Современное общество, развитие которого обусловлено социально-экономическими преобразованиями, глобализационными процессами как в духовной сфере, так и в сфере материального производства и услуг, выдвигает новые требования к профессиональной подготовке инженерных кадров. Государство и институты формируют заказ отечественной системе высшего образования по подготовке самодостаточной личности компетентного специалиста, интеллигентного человека, в котором духовный потенциал интегрированные с умственными способностями. Решение такой сложной задачи возможно при направленности профессиональной подготовки в технических вузах на всестороннее развитие специалиста.
Особенности объектов профессиональной деятельности и специфика отраслевой активности будущих специалистов железнодорожного транспорта обусловливают острую потребность по переосмыслению содержания и методики их обучения с переориентацией на формирование у них профессиональной культуры. Профессиональная культура является сферой творческого использования и реализации способностей личности будущего специалиста железнодорожной отрасли, а поэтому её формирование должно происходить на субъективных началах, когда студент из объекта обучения, воспитания и профессионального образования превращается в высшую ценность, то есть приобретает сущности субъекта.
В условиях кризисного общества преобладают прагматические ориентиры и если нет надлежащей базовой культуры личности, то общественные процессы не развиваются. Ведь «соразмерность социальных изменений с культурным потенциалом является социокультурным законом развития. Поэтому ценностные ориентации, социокультурная направленность оцениваются соотношением того, какие материальные и духовные ценности воспитанники получают от общества и привносят в его развитие» [1].
На формирование профессиональной культуры будущего специалиста влияют как особенности самой профессии, так и другие факторы. Среди них можно выделить объективные и субъективные, более и менее значимые, личностные и социальные. Объективное действие оказывают общемировые тенденции в образовании, социально-философские проблемы культуры, состояние системы образования и качество образовательных услуг, культура образовательного учреждения, престижности профессии в обществе. Среди субъективных факторов — общая культура и мотивация личности, ее совокупность склонностей к социальной практики, сформирована в виде когнитивных и мотивационных структур в первые годы социального взаимодействия [2].
Профессиональная культура инженера железнодорожного транспорта относится к сфере его профессионально важных качеств и, естественно, органично связана с другими подструктурами личности специалиста. Учебно-воспитательная работа в вузе должна обеспечивать не только усвоение научно-методической информации, но также обеспечивать развивающий личностный эффект в форме высокой профессиональной культуры будущего специалиста. Профессиональная культура личности специалиста железнодорожного транспорта — это способность к сознательному усвоению научно — технической информации, к целенаправленной самоорганизации поведения и общения в трудовом коллективе, к творческому выполнению своей работы на основании социально-правовых, моральных и этических норм.
По нашему мнению, основными задачами формирования профессиональной культуры будущих железнодорожников являются: координация целей культурологического образования железнодорожников и их профессиональной подготовки; логическая последовательность развития культурологических знаний и умений для их эффективного использования в будущей профессиональной деятельности; обоснование концептуальных основ культурологической составляющей в профессиональной подготовке железнодорожников на основе философско-методологического и научно-теоретического обоснования; обоснование принципов культурологической составляющей в профессиональной подготовке железнодорожников, обеспечение непрерывности культурологической подготовки студентов, разработка целевых моделей культурологической составляющей в профессиональной подготовке железнодорожников; разработка комплексного учебно-методического обеспечения культурологического образования железнодорожников; организационное обеспечение культурологической составляющей в профессиональной подготовке железнодорожников путем соответствующей подготовки преподавательского состава высших учебных заведений, обеспечение мотивации учения культурологических дисциплин путём выделения в её содержании и акцентировании ее значимости для будущей профессиональной деятельности железнодорожников.
Итак, основными методологическими принципами формирования профессиональной культуры будущих специалистов железнодорожного транспорта избраны принципы объективности, всесторонности изучения педагогических процессов и явлений, единства исторического и логического и целостности.
На основе этих методологических принципов мы определили общепедагогические принципы формирования профессиональной культуры будущих специалистов железнодорожного транспорта: гуманизации, деятельности, оптимальности, непрерывности.
Взаимодействие целей культурологического образования и профессиональной подготовки специалистов железнодорожного транспорта следует из идеи целеустремленности и мотивации изучения культурологических дисциплин в высших учебных заведениях студентов технических специальностей. Её педагогическими предпосылками является профессиональная направленность и мотивация обучения культурологических дисциплин специалистов.
