Проведение проектного поиска функционально-пространственной структуры эффективного регионального центра, направленного на помощь людям, временно не нашедшим своё место на рынке труда, обусловлено рядом социокультурных особенностей, сформировавшихся на юге России. И является весьма актуальным в сложившейся ситуации.
Указанная ситуация обуславливает внимание общественности к объектам, необходимым для регулирования рынка труда.
Общее количество безработных граждан (по методологии Международной организации труда) в Северо-Кавказском федеральном округе составляет около 18 процентов численности экономически активного населения (в среднем по Российской Федерации — 8,2 процента). Наиболее высокий уровень безработицы отмечается в Республике Ингушетия — 53 процента, Чеченской Республике — 42 процента и Республике Дагестан — 17,2 процента.
При этом уровень безработицы на селе значительно выше уровня безработицы среди городского населения. Более половины безработных составляет молодежь. Доля продолжительности безработицы в Северо-Кавказском федеральном округе превышает среднюю по Российской Федерации, так доля длительно безработных (более 1 года) составляет 27,7 процента (по Российской Федерации — 12,2 процента).
Прикладные исследования, посвященные функционированию и развитию рынка труда в России, отражены в работах отечественных ученых-экономистов: Е. Я. Варшавской, Т. Карабчука, О. Подвербных, А. Федченко и др.
В настоящее время биржи труда кроме трудоустройства безработных, оказывают услуги лицам, желающим переменить место работы, изучают спрос и предложение рабочей силы, собирают и распространяют информацию об уровне занятости по отношению к профессиям и территориям. Биржи труда компетентны в вопросах ориентации молодежи, направлении молодых людей на курсы получения профессии. Также они помогают организовать переобучение и трудоустройство людей с ограниченными физическими возможностями. Биржи труда функционально односторонни, не осуществляют работу с адресными аудиториями, не предусматривают более широкий спектр услуг, в частности социальную реабилитацию человека после утраты рабочего места. Однако список услуг, оказываемых биржей труда можно расширить. Функция реабилитации важна, т. к. в период отсутствия работы, человек наиболее уязвим, его психическое и эмоциональное состояние дестабилизируются, более того возможны нервные срывы, в связи с чем повышается уровень преступности.
В России безработица зависит от возраста, пола, образования. Наиболее болезненно это воспринимают женщины, и люди старших поколений. Именно женщины оказываются безработными первыми, так как они не выдерживают конкуренцию с мужчинами. Потеря места на рынке труда влечет за собой нравственную, моральную деградацию, потерю квалификации, утрату достигнутого уровня жизни, сокращение сбережений у населения, ухудшение эмоционального и психического состояния населения.
Для повышения уровня занятости, душевых доходов населения, уменьшения дотационности местных бюджетов необходимо осуществление мероприятий по переобучению населения, поддержке развития малого и среднего предпринимательства, повышению мобильности населения на внутрирегиональных рынках труда, в том числе за счет совершенствования системы общественного транспорта, обеспечивающего ежедневные поездки от места жительства на работу в крупные региональные центры. Эффективным инструментом решения проблемы реструктуризации экономики монопрофильных городов может также стать встраивание новых производств в региональные кластеры на условиях аутсорсинга (субконтрактинга), их вхождение в новые зоны опережающего развития [2].
Остро назрело создание центра по всеобъемлющей работе с рынком труда, который занимался бы реабилитацией людей, потерявших работу. Помимо этого, данный центр оказывал бы помощь в трудоустройстве людей. Контингент людей, не имеющих работы, представляют собой неоднородное явление.
Сложный характер проблем в социально-экономической сфере юга России определяет необходимость концентрации проектных усилий на создании необходимых в данной работе объектов [1].
Подобных комплексных проектных решений в России пока не существует (в исследуемых источниках не найдено). Настоящее исследование посвящено, прежде всего, вопросам функционально-пространственной организации общественного центра по оказанию помощи людям, не нашедшим места на рынке труда.
