Исследованы теории развития регионов, пространственного размещения хозяйственной деятельности и территориальной организации торговли через призму устойчивого развития. Разработаны теоретические постулаты, которые должны стать базисом в создании теории формирования региональных розничных торговых сетей в соответствии с принципами устойчивого развития.
Ключевые слова: устойчивое развитие, регион, розничная торговая сеть, пространственное размещение.
Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами.
Устойчивое развитие регионов сегодня является общепризнанной научно обоснованной концепции, соответствующей современному этапу становления цивилизации и предусматривающим удовлетворение социально — экономически экологических нынешних потребностей их жителей и защиту интересов будущих поколений.
Известно, что важную роль в удовлетворении потребностей населения регионов играет розничная торговля, как одна из ключевых отраслей экономики, которая является завершающим этапом цикла общественного производства, и которая обеспечивает физическую и экономическую доступность товаров и услуг для потребителей разных слоев населения на всей их территории.
Поэтому разработка теоретико-методологических аспектов пространственной организации региональной розничной торговой сети (РРТМ) имеет чрезвычайно важное значение для повышения ее доступности для жителей регионов, что, по нашему мнению, является неотъемлемой составляющей устойчивого развития.
Анализ последних исследований, в которых начато решение проблемы. Изучению концепции устойчивого развития посвятили свои научные труды такие ученые, как: С. Бобылей, Г Брунтланд, Б. Данилишин, М. Нижний, Л. Грынив, С. Герасимчук, А. Гранберг, Г. Дейли, Л. Мельник, Б. Буркинский, А. Шапарь, Т. Галушкина, С. Злупко, Дж. Стиглиц, В. Гроссман, Медоуз Д., Д.Форестер, Ходжаев, А., Daly H., Cobb JB, Page, T.
Теоретические аспекты территориальной организации торговли исследовали Кристаллер В., Леш А., Бэрри В., Праутфут М., Мерфи Р, Хоттенлинг Х., Хафф Д., Рейли В., Серебряков С. В., Демин М. М., Никольский И. В., Поросенкова Н. И., Борджес Е., Хойт Х., Харрис Ч., Ульман Э.
Несмотря на значительное количество исследований в каждом из вышеприведенных направлений развития экономической науки, сегодня недостаточно разработанными являются вопросы, связанные с пространственной организацией РРТМ в плоскости устойчивого развития региона, где она функционирует.
Цели статьи. Исследовать важные аспекты теорий пространственного размещения хозяйственной деятельности и территориальной организации торговли и на их основе сформулировать теоретические постулаты, которые могут стать базисом теории формирования региональных розничных торговых сетей в соответствии с принципами устойчивого развития.
Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. Основоположником теории размещения хозяйственной деятельности считается немецкий экономист Й.Тюнен, который доказал, что цена каждого продукта в любой точке пространства отличается от его цены в городе на величину транспортных расходов, прямо пропорциональны весу груза и дальности перевозки.
Также он утверждал, что оптимальная схема размещения сельскохозяйственного производства — это система концентрических кругов разного диаметра вокруг центрального города, разделяющих зоны размещения различных видов сельскохозяйственной деятельности, и чем выше урожайность, тем ближе к городу должно размещаться производство, а чем выше себестоимость того или иного продукта на единицу веса, тем дальше от города целесообразно его размещение, то есть интенсивность хозяйствования снижается по мере удаления от города [1].
Если экстраполировать данные теоретические наработки на функционирование региональной розничной торговли, то можно заметить, что именно удельный ценность покупки, которую можно осуществить в торговом заведении, определяется отношением величины ее ценности для потребителя к стоимости, которую он заплатил, включая транспортные расходы и стоимость собственного времени, — является ключевым фактором, определяющим величину торговой зоны каждого торгового заведения, по нашему мнению должно быть заложено в теоретическое обоснование формирования структуры РРТМ.
