В данной статье рассматривается динамика основных двигательных качеств школьников 5–9 классов при использовании фитнес-программы на уроках по физическому воспитанию.
Ключевые слова: физическая культура, фитнес, нагрузка, физическая подготовленность.
Уроки физической культуры, проводимые в школе, лишь частично устраняют недостаток двигательной активности, и если школьники дополнительно не занимаются физическими упражнениями и спортом, это может привести к торможению развития их моторики. Данное обстоятельство подтверждают научные исследования, свидетельствующие о замедлении к 14–15 годам развития ряда двигательных функций у подростков не занимающихся спортом, и наоборот продолжение развития моторики у подростков занимающихся в достаточном объёме физической культурой [2].
В данном случае немаловажное значение имеет физиологически обоснованная организация процесса физического воспитания, поддержание у школьников интереса к занятиям спортом, дифференцированный подход к физическому воспитанию в связи с возрастом [1].
Усиленный рост грудной клетки у юношей начинается примерно в 12–13 лет и совпадает с периодом ускоренного развития основных соматических признаков. У них наблюдаются первые признаки брадикардии (пульс в некоторых случаях достигает 65 уд/мин) на фоне выраженной аритмии. Наибольшее усиление роста тела в длину наблюдается у юношей 13–14 лет. Несмотря на то, что в этот же период усиленно растет мышечная масса сердца, все же его ударный объём значительно меньше, чем у юношей старшего возраста.
Аппарат внешнего дыхания также несколько отстаёт в своём развитии: жизненная ёмкость легких у юношей составляет 2200–3100 см³. Организм школьников 13–14 лет всё ещё недостаточно приспосабливается к длительным физическим нагрузкам на выносливость. По-видимому, это вызвано недостаточным развитием компенсаторных и адаптивных механизмов системы дыхания и кровообращения при мышечной работе в условиях кислородного голодания.
В 13–14 лет юноши довольно хорошо ориентируются в пространстве, могут давать оценку своим движениям. Успешно овладевают сложными, в координационном отношении, двигательными действиями. В то же время, в 13–14 лет особенно заметны различия в индивидуальных темпах физического развития и функциональных систем организма, обеспечивающих мышечную работоспособность. Это является следствием неравномерного развития опорно-двигательного аппарата и органов грудной полости [3].
В рамках проводимого исследования анализировались основные двигательные показатели учащихся (юношей) 5–9 классов средней школы № 100 г. Ташкента. Общее количество школьников, принявших участие в исследовании, составило 82 человека. Регистрировали результаты в беге на 60 м, 1000 м, прыжках в длину с места, подтягивании на перекладине и сгибании и разгибании рук в упоре лежа. Полученные данные подвергались математической обработке, вычисляли среднюю арифметическую величину, среднее квадратическое отклонение, ошибку средних арифметических, t-критерий достоверности Стьюдента, вероятность ошибки по таблице коэффициента Стьюдента.
Проанализируем показатели физической подготовленности учащихся 5–9 классов, представленные в таблице и на рисунках 1–5.
В таком показателе физической подготовленности, как бег 60 м, динамика среднего результата носит положительный характер. Результат достоверно улучшается (x=10,3±0,27 с в 5 классе, x=8,7±0,3 с в 9-ом). Недостоверное различие в этом показателе обнаружено между средними показателями 5 и 6 классов (х=10,3±0,27 с и х=10,4±0,35 с при P>0,05). Следует отметить, что средний показатель в беге на 60 м у юношей 5 класса равен оценке «отлично», в то время как средний показатель в этом же нормативе у юношей 9 класса равен оценке «хорошо», согласно требованиям Республиканского центра образования Узбекистана [4].
В беге на 1000 м статистически достоверное различие обнаружено только между 5 и 9 классом (х=4:21±12.1 с, и х=4:00±16.5 с при Р<0,05). При этом следует отметить, что средние значения в этом показателе у школьников 6 и 7 классов ухудшились.
Положительная динамика на улучшение результата прослеживается и в подтягивании на перекладине, но следует обратить внимание на то, что средний показатель в этом нормативе у учащихся 5 класса равняется оценке «отлично», в то время как в 9 классе на «отлично» сдали норматив всего 35,3 % юношей.
