В данной статье рассматривается динамика показателей физического развития учащихся 5–9 классов при использовании фитнес-программы на уроках по физическому воспитанию.
Ключевые слова: физическая культура, фитнес, нагрузка, физическое развитие.
В последние годы, в области физического воспитания и спорта, актуальными являются вопросы поиска инновационных методик обучения. Происходит это потому, что современная жизнь учащихся, особенно школьников, наполнена широким спектром активности, которая зачастую оказывает негативное влияние на их организм. Роль физической культуры и спорта ещё более возрастает. Не вызывает сомнения, что перенасыщенный эмоциональный фон в достаточной степени снижает уровень здоровья и самочувствия учащихся, травмирует их психику. В связи с этим, особую актуальность приобретает внедрение в учебный процесс по физическому воспитанию современных технологий, разработка специальных программ, способных снизить физиологическую и психологическую цену адаптации, и обеспечить формирование устойчивых установок на здоровый образ жизни.
Наиболее эффективным средством физической культуры, позволяющим полноценно сочетать в себе образовательную программу и оздоровительную направленность занятий, является фитнес. Особенностью фитнеса является комплексное воздействие на физиологические системы организма с помощью постепенно увеличивающейся физической нагрузки. Равномерное повышение объёма и интенсивности мышечной работы обеспечивает постепенный прирост показателей качественных характеристик двигательной деятельности, согласованность физиологических и двигательных функций. Это говорит о том, что применять фитнес-программы различной направленности, необходимо начинать уже в школьные годы, которые являются наиболее благоприятным условием для формирования здорового и физически сильного организма учащихся [1].
Характерная особенность учащихся подросткового возраста — их повышенная подвижность, которая является физиологической потребностью растущего организма. Отсюда, учителю необходимо поощрять детей за их подвижность и в то же время регулировать её на уроке, направлять естественную потребность в нужное русло.
Одна из наиболее сложных и важных проблем — обоснование двигательного режима для школьников. Форсирование нагрузок, чрезмерные мышечные напряжения отрицательно сказываются на деятельности сердечно-сосудистой системы, росте трубчатых костей молодого организма учащихся. У учащихся к 10–11 годам достигаются высокие аэробные возможности, лежащие в основе общей выносливости организма. В этом возрасте наблюдаются очень большие, относительно веса тела, величины максимального потребления кислорода, наиболее высока относительная мощность сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Этот возраст является в определенном смысле «вершиной детства» — итогом важного этапа развития всех органов, функций и систем, периодом расцвета двигательных возможностей детей. Однако, уже в 12–13 лет начинается половое созревание, это ведет к существенным изменениям, снижаются возможности сердечно-сосудистой и дыхательной систем, наблюдается рассогласование в их деятельности, в мышцах происходят бурные биохимические преобразования. В 14 лет вновь несколько возрастает энергетическая мощность и выносливость организма, но это временно. Уже с 15 лет бурно начинают расти силовые и скоростные возможности подростков, опережая развитие качества — выносливость. Сила развивается достаточно быстро в период до 9 лет, затем тормозится, а с 11 лет начинает увеличиваться неуклонно, особенно интенсивно в период от 13 до 14 лет. Быстрота очень резко возрастает в период от 8 до 10 лет, а в дальнейшем продолжает нарастать до 12 лет, после чего тормозится и даже снижается к 15 годам и лишь в период от 15 до 17 лет вновь возрастает. Выносливость резко увеличивается в период от 8 до 9 лет, затем остается на этом уровне примерно до 11 лет, после чего несколько возрастает, стабилизируется в 14–15 лет и вновь растет с 15 до 17 лет [3].
Дети 13–15 лет очень быстро растут и прибавляют в весе. Некоторое повышение артериального давления в этом возрасте приводит к напряжению в деятельности сердца. Однако опасности нет, если учитель бережно и внимательно относится к ученикам-подросткам, подбирая им соответствующие упражнения и нагрузки [2].