Весомый вклад в теорию размещения хозяйственной деятельности внес немецкий ученый Кристаллер В., который в своей «Теории центральных мест» доказал, что в формировании региональной экономики важную участвуют центры концентрации экономической деятельности, которые имеют определенную структуру. По его мнению, в больших населенных пунктах должна быть большее количество торговых заведений, а также чем больше количество жителей в населенном пункте проживает, тем шире диапазон различных услуг может получить его населения. Кроме того, он утверждает, что товары периодического спроса должны покупаться в ближайшем центральном месте, а затраты времени на покупку товаров и услуг должны быть минимальны. Следует заметить, что Кристаллер В. выдвинул гипотезу согласно которой — эффективная территориальная организация является одной из основных причин существования города [2].
По нашему мнению, именно теоретическое наследие данного ученого должен лечь в основу создания теории формирования РРТМ в части организации структуры территориального размещения различных форматов торговых заведений. Кроме того, на основе анализа исследований Й.Тюнена и Кристаллера В. можно выдвинуть гипотезу, что часть суммы транспортных расходов и стоимости времени, на закупку товаров потребителями в структуре общей стоимости товара приблизительно постоянной величиной.
Следующим шагом в развитии теорий размещения стали работы В. Лаундхарта и А. Вебера.
Так, В. Лаундхарт сформулировал теорию рационального штандарта промышленного предприятия. Он, также, разработал принципы нахождения пункта оптимального размещения отдельного промышленного предприятия относительно источников сырья и рынков сбыта продукции [3].
Как и у И. Тюнена, решающим фактором размещения производства у В. Лаунхардта — являются транспортные расходы, в то время как производственные расходы принимаются равными для всех точек исследуемой территории, в соответствии локализация точки оптимального размещения предприятия, по его мнению, зависит от соотношения веса грузов, и расстояний, на которую они перевозятся.
А. Вебер более комплексно подошел к минимизации общих издержек производства изолированного предприятия, он исключил элементы производственных затрат, не зависящие от места расположения и установил, что ключевыми факторами, влияющими на размещение промышленного предприятия является транспорт, рабочая сила и агломерация [4].
Следует заметить, что данные теоретические достижения сегодня имеют чрезвычайную важную роль при создании логистических цепей розничными торговыми операторами и широко используются при выборе точки локализации распределительных центров, а, соответственно, должны быть учтены при разработке теории формирования РРТМ с целью разработки механизмов оптимальной территориальной организации.
Польский ученый А. Леш сумел объединить вышеуказанные теории и распространить их на проблемы формирования экономических регионов и сформулировать основы теории пространственной экономического равновесия. Суть ее заключается в том, что местоположение каждой фирмы характеризуется максимально возможными преимуществами для потребителей и производителей; фирмы размещаются так, что территория используется полностью; существует равенство цен и издержек; все рыночные зоны имеют минимальный размер, что имеет чрезвычайно важное значение, ведь именно принцип баланса доступности торговых точек для потребителей и их эффективности для инвесторов, которые ими обладают, по нашему мнению, должен стать определяющим при создании теории формирования РРТМ.
А.Леш также доказал, что для каждого вида деятельности существует своя рациональная граница концентрации, превышение которой перекрывается ростом транспортных расходов, существенно влияет на территориальное разделение труда [5].
М. Фуджита и Т. Мори предполагая, что население постепенно растет, что приводит к возникновению новых городов, выстраиваются в одну линию в пространстве [6]. Такое пространственную систему с определенным количеством городов, авторы рассматривают как одномерную версию теории центральных мест Леша. При этом они отмечают, что еще никому не удалось создать модель, которая давала бы на выходе известную сотовую структуру рынков Леша.
П. Кругман объединил теории Дж. Харриса и А. Преда и создал модель, которая позволяет определить концентрацию промышленного производства за счет транспортных расходов, мобильности производственных ресурсов и эффекта масштаба. С результатов его исследований следует, что предприятия, как правило располагаются вблизи рынков сбыта (эффект масштаба) и поставщиков (экономия транспортных расходов) [7].