Исходя из вышеизложенного, мы формулируем ряд концептуальных основ формирования профессиональной культуры будущих специалистов железнодорожного транспорта:
1) формирования профессиональной культуры будущих специалистов железнодорожного транспорта целесообразно рассматривать как педагогическую систему, созданную на основе научно обоснованных подходов, теоретических и практических достижений отечественной и зарубежной педагогики высшей школы, концепции непрерывного образования, с учётом основных задач формирования отечественной технической интеллигенции;
2) в процессе формирования профессиональной культуры необходимо тесное взаимодействие профессиональной и культурологической, гуманитарной и технологической составляющих учебно-воспитательного процесса;
3) теоретическое обоснование формирования профессиональной культуры базируется на принципах философии образования, культурологического и личностно-ориентированного обучения, направленных на подготовку квалифицированного специалиста в соответствии с его способностей, возможностей и потребностей отрасли и объектов их профессиональной деятельности;
4) содержание и методы культуроведческих дисциплин реализуются для утверждения толерантных принципов жизни и межличностного и профессионального взаимодействия;
5) профессиональная направленность содержания культурологических дисциплин, которые включают в себя знания из таких наук, как культурология, философия, этика, психология, педагогика, эстетика, религиоведение и др.;
6) культурологическая направленность и использование культурологического потенциала технических и специальных дисциплин;
7) непрерывность культурологического образования будущего специалиста;
8) подготовка преподавателей технических вузов к формированию профессиональной культуры студентов в процессе обучения и воспитания.
Таким образом, общая цель, которая прогнозирует конечный результат формирования профессиональной культуры будущих железнодорожников заключается в учете как общих целей формирования профессиональной культуры, так и специфических, обусловленных особенностями профессиональной подготовки будущих специалистов железнодорожного транспорта.
Профессиональная направленность обучения культурологических дисциплин железнодорожниками реализует единство содержания, форм и методов обучения. Она — целевой ориентир будущих специалистов железнодорожного транспорта на постоянное использование полученных культурологических знаний и умений для профессиональных целей. Профессиональная направленность содержания культурологического образования специалистов железнодорожного транспорта должна иметь не эпизодический характер, а систематически приучать студентов использовать культурологический аппарат к решению профессиональных задач, формировать самостоятельный перенос культурологических знаний, умений и навыков в условиях практической деятельности.
Таким образом, в процессе формирования профессиональной культуры будущих специалистов железнодорожного транспорта целесообразна взаимодействие целей культурологического образования и профессиональной подготовки, гуманитарной и технологической составляющей профессиональной культуры на всех уровнях.
Составляющая содержания культурологического образования выступает как фактор мотивации обучения, она базируется на положении, оптимального сочетания гуманизации образования с её профессионализацией, поскольку культурологическое образование является важной предпосылкой становления компетентности специалиста-железнодорожника.
Общая культурологическая подготовка будущих железнодорожников в высших учебных заведениях рассматривается как система. Ведущей является идея, что вся профессиональная подготовка железнодорожника должна быть культурологической направления, опираться на опыт довузовской подготовки и создавать предпосылки для культурологической подготовки в системе последипломного образования.
Таким образом, непрерывная культурологическая подготовка железнодорожника должно охватывать весь период его профессиональной деятельности, начиная с этапа профориентации и отвечать требованиям образования на протяжении всей жизни. Аналогично, культурологический компонент должен присутствовать и в последипломном образовании, который обеспечивает углубление, расширение и обновление профессиональных знаний, умений и навыков. Профессиональное культурологическое образование призвано способствовать дальнейшему развитию общих и специальных знаний, формирование навыков культурного поведения и т. д.
Исходя из выше изложенного, мы обосновываем педагогические условия формирования профессиональной культуры будущих железнодорожников: научно обоснованный отбор элементов содержания непрерывной культурологической подготовки железнодорожника; единство и целостность системы культурологических знаний и профессиональная направленность культурологической подготовки с максимальным учётом содержания будущей профессиональной деятельности; ориентация культурологических знаний в единстве с профессиональными; формированием качеств личности будущего железнодорожника на основе профессиональной подготовки в техническом вузе.
Литература:
1. Болгаріна В. Культурологічний підхід як імператив управління школою / В. Болгаріна // Освіта і управління. –– 2003. –– Т. 6. –– № 3. –– С. 29.
2. Бурдьё П. Структуры. Habitus. Практики // Современная социальная теория: Бурдбе, Гидденс, Хабермас / П. Бурдьё; под ред. А. Ледёневой, И. Давыдовой. –– Новосибирск, 1995. –– С. 16––32