В данной статье рассматривается уровень психолого-педагогической подготовки учителя начальной военной подготовки на современном этапе развития системы образования.
Ключевые слова:психолого-педагогическая подготовка, современные технологий, взаимодействие, компетентность, новая школа.
Сегодня вопрос о подготовке будущего учителя начальной военной подготовки уже не является сугубо педагогическим, он приобретает общеполитическое значение, становится решающим условием социокультурной модернизации нашей страны. Соответственно, и развитие системы повышения квалификации и переподготовки педагогических работников уже не может направляться общими рекомендациями, происходить стихийно, под влиянием постоянно меняющихся условий.
Качественный переход в профессиональной подготовке педагога от учителя-предметника, носителя фиксированного объема знаний, к учителю, обладающему социально-значимыми качествами, а также способному воспитывать их у других, требует пересмотра ценностно-целевых установок, структуры, содержания и технологий подготовки педагога. Это означает, что учителя, которые будут начинать работу в новых условиях, должны существенно изменить как форму, так и содержание своей педагогической деятельности. С данной точки зрения, мы имеем в виду не только вопросы становления новой школы, но и проблемы, связанные с введением в образование новых стандартов в области начальной военной подготовки.
В представленных проектах стандарта подчеркивается деятельностно-компетентностный подход к образованию, в рамках которого наряду с предметными вводятся межпредметные компетенции учителя начальной военной подготовки (способность работать с разными видами информации, анализировать проблемы, ставить задачи и др.) и, что важно, личностные компетенции.
Кроме этого, стандарты второго поколения меняют философию педагогического образования. Его целью становится создание условий для продуктивного и достаточно быстрого развития личности будущего учителя, обладающего социально-ценными качествами и способного на профессиональном уровне воспитать эти качества у представителей новых поколений. Личностные качества, социальные и профессиональные способности человека, среди которых ответственность, нравственность, компетентность, трудолюбие, гражданственность, — это важнейшие условия сохранения общественной стабильности и, вместе с тем, инновационного развития страны. Такие качества личности формируются с детства родителями и учителями только тогда, когда родители и учителя сами являются их носителями.
Между тем, в деятельности многих педагогов начальной военной подготовки отмечается не достаточный уровень их психологической подготовки, который обусловлен неумением организовать работу в группах, неумением организовать урок в деятельностной парадигме, работать с различными категориями детей, незнанием психологии и физиологии детей, неумением взаимодействовать с другими участниками образовательного процесса (учитель, директор, психолог, руководитель).
В настоящее время в системе современного образования обозначены следующие основные требования к современному учителю начальной военной подготовки:
- владение современными технологиями развивающего образования;
- приоритет антропоцентрического подхода к процессу обучения детей и молодежи, ориентированного на развитие креативной личности;
- способность учитывать в учебно-воспитательном процессе возрастные, индивидуальные и личностные особенности различных детей (одаренных, девиантных, детей с ограниченными возможностями здоровья, с задержками в развитии);
- способность общаться с другими участниками образовательного процесса;
- умение применять здоровьесберегающие технологии в процессе урока начальной военной подготовки и военно полевых сборах;
- способность сопровождать профессиональную карьеру педагога.
Исходя из этого, необходимо иметь в виду, что современный учитель начальной военной подготовки должен владеть системой знаний о природе и человеке, уметь формировать систему духовно-нравственных ценностей, строить инновационную образовательную среду, оценивать результаты образования на личностном, межпредметном уровне. Также он должен быть высококвалифицированным пользователем компьютера, владеть технологиями дистанционного обучения и т. д. Таким представляется учитель «новой школы».
В связи с этим актуальность приобретает повышение квалификации, которое основывается на принципах непрерывности, преемственности, открытости и доступности постдипломного педагогического образования; интеграции фундаментального научного и практического знания и опыта; единства методологического, педагогического, психологического и предметного знания; модульности в разработке содержания образовательных программ; продуктивности в обучении; организации равноправного ценностно-смыслового диалога в процессе обучения военного дела, подготовки учащихся к военно-спортивным соревнованиям, кружков военно-патриотического воспитания.
Для профессиональной подготовки перед учителем начальной военной подготовки ставится ряд задач — определение содержания того опыта, который значим для воспитанника на данном этапе его социализации. Здесь необходимо подчеркнуть, что учитель должен дифференцированно подойти к выбору учебного плана, программы и учебно-методических комплектов, которые позволят полноценно организовать учебную деятельность. Во-вторых, организация усвоения социокультурного опыта как соответствующего способа деятельности. Компетентный учитель должен быть готов к организации различных типов усвоения и, соответственно, к выполнению различных видов педагогической деятельности. В этом плане выделяются процессы воспроизведения, что соответствует деятельности учителя, которая определена как научение, усвоение действия с заданной научной ориентировкой (деятельность обучения); — усвоение действия, когда ориентировочная основа должна быть найдена самим учеником под руководством учителя (проблемное обучение); выявление ценностных оснований и смысла действия на основе переживания и рефлексии (воспитание, личностно-развивающее обучение). Третьей фундаментальной задачей учителя является формирование у учащихся смысла образования, отношения к нему как к ценности, потребности в образовании, которая является одной из самых «человеческих» потребностей, наличие которой делает человека успешным на протяжении всей его жизни.
Таким образом, учитель начальной военной подготовки должен не только безупречно преподавать учебный материал по своему предмету, но и формировать компетентности, т. е. владеть способами организации деятельности детей и взрослых, уметь организовать взаимодействие учеников в процессе обучения военного дела. Кроме этого, эффективность образования в создании «новой школы» определяют образовательные результаты обучения в школе, т. е. способность учащихся самостоятельно учиться и сформированность социальной и личностной компетентности и т. д.
Учитывая, что психолого-педагогическая подготовка выступает в качестве фундаментальной научно-методической и практической базы для подготовки учителя, по данному направлению ведется системная работа по подготовке педагогических кадров, которая основана на деятельностном подходе. Наряду с этим применяются активные формы в повышении квалификации, как общение в режиме онлайн, также активизируется дистанционные образовательные технологии в процессе обучения.
Таким образом, следует признать, что в условиях «новой школы» стратегическим ресурсом, обеспечивающим качественно новый по содержанию и форме уровень подготовки учителя, являются эффективные технологии, ориентированные на саморазвитие и формирование профессиональной компетентности.
Литература:
1. Концепция государственного стандарта общего образования.
2. Педагогика // Научно-теоретический журнал Российской академии образования. ООО «Образование». — 2010. — № 5.
3. Давыдов, В. В. Теория развивающего обучения / В. В. Давыдов. — 1996.
4. Воронцов, А.Б., Чудинова, Е. В. Учебная деятельность. — 2004.