Следует заметить, что наработки А.Леша, М. Фуджита, Т. Мори, П. Кругмана, по пространственного размещения производства в регионе, имеет важное значение для создания теории формирования РРТМ, поскольку, используя их, можно спрогнозировать направление развития розничных операторов в регионе, а также сформулировать принципы локализации торговых заведений и распределительных центров, которые должны реализовываться при оптимизации территориальной организации РРТМ, что обеспечит постоянство ее развития и соответственно региона где она локализована.
Сегодня существует большой научный потенциал, который объясняет причины развития регионов. По нашему мнению, исследование данного направления становления экономической мысли имеет важное значение для создания теории формирования РРТМ, так как вектор и темпы развития РРТМ в значительной степени зависят от вектора и темпов развития региона, а соответственно факторы, определяющие развитие региона, также осуществляют существенное влияние на становление РРТМ, изучение которых имеет чрезвычайно важное значение для имплементации теории формирования РРТМ в практическую плоскость.
Одним из векторов развития теоретической мысли в данном направлении является теория «полюсов роста», которая находит свое отражение в работах таких ученых, как Ф. Перри, Ж.-Р. Будвиля, П. Потье, Х. Р. Ласуена Г. Мюрдаля, А.Хиршмана.
Согласно этой концепции, среди отраслей региона обязательно выделяются те, которые наиболее динамично развиваются и которые стимулируют развитие вспомогательных, дополнительных и обслуживающих производств, создавая полюса роста, а их концентрация на определенных территориях ведет к образованию центров развития. Такие центры могут развиваться как стихийно, так и путем создания благоприятных условий для их хозяйственной деятельности с помощью государственно — частного инвестирования в инфраструктуру. После возникновения в районе «пропульсивной» отрасли дальнейшее его развитие происходит, как правило, в силу растущего спроса на производственные и другие услуги, то есть под действием рыночных механизмов [8, с. 87].
П. Потье продолжил развитие теории «полюсов роста» и сформулировал гипотезу о наличии осей развития, суть, которой заключается в том, что территории, которые расположены между полюсами роста и обеспечивающие транспортную связь, получают дополнительные импульсы роста благодаря увеличению грузопотоков, распространению инновации и развития инфраструктуры. В результате они превращаются в оси (тоннели) развития, определяющие вместе с «полюсами роста» пространственный каркас экономического роста региона [8, с. 87].
Следует заметить, что вышеприведенные теоретические концепции, обосновывающие становления регионов через возникновение и развитие «полюсов роста», могут стать почвой для создания теории формирования РРТМ в соответствии, с принципами устойчивости в части планирования ее развития, в зависимости от темпов развития пропульсивних отраслей региона, имеет чрезвычайно важное значение для перспективы развития «полюса роста», так как розничная торговля является одним из ключевых инфраструктурных секторов экономики, которые способствуют развитию «полюса роста».
Кроме того, мировой, национальный и региональный опыт функционирования сектора розничной торговли свидетельствует о возможности трансформации определенных (как правило, крупных) торговых объектов в «полюс роста» территории, где он локализован, что, по нашему мнению, также должно быть заложено в основы формирования РРТМ.
Harris G. D. [9] в своих трудах доказывает зависимость экономического развития территории показателя «потенциала рынка». Этот показатель определяет степень доступности регионального рынка для экономических субъектов: предприятий, потребителей. Он доказал, что рыночная инфраструктура и доступ к рынку являются факторами, которые стимулируют концентрацию производства. Данные факторы, по нашему мнению, обязательно должны быть учтены при создании теории формирования РРТМ, так как они определяют инвестиционную привлекательность РРТМ и региона.
Следует заметить, что сегодня не потеряли своей актуальности теоретические концепции, объясняющие причины регионального развития, в основе которых лежит принцип «диффузии нововведений».
Так, Т. Хэгерстранд выделяет четыре стадии распространения новшества. По его мнению, первая стадия характеризуется резким контрастом между центрами, источниками распространения новшества и периферийными территориями, на второй — действуют мощные центробежные силы и начинается настоящая диффузия, что вызывает создание новых центров, которые быстро развиваются, на удаленных территориях и сокращения разрыва в развитии между центральными регионами и периферийными, на третьей стадии — происходит одинаковое расширение во всех трех направлениях, для четвертой стадии характерно насыщение, которое характеризуется общим подъемом до максимума, который возможен при существующих условиях [10, с. 77].