Среди небольшого количества аналогов в области архитектуры и интерьеров, следует отметить в качестве положительного примера Интерьер Муниципальной биржи труда в Дессау (автор Вальтер Гропиус). Здесь отчетливо выражен нестандартный подход к пространственным задачам. Другим примерам (Центр госуслуг в Тбилиси, Центр госуслуг в Грузии) присущ неординарный подход в решении фасадов, и нестандартный подход к организации внутреннего пространства. (Рис. 1–4. Смотрите ниже) Что касается комплексов несколько иного функционального предназначения, то тенденция их развития намечается в разных направлениях, это выражено в объемно-пространственной структуре, конструктивных системах, фактурах решений фасадов, функциональном зонировании и т. д.
Рис. 1. Интерьер центра госуслуг
Рис. 2. Центр госуслуг в Тбилиси
Рис. 3. Центр госуслуг в Грузии
Рис. 4. Центр госуслуг в Грузии
Проектной концепцией разрабатываемого объекта предусмотрен такой центр, который объединял бы в себе необходимые функции, а так же был правильно развит в архитектурно-планировочном и коммуникативном решении. Он должен, прежде всего, обладать развитой пространственной структурой, специально сформированной средой, правильно организованным функциональным зонированием, пространственной организацией обустройства прилегающей территории. Как отмечают исследователи, вопросы функционально-пространственной организации среды и социальной консолидации общества тесно взаимосвязаны., при этом «…процесс становления организации предметно-пространственной среды города Краснодара, относимый авторами к одной из форм социокультурной организации людей, непосредственно ориентирован на ценностно-нормативный аспект социальной организации общества, задающий и мировоззренческие, и нравственные основания для его социальной консолидации». [3, 5]
Данный вопрос находится в стадии исследования, и среди положений его проектной концепции необходимо отметить следующие. Объект должен находиться в центральной части города, в общественной зоне его инфраструктуры. Участок должен иметь четкую геометрическую планировку. Сложная структура центра может быть представлена как в виде целостного многоуровневого объекта с открытым внутренним атриумом, обрамленным четкими формами генплана. Формируемый общественный центр будет состоять из следующих блоков:
- биржа труда для городских жителей;
- биржа труда для работников, занятых в сельском хозяйстве;
- биржа труда для людей молодого возраста;
- по оказанию помощи людям, находящимся на грани нервного срыва в связи с потерей места на рынке труда;
- рекреационный блок;
- информационный блок.
В основе архитектурного объема появится здание с сочетанием большого количества остекления на фасадах и теневых навесов, комфортными зонами рекреации, подчеркнутыми зелеными насаждениями, вертикальным озеленением, развитой структурой переходов между функциональными блоками. В то же время потоки людей не будут пересекаться, что создаст более комфортные условия пребывания в данном центре. Интерьеры будут выполнены в мягкой цветовой гамме с необходимыми цветовыми акцентами.
В настоящей статье использованы материалы исследований функционально-пространственной структуры регионального центра «Карьера» в крупном краевом центре г. Краснодаре.
Важным функциональным элементом проектного решения является развитый коммуникативно-графический комплекс, включающий шрифтовые и пиктографические сообщения, цветовую навигацию функциональных блоков, и аудио поддержку.
Даже относительно благополучное состояние рынка труда привлечет в проектируемый общественный центр молодых специалистов, людей стремящихся к профессиональной переквалификации. При этом функционально-пространственная структура проектируемого центра обеспечит гибкую адаптацию центра к новым общественным идеям.
Литература:
1. Консультант Плюс. [Электронный ресурс]. Распоряжение Правительства РФ от 06.09.2010N 1485-р «Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Северо-Кавказского федерального округа до 2025 года» URL: http://base.consultant.ru
2. Консультант Плюс. [Электронный ресурс]. Распоряжение Правительства РФ от 05.09.2011N 1538-р «Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Южного федерального округа до 2020 года» URL: http://base.consultant.ru
3. Анисимов Н. В. Культурологический анализ организации предметно-пространственной среды города на юге России/ Н. В. Анисимов, Г. Ю. Приходько // Вопросы культурологи. — 2012, № 4. — с. 69.
4. Шимко В. Т. Архитектурно-дизайнерское проектирование. Основы теории М. Архитектура-С 2004.-296 с.