Сегодня сеть Интернет нельзя рассматривать как простое средство коммуникации и получения информации. Интернет — продукт современного общества, состоящий из совокупности сетей, в специфику которого входит предоставление огромного количества информации, через средства коммуникации, таких как электронная почта, региональные, глобальные и локальные сети связи, а также осуществляется система экономического, политического, организационно-правого и образовательного управления. Вместе с этим, глобальная сеть располагает многочисленным объемам разнонаправленной информации и предоставляет возможность доступа пользователям практически всех уголков планеты.
Ходяков В. В., Федосеев С. В. [4] определяют три стадии развития сети Интернет:
1 — обращение к сети Интернет лишь для поисков конкретной, интересующей его информации; 2 — стадия коммерции и коммуникации; 3 — стадия среды общения.
Анкетирование студентов 1го курса обучения РГПУ им. А. И. Герцена и научное изучение данных стадий позволяет нам подтвердить, что благодаря эволюции средств связи доступ в Интернет осуществляется сейчас не только с персонального компьютера, но также с мобильного телефона, коммуникатора, планшета, карманного компьютера. Имея при себе мобильные телефоны, подключенные к сети Интернет, мы обеспечиваем себя не только каналом связи, но и более оперативным доступом к получению всевозможной информации в кротчайший срок с любого уголка нашего города, страны, мира, что говорит об увеличении пользователей сети Интернет. [4]
Сегодня сеть Интернет образует новую более совершенную среду для информационной активности людей. Обмен информацией и другие виды информационной активности, которые могут осуществляться в Интернете, являются основой для реализации существенной части экономических процессов. [1]
Не исключением является и сфера образования, в которой сеть Интернет значительно изменяет пространственный и временной масштабы организации занятий. Он является глобальным средством коммуникации, не имеющим каких-либо территориальных ограничений, при этом возможность доступа к ней всех участников образовательного процесса не зависит от удаленности от нее. Не менее важным фактом является то, что информационные технологии стали уже практически неотъемлемой частью жизнедеятельности современного студента. Уже сейчас большинство первокурсников предпочитают электронные книги и библиотеки, научно-познавательный сайты, электронные журналы и статьи. Многие из них ставят во главу угла общение в социальных сетях, занимаются электронным поиском информации, ведут электронные конспекты и определяют образование с применением ресурсов сети Интернет как наиболее современное, качественное, интересное, динамичное и актуальное.
Основными пользователями сети Интернет в России являются молодые люди в возрасте от 12 до 35 лет, большая часть из которых учащиеся и студенты. Сами студенты (опрос студентов 1–6 курсов факультета безопасности жизнедеятельности РГПУ им. А. И. Герцена, 213 человек, май 2013 года) обосновывают это постоянной потребностью в информации при подготовке к семинарам, экзаменам, выполнении заданий аудиторной и самостоятельной работы. 85 % опрошенных утверждают, что Интернет представляет доступную, достаточно полную и разнообразную информацию. Вместе с этим, необходимо отметить, что преподаватели (опрос преподавателей факультета безопасности жизнедеятельности, психолого-педагогического факультета, факультета физики и математики РГПУ им. А. И. Герцена, 34 преподавателя, апрель-май 2013 года) полагают, что подобная доступность и легкость получения нужной информации вызывает привыкание и «заставляет» студента отказаться от поиска сведений в книгах, журналах и других источниках, т. е. отвлекает от пользования традиционной библиотекой, оставляя в качестве приоритетного только Интернет, где информация не всегда является достоверной и качественной.
Применение информационных технологий в образовании практикуется во всех ведущих вузов страны и мира, не исключениям является и РГПУ им. А. И. Герцена.
Герценовский университет как инновационный вуз и лидер системы уровневого образования фактически определяет стратегию современного развития педагогического образования России, одной из приоритетных задач которого является подготовка будущих учителей основ безопасности жизнедеятельности [2].
В условиях все более возрастающего количества опасностей и угроз перед высшим профессиональным образованием стоит задача подготовки учителей безопасности жизнедеятельности готовых к реализации профилактической работы с несовершеннолетними по противодействию социальным опасностям и угрозам в городе-мегаполисе. Социальная безопасность — безопасность человека от широкого спектра социальных опасностей и угроз, является одним из компонентов предметной области Безопасность жизнедеятельности [2].
Противодействие социальным опасностям — сложный комплексный вид государственной деятельности, направленный на защиту жизненно важных интересов личности ребенка. В решении этой проблемы участвуют различные государственные органы, социальные институты, общественные организации. Именно поэтому, особая роль и ответственность сегодня ложится на образовательные учреждения, обладающие мощным потенциалом взаимосвязи с несовершеннолетними и их родителями. Изучение вопросов личной безопасности несовершеннолетних в городе-мегаполисе включено в содержание школьного курса «Основы безопасности жизнедеятельности».
