Три категориальных измерителя современной педагогики — объективность, субъектность и субъективность иллюстрируют возможности гносеологии и дидактики в познании явлений, событий, характеристик, закономерностей, тенденций, условий и прочих педагогически обусловленных феноменов. Гносеология — наука о познании явлений и событий. Дидактика — наука об общих закономерностях, принципах, методах, средствах, приемах, методиках, технологиях планирования и организации обучения и образования.
Объективность — характеристика, раскрывающаяся в независимости от субъектного характера познания истинности определения и верификации всех звеньев процесса, рассматриваемого исследователем с точки зрения выбранного ракурса или научного знания.
Объективность как независимость от антропологического способа отображения знания в педагогике не всегда возможна из-за субъектности оценки и субъективного способа верификации и уточнения способов и форм преобразования объективного внутри человека и в микро-, мезосредах.
Объективность педагогической оценки и отметки в какой-то мере условна, т. к., приводя пример о выборе наивысшей ступени в иерархии предпочтения каких бы то ни было работ, всегда выступает и субъектный фактор педагогической практики, и субъективный фактор, детализирующий систему полисубъектных отношений с позиции внутреннего мира двух субъектов, всегда оправдывающей предвзятые или позитивные, или предвзятые негативные устойчивые связи и оценки. Например, выбор любимого поэта «Серебряного века», — это субъектно-субъективный процесс. Также выбор поэта «Серебряного века», которого Вы бы предпочли в качестве педагога по русскому языку и литературе (метод ситуативного погружения и моделирования) и т. д.
Субъектность — характеристика антропологического поля, появляющаяся в действующем образе и способе преобразования любого процесса или продукта науки и культуры, искусства и спорта, предопределяющая многомерное преобразование мира в соответствии с идеалами субъекта, условно не противоречащими с мультисредовым конгломератом ценностей и норм. Т. к. любое развитие — это выявление противоречий и их решение, то к условно не противоречащим ценностям и нормам мультисреды мы отнесем все явления, исключающие деструктивные конфликты, ведущие к уничтожению и субъекта (личности), и среды. Данные способы отображения объективного закреплены в общечеловеческих ценностях, сводимых любой религией к заповедям или постулатам этики и права.
Субъективность в практике научного знания определяется как предвзятое понимание сущности явления и его следствий в структуре событий, теорий, практик, закономерностей, моделей и прочего гносеолого-герменевтического материала в целостном рассмотрении явлений и событий, где методология верифицирует способы познания и механизмы модификации антропологически обусловленного знания.
Две характеристики — симпатия и антипатия являются симптоматическими единицами субъективности.
В педагогической практике симпатия и антипатия в структуре понимания и осознания качества измерителей явлений и оценки лежит в области нормального распределения, т. е. распределение Гаусса отражает все способы и формы оценки результатов того или иного явления или события, а диалектичность любого положения дидактически и общепедагогически обусловленного иллюстрирует единство всех характеристик измеряемого явления [1–3].
Самый простой оценочный вопрос: «Оцените самую значимую для Вас, запоминающуюся ситуацию, связанную с процессом Вашего воспитания или обучения». Подразумевается, что наивысшая степень оценки появится в данном словесном описании события. Наивысшая степень позитивного представляет собой в данном случае — крайнюю правую отметку на шкале наименований в оценке описываемого процесса.
Лесгафт [6] выделял 5 периодов развития человека: 1) хаотический, присущий новорожденному; 2) рефлекторно-опытный (до появления речи); 3) подражательно-реальный (до дошкольного возраста); 4) подражательно-идейный (до 20 лет); 5) критико-творческий (взрослый период).
В контексте заявленных пяти периодов развития человека по Лесгафту можно отметить, что лишь пятый период — критико-творческий (взрослый период) позволяет системно определить педагогу по ФК связи понятий «объективность», «субъектность» и «субъективность», а изучаемый феномен «культура самостоятельной работы» может быть определен как многовариативный процесс сложения трех-факторных измерителей — «объективность», «субъектность» и «субъективность» в структуре формирования общеучебных и профессионально-педагогических компетенций, оцениваемых с различных систем оценок и нормирующих величин, позволяющих верифицировать истинность изучаемого процесса или явления.
Таким образом, культура самостоятельной работы педагога по ФК — это процесс и результат поиска оптимально решаемых субъектно средовых противоречий становления личности педагога по физической культуре в процессе планирования и организации его ведущей деятельности и общения, — т. е. профессионально-педагогической деятельности, отражающей три завяленных фактора детерминации — «объективность», «субъектность» и «субъективность».
Категориально «педагогические условия» рассматриваются во многих работах, но, к сожалению, нет определения, позволяющего нам использовать данный термин полисистемно.
Поэтому, мы под педагогическими условиями будем понимать совокупность возможностей и ограничений педагогического генеза, позволяющих оптимизировать изучаемый процесс или повысить качество отслеживания определенного, многомерного, полисистемного феноменологического свойства.
Педагогическими условиями могут быть определенные теоретико-эмпирические положения, рассматриваемые в определенной системе ценностей, норм, стандартов, — так, например, для ФГОС второго и третьего поколения выделяемые педагогические условия формирования культуры самостоятельной работы педагога по ФК различны по описанию, процессу формирования, моделям становления педагога по ФК в структуре подготовки к будущей профессионально-педагогической деятельности [4–5].
Мы к педагогическим условиям формирования культуры самостоятельной работы будущего педагога по ФК отнесем следующее:
1. Соблюдение норм культуры и этики педагога по ФК.
2. Верификация и модификация системы принципов педагогического взаимодействия и управления коллективом, оптимизация методов, форм и средств организации педагогического взаимодействия.
3. Поиск новых педагогических средств в процессе определения и решения субъектно-средовых противоречий в контексте идей гуманизма и здоровьесбережения.
