В данной статье анализируется содержания образования в начальных классах школ Ирана. С позиций инновационного подхода посредством критического анализа автором определены положительные и отрицательные стороны учебников нового поколения для начальных школ Ирана.
Ключевые слова: образования, начальный, класс, инновация, формирования, потенциал.
Согласно иранским традициям о классификации наук, в Иране науки классифицируются на теоретические и практические. Теоретическими науками признаются те науки, которые можно объединять под естествознанием. К ним относятся биология, физика и химия. Другие науки, такие как филология, история, география и другие науки в группу естествознания не входят. Но это не говорит о том, что за ними не признаётся статус науки. Эта традиция пришла в Иран с Запада, где в общеобразовательной школе дети, начиная с первого класса, изучают естествознание. Под практическими науками понимаются знания по технике и технологии, которые, естественно связаны с теоретическими науками. Выявлению практического потенциала учебников по практической (опытной) науке посвящён данный параграф нашего исследования.
Учебник дисциплины «Практические (опытные) науки» для 1-го класса [3] традиционно начинается с предисловия авторов, обращённого учителям и родителям. Приведём отрывки из него для того, чтобы выяснить цель и задачи обучения практическим наукам в этом классе и определить практический потенциал учебника для данного класса.
Обращение к уважаемым учителям. Учебная дисциплина «Практические (опытные) науки» является пространством радости, веселья и подвижности, которые происходят при проведении наблюдения, опыта, эксперимента, диалога, мышления, выражение точек зрения и группового сотрудничества. Нельзя превратить данную дисциплину в место пассивного сидения и слушания. Учебник «Практические (опытные) науки» представляет собой источник знакомства с исследовательской работой, которая должна быть реализована на практике. Эту дисциплину нельзя превращать в средство выразительного чтения. Учитель по этой дисциплине является человеком, принимающим решение о технологии обучения и руководителем учащихся по овладению знаниями.
Прежде чем проводить урок, необходимо ознакомиться со средствами повышения квалификации учителей, такими как, «Путеводитель учителя» и другими методическими пособиями и справочниками. Изучение и использование опыта коллег также является одним из важных средств повышения квалификации учителя. Это всё способствует созданию организационно-педагогических условий продуктивного обучения учащихся. Не превращайте урок в урок ответов на вопросы и запоминания изучаемого материала. Обратите внимание на выполнение целей и задач каждого урока. Поступите так, чтобы учащиеся в процессе обучения занимали активную позицию. Используйте на своих уроках все рекомендации из пособия «Путеводитель учителя» других методических материалов.
При изучении дисциплины «Практические (опытные) науки» наряду с учебником при необходимости степени используйте другие учебно-методические материалы, такие как научно-познавательные фильмы, справочная, методическая литература и рабочие книги. Если не представляется возможной демонстрация научно-познавательных фильмов в классе на уроке, то в школе необходимо искать и создавать другие возможности для их просмотра учащимися, так чтобы они посмотрели фильмы на каждую тему урока. Эта даст возможность учащимся дискутировать о фильме и поможет им изучить соответствующую тему.
При организации научной работы необходимо совместить три формы работы: индивидуальную, групповую и фронтальную. Кроме того, необходимо разнообразить учебные условия, то есть чередовать занятия в классе и вне класса.
Для проверки и оценки знаний учащихся по практическим наукам не отводится определённого времени, так как эта работа осуществляется постоянно, но на разных уровнях и промежутках времени, охватывающих учебный материал и те цели, которые стоят перед обучением на том или ином этапе. Руководители школ и учителя реализации инновационных технологий обучения практической науке ведут совместную согласованную работу и оказывают помощь друг другу. Таким образом, они создают в школе творческую атмосферу, которая способствует развитию учебно-познавательных способностей учащихся и закладывает основы для преодоления большинства трудностей обучения, в том числе при изучении практической науки [3, с. 1–2].
К родителям авторы обращаются с более конкретными рекомендациями.
Наука есть всюду. Уроки практической науки проводятся не только в школе и в классе, так как все сферы жизни человека являются местом изучения науки. Вы можете стать учителем по практической науке для вашего ребёнка, а все места превратить в классы по изучению науки.
1. Окажешь помощь, займешь место учителя. Помогите своим детям на завершающем этапе их работы. Однако не выполняйте работу за них.
2. Защита медресе: всегда окажите медресе помощь в подготовке необходимого материала и оборудования для завершения начатой работы.
3. Обратите внимание на диалоги: развивайте в своём ребёнке умения и навыки правильно формулировать и задавать вопросы.