Результат в прыжках в длину с места к 9 классу вырос в среднем на 29,4 % и составил х=206,6±9,2 см. Положительная динамика на увеличение результата в данном показателе видна в каждом классе.
В таком нормативе как сгибание и разгибание рук в упоре лёжа, статистически достоверных различий между 5–6 и 5–7 классами не обнаружено. Значительное улучшение результата в этом показателе происходит только в 8 и 9 классах, оно составляет около 30 %.
В заключении следует отметить, что научно-обоснованная и внедренная в практику физического воспитания учащихся 5–9 классов фитнес-программа позитивно влияет на динамику физической подготовленности школьников.
Литература:
1. Любомирский Л. Е. Возрастные особенности движений у детей и подростков. Москва. «Педагогика», — 1979–96 с.
2. Лях В. И. Комплексная программа физического воспитания учащихся I-XI классов общеобразовательной школы. Москва, — 1993. — 126 с.
3. Половцев В. Г., Панов Г. М. Юный конькобежец. М. Ф и С, — 1977. — 182 с.
4. Республиканский центр образования Узбекистана. Календарно-тематический план по программе уроков физического воспитания (5–9 класс). Ташкент, 2010.
Таблица
Достоверность различий параметров физической подготовленности учащихся 5–9 классов
Показатели |
5 класс (n=16) |
6 класс (n=17) |
7 класс (n=13) |
8 класс (n=19) |
9 класс (n=17) |
|||||||||||||||||
x |
S |
x |
S |
m |
t |
P |
x |
S |
m |
t |
P |
x |
S |
m |
t |
P |
x |
S |
m |
t |
P |
|
Бег 60м, с |
10,3 |
0,27 |
10,4 |
0,35 |
0,11 |
0,63 |
>0,05 |
9,8 |
0,3 |
0,1 |
4,4 |
<0,05 |
9,2 |
0,5 |
0,1 |
7,9 |
<0,05 |
8,7 |
0,3 |
0,1 |
16,0 |
<0,05 |
Бег 1000м, мин, с |
4:21 |
12.1 |
4:23 |
13.2 |
4.4 |
0,53 |
>0,05 |
4:30 |
12.3 |
4,5 |
1,9 |
>0,05 |
4:16 |
16.1 |
4,9 |
1,0 |
>0,05 |
4:00 |
16.5 |
5,1 |
4,2 |
<0,05 |
Подтягивание, раз |
5 |
0,77 |
6 |
1,12 |
0,34 |
1,38 |
>0,05 |
6 |
1,5 |
0,4 |
3,3 |
<0,05 |
7 |
1,3 |
0,4 |
5,1 |
<0,05 |
8 |
1,4 |
0,4 |
6,9 |
<0,05 |
Прыжок в длину с места, см |
159,6 |
5,23 |
173,5 |
5,79 |
1,92 |
7,26 |
<0,05 |
186,6 |
5,3 |
1,9 |
13,7 |
<0,05 |
194,9 |
17,8 |
4,6 |
7,7 |
<0,05 |
206,6 |
9,2 |
2,6 |
17,8 |
<0,05 |
Отжимания, раз |
16,8 |
1,65 |
16,7 |
1,89 |
0,62 |
0,07 |
>0,05 |
17,5 |
2,0 |
0,7 |
1,0 |
>0,05 |
22,1 |
2,7 |
0,8 |
6,9 |
<0,05 |
21,9 |
2,7 |
0,8 |
6,6 |
<0,05 |
Примечание: n — количество учащихся; x — средняя арифметическая величина; S — среднее квадратическое отклонение;
m — средняя ошибка средних арифметических; t — критерий достоверности Стьюдента;
P — вероятность ошибки по таблице коэффициента Стьюдента
Рис. 1. Динамика изменений результатов в беге на 60 м учащихся 5–9 классов
Рис. 2. Динамика изменений результатов в беге на 1000 м учащихся 5–9 классов
Рис. 3. Динамика изменений результатов в подтягивании на перекладине
учащихся 5–9 классов
Рис. 4. Динамика изменений результатов в прыжке в длину с места учащихся 5–9 классов
Рис. 5. Динамика изменений результатов в сгибании и разгибании рук в упоре лёжа учащихся 5–9 классов