Роль внеурочной деятельности и дополнительного образования детей в формировании личностных результатов образования у кадетов (из опыта работы с кадетскими классами в условиях общеобразовательных учреждений) | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №11 (58) ноябрь 2013 г.

Дата публикации: 05.11.2013

Статья просмотрена: 5116 раз

Библиографическое описание:

Езушина, Е. В. Роль внеурочной деятельности и дополнительного образования детей в формировании личностных результатов образования у кадетов (из опыта работы с кадетскими классами в условиях общеобразовательных учреждений) / Е. В. Езушина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2013. — № 11 (58). — С. 587-589. — URL: https://moluch.ru/archive/58/8152/ (дата обращения: 18.12.2024).

С введением ФГОС в современном образовании на смену формально — знаниевой пришла современная личностно-деятельностная парадигма, в основе которой лежит компетентностный подход. С этой точки зрения, главная задача школы состоит не в том, чтобы передать обучающемуся сумму знаний, а в том, чтобы содействовать ему в овладении способами деятельности, позволяющими действовать в социуме, предметной области, способствовать воспитанию и развитию личности ученика.

По замыслу разработчиков Стандарта, поскольку были определены новые результаты образования в виде личностных, метапредметных и предметных результатов, совершенно логично, что были предложены новые ресурсы. И вот одним из таких ресурсов является внеурочная деятельность.

Федеральный государственный образовательный стандарт определяет внеурочную деятельность как важнейшую сферу школьной жизни и составную часть образовательного процесса школы. Под внеурочной деятельностью подразумевают все те виды деятельности школьника, кроме учебной на уроке, в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации.

Согласно Стандарту, внеурочная деятельность рассматривается в двух планах. Во-первых, как сфера индивидуализации обучения, где каждый школьник может выбрать индивидуальную образовательную траекторию, а во-вторых, как сфера воспитания, формирования российской идентичности у школьника.

Внеурочная деятельность, по сути, тесно связана с урочной деятельностью и является ее логическим продолжением. Поскольку не всегда на уроках, возможно, действительно сформировать новые качества и отследить, как эти качества личности формируются и развиваются. Поэтому термин «внеурочная деятельность» очень удачен, потому, что он объединяет и то, что происходит на уроке, и то, что происходит в других формах, уже привычных для нас: кружках, секциях, экскурсиях, творческих объединениях, фестивалях, школьных праздниках и вечерах. Благодаря организации внеурочной деятельности жизнь после уроков становится единым и системным процессом, направленным на формирование личностных, метапредметных и предметных результатов.

Во многих образовательных учреждениях наряду с общеобразовательными классами стали открываться классы с изменённым статусом — кадетские классы. Основными отличительными особенностями кадетского класса являются не только форма одежды, символы или использование ритуалов общения, принятых в военной среде, но и реализация различных программ внеурочной деятельности и дополнительных образовательных программ.

Внеурочная деятельность в кадетских классах МОУ СОШ № 54 города Волгограда организована в соответствии со Стандартом по направлениям развития личности:

-          духовно-нравственное;

-          спортивно-оздоровительное;

-          социальное;

-          общеинтеллектуальное;

-          общекультурное;

-          проектная деятельность реализуется через все направления.

-          Целью духовно-нравственного направления является освоение детьми духовных ценностей мировой и отечественной культуры, подготовка их к самостоятельному выбору нравственного образа жизни, формирование гуманистического мировоззрения, стремления к самосовершенствованию и воплощению духовных ценностей в жизненной практике.

-          Спортивно-оздоровительное направление создает условия для полноценного физического и психического здоровья ребенка, помогает ему освоить гигиеническую культуру, приобщить к здоровому образу жизни, формировать привычку к закаливанию и физической культуре.

-          Социальное направление помогает детям освоить разнообразные способы деятельности: трудовые, игровые, художественные, двигательные умения, развить самооценку, активность и пробудить стремление к самостоятельности и творчеству.

-          Общеинтеллектуальное направление предназначено помочь детям освоить разнообразные доступные им способы познания окружающего мира, развить познавательную активность, любознательность.

-          Общекультурная деятельность ориентирует детей на доброжелательное, бережное, заботливое отношение к миру, формирование активной жизненной позиции, лидерских качеств, организаторских умений и навыков.

Направления внеурочной деятельности ФГОС явились содержательным ориентиром и основанием для разработки соответствующих рабочих программ, а также выбора модели организации внеурочной деятельности.

