В статье рассматривается применение многопрофильных мультимедийных средств, способствующих повышению эффективности образовательного процесса по физическому воспитанию студентов.
Ключевые слова: мультимедийные средства, эффективность применения, образовательный процесс по физическому воспитанию студентов.
Исходя из потребностей современного мира, в условиях формирования информационного пространства, в нашей республике особое внимание уделяется внедрению инновационных информационно-коммуникационных технологий во всех типах учебных заведений в соответствии с Постановлением кабинета Министров Республики Узбекистан от 6 июня 2002 г. «О мерах по дальнейшему развитию компьютеризации и внедрению информационно-коммуникационных технологий». В значительной мере этому содействует и осуществление ряда международных проектов в сфере образования, осуществляемых под контролем государства.
Практика показала, что информационно-коммуникационные технологии меняют годами сложившийся образовательный процесс, закладывают мощную основу для его модернизации, интегрируют процессы подготовки специалистов на всех уровнях обучения [1, с.224].
Научно-методические аспекты разработки и внедрение современных информационных технологий в физкультурное образование, вызывают определённый интерес у ряда специалистов в области физического воспитания и спорта [3, 5, с.59].
Назрела необходимость перехода от традиционных форм подготовки, направленных в первую очередь на накопление определённых знаний, умений и навыков, к использованию современных компьютерных технологий, позволяющих значительно эффективнее осуществлять сбор, обработку и передачу информации, вести самостоятельную работу и самообразование, качественно изменить содержание, методы и организационные формы обучения [4, с.169].
Как считают специалисты [2, с.96], компьютерные технологии качественно изменяют содержание, методы, организационные формы обучения и при определённых условиях могут способствовать сохранению и развитию индивидуальных способностей обучаемых их личностным качествам, формированию познавательных способностей: стремление к самосовершенствованию.
Современные информационно-коммуникационные технологии могут быть реализованы в трёх вариантах:
1. Как «проникающие» (использование компьютеров и мультимедийных технологий при изучении отдельных тем, разделов для решения отдельных задач).
2. Как основные (наиболее значимые в используемой педагогической технологии).
3. Монотехнологии (когда всё обучение и управление учебным процессом, включая все виды диагностики, контроля и мониторинга опираются на применение компьютера).
Построение учебного процесса с учетом государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования по физической культуре предъявляет профессорско-преподавательскому составу повышенные требования по применению и использованию многообразных форм и методов проведения занятий, воспитания самодеятельности, организационных навыков, активности, находчивости и инициативы студентов. При этом использование различных средств физического воспитания на занятиях физической культурой должно способствовать формированию профессионально-прикладных двигательных умений и навыков студентов, а также правильному выполнению естественных движений (ходьба, бег, прыжки и т. п.). В стандартах отмечается, что учебный процесс должен быть направлен на формирование таких компетенций, которые позволяют совершенствовать и развивать интеллектуальный, общекультурный уровень; овладение средствами самостоятельного, методически правильного использования методов физического воспитаниядля достижения должного уровня физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности.
Многочисленными исследованиями доказано, что эффективность обучения физическим упражнениям и совершенствование физических качеств зависит от степени вовлечения в учебно-тренировочный процесс всех анализирующих органов занимающихся. Поэтому на практике для реализации одного из дидактических принципов построения тренировочных занятий принципа наглядности используются разнообразные формы наглядности. Среди них: показ упражнений, использование схем, плакатов, диафильмов и кинофильмов с образцами техники изучаемых упражнений [6, с.39]. Это достигается теми техническими средствами обучения, которые способны привнести в обучение, в образовательную деятельность информацию разных видов. К техническим средствам обучения, или средствам мультимедиа, по праву относятся ставшие традиционными аналоговые средства обучения, а также компьютеры и их соответствующее периферийное оборудование.
