Железнодорожный транспорт играет ключевую роль в экономике России. Значение железных дорог особенно велико при перевозках людей и грузов на дальние расстояния. Большой объем грузоперевозок и бесперебойное движение пассажирских составов невозможны без отлаженной системы связи, возможности мгновенного обмена данными, без системы диагностики и информационной безопасности. Важную роль в развитии информационного обмена между всеми подразделениями Российских железных дорог сыграло построение корпоративной цифровой сети передачи данных на всех участках железных дорог (с преимуществом внедрения ВОК) с организацией точек выделения на всех предприятиях, расположенных вдоль железнодорожных путей. При этом возможно два варианта построения сети — NG SDH и мультисервисных сетей Metro Ethernet.
Сеть передачи данных (СПД) Российских железных дорог является инфраструктурой передачи данных для отраслевых задач информатизации и предназначена для реализации надежной, оперативной и защищенной передачи информации между работниками железнодорожной отрасли и обеспечения их доступа к ресурсам отраслевых автоматизированных систем.
По степени близости реализуемых служб к конечным пользователям любую сеть логически можно разделить на несколько уровней:
- Наиболее удаленным от пользователя сегментом являются национальные и международные сети — WAN глобальные сети World Area Networks.
- Далее те, которые обеспечивают связанность региональных и городских сетей (известных также как «metro-сети», или MAN — Metropoliten Area Networks)
- И завершают формирование транспортной артерии до конечного пользователя, — сети «последней мили» и «последнего ярда» LAN local area networks. Каждый из этих участков решает вполне конкретные задачи, определяющие выбор топологии и технологии для конкретной сети.
Важнейшим критерием при организации и эксплуатации каждого из транспортных уровней является экономический фактор. Особую значимость он приобрел в последние годы, когда в компании «РЖД» да и на мировом рынке заметно сократились инвестиции в телекоммуникационную инфраструктуру. При рассмотрении экономических аспектов создания сети трудно найти единственно верное решение — слишком много факторов влияют на интегральную оценку эффективности того или иного варианта. При этом в последние годы наметились новые общие тенденции, отражающие стремление сделать инфраструктуру телекоммуникаций менее затратной.
Хотя в мире и нет ничего совершенного, попытаюсь сформулировать требования к идеальной городской сети. В первую очередь, определимся: под городской сетью мы будем понимать узлы маршрутизации и узлы доступа, от которых начинается участок «последней мили», а также каналы связи между ними. Основным предназначением такой сети является агрегация трафика пользователей и обмен им с магистральными сетями.
Другим критерием идеальной городской сети является ее универсальность. Давно кануло в Лету то время, когда для передачи каждого вида трафика создавалась отдельная сеть. Уже ни у кого не вызывает сомнений предпочтительность использования универсального канала передачи голоса, данных и видеосигналов.
Технология Ethernet это пакетная технология компьютерных сетей. В своем стремительном развитии уже давно перешагнула уровень локальных сетей. Она избавилась от коллизий, получила полный дуплекс и гигабитные скорости. Широкий спектр экономически выгодных решений позволяет смело внедрять Ethernet на магистралях.
Metro Ethernet строится по трехуровневой иерархической схеме и включает ядро, уровень агрегации и уровень доступа. Ядро сети строится на высокопроизводительных коммутаторах и обеспечивает высокоскоростную передачу трафика. Уровень агрегации также создается на коммутаторах и обеспечивает агрегацию подключений уровня доступа, реализацию сервисов и сбор статистики. В зависимости от масштаба сети ядро и уровень агрегации могут быть объединены. Каналы между коммутаторами могут строиться на основе различных высокоскоростных технологий, чаще всего Gigabit Ethernet и 10-Gigabit Ethernet. При этом необходимо учитывать требования по восстановлению сети при сбое и структуру построения ядра. В ядре и на уровне агрегации обеспечивается резервирование компонентов коммутаторов, а также топологическое резервирование, что позволяет продолжать предоставление услуг при одиночных сбоях каналов и узлов. Существенного сокращения времени на восстановление можно добиться только за счет применения технологии канального уровня. Поддержка технологии EAPS — собственного протокола компании Extreme Networks, предназначеного для поддержки топологии, исключающей зацикливание трафика и ее перестроение в случае нарушений в кольцевых сетях Ethernet. Cети, использующие EAPS, обладают всеми положительным свойствами сетей SONET/SDH и Resilient Packet Ring (RPR) включая время восстановления топологии =50ms.
Для обеспечения повышенной надежности и резервирования широко применяется топологическая модель кольца (рис. 1). Кольца обычно создают на уровнях опорной сети и доступа.
Рис. 1. Топология с учетом надежности и резервирования
Традиционной физической средой передачи данных по магистральным сетям является оптическое волокно. Базовыми магистральными технологиями на сегодня являются следующие: SONET/SDH, ATM, POS (Pocket over Sonet), EoSDH (Ethernet over SDH), DWDM, CWDM, DPT/RPR, Fast/Gigabit/10 Gigabit Ethernet.