Внеурочная деятельность в кадетских классах МОУ СОШ № 54 организована по 11 программам. За основу была взята оптимизационная модель организации внеурочной деятельности, которая предусматривает участие в ней педагогических работников учреждения: педагога-психолога, педагогов дополнительного образования, педагогов начальной школы, а также использовались возможности муниципального образовательного пространства.

При планировании внеурочной деятельности учитывалась конкретная образовательная ситуация в школе: наличие школьного музея, посвященного истории создания и боевого пути 38–7-Гвардейской мотострелковой Сталинградско — Корсуньской краснознаменной бригады, наличие кадетских классов с элементами казачества, детские творческие объединения «Гусельки», «Жаворонушки», «Казачата-волгарята», запросы родителей как основных заказчиков образовательных услуг, а также интересы школьников. Наряду с этим, МОУ СОШ № 54 является региональной площадкой по патриотическому воспитанию школьников по теме: «Военно-патриотическое воспитание кадетов в условиях реализации этнокультурного (казачьего) компонента содержания образования».

Наличие серьезной и целенаправленной работы по патриотическому и духовно — нравственному воспитанию подрастающего поколения и послужило основой для разработки программы внеурочной деятельности, направленной на воспитательный результат.

В целях расширения дополнительных образовательных услуг школа активно взаимодействует с учреждениями дополнительного образования: МОУ ДОД ЦДТТ, Центром дополнительного образования для детей «Истоки», районной детской библиотекой, спортивно — бальным клубом «Максима», спортивным клубом боевых искусств «Торнадо» — тхэквондо». С этими учреждениями подписаны договора о сотрудничестве.

В рамках системы по патриотическому и духовно- нравственному воспитанию обучающихся в образовательном учреждении разработаны программы «Юный кадет», «Семейное наследие. Традиции казачества», целью которых является развитие гражданственности, патриотизма как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей у кадета. На занятиях по данным программам юные кадеты получают как образовательную, так и воспитательную подготовку. Программа предусматривают комплекс воспитательных мероприятий: встречи с ветеранами, тематические вечера, посещение музеев, огоньки, экскурсии по местам боевой славы, участие в социальных акциях «Дети — детям», «Согреем детские сердца», «Обелиск», «Ветеран живет рядом», «Письмо пожилому человеку», направленных на формирование гражданской идентичности, личностного отношения к социально-значимым идеям и ценностям, связанных с любовью к Родине.

На занятиях академического хора «Истоки» казачий фольклор не просто изучается. Цель несколько иная: приобщиться к казачьей культуре, пережить, прочувствовать неиссякаемую любовь, исходящую от казачьего быта, традиций. Смысл занятий с детьми не в копировании обрядов, а в том, чтобы через них всколыхнуть в детских душах ту любовь ко всему родному, которая в них заложена, но, которая пока дремлет.

В кадетских классах реализуется программа «Основы православной культуры». Целью программы является знакомство с православными ценностями, отраженными в традициях, святынях православной культуры, житиях святых, героях — патриотах Отечества, все то, что можно назвать «лоном национального опыта, духа и уклада». На занятиях кадеты знакомятся с традициями и культурой нашей страны, осваивают нравственные нормы поведения, учатся различать добро и зло, любить свою Родину. Особенно интересной является творческая деятельность по подготовке к праздникам и знаменательным датам. Традиционными стали праздники, посвященные Рождеству и Пасхе. В рамках программы организуются экскурсии по городу, выставки поделок и рисунков. В будущем планируются встречи со священниками в рамках «Часов духовного общения». Занятия ведет педагог дополнительного образования из Центра дополнительного образования для детей «Истоки».

Система по патриотическому воспитанию подразумевает участие кадетов в научно-практических конференциях, в конкурсах «Родничок», «Пасхальная радость», в исследовательских работах и проектах различной направленности.

Спортивно-оздоровительное направление, наряду с программой дополнительного образования по тхэквондо, представлено программой внеурочной деятельности «Будем беречь здоровье». Данная программа представляет собой цикл бесед, направленных на развитие у младших школьников представлений о здоровом образе жизни, рациональном питании как составной части здорового образа жизни и способствует формированию полезных привычек. Главное в данной программе — это идея совместной развивающей деятельности взрослых и детей, скрепленной взаимопониманием. В ходе реализации этой идеи проявляется возможность помочь ученикам разбудить в себе лучшие качества, в том числе и заботу о своем здоровье.

