовной жизни.
21. Учитывать процессы глобализации науки в процессе разработки учебников нового поколения [7, с. 109–110].
Опыт разработки учебников в современных его формах возвращается в университетскую действительность, что позволит устранить многие упущения и недостатки в системе образования.
Учебник в современных условиях занимает особое положение, и качество знаний учащихся в большей степени зависит от степени сложности этого средства обучения, то есть материал учебника должен быть доступным для учащихся и удобным для учителя, он должен мотивировать как учащихся, так и учителя к обучению и восприятию.
Литература:
1. Бабанский Ю. К. Оптимизации процесса обучения: общедидактический аспект. — М., 1977. — 254 с.
2. Башмаков А. И. Разработка компьютерных учебников и обучающих систем. /А. И. Башмаков. — М.: Филинъ, 2003. — 613 с.
3. Беспалько П. Г. Учебная книга: дидактический аспект. — М., 1988. — 158 с.
4. Мирзобеги Али. Разработка учебных программ и место урока в официальном обучении и воспитание человеческого фактора. — Тегеран: Ястарун, 2005. — С. 87–89.
5. Морис Июр. Входя в общестовеоведние обучения и воспитания/перевод Гуломиддин Сармад. — Тегеран: Университетакий издательский центр, 1994. — 45 с.
6. Мохсен Хамри. Развитие и личность ребёнка/перевод Махшиди Ёсои. — Тегеран: Издательский центр, 1989. — С. 245–250.
7. Мунири Мухаммадтохир. Проблемы обучения и воспитания. Тегеран: Изд-во Амири Кабир, 1371. — 156 с.