4. Беседуйте со своим ребёнком о том, что произошло в классе, спросите его, что он делал, чем занимался, о чем спрашивал и чему научился≤
5. Используйте домашние средства, то есть во время работы по домашнему хозяйству, превратите эту работу в реальность жизни и учите своего ребёнка практическим наукам.
6. Проводите упражнения для усвоения знаний, то есть любая общая информация может стать источником усвоения знаний. Превратите эту возможность в реальность.
7. Почувствуйте радость от усвоения. Многие эксперименты можно проводить дома. Не теряйте полученное удовольствие и радость от совместного усвоения знаний с детьми. Помните, чтение книги является одним из видов научной деятельности.
8. Внимание, вместо излишней агитации и поощрения своего ребёнка, стремитесь к тому, чтобы с вашей помощью в нём возникло чувство удовлетворения от получения знаний.
9. Сотрудничество с группой: агитируйте своих детей к сотрудничеству с другими учащимися в медресе. Он должен попробовать вкус успеха в группе.
10. Наука и техника: беседуйте со своими детьми о различных профессиях и специальностях, которые существуют в обществе, а также о связи этих видов деятельности с наукой и техникой.
11. Твёрдый взгляд на обучение: не превращайте учебник в источник для заучивания вопросов и ответов.
12. Научите своих детей защищаться от всего и всякого: беседуйте с ними о здоровье и предупреждении болезней
13. Чтение — ключ к успеху в овладении знаниями: чтение является важнейшим средством обучения детей, а понимание текстов различного содержания — научных, информационных и литературных способствует развитию их познавательных способностей.
14. Существует одна важнейшая цель: постоянство в овладении знаниями играет важную роль в развитии личности. Эта цель достигается с помощью чтения книг и терпения, которые укрепляют в сознании человека мысли и идеи, заложенные в прочитанном материале.
15. Моя научная библиотека: при первой возможности — даже единственная научная книга может стать научной библиотекой вашего сына [3, с. 2].
Как нам представляется перед родителями первоклассников, авторами ставятся сложные профессиональные и педагогические задачи, добиться выполнения которых представляется практически сложным, так как выполнение большинства из них требует профессиональной и методической подготовки, но не каждый родитель имеет такие навыки работы. Значит, на этапе изучения практических наук необходимо ставить перед родителями реально выполнимые задачи, используя упрошённые формы и технологии обучения детей учебной дисциплине «Практические (опытные) науки».
Учебник «Практические (опытные) науки» для 1-го класса не имеет отдельного оглавления, куда как обычно входит перечень тем (параграфов). Темы даются прямо на страницах учебника. Может быть, было бы целесообразнее дать их в начале учебника и только для учителя, имея в виду то, что в этот период первоклассники ещё не умеют читать и писать.
В структурном плане учебники «Практические (опытные) науки» для 2-го и 3-го класса практически не отличаются друг от друга, единственное отличие — более широкий и сложный перечень тем в 3-м классе, что является дидактически закономерным. Что касается доступности материала для учащихся, то, как уже говорилось выше, на наш взгляд, и в этом классе учащимся почти по всем темам придётся работать, не имея базовых знаний по четырём группам наук.
Учебник «Практические (опытные) науки» для 4-го класса [1] открывается темой: «Какой же приятный запах!», а далее раздельно представлены темы по четырём группам наук.
Наука о жизни. 1. Строение организма животного мира. 2. Крупные животные. 3. Травы — ценные существа. 4. Беспозвоночные животные [1, с. 4].
Физика. 1. Материалы. 2. Свет и его отражение. 3. Электроэнергия. 4. Магнит.
Науки о земле. 1. Камни и соседствующая с ними земля.
Науки о здоровье. 1. Органы чувств. 2. Органы кровообращения [1, с. 5].
Темы уроков раскрываются учебными материалами в форме рассказов. В них, как обычно присутствуют персонажи, с помощью которых раскрываются поставленные авторами учебника цели.
Таким образом, в учебнике «Практические (опытные) науки» для 4-го класса предложены научные знания более высокого уровня, чем в предыдущих учебниках начальной школы. Возникает вопрос: Имеет ли учебный предмет «Практические (опытные) науки» Ирана сходство с западноевропейской учебной дисциплиной, преподаваемой в школе под названием «Science» (наука)≤ Нужно полагать, что ответ на этот вопрос утвердительный. Кроме того, в Иране не привнесли каких-либо изменений и дополнений.
