Статья посвящена систематизации случаев применения элементов исторического кроя в моделях авторских коллекций мужской одежды. Определено количество случаев применения различных элементов исторического кроя в современных швейных изделиях. Определен уровень адаптации элементов к конструкциям моделей одежды авторских коллекций.
Ключевые слова: адаптация кроя, исторический крой, коллекции одежды, конструкция одежды, современные дизайнеры.
Неразрывная связь истории и современности прослеживается во всех направлениях декоративно-прикладного искусства. Будь то одежда, ткани, мебель, ювелирные изделия и т. п., не составит большого труда обнаружить в художественном, технологическом, колористическом решении исторические мотивы. В одежде исторические мотивы проявляются в декоре, конструкции, колористике, проникают во все этапы проектирования и изготовления.
Под современной моделью одежды с элементами исторического кроя понимается такое изделие, которое разработано с применением оригинальных конструктивных решений отдельных деталей, силуэта, пропорций, присущих историческому костюму какой-либо эпохи (рис. 1). В качестве элементов кроя могут выступать отдельные небольшие детали (клапаны карманов, погоны), совокупности нескольких деталей (пройма и окат рукава), или конструктивные членения деталей, характеризующиеся положениями швов.
Исторический крой, в контексте его адаптивного применения в современной одежде, это элементы конструкции исторического костюма, обладающие определенными чертами, присущими одежде какой-либо эпохи. В этом случае, мужской крой можно считать историческим, если он относится к началу XXв., и ранее, но не позднее, т. к. на протяжении XX-XXI вв. принципы проектирования мужской одежды изменялись незначительно, варьировались силуэт, пропорции, размер и положение деталей и т. п.
Художественно-конструктивный анализ костюма — весьма популярная область современных исследований. В работах В. Е. Кузьмичева «Художественно-конструктивный анализ и проектирование системы фигура-одежда» [1] и «Основы построения и анализа чертежей одежды» [2] разработан метод художественно-конструктивного анализа путем изучения системы фигура-одежда, представлен алгоритм исторического анализа костюма, раскрыты методы анализа чертежей конструкции одежды, применены к анализу костюма принципы квалиметрии. Принципы симметрии применены к описанию пространственной формы костюма в работе Г. И. Петушковой [3]. Композиционно-конструктивные признаки модели одежды, такие, как покрой и методы формообразования — предмет изучения Л. П. Шершневой [4].
Рис. 1. Модель коллекции Dolche & Gabbana, осень — зима 2012–2013г.
Несмотря на большое количество исследований в данной области, принципы художественно-конструктивного анализа одежды до сих пор не применялись для систематизации практики адаптивного применения исторического кроя в современных моделях одежды.
В связи со значительными различиями между историческим и современным костюмом (эстетические, конструктивные, технологические и т. п.), прямой перенос исторического элемента кроя в современное изделие представляется невозможным. В связи с этим, элементы исторического кроя, для их применения в современных моделях одежды, должны быть адаптированы, т. е. изменены вследствие различий между современным и историческим костюмом. Видоизменение исторических элементов конструкции, в процессе адаптации, возможно условно разделить на 3 уровня:
1) прямой перенос наиболее явных визуальных признаков образца на проектируемое изделие;
2) употребление отличительных признаков конструктивного решения при проектировании изделий;
3) создание формы путем подражания внешним формам элементов конструкций.
Чем выше уровень адаптации — тем значительнее изменения, которым подвергается элемент исторического кроя в процессе его переноса в современную конструкцию. Если уровень адаптации значителен, то применение элементов кроя становится реминисценцией, а если уровень адаптации минимален, то имеет место реконструкция отдельных элементов исторического костюма.
Для анализа практики применения элементов исторического кроя в современных изделиях, исследованы коллекции мужской одежды (фотоматериалы) haut couture и prêt-a-porter 36 ведущих домов моды за период с 2005 по 2013 гг. Цель исследования: определение частоты встречаемости и степени адаптации различных элементов исторического кроя в моделях современных авторских коллекций. Объект исследования — модели мужской плечевой одежды из современных авторских коллекций Предмет исследования — элементы исторического кроя и их местоположение на изделии.
Анализ модели одежды для определения элемента исторического кроя и степени его адаптации, для соблюдения необходимой объективности, состоит из 3-х этапов:
1) определение наличия элемента исторического кроя в изделии посредством регистрационного метода;
2) нахождение исторического костюма, к которому относится заимствованный элемент кроя;
3) определение степени адаптации элемента посредством сравнительного анализа внешнего вида элемента в историческом и современном изделиях.
В процессе исследования выделено 447 изделий, содержащих адаптированные элементы исторического кроя (таблица 1).
Таблица 1
Кол-во случаев применения элементов исторического кроя в моделях современных коллекций
Элемент кроя |
Кол-во случаев применения |
|||
Адаптация 1 уровня |
Адаптация 2 уровня |
Адаптация 3 уровня |
Всего |
|
Воротник и лацканы |
13 |
114 |
101 |
228 |
Конфигурация оката рукава и проймы |
8 |
22 |
7 |
37 |
Форма плечевых срезов |
19 |
72 |
47 |
138 |
Конструктивные членения детали переда |
12 |
105 |
70 |
187 |
Верхний карман |
15 |
42 |
14 |
71 |
Боковые карманы |
9 |
48 |
35 |
92 |
Застежка и край борта |
29 |
138 |
125 |
292 |
Линия низа изделия |
3 |
34 |
10 |
47 |
Конструкция рукава |
5 |
21 |
24 |
50 |
Манжет, хлястики, застежка и линия низа рукава |
27 |
44 |
53 |
124 |
Всего |
140 |
640 |
486 |
1266 |
В процессе анализа выделено:
46 изделий, содержащих 1 элемент кроя;
104 изделия, содержащих 2 элемента кроя;
209 изделий, содержащих 3 элемента кроя;
58 изделий, содержащих 4 элемента кроя;
24 изделия, содержащих 5 элементов кроя;
6 изделий, содержащих 6 элементов кроя.