Таким образом, все двигательные качества, как и лежащие в их основе физиологические механизмы, развиваются неравномерно, то ускоряясь, то замедляясь. Кроме того, их развитие имеет прямую и обратную связь с совершенствованием всех систем и функций организма. Поэтому, рациональное построение процесса физического воспитания и регламентирование нагрузок нельзя осуществлять без учета возрастных особенностей учащихся.
В связи с вышеизложенным, перед нами была поставлена задача — исследовательским путем, определить влияние на параметры физического развития фитнес-программы, основанной на нескольких видах двигательной активности (общеразвивающие, специальные беговые упражнения, элементы волейбола, футбола, стретчинг), внедренной на уроках по физическому воспитанию 5–9 классов.
Для достижения поставленной цели было организовано исследование с участием юношей 5–9 классов средней школы № 100 г. Ташкента. Общее количество испытуемых составило 82 школьника. При проведении комплексных исследований использовали следующие методы: антропометрию (измерение окружности грудной клетки, длины и массы тела); кистевую динамометрию; пульсометрию. Для оценки степени соответствия массы испытуемых и их роста, вычисляли индекс массы тела (ИМТ). Полученные данные подвергались математической обработке, вычисляли среднюю арифметическую величину, среднее квадратическое отклонение, ошибку средних арифметических, t-критерий достоверности Стьюдента, вероятность ошибки по таблице коэффициента Стьюдента.
Динамика показателей физического развития приведена на рисунках 1–6, а достоверность их различий — в таблице.
Изменения в параметрах длины и массы тела, от 5 класса к 9 классу, в среднем имеют достоверную тенденцию к увеличению на 16,8 % и 61,9 % (при t=21,8 P<0,05 и t=16,0 P<0,05). В то же время индекс массы тела, характеризующий соотношение массы и длины тела, имеет некоторую особенность. К 7 классу он увеличивается на 14 % (при t=6,9 P<0,05), а к 8 классу имеет тенденцию к снижению по отношению к 7 классу на 3 %, так как увеличивается длина тела. Затем в 9 классе увеличивается ИМТ до величин в среднем (х=21,1±1,4 кг/м²), что оценивается как норма по шкале ВОЗ (Всемирная организация здравоохранения).
Положительная динамика на увеличение параметров, характеризующих физическое развитие (окружность грудной клетки, в разных фазах, кистевая динамометрия) от класса к классу, носит достоверный характер (при P<0,05).
В данных ЧСС отмечается снижение частоты пульса в покое (при t=16,7 P<0,05). Это изменение по нашему мнению свидетельствует об оптимизации деятельности сердечно-сосудистой системы.
Позитивные изменения в показателях физического развития и функционирования сердечно-сосудистой системы свидетельствуют о положительном влиянии внедренной комплексной фитнес-программы для учащихся 5–9 классов в процессе уроков по физическому воспитанию.
Литература:
1. Бабичева И. В., Сафронов А. А. Исследование интенсивности нагрузки во время уроков по физическому воспитанию с использованием монитора сердечного ритма // Молодой ученый. — 2013. — № 6. — С. 788–790.
2. Волков В. М. Тренеру о подростке. — Москва: Физкультура и спорт, 1972.– 72 с.
3. Масияускене О. В., Муравянникова Ж. Г. Валеология: учебное пособие — Ростов н/Д: «Феникс», 2008. — 253 с.