Дальнейшее развитие специализированных мультимедийных средств, основное предназначение, которых заключается в повышении эффективности обучения, на сегодняшний день, позволяет в процессе обучения использовать интерактивные мультимедиа доски. Современная интерактивная доска — это мультимедийное средство, которое, обладая всеми качествами и традиционной школьной доски, имеет более широкие возможности графического комментирования экранных изображений. К основным характеристикам интерактивной доски можно отнести эргономичность обучения, увеличение потока предъявляемой информации на качественно новом уровне, возможность вести диалоговое обучение, создавать новые мотивационные предпосылки к обучению. Принцип действия интерактивной доски позволяет проецировать изображение с экрана монитора на проекционную доску, а также управлять компьютером, находясь постоянно около доски с помощью специальных маркеров, которые в данном случае заменяют клавиатуру или «мышь» компьютера. Функциональность интерактивной доски, как многопрофильного мультимедиа средства в различных сферах образовательной деятельности, позволяет применять ее также и на занятиях физической культуры и спорта, когда рассматривается процесс обучения физическим упражнениям, техническим приемам или технико-тактическим действиям в командных видах спорта. Особенно, по нашему мнению, она незаменима при обучении сложно-координационным движениям и техническим приёмам в спортивных играх. Когда необходимо сформировать представления об основных параметрах выполнения целостного движения и его составных частей. Понять каждое упражнение это не только создать о нём общее представление, но ещё и усвоить его биомеханические основы (элементы, фазы, периоды; пространственные формы, определяемые направлением, амплитудой, траекторией движения; временные параметры — скорость, темп, ритм, одновременность или последовательность выполнения элементов; характер движений интенсивность усилий и др.). Использование интерактивной доски, на данном этапе обучения, с демонстрацией (презентацией) видео-файла (каждый слайд, которого описывает отдельный шаг технического действия) того или иного технического приема, способствует вырабатыванию у студентов умения расчленять движения на составные части, элементы, фазы. Интерактивная доска позволяет в процессе демонстрации останавливаться на более важных моментах технического действия, производить методические указания и делать пометки цветным маркером. Комментируя, во время презентации, процесс обучения и совершенствования техники выполнения физических упражнений и двигательных действий, в любой момент, можно перейти из режима «нормальное изображение» в режим «замедленное действие», «пауза» или «повтор».
Организация учебного процесса на основе информационной среды становится приоритетным направлением деятельности преподавателя. Информационная среда позволяет расширить возможности студентов по организации самообучения, по планированию и выбору индивидуальных знаний в соответствии с личными потребностями и возможностями.
Таким образом, развитие и применение современных средств мультимедиа позволяет реализовывать образовательный процесс в высшей школе на принципиально качественно новом уровне, формируя компетенции стандартов в области физической культуры и спорта. Применение интерактивной доски в области спорта способствует: повышению качества результатов образовательной деятельности; позволяет более наглядно и детально отображать двигательные действия; внесет новизну при решении образовательных задач и повысит мотивацию обучающихся к занятиям физической культурой и спортом.
Литература:
1. Былдина Л. П. Создание мультимедийных тренажёров для образовательного процесса в ВУЗе.“Проблемы развития информационно-коммуникационных технологий и подготовки кадров” Международная научная конференция. –Ташкент, 2009.–С.224–225.
2. Зайцев В. П., Крамской C. B. Теория и практика в алгоритме научных исследований по физической культуре и спорту: монография. — Белгород: Изд-во БГГУ. 2008. — 202 с.
3. Кошбахтиев И. А. Информационное обеспечение образовательного процесса по физическому воспитанию студентов: учебное пособие. ТУИТ. Ташкент. 2004.–79с.
4. Кошбахтиев И. А., Эрдонов О. Л. Современные измерительно-информационные средства методологическая основа педагогических исследований в спортивной практике“IV Всемирный зелёный фестиваль по традиционным видам борьбы, посвященный 2200 летиюг.Ташкента” Материалы международной научно-практической конференции. Ташкент 22–24 октября, 2009. –С.168–170.
5. Крамской С. И., Зайцев В. П. Управление творческой деятельностью кафедры физического воспитания и спорта технического вуза: монография. — Изд-во. АСВ. Россия, 2004. — 244 с.
6. Матвеев Л. П. Общая теория спорта и ее прикладные аспекты: учебник для вузов. — СПб.: Лань, 2005. — 384 с.