Такие результаты распределения количества элементов в изделиях свидетельствуют о взаимосвязи между количеством элементов исторического кроя в изделии и соответствии изделия понятию «современный костюм». Чем больше в изделии элементов исторического кроя, пусть и адаптированных, тем более проявляется в художественном решении исторические мотивы, а, применение всех возможных элементов исторического кроя в одном изделии одновременно приводит к тому, что современный костюм становится искаженным подобием исторического и, следовательно, анахронизмом, что недопустимо для существования модели одежды в контексте современных тенденций моды. Кроме того, определено, что все элементы исторического кроя в одном изделии, в подавляющем большинстве случаев, имеют одинаковый уровень адаптации.
На рисунке 2 представлено распределение случаев адаптивного применения исторического кроя по элементам. Подавляющее большинство случаев использования элементов исторического кроя приходится на следующие элементы конструкции изделия: застежка и края борта (23,06 %), воротник и лацканы (18,01 %),конструктивные членения детали переда (14,77 %), форма плечевых срезов (10,9 %). Такое распределение случаев заимствования может быть объяснено тем, что на выбор элементов кроя в большой степени оказывает влияние их значение в композиционном решении модели одежды. При внедрении в современную конструкцию таких элементов, как клапан кармана или манжет рукава, их влияние на внешний вид изделия минимально, если они не подчеркнуты колористикой или нетрадиционным сочетанием материалов.
Рис. 2. Распределение случаев адаптивного применения исторического кроя по элементам
Исходя из вышесказанного, современные модели одежды с историческими элементами можно условно разделить на 2 группы. К 1 группе относятся изделия, в которых исторический крой является центральной идеей художественного замысла дизайнера. В этом случае будут применены такие значительные для композиционного решения элементы, как застежка и срез борта, воротник и лацканы, конструктивные членения детали переда. Кроме того, изделие может быть обогащено и менее значительными, вспомогательными элементами: хлястиками, манжетами и т. п. Предполагается 1 или 2 уровень адаптации элементов, т. к. он позволяет сохранить историческую направленность деталей кроя, тесную взаимосвязь с историческим костюмом. К 2 группе относятся изделия, в которых элементы исторического кроя не доминируют в композиционном решении, а носят вспомогательный характер, дополняя изделие определенными модельными признаками. В этом случае элементы кроя будут иметь 2 или 3 уровень адаптации, то есть могут быть значительно искажены или гиперболизированы в ущерб исторической достоверности.
Согласно результатам анализа распределения случаев адаптивного применения исторического кроя по элементам плечевой одежды, меньшие по размеру элементы, такие как хлястики, манжеты, клапаны карманов, линия низа рукава, чаще подвергаются адаптации 1 уровня, то есть в большем количестве случаев копируются без видимых изменений, чем такие элементы, как конструктивные членения переда или конфигурация оката рукава и проймы. Эти результаты свидетельствуют о том, что различные элементы кроя требуют различной степени видоизменения в процессе адаптации, как для того, чтобы соответствовать конструкции современной одежды, так и для гармоничного внедрения в художественную структуру. Декоративные детали, небольшие по размеру, больших адаптационных изменений не требуют.
Относительно часто появляется в моделях, в сочетании с другими элементами, историческая форма плечевого среза (например, седловидное плечо, присущее костюму 19в.). Форма плечевого среза гармонично дополняет другие элементы исторического кроя, однако, необходимо скрупулезно рассмотреть модель одежды, чтобы зарегистрировать наличие именно исторической, а не просто модельной, формы плечевого ската.
Из общего числа элементов адаптации 1 уровня подвергнуты 140 элементов, 2 уровня — 640, 3 уровня — 486 элементов. Подавляющее большинство случаев адаптации относится к 2 и 3 уровням. Сравнительно небольшое количество случаев адаптации 1 уровня позволяет заключить о том, что элементы исторического кроя должны быть значительно видоизменены для гармоничного внедрения в конструкцию современного изделия.
В результате исследования определено количество случаев применения различных элементов исторического кроя в современных швейных изделиях, определен уровень адаптации элементов к конструкциям моделей одежды авторских коллекций. Результаты исследования могут быть применены в разработке объективных методов видоизменения элементов конструкций исторического костюма, создании баз данных элементов кроя, анализе художественно-конструктивного решения современных швейных изделий, что, в совокупности, приводит к расширению ассортимента одежды и оптимизации процессов ее проектирования.
Литература:
1. Кузьмичев, В. Е. Художественно-конструктивный анализ и проектирование системы «фигура — одежда»: учебное пособие / В. Е. Кузьмичев, Н. И. Ахмедулова, Л. П. Юдина. — Иваново: ИГТА, 2010. — 300с.
2. Кузьмичев, В. Е. Основы построения и анализа чертежей одежды: учебное пособие / В. Е. Кузьмичев, Н. И. Ахмедулова, Л. П. Юдина. — Иваново: ИГТА, 2010. — 320 с.
3. Петушкова, Г. И. Проектирование костюма: учебник для высш. учеб. заведений / Г. И. Петушкова. — М.: Издательский центр «Академия», 2004. — 416 с.
4. Шершнева, Л.П., Ларькина, Л. В. Конструирование одежды: Теория и практика: Учебное пособие. — М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2006. — 288 с.
5. Афанасьева, Н. В. Анализ образного решения костюма в различные исторические периоды (на материале фотографий, журнальной графики и чертежных конструкций) // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. — Самара, 2009. т. 11, № 4 (4), — С. 1059–1063