Таблица
Достоверность различий параметров физического развития учащихся 5–9 классов
Показатели |
5 класс (n=16) |
6 класс (n=17) |
7 класс (n=13) |
8 класс (n=19) |
9 класс (n=17) |
||||||||||||||||||
x |
S |
x |
S |
m |
t |
P |
x |
S |
m |
t |
P |
x |
S |
m |
t |
P |
x |
S |
m |
t |
P |
||
Длина тела, см |
150,6 |
2,19 |
160,8 |
2,24 |
0,77 |
13,3 |
<0,05 |
165,7 |
2,5 |
0,88 |
17,3 |
<0,05 |
172,6 |
7,0 |
1,8 |
12,0 |
<0,05 |
175,9 |
4,1 |
1,2 |
21,8 |
<0,05 |
|
Масса тела, кг |
40,4 |
2,19 |
49,5 |
3,2 |
0,96 |
9,4 |
<0,05 |
55,6 |
3,7 |
1,1 |
13,8 |
<0,05 |
58,7 |
8,3 |
2,1 |
8,5 |
<0,05 |
65,4 |
5,8 |
1,6 |
16,0 |
<0,05 |
|
ЧСС в покое, уд\мин |
85,7 |
1,4 |
83,4 |
2,15 |
0,64 |
3,6 |
<0,05 |
79,6 |
2,8 |
0,8 |
7,6 |
<0,05 |
76,0 |
2,6 |
0,7 |
13,5 |
<0,05 |
73,5 |
2,6 |
0,7 |
16,7 |
<0,05 |
|
Индекс массы тела, кг\м² |
17,8 |
0,6 |
19,1 |
1,1 |
0,3 |
4,33 |
<0,05 |
20,3 |
1,2 |
0,3 |
6,9 |
<0,05 |
19,7 |
2,4 |
0,6 |
2,9 |
<0,05 |
21,1 |
1,4 |
0,4 |
8,7 |
<0,05 |
|
Окружность грудной клетки, см |
вдох |
67,6 |
2,0 |
72,2 |
3,7 |
1,04 |
4,50 |
<0,05 |
77,1 |
2,4 |
0,8 |
11,6 |
<0,05 |
83,8 |
5,3 |
1,4 |
11,6 |
<0,05 |
84,6 |
2,3 |
0,7 |
22,4 |
<0,05 |
выдох |
60,9 |
1,7 |
65,5 |
3,6 |
1,0 |
4,59 |
<0,05 |
70,5 |
2,4 |
0,7 |
12,6 |
<0,05 |
77,8 |
5,5 |
1,4 |
11,8 |
<0,05 |
78,2 |
2,6 |
0,8 |
22,7 |
<0,05 |
|
пауза |
64,1 |
2,0 |
68,6 |
3,8 |
1,07 |
4,18 |
<0,05 |
73,5 |
2,2 |
0,8 |
11,9 |
<0,05 |
80,5 |
5,5 |
1,4 |
11,3 |
<0,05 |
81,3 |
2,4 |
0,8 |
22,2 |
<0,05 |
|
Динамометрия кисти, кг |
правая |
19,0 |
2,61 |
23,4 |
2,03 |
0,81 |
5,44 |
<0,05 |
25,6 |
2,6 |
0,9 |
6,8 |
<0,05 |
32,5 |
3,2 |
0,9 |
13,5 |
<0,05 |
34,6 |
3,0 |
0,9 |
16,0 |
<0,05 |
левая |
17,9 |
2,47 |
21,7 |
2,02 |
0,78 |
4,88 |
<0,05 |
24,5 |
1,6 |
0,8 |
8,3 |
<0,05 |
29,3 |
3,0 |
0,9 |
12,1 |
<0,05 |
33,1 |
2,3 |
0,8 |
18,4 |
<0,05 |
Примечание: n — количество учащихся; x — средняя арифметическая величина; S — среднее квадратическое отклонение;
m — средняя ошибка средних арифметических; t — критерий достоверности Стьюдента;
P — вероятность ошибки по таблице коэффициента Стьюдента
Рис. 1. Динамика изменений длины тела учащихся 5–9 классов
Рис. 2. Динамика изменений массы тела учащихся 5–9 классов
Рис. 3. Динамика изменений индекса массы тела учащихся 5–9 классов
Рис. 4. Динамика изменений окружности грудной клетки учащихся 5–9 классов
Рис. 5. Динамика изменений показателей кистевой динамометрии учащихся 5–9 классов
Рис. 6. Динамика изменений ЧСС в покое учащихся 5–9 классов