Для проектирования, развития, повышения качества и характеристик, а также управления вычислительными сетями необходимо оценивать следующие характеристики: время реакции; время передачи; коэффициент загрузки и многие другие. Для получения требуемых временных параметров широко используются методы моделирования. Модель системы — это материальный или логической объект, построенный по определенным правилам представления моделируемых свойств системы с целью изучения функционирования системы. Поскольку перед разработчиком ВС возникает очень много вопросов, может быть создан ряд различных моделей системы. Все эти модели отображают одну и ту же систему, но либо рассматривают ее с различных точек зрения, либо имеют различную степень детальности.
Метод контуров представляет собой методологию, реализующую плановый, логически последовательный и поэтапный подход к разработке систем. Он состоит в разбиении (декомпозиции) системы на элементарные функции, которые, в свою очередь, делятся на подфункции, затем на задачи, и т. д. При этом создаваемая система сохраняет целостное представление, в котором все компоненты системы взаимосвязаны. В структурном анализе используются определенные виды моделей (диаграмм), наиболее распространенными среди которых являются следующие: SADT — функциональные диаграммы; DFD — диаграммы потоков данных; ERD — диаграммы «сущность-связь».
Рис. 2. Структура модели вычислительной сети
Компонентами моделируемых вычислительных сетей обычно являются узлы сетей и каналы передачи данных, соединяющих компоненты между собой (Рис. 2). Каждый узел при обработке осуществляет задержку сообщений и поэтому моделируется одноканальной системой массового обслуживания M/M/1/ (Рис.3)
Рис. 3. Узел моделируемой сети M/M/1/
Произведем расчет технических характеристик существующей структуры и проекта ядра сети. Расчет производится для максимального количества пакетов минимальной длины технологии Fast Ethernet. Это связано с заявленными характеристиками Cisco 2821, как наиболее узкого места в сети, 170000 пакетов в секунду. Cisco 2821 — Модульный маршрутизатор с интеграцией сервисов (Integrated Services Routers, ISR), оптимизированный для безопасной передачи данных, голоса и видео на скорости канала связи.
Расчет проводится при идеальных условиях без учета влияния каналов передачи данных, производятся по дугам двух типов трафика. 50 % составляет Интернет трафик до пользователей и 50 % трафик мультимедийных серверов до пользователя. Суммарная интенсивность потока равна 148 809 pps для FastEthernet.
— интенсивность поступления пакетов на узел (pps)
— интенсивность обслуживания (pps)
— коэфицент загрузки узла
— количество сообщений в узле и в очереди
— количество сообщений в очереди
— время задержки пакета в узле (s)
Суммарная интенсивность потока:
= 148 809 pps FastEthernet
Граф схема существующей структуры (Рис. 4). Граф схема структуры по проекту (Рис. 5). Дуги k1-k2-k4-k6 и k1-k3-k5-k6 (Рис. 6). Заявленные характеристики оборудования:
(3750) = 35 700 000 pps
(7301) = 900 000 pps
(2821) = 170 000 pps
Рис. 4. Граф схема существующей структуры
Таблица 1
Технические характеристики оборудования (настоящее время)
|
|
|
|
|
2821 |
0,000047 |
0,875347 |
7,022274 |
6,146927 |
7301 |
0,000001 |
0,165343 |
0,198097 |
0,032754 |
3750 |
0,000000 |
0,004168 |
0,004186 |
0,000017 |
3750 |
0,000000 |
0,004168 |
0,004186 |
0,000017 |
sum |
0,048 мс |
7,21 |
6,17 |
Рис. 5. Граф схема структуры по проекту
Рис. 6 Дуги k1-k2-k4-k6 и k1-k3-k5-k6
Известно, что вероятность перехода p 1–3 и p 1–2 = 0,5
тогда К1 и К2 = 74404 pps
Таблица 2
Технические характеристики оборудования (расчет по проекту)
2821 |
0,000010 |
0,437671 |
0,778317 |
0,340646 |
7301 |
0,000001 |
0,082671 |
0,090122 |
0,007450 |
7301 |
0,000001 |
0,082671 |
0,090122 |
0,007450 |
3750 |
0,000000 |
0,004168 |
0,004186 |
0,000017 |
3750 |
0,000000 |
0,002084 |
0,002088 |
0,000004 |
sum |
0,012 мс |
0,95 |
0,3 |
Расчеты позволяют сделать следующие выводы:
- новая схема позволяет вдвое понизить коэф, загрузки узла для маршрутизаторов Cisco 2821 и Сisco 7301;
- суммарное время задержки на узлах уменьшится в 4 раза,
В настоящее время в ОАО «РЖД» продолжается структурная реорганизация управления и совершенствование технологий управления деятельностью компании, что требует предоставления пользователям новых видов и услуг связи, переосмысления принципов построения технологической сети связи и базовых технических решений по ее функционированию,
Литература:
1. В, Г, Олифер, Н, А, Олифер Новые технологии и оборудование IP-сетей,- СПб,:БХВ-Петербург, 2007,-512 с,:ил,
2. Методы автоматизированного проектирования систем телеобработки данных: Учеб, пособие для вузов/ В, А, Мясников, Ю, Н, Мельников, Л, И, Абросимов, М,: Энергоатомиздат, 1998, 288 с,
3. Абросимов Л, И, Расчет характеристик вычислительных систем сложной конфигурации с помощью контуров,// Изв, АН СССР, Сер, Техн, кибернетика,1983, N 5, С,98–106,
4. Клейнрок Л, Вычислительные системы с очередями, М,: Мир, 1979,600 с,