Таким образом, по нашему мнению, вышеприведенные теории имеют важное значение для создания механизмов формирования РРТМ соответствии с принципами устойчивого развития.
В частности, для обеспечения данного процесса в регионе, органам местного самоуправления необходимо создать «полюс роста» РРТМ, привлекая для этого торгового оператора — лидера рынка, который начнет открывать современные торговые заведения, которые максимально будут удовлетворять социально — экономически экологические потребности региона, в соответствии стимулировать конкурентов к развитию и созданию аналогичных торговых объектов, в свою очередь обеспечит «диффузию инноваций» на всей территории региона.
Известно, что доминирующим фактором экономического развития региона — является наличие на территории предпринимательской активности и различных форм экономической деятельности.
Так, Й. Шумпетер считает, что предприниматель — является главным субъектом экономического развития, а предпринимательская активность осуществляет технический прогресс, что и приводит к развитию экономики. Процесс производства он рассматривает как циклический процесс, проведенный им статистический анализ показал, что изменения в экономическом развитии территории определяются появлением новых товаров, новых технологий и принципов организации промышленного производства [11].
Мы считаем, что теории предпринимательской активности с одной стороны могут объяснить географию возникновения розничных торговых операторов, а с другой — обосновать необходимость поддержки малого бизнеса в сфере розничной торговли, сегодня в свете распространения глобализационных процессов имеет чрезвычайно важное значение.
Важное значение для создания эффективной теоретической концепции формирования РРТМ имеет исследование теорий размещения объектов торговли в населенных пунктах, основные из которых: теория, объясняющая принципы организации и функционирования территории города теория арендной платы, дает понимание внутренней пространственной организации центров торговли; теория агломерации, которая объясняет принципы, согласно которым подобные по формату объекты торговли локализуются в одном месте [12].
Так, известно, что города развиваются по трем моделям, каждая из которых должна быть использована при оптимизации размещения объектов торговли: модель концентрических зон Парка — Берджеса предусматривает функциональный принцип зонирования территории города (центральная деловая зона, торговая, зона отдыха, промышленно — складская и жилая зона) [13]; секторальная модель Хойта Х. предусматривает зонирование города по социально — демографическому принципу, что обеспечивает гармоничное сосуществование населения с различным уровнем материального достатка [14]; модель множественности ядер Харриса — Ульмана, предусматривающий создание новых деловых районов с соответствующей инфраструктурой [15]. Данные модели развития городов обязательно должны быть учтены при создании теории формирования РРТМ, в части обеспечения территориальной доступности населения к ее объектам, ведь каждый из видов развития города предусматривает разную пространственную структуру РРТМ, реализация которой позволит максимально удовлетворить потребности его жителей.
Относительно принципов, согласно которым должны локализоваться торговые объекты, то Серебряков С. В. считает, что: однотипные учреждения торговли должны размещаться равномерно по всей территории населенного пункта с учетом плотности населения; объекты торговли, реализующих товары комплексного спроса, должны локализоваться рядом; объекты торговли должны размещаются в зависимости от частоты спроса и объема закупок товаров, которые ими реализуются [16].
По принципу частоты спроса, по мнению автора, объекты торговли должны разделяться на объекты торговли микрорайона, размещают товары повседневного спроса, которые должны быть максимально приближены к потребителю, что предполагает их размещение по всей территории микрорайона; районные торговые объекты, реализующих товары периодического и повседневного спроса, которые должны обслуживать население района; объекты торговли городского значения, которые должны обеспечивать население всего города товарами эпизодического, периодического и повседневного спроса.
Подобных взглядов придерживается Саркисян Л. Г., который утверждает, что территориальная организация торговли способна обеспечить удовлетворение социально — экономических потребностей жителей региона при условии рационального территориального размещения торговых объектов. Исходя из этого, она должна обеспечить: соответствие количества объектов торговли и их форматов, объему и структуре товарооборота, размещение объектов торговли по плотности населения, главными потоками движения транспорта и особенностями труда и быта; разграничение функций по реализации товаров и обслуживания покупателей между отдельными типами объектов торговли; равномерную загрузку и уровень рентабельности их; координацию очередности строительства торговых заведений с этапами застройки населенного пункта [17].