В рамках социального направления у юных кадетов реализуются программы «Лесенка роста», «Познаю себя и других», разработанные специалистами социально-педагогической службы — школьным психологом и социальным педагогом. Система занятий по программам способствуют развитию таких личностных качеств у кадетов, как самооценка, которая необходима как базовый компонент учения; внутренней позиции школьника, одного из проявлений идентичности; принятие роли кадета, положительного отношения к школе, к своему новому статусу.

Программы общеинтеллектуальной и общекультурной направленности: «Моя малая родина», «Мы — исследователи», театральная студия «Юный актер», «Занимательная информатика» способствуют расширению информационной картины мира, способствуют развитию умения использовать приобретенные знания в практической деятельности и повседневной жизни.

Таким образом, в процессе реализации программ внеурочной деятельности и дополнительного образования в МОУ СОШ № 54 у выпускников кадетских классов к моменту окончания школы должны быть сформированы следующие качества личности:

-         активная гражданская позиция;

-         чувство патриотизма, верности Родине и готовности служения Отечеству;

-         духовность, нравственность, личная и общественная ответственность;

-         способность к саморазвитию.

Литература:

1.                  Письмо Минобрнауки РФ от 12 мая 2011 г. № 03–296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного Стандарта общего образования / Методические материалы по организации внеурочной деятельности в образовательных учреждениях, реализующих общеобразовательные программы начального общего образования.

2.                  Григорьев Д. В. Внеурочная деятельность школьников. — М.: Просвещение, 2010 г. (Стандарты нового поколения).

3.                  Данилюк А. Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. — М.: Просвещение, 2010 г. (Стандарты нового поколения).

4.                  Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников. Методические рекомендации. Пособие для учителей. В 2 ч. Под. ред. А. Я. Данилюка. — М.,: Просвещение, 2011. (Работаем по новым стандартам).

Основные термины (генерируются автоматически): внеурочная деятельность, дополнительное образование, программа, здоровый образ жизни, кадет, качество личности, православная культура, составная часть, социальное направление, спортивно-оздоровительное направление.


Похожие статьи

Роль дидактической игры в развитии познавательных способностей ребенка (из опыта работы)

Формирование познавательных универсальных учебных действий у детей с ОВЗ в урочной и внеурочной деятельности

Анализ работы по теме самообразования «Развитие коммуникативно-речевых способностей обучающихся начальной школы с ОВЗ средствами театральной деятельности»

Внеурочная деятельность как средство формирования гражданской идентичности младших школьников в условиях группы продленного дня (из опыта работы)

Художественно-эстетическое развитие дошкольников посредством использования нетрадиционных методов продуктивной художественной деятельности в работе педагога с детьми в ДОУ как средство всестороннего развития в контексте реализации принципов ФГОС ДО

Развитие познавательной деятельности дошкольника через экспериментирование в условиях введения ФГОС ДО

Формирование глобального мышления у школьников путём реализации метапредметной программы «Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности»

Роль и место кружковой работы по технологии в системе внеурочной деятельности начальной школы

Возможности использования историко-педагогического опыта внешкольного образования в современной теории и практике дополнительного художественно-эстетического образования детей

Формирование предпосылок финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста на основе использования игровых технологий в процессе образовательной деятельности

Похожие статьи

Роль дидактической игры в развитии познавательных способностей ребенка (из опыта работы)

Формирование познавательных универсальных учебных действий у детей с ОВЗ в урочной и внеурочной деятельности

Анализ работы по теме самообразования «Развитие коммуникативно-речевых способностей обучающихся начальной школы с ОВЗ средствами театральной деятельности»

Внеурочная деятельность как средство формирования гражданской идентичности младших школьников в условиях группы продленного дня (из опыта работы)

Художественно-эстетическое развитие дошкольников посредством использования нетрадиционных методов продуктивной художественной деятельности в работе педагога с детьми в ДОУ как средство всестороннего развития в контексте реализации принципов ФГОС ДО

Развитие познавательной деятельности дошкольника через экспериментирование в условиях введения ФГОС ДО

Формирование глобального мышления у школьников путём реализации метапредметной программы «Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности»

Роль и место кружковой работы по технологии в системе внеурочной деятельности начальной школы

Возможности использования историко-педагогического опыта внешкольного образования в современной теории и практике дополнительного художественно-эстетического образования детей

Формирование предпосылок финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста на основе использования игровых технологий в процессе образовательной деятельности

Задать вопрос