На современном этапе формирования инновационной экономики России решение проблем эффективного развития промышленности приобретает первостепенное значение.
Российская Федерация, имея значительный потенциал для обеспечения эффективного развития промышленных предприятий, находится на начальном этапе инновационной модернизации промышленности. Основные проблемы отечественной промышленности связанны с низким спросом на произведённую продукцию, моральным и физическим износом основных фондов, особенно инфраструктурных объектов, технологической отсталостью, высокими издержками на единицу продукции и пр. Среди прочего, во многом существование данных проблем обусловлено существующей на сегодня системой неэффективного менеджмента на этих предприятиях и системной макроэкономической ошибкой по их индикативному управлению, проводившейся государством с 1992 по 2008 гг.
Усиление глобальной конкуренции и интеграции национальной экономики в мировое хозяйство в рамках полноправного членства во Всемирной торговой организации, требуют от отечественной экономической науки новых научно-методических рекомендаций по основным направлениям эффективного развития промышленности, нацеленных в свою очередь на полноценное использование потенциалов экономики.
Цели развития промышленности и экономики в целом уже сегодня должны быть ориентированы на инновационные вызовы мировой экономики, в том числе и на формирование и развитие эффективных, гибких и устойчивых рыночных производственных структур, способных обеспечить поступательный рост конкурентоспособности продукции в условиях усиления процессов формирования постиндустриальных общества и экономики.
Для преодоления негативных долговременных тенденций требуется выработка новых комплексных подходов к развитию промышленных предприятий, основанных на принципах и элементах экономики знаний, а также формирование организационно-экономических инструментов, позволяющих более эффективно создавать и использовать имеющийся ресурсный потенциал. Одним из наиболее эффективных процессов, предлагаемых для нового развития промышленного сектора национальной экономики в сложившихся условиях, является процесс кластеризации промышленности.
Работа посвящена анализу современного состояния и развития промышленности России в период реализации федеральной кластерной политики для последующего поиска перспективных направлений в вопросах повышения эффективности развития отечественных предприятий и конкурентоспособности их конечной продукции в период полноправного членства в ВТО.
Показатели развития промышленного производства России в 2012–2013гг. увы оставляют желать лучшего. Вступление в ВТО в период незавершившихся ударов от финансового кризиса 2009г. слишком негативно влияют на развитие экономики России в наши дни. Как видим на графике «Индекс промышленного производства» (рис.1), общие темпы прироста промышленного производства по стране, если смотреть относительно нижней точки финансового кризиса по 2009г. выглядят намного более оптимистично, при сравнению с относительно стабильным 2010г., где результаты часто оставляют желать лучшего. Здесь, в первые месяцы 2013г. сравнительный индекс промышленного производства относительно среднемесячных по 2010г. показал отрицательные результаты.
Рис. 1. Индекс промышленного производства Составлено автором по данным из Статистического обозрения издания Федеральной службы государственной статистики [1]
В 2012 году ВВП России за один отработанный час составлял $24 в час, что равнялось 39 % от уровня США, 42 % от уровня Германии, 60 % от уровня Японии. При этом, сами темпы прироста оставляют желать лучшего. За 2012 год производительность труда в России по данным Федеральной службы государственной статистики выросла всего на 3,1 %.
Данное значение является одним из самых низких за последние 10 лет, кроме 2009 года, когда в год наиболее сильного влияния кризиса, когда произошло снижение на -4,1 % по отношению к предыдущему году. Общий график 10-ти летней динамики изменения производительности труда по базисному методу и методу цепных подстановок представлен на рис. 2
Рис. 2. Динамика производительности труда в целом по экономике Российской Федерации, среднегодовая и в % от уровня 2002 г.
Составлено автором по данным Федеральной службы государственной статистики [2]
Недостаточный уровень производительности труда на предприятиях обусловлен действием множества причин, наиболее значимыми из которых являются состояние и структура основных фондов. По оценкам экспертов, удельный вес производств, соответствующих современным требованиям, составляет лишь 8,74 %. Причина такого удручающего положения кроется в состоянии основных фондов. В 2012 г. коэффициент обновления основных фондов по обрабатывающим производствам в России составил 13,4 % (по добывающим и энергетическим 12,7 и 13,7 %).
Рис. 3. Коэффициенты обновления основных фондов. Составлено автором по данным из сборника «Промышленность России 2012» [3]
Степень износа основных фондов промышленных предприятий в обрабатывающей промышленности составил 42,5 %, а по добывающим и энергетическим 48,6 и 41,9 % соответственно. При этом на крупных отечественных предприятиях этот средний показатель был значительно превышен.
Рис. 4. Степень износа основных фондов. Составлено автором по данным из сборника «Промышленность России 2012»
Процент полностью изношенных основных фондов по обрабатывающей промышленности за 2012г. составил 12,9, а в добывающей и энергетической — 20,3 и 15,8 % соответственно. При таких «запасах» на предприятиях старой и изношенной техники ее выбытие составляет крайне низкий уровень, не превышающий 0,8–1,1 % за 2012г.