Таким образом, выше проведен анализ теорий развития регионов, пространственного размещения хозяйственной деятельности, территориальной организации города и торговли, с одной стороны свидетельствует об отсутствии актуализации и решения в данных теоретических наработках проблем, связанных с обеспечением устойчивого развития территории, а с другой позволяет нам выделить ключевые аспекты, которые, на наш взгляд, должны стать базисом в создании теории формирования РРТМ в части их структурной и территориальной организации, обеспечит ее устойчивое развитие (Табл. 1).
Таблица 1
Теории развития регионов и ключевые аспекты, которые важны для создания теории устойчивого развития РРТМ
Теория |
Суть |
Важные аспекты для создания теории устойчивого развития РРТМ |
Теоретические постулаты теории устойчивого развития РРТМ |
Теория размещения сельского хозяйства И. Тюнен |
Оптимальная схема размещения — это система концентрических кругов разного диаметра вокруг центрального города чем выше себестоимость того или иного продукта на единицу веса, тем дальше от города целесообразно его размещение |
Удельный ценность покупки, которую можно осуществить в торговом заведении, которая определяется отношением величины ее ценности для потребителя к стоимости, которую он оплатил включая транспортные расходы и стоимость своего времени — является ключевым фактором, определяющим величину торговой зоны каждого торгового заведения; Доля расходов на закупку товаров потребителями (транспортные расходы, стоимость времени) в структуре общей стоимости товара приблизительно постоянной величиной; |
Торговая зона торгового объекта — первичная структурная единица пространственной организации РРТМ; |
Теории центральных мест В. Кристаллер |
Товары периодического спроса должны покупаться в ближайшем центральном месте; затраты времени на покупку товаров и услуг должны быть минимальны; |
Объясняет формирования структуры территориального размещения различных форматов торговых заведений и основной мотив при выборе торгового заведения потребителем; |
|
Теория штандарта В.Лаундхарт, А. Вебер |
Затраты на рабочую силу, транспортные расходы, расходы на сырье являются ключевыми факторами, которые влияют на размещение промышленного предприятия |
Играет важную роль при организации логистики розничными торговыми операторами и широко используются при выборе точки локализации распределительных центров; |
Баланс эффективности и доступности |
Теория пространственной экономического равновесия А. Леш, М. Фуджита, Т. Мори, П. Кругман |
Все рыночные зоны имеют минимальный размер; местоположение каждой фирмы характеризуется максимально возможными преимуществами для потребителей и производителей; |
Определяет направления формирования горизонтально интегрированного торговых организаций: территориальной структуры размещения торговых точек и распределительных центров; |
|
Теории развития центра города Е. Борджес, Х. Хойта, Ч. Харрис, Е. Ульмана |
Показывают возможные варианты развития центральных мест населенных пунктов |
Имеет большое значение при создании генеральных планов развития населенных пунктов и планировании локализации размещения торговых объектов разных форматов; |
|
Теория полюсов роста Ф.Перру Г.Мюрдаль, А.Хиршман П. Потье |
Случайные факторы вызывают развитие агломерации, который выражается в росте производительности труда и капитала и усиливается эффектом масштаба; |
Развитие РРТМ способствует развитию «полюса роста», так как является одним из ключевых инфраструктурных секторов экономики; Компоненты РРТМ могут стать «полюсом роста» в регионе; |
Развитие РРТМ через перманентное создание «полюсов роста» и «диффузии нововведений» |
Теория «диффузии нововведени» Т. Хэгерстранд |
Нововведения распространяются от центра к периферии, распространение происходит стадийно; |