Учебник «Практические (опытные) науки» для 5-го класса [2], как и учебник для 1-го класса не имеет оглавления, поэтому при обучении в данном классе основные субъекты учебного процесса испытывают некоторые неудобства. Разделы и составляющие их темы даны в основной части учебника, который состоит из трёх разделов, вместо четырёх, как было в учебниках предыдущих классов. Науки о жизни и науки о здоровье в этом учебнике объединены в один раздел.
Учебный материал в учебнике даётся в форме вопросов-заголовков, а технология обучения строится на активных формах обучения и самостоятельности учащихся в учебно-познавательном процессе на уроках, что демонстрирует изучение темы: «Как лимонный сок очистить от воды» [2, с. 12].
Анализ показал, что учебники для начальной школы Ирана по своей структуре и методике изложения напоминают иллюстрированные учебно-методические пособия для учащихся и учителей. Они традиционно начинаются с вступительного слова авторов, обращённых к учителям, учащимся и родителям. Основная же часть учебников содержит учебный материал и технологии его изучения с помощью иллюстраций и различных педагогических приёмов передачи знаний учащимся, их закрепления с применением интерактивных технологий обучения. Главной особенностью этих учебников является иллюстративное представление учебного материала и активное участие самих учащихся в овладении и усвоении теоретических знаний и формировании простейших умений и навыков.
Учебники для начальной школы Ирана во многом напоминают учебные пособия для учителей. Технология обучения предмету заложена в самом учебнике и направлена на активизацию самостоятельной учебно-познавательной деятельности младших школьников. Она фактически выражена в особенностях структуры и содержания учебников.
Учебники по всем циклам учебных дисциплин начальной школы Ирана, по своей структуре, состоят из двух условных частей: первая часть — это оглавление и авторское введение и вторая часть, предназначенная для учащихся — это учебный материал, иллюстрированный до мельчайших подробностей. Их методика изложения заимствована из интерактивно-инновационных подходов, широко применяемых сегодня в странах с развитой системой образования.
В учебниках всё направлено на учащихся с учётом целей и задач каждого урока, их психологических особенностей, уровня восприятия учебного материала, пробуждение интереса и мотивации к обучению, в них соблюдено соотношение между обучением и игрой, что способствует мобилизации мыслительной деятельности, взаимодействию текстового материала и наглядного его иллюстрирования и т. д. Всё это соответствует инновационным подходам к созданию учебников и технологии обучения, при применении которых на активной позиции стоит ученик, ради которого в учебниках и в классе создаются благоприятные организационно-педагогические условия и активная творческая, созидательная атмосфера.
Тем не менее, учебники нового поколения начальных классов Ирана имеют ряд существенных недостатков:
1. В оглавлении учебников не проставлены страницы.
2. Любые рекомендации, имеющие профессиональное содержание, направленные педагогу, не должны отражаться в учебнике, так как он предназначен для учащихся. Слова, направленные учителю, необходимо писать в методических пособиях, соответствующих монографиях и в статьях.
3. В учебном материале не просматривается руководящая роль учителя, он как бы остаётся безучастным, как бы «в стороне» от учебного процесса.
4. Во многих вопросах содержание образования требует демонстрации выполнения одного их заданий, чтобы учащиеся могли использовать его как образец.
5. В учебниках для 2–5 классов встречается очень много тем, решение заданий по которым не под силу любому учащемуся, так как они требуют определенных базовых знаний, которых у учащихся нет на данный момент.
6. Наблюдается повторяемость большинства тем как в разрезе одного и того же учебника, так и в последующих учебниках со 2-го по 5-й класс, что делает занятия несколько однообразными и скучными для учащихся.
Кроме того, в учебниках имеются и другие менее значительные недостатки.
Литература:
1. Махмуди Амонии Техрани, Хусейни Донишвар, Мухаммадалии Шамим, Ахмади Хусайни и другие. Практические (опытные) науки. Для 4-го класса. — Тегеран: Главное управление по изданию и редактированию учебников, 2012. — 186 с.
2. Махмуди Амонии Техрани, Хусейни Донишвар, Мухаммадалии Шамим, Ахмади Хусайни и другие. Практические (опытные) науки. Для 5-го класса. — Тегеран: Главное управление по изданию и редактированию учебников, 2008. — 112 с.
3. Эльконин Д. Б., Занков Л. В. Проблемы развивающего обучения. — М., 1986. (135
4. Эльконин Д. Б., Давыдов В. В. Некоторые психологические проблемы построения учебных программ. Тезисы докладов 2-го съезда общества психологов. Выпуск 5, — М., 1963.
5. Эльконин Д. Б., Давыдов В. В. Вопросы психологии учебной деятельности младших школьников. — М., 1962.
6. Якиманская И. С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. — М., 1996.