Подобный высокий удельный вес устаревшего оборудования повышает уровень постоянных затрат, а также затрат на функционирование производственной инфраструктуры предприятий, а значит делает продукцию предприятий менее конкурентоспособной. Для примера стоит отметить, что почти 60 крупных предприятий промышленности в 2011 г. имели затраты на ремонт оборудования в 1,6 раза превышающие инвестиции в новое оборудование. Такие затраты на ремонт очевидным образом препятствуют подлинной технической модернизации промышленности и развитию инновационных производств, способных радикально повлиять на динамику производительности труда в сторону ее возрастания. Кроме того, рыночная конкуренция, поддерживаемая быстрой сменяемостью производственных технологий и усиливающаяся в условиях глобализации экономики, предъявляет повышенные требования к процессам своевременного обновления технологического оборудования в промышленности. Возможность роста производительности труда при одновременном формировании инновационной экономики в условиях такой ситуации по состоянию инфраструктурных объектов предприятий выглядит более чем сомнительным.
В современных условиях повышения эффективности развития производства можно достичь преимущественно за счет развития инновационных процессов, получающих конечное выражение в новых базовых технологиях, новых видах конкурентоспособной продукции. В стратегиях большинства предприятий в последние годы происходит определенная концептуальная переориентация. Суть переориентации состоит в переходе от всемерного использования экономического эффекта крупномасштабного производства к целенаправленной инновационной стратегии. Нововведения в современной экономике представляют собой важнейшие средства обеспечения конкурентоспособности, стабильности и эффективности функционирования хозяйственных субъектов. Практически во всех отраслях экономики наблюдается строгая зависимость между конкурентными позициями, эффективностью деятельности предприятия и его инновационным потенциалом. Это не исключает действия традиционных факторов роста эффективности. Повышение эффективности развития предприятия можно достигнуть посредством улучшения качества продукции, в т. ч. через улучшения качества предоставляемых услуг инфраструктурой, реализации политики ресурсосбережения, освоения и применения инновационной техники и технологий, производство новой конкурентоспособной продукции, Однако решающим фактором среди них все более становится инновация. Значение инновационной деятельности для промышленных предприятий в современных условиях постоянно возрастает. Между тем тревожной тенденцией российской промышленности периода рыночных реформ является серьезный кризис в инновационной сфере. Эта тенденция довольна стабильна. Ее не удается преодолеть, несмотря на предпринимаемые руководством страны усилий по созданию национальной инновационной системы России. Ее контуры, задачи, организационно-правовые форм, инфраструктура определены. Однако результаты ее деятельности носят пока фрагментарный характер. Преодоление инновационного кризиса требует как со стороны государства, так и со стороны руководства промышленных предприятий кардинального изменения стратегии предприятий, доминантой которой является инновационный процесс в качестве основной цели управленческих решений, увеличение затрат на НИОКР, внедрение новой техники. Инновационная деятельность воплощается, в качественном и структурном преобразовании производительных сил. Обусловленная научно-техническим прогрессом она определяет объем и характер производственных ресурсов, а также организацию их использования. Одним из основных ориентиров в решении указанных задач в современной научной аналитике принято ссылаться на Распоряжение Правительства РФ № 1662-р «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» от 17.11.2008 г. Главным этапом реализации данной Концепции, в основе которой лежит построение Инновационной экономики, — является проведения кластерной политики, направленной на кластеризацию всей экономики в целом.
На основе данной концепции в 2009 году были сформулированы и утверждены реализации методические рекомендации по реализации кластерной политики в субъектах Российской Федерации. За формирование и реализацию кластерной политики, координацию органов исполнительной власти, формирование мер государственной поддержки было назначено ответственным Министерство экономического развития Российской Федерации. На региональном уровне кластерная политика стала формулироваться в рамках стратегии федеральных округов и субъектов российской федерации и реализовываться региональными органами исполнительной власти и центрами кластерного развития. С 2010 года в России, в регионах стали реализовываться меры государственной поддержки центров кластерного развития. Следует отметить 14 эффективно развивающихся по этой программе областных кластерных центров, например, в Пензе, Воронеже, Самаре. Кроме того, определенный успех присутствует и по направлению программ развития формирования инновационно-образовательных кластеров. Наконец, за разработку и реализацию кластерной политики в отраслях ответственными были назначены профильные министерства (Минпром, Минсельхоз и пр.).
В 2012 году в рамках кластерной политики Правительство России приступило к наиболее масштабному проекту за всю историю её реализации. Был сформирован перечень инновационных территориальных кластеров, которым стала предоставлена крупная инвестиционная государственная поддержка. После проведения в апреле 2012г. отбора 25-ти ИТК, государство, в лице Министерства экономического развития, в рамках сформированной кластерной политики, приступило к 1 этапу её реализации, через произведение крупных инвестиционных вложений в них. Указанные 25 ИТК представляют 6 отраслевых направлений: «Информационные технологии и электроника», «Новые материалы», «Производство летательных и космических аппаратов, судостроение», «Фармацевтика, биотехнологии и медицинская промышленность», «Химия и нефтехимия», «Ядерные и радиационные технологии», при этом направления «Информационные технологии и электроника» и «Фармацевтика, биотехнологии и медицинская промышленность» суммарно составляют здесь 13 проектов. Географически отобранные ИТК расположились в подавляющем большинстве в Европейской части страны — 18 к 7 в Азиатской части России. Согласно Прогнозу социально-экономического развития РФ на 2013 г. и плановый период 2014–2015 гг., подготовленном Министерством экономического развития (МЭР) РФ, рост объемов частных инвестиций в проекты участников ИТК не заставит себя долго ждать. В период 2012–2016 гг. данный объем возрастет в 2,44 раза и составит соответственно 1 трлн. 574,2 млрд. руб. Предполагается, что лидерами увеличения данных объемов станут кластеры по направлениям — «Ядерные и радиационные технологии» и «Фармацевтика, биотехнологии и медицинская промышленность» (рост объема инвестиций в 3 раза).