Объясняет сущность распространения современных форм розничной торговли; может быть использована для создания стратегии формирования РРТМ; обосновывает необходимость привлечения на территорию региона лидеров розничного рынка; |
|
Теория «потенциала рынка» Дж. Харрис |
Рыночная инфраструктура и доступ к рынку являются факторами, которые стимулируют концентрацию производства |
Определяет факторы инвестиционной привлекательности РРТМ и территории ее функционирования, стимулирует рост товарооборота и развития региона; |
|
Теория предпринимательской активности Шумпетер |
Предпринимательская активность осуществляет технический прогресс, что и приводит к развитию экономики |
Объясняет географию возникновения розничных торговых операторов; обосновывают необходимость поддержки малого бизнеса в сфере розничной торговли; |
Малый бизнес стимулятор развития предпринимательской активности в регионе |
Заключение. По результатам вышеприведенной таблицы можно сделать вывод, что теория формирования РРТМ должна раскрывать механизмы:
- формирование торговой зоны объектов торговли;
- обеспечение баланса эффективности ее функционирования для удовлетворения потребностей инвесторов и доступности для жителей региона;
- развития РРТМ через создание «полюсов роста», путем привлечения в регион лидера розничного рынка и «диффузии нововведений» на остальную территорию, где работают другие розничные торговые организации;
- привлечения и поддержки малого бизнеса в розничном секторе экономики;
- стимулирование устойчивого развития региона, путем увеличения потенциала его рынка и решение инфраструктурных проблем.
Литература:
1. Тюнен И. Изолированное государство. М., 1926.
2. Christaller W. Central places of southern Germany / W. Christaller; Translated by Car- lisle W. Baskin. Englewood Cliffs, nj: Prentice-Hall, 1966. P. 230.
3. Launhardt W. Die Bestimmung des Zweckmassgsten Standort Einer Geweblichen Anlage // Zeitschrift des Vereins der Deutscher Sngeniers. — 1982. B. XXX. — № 3.
4. Вебер А. Теория размещения промышленности / А. Вебер. — М., 1926.
5. Леш А. Географическое размещение хозяйства / Леш А. — М.: Издательство иностранной литературы, 1959. — 438 с.
6. Fujita M., Mori T. Structural stability and evolution of urban systems // Regional Science and Urban Economics, 1996, — 27 (4–5). — с. 399–442.
7. Кругман П. Простір: останній рубіж // Просторова економіка. 2005.- № 3.- с. 121–126.
8. Гранберг А. Г. Основы региональной экономики: уч. для вузов. — 2-е изд. — М.: ГУ ВШЭ, 2001. — 495 с.
9. Harris G. D. The market as a factor in the localization of production / G. D. Harris // Annals of the Association of American Geographers.– 1954.–Vol. 44.
10. Хаггет П. Просторовий аналіз в економічній географії Пер. з англ. / Під ред. В. М. Гохмана і Ю. В. Медведкова. — М.: Прогрес,- 1968. — 392 с.
11. Шумпетер Й. Теория экономического развития / Й. Шумпетер.–М.: Прогресс,-1982.–455 с.
12. Бунге В. Теоретическая география / Бунге В.; [пер.с англ. В. Я. Барласа, В. Б. Кузнецова, Ю. В. Медвикова; предисл. Ю. Г. Саушкина]. — М.: Прогресс,- 1967. — 279 с.
13. Park R. E. The Growth of city: In Introduction to a Research Project / R. E. Park, E. W. Burgess, R. D. McKenzie // The City. — Chicago,- 1967.- Ch.2. — P. 47–63.
14. Hoyt H. One Hundred Years of Land Values in Chicago / Hoyt H. — Chicago Univ. Press,- 1933. — 181 p.
15. Harris C. D. The Nature of Cities / C. D. Harris, E. L. Ullman // Annuals of the American Association of Political and Social Sciences. — 1945. — Vol. 242. — P. 7–17.
16. Аванесов Ю. А. Организация торговли: учебник для экон. фак. торг. вузов / Ю. А. Аванесов, С. В. Серебряков. — М.: Экономика,- 1978. — 319 с.
17. Саркисян Л. Г., Казакова Е. Б. Организация розничной торговой сети: [монография] / Л. Г. Саркисян, Е. Б. Казакова. — Донецк: ДонГуЭТ,- 2005. — 152 с.