4. Оптимизация всех звеньев управления процессом формирования культуры самостоятельной работы педагога по ФК.
Первое условие — соблюдение норм культуры и этики педагога по ФК — условие принятия наивысших ценностно-антропологических феноменов как базовых, предопределяющих построение моделей познания и преобразования объективного в среде, деятельности и общении. Данное условие располагает всеобъемлющим механизмом верификации способов и средств принятия норм культуры и этики, точно сохраняющих приоритеты воссоздания и детализации гуманно-личностных отношений субъекта (личности) в различных микро-, мезо-, макро- и мегасредах социального и социально-профессионального генеза, трансформирующих социальный и социально-профессиональный опыт в продукты деятельности и мыслетворчества, позволяющие личности осуществлять процессы самоидентификации, самореализации, саморазвития, самоутверждения, самовоспитания, самообучения, самообразования и пр.
Второе условия — верификация и модификация системы принципов педагогического взаимодействия и управления коллективом, оптимизация методов, форм и средств организации педагогического взаимодействия — это условие планирования и организации педагогического взаимодействия в социальных и социально-профессиональных группах, где приоритет ценностно-смысловых и акмепрофессиональной норм предопределяет качество планируемой и организуемой деятельности, а выбор способов и форм, методик и технологий педагогического взаимодействия — профессионализм педагога как ученого и практика.
Третье условие — поиск новых педагогических средств в процессе определения и решения субъектно-средовых противоречий в контексте идей гуманизма и здоровьесбережения — это условие оптимизации и верификации традиционных и инновационных механизмов определения истинности или оптимальности выбора приоритетов деятельности педагога по ФК в контексте соблюдения и пропаганды специфики и норм, моделей и концепции здоровьесбережения и гуманизма, продуктивности и активности личности в структуре организуемой деятельности как способа самовыражения, самореализации, самосовершенствования и взаимодействия.
Четвертое условие — оптимизация всех звеньев управления процессом формирования культуры самостоятельной работы педагога по ФК — это условие повышения способа и формы самопознания личности педагога и обучающегося, включенных в совместный поиск универсальных, оптимальных способов и форм, средств и технологий педагогического взаимодействия, где физическая культура и спорт определяют базовые приоритеты построения модели формирования личности в контексте формирования культуры самостоятельной работы педагога по ФК и обучающегося, системно повышающих свой уровень сформированности культуры самостоятельной работы от объективного к индивидуальному, от индивидуального к субъектному, от субъектного к личностному в полном смысле данного феномена (теоретико-эмпирические основы формирования и переходов сформированности культуры самостоятельной работы обучающихся, студентов и педагогов по ФК рассмотрены в различных источниках, например, [7–9]).
Выделенные нами педагогические условия формирования культуры самостоятельной работы в контексте в контексте объективности, субъектности и субъективности — система четырех положений, которые, вероятнее всего, через определенный промежуток педагогической практики может быть пересмотрен из-за диалектических основ педагогического взаимодействия.
Литература:
1. Козырева, О. А. Воспитание как феномен моделирования и практики: монография /О. А. Козырева. — Кемерово: КРИПКиПРО, 2010. — 410 с. — ISBN 978–5-7148–0346–8.
2. Козырева, О. А. Специальная педагогика: учебное пособие для студентов педагогических вузов специальности «033100 — Физическая культура» / О. А. Козырева. — Новокузнецк: КузГПА, 2010. — 114 с. [+приложение на CD]. — ISBN 978–5–85117–496–4.
3. Козырева, О. А. Основы профориентологии: курс занятий для студентов специальности «031000 — «Педагогика и психология»» / О. А. Козырева. — Новокузнецк: КузГПА: МОУ ДПО ИПК, 2007. — 307 с. [+ приложение на CD]. — ISBN 978–5–85117–290–8.
4. Козырева, О. А. Некоторые особенности формирования и развития культуры самостоятельной работы у студентов педагогической академии / О. А. Козырева // Вестник Башкирского педагогического университета им. М. Акмуллы. — 2007. — № 1 (12). — С.22–30.
5. Козырева, О. А. Профессионально-педагогическая культура как ценность и результат самосовершенствования и педагогического взаимодействия / О. А. Козырева // Педагогическое образование и наука. — 2009. –№ 9. — С.79–83.
6. Торосян, В. Г. История образования и педагогической мысли: учебник для студентов высших учебных заведений / В. Г. Торосян. — М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. — 352 с. — ISBN 5–305–00090–4.
7. Щербакова, И. И. Культура самостоятельной работы педагога по физической культуре в структуре успешности профессионально-педагогической деятельности / И. И. Щербакова, Е. Л. Чеснова, О. А. Козырева, Е. Ю. Шварцкопф // Актуальные вопросы современной педагогики (II): материалы междунар. заоч. науч. конф. (г. Уфа, июль 2012 г.). — Уфа: Лето, 2012. — С.160–163.
8. Козырева, О. А. Культура самостоятельной работы педагога по физической культуре и успешность профессионально-педагогической деятельности / О. А. Козырева, Т. И. Кучко, И. И. Щербакова // Теория и практика педагогической науки в современном мире: теории, проблемы, инновации: материалы Международной научно-практической конференции: в 3-х ч. Ч.1. — Новокузнецк, 2013. — С.237–239.
9. Щербакова, И. И. Культура самостоятельной работы педагога по физической культуре в структуре успешности профессионально-педагогической деятельности / И. И. Щербакова, Е. Л. Чеснова, О. А. Козырева, Е. Ю. Шварцкопф // Актуальные вопросы современной педагогики (II): материалы междунар. заоч. науч. конф. (г. Уфа, июль 2012 г.). — Уфа: Лето, 2012. — С.160–163.