Таблица 1
Ключевые показатели развития пилотных ИТК
Показатель* |
Текущее значение, млрд. руб. |
Прогнозное значение, млрд. руб. |
Динамика показателя |
Общероссийское значение (по оценке Минэкономразвития России) |
Совокупный объем выручки от продаж несырьевой продукции на внутреннем и внешнем рынках |
1862,8 (2011 г.) |
3810,6 (2016 г.) |
Темп прироста — 105 % |
Темп прироста производства промышленной продукции за период 2011–2016 гг. — 58 % (в текущих ценах) |
Совокупный объем частных инвестиций в развитие производства, разработку и продвижение на рынок новых продуктов |
644,5 (2009–2011 гг.) |
1574,2 (2012–2016 гг.) |
Отношение среднегодового объема в 2012–2016 гг. к среднегодовому объему в 2009–2011 гг. — 146 % |
Совокупный объем частных инвестиций — 23 800 млрд. руб. (2009–2011 гг.) |
Составлено автором по данным из сборника «Пилотные инновационные территориальные кластеры в Российской Федерации» [4]
Динамика производства на территории пилотных кластеров должна будет более чем в 1,8 раза превысить аналогичный показатель динамики по промышленной продукции в целом по РФ за отчетный период, который, по тем же прогнозным оценкам, составит 58 % в текущих ценах. Рост общей занятости по организациям-участникам ИТК с 2011 по 2016 гг. в соответствии с прогнозами возрастет с 179 тыс. до 331 тыс. человек.
Важнейшим результатом реализации программ развития кластеров станет повышение производительности труда. Программные мероприятия, направленные на решение этой задачи, включают осуществление модернизации производственной и технологической базы и последующее внедрение инноваций на основе эффективного взаимодействия с партнерами, прежде всего — научными и образовательными организациями. Намечается обеспечить серьезный прирост производительности труда в организациях — участниках ИТК, причем в 10 кластерах объем выработки в расчете на одного работника в течение 2011–2016 гг. должен вырасти более чем вдвое (рис. 7).
Рис. 7. Объем выработки на одного работника в организациях — участниках пилотных инновационных территориальных кластеров (тыс. руб./чел. в год). Составлено автором по данным из сборника «Пилотные инновационные территориальные кластеры в Российской Федерации»
Анализ состояния экономики, более углубленно проведенный в исследовании, свидетельствует о том, что без трансформации в управлении производственной инфраструктуре в целом и предприятий в частности, никакая кластерная политика даже федерального значения, не сможет эффективно ускорить темпы развития предприятий. Для проведения данной трансформации необходимо формулирования научно-обоснованной концепции приоритетов по данному ускорению, детальному описанию приоритетных направлений в трансформационных процессах с последующей программой по её реализации.
Литература:
1. Статистическое обозрение// Росстат — М. № 3(86). 2013. URL:http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/publications/catalog/doc_1140076462969
2. http://www.gks.ru/free_doc/new_site/vvp/pr-tru.xls
3. Промышленность России. 2012: Стат. сб./ Росстат — М., 2012. — 445с. URL: http://www.gks.ru/free_doc/doc_2012/prom.rar
4. Гохберг Л. М., Шадрин А. Е. Пилотные инновационные территориальные кластеры в Российской Федерации/ Москва: НИУ «ВШЭ». 2013. — 108С. URL: http://www.hse.ru/data/2013/09/19/1278617598/! %D0 %9F %D0 %B8 %D0 %BB %D0 %BE %D1 %82 %D0 %BD %D1 %8B %D0 %B5 %20 %D0 %B8 %D0 %BD %D0 %BD %D0 %BE %D0 %B2 %D0 %B0 %D1 %86 %D0 %B8 %D0 %BE %D0 %BD %D0 %BD %D1 %8B %D0 %B5 %20 %D1 %82 %D0 %B5 %D1 %80 %D1 %80 %D0 %B8 %D1 %82 %D0 %BE %D1 %80 %D0 %B8 %D0 %B0 %D0 %BB %D1 %8C %D0 %BD %D1 %8B %D0 %B5 %20 %D0 %BA %D0 %BB %D0 %B0 %D1 %81 %D1 %82 %D0 %B5 %D1 %80 %D1 %8B %20 %D0 %B2 %20 %D0 %A0 %D0 %A4.pdf