В связи с этим, подготовка бакалавров образования в области безопасности жизнедеятельности (будущих учителей основ безопасности жизнедеятельности) на факультете безопасности жизнедеятельности РГПУ им. А. И. Герцена является, своего рода уникальной, т. к. будущий учитель обладает не только теоретическими знаниями в области социальной безопасности, но и методической подготовкой, позволяющей ему формировать у учеников компетенции безопасного социального поведения в городе-мегаполисе [2]. РГПУ им. А. И. Герцена предлагает студентам широкий спектр форм и видов занятий, основательная часть из которых реализуется посредством применения ресурсов сети Интернет. Применение возможностей сети Интернет в образовании позволяет:
- частично автоматизировать процесс обучения;
- повысить уровень самообразования, самостоятельной работы, и, как следствие, знаний и умений студентов;
- способствует формированию «заинтересованного обучения»;
- получить образование дистанционно (частично или полностью).
Применение сети Интернет в обучении социальной безопасности предоставляет студенту возможность доступа к различным электронным ресурсам: электронным библиотекам, лекциям, практическим заданиям, заданиям к лабораторным работам. На факультете налажена система электронного консультирования студентов.
Теоретический анализ литературы и электронных источников позволил нам выделить следующие возможности применения сети Интернет при обучении бакалавров и магистров образования в области социальной безопасности в педагогическом вузе:
- организация учебного процесса (подготовка расписания, электронный документооборот, передача лекционного теоретического материала и т. д.);
- дистанционное обучение (дополнительные самостоятельно осваиваемые студентами курсы, в целях повышения качества обучения по отдельным аспектам социальной безопасности, а также выполнение заданий вариативной и инвариантной самостоятельной работы). В РГПУ им. А. И. Герцена активно развивается система дистанционного обучения на платформе системы управления обучением Moodle — «Центр дистанционной поддержки обучения ФГБОУ ВПО «Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена» http://moodle.herzen.spb.ru/», где каждый студент имеет возможность пройти дистанционное обучение по одному или нескольким выбранным курсам.
- использование мультимедиа в обучении (демонстрация отрывков ЧС СХ, подробный анализ реальных произошедших социальных событий, видео-руководство специальных подразделений (МЧС, МВД и т. п.) и пр.);
- подготовка учебных пособий (совместная разработка методических материалов для работы с учащимися средних общеобразовательных школ и размещение их в сети Интернет (на базе официальных сайтов));
- обучения пользователей ПК для решения прикладных задач социальной безопасности, обучение основам работы с ИКТ в целях обучения основам БЖ и СБ;
- компьютерный, интерактивный и онлайн контроль знаний по вопросам социальной безопасности;
- использование ИТ для получения и работа с информацией сети Интернет;
- работа по разработке и наполнению сайта факультета безопасности жизнедеятельности и, в частности, кафедры социальной безопасности, позволяющий «связать» преподавателей и студентов.
При обучении вопросам социальной безопасности наиболее целесообразно включать в обучение такие виды и формы работ, которые развивают все стороны жизнедеятельности личности, способствуют формированию личности безопасного типа поведения, а так же отвечают современным информационным технологиям. В процессе обучения вопросам социальной безопасности бакалаврам образования предлагаются следующие задания с применением сети Интернет: компьютерные обучающие программы; электронные учебники; тренажеры; тестовые системы; гипертексты и сайты; форумы и блоги; обучающие системы на базе мультимедиа — технологий, построенные с использованием персональных компьютеров, видеотехники, накопителей на оптических дисках.
Необходимо отметить, что сами студенты, среди наиболее «интересных» для них и, как следствие, эффективных вариантов применения сети Интернет в обучении вопросам социальной безопасности выделяют следующие: 1) Социальные сети(- возможность выкладывать тематическое видео и собственные ролики по социальной безопасности; — темы (обсуждение участников группы); — альбомы (картинки, графики, диаграммы); — заметки; — стена тематической группы). Группа социальной сети становится своего рода персональной страницей студента (студенческого сообщества), но при этом, не требует навыков программирования. 2) Обучающие игры 3) Тесты 4) Компьютерные обучающие программы, включающие: — электронные учебники; — тренажеры; — лабораторные практикумы; — тестовые системы. 5) Обучающие системы на базе мультимедиа-технологий: — презентации; — фрагменты фильмов; — учебные фильмы. 6) Средства телекоммуниации: — электронная почта; — телеконференции; — вебинары; — локальные и региональные сети связи; — сети обмена данными. 7) Электронные библиотеки, распределенные и централизованные издательские системы.
В результате проведенных исследований можно сделать вывод, что при грамотном и рациональном использовании сеть Интернет может выступать в качестве удобной и доступной образовательной среды, формы реализации образовательного пространства.
Интернет — образование предоставляет большое количество возможностей, но вместе с этим — повышает ответственность, как преподавателей, так и студентов. Только в этом случае студенты приобретут навыки в выполнении практических занятий и твердое усвоение теоретических знаний [3].
Литература:
1. Лучинская О. Ю. Использование возможностей интернета в маркетинговой деятельности предприятия // Современные наукоемкие технологии. — 2010. — № 9 — С. 71–74 URL: www.rae.ru/snt/≤section=content&op=show_artic-le&article_id=6574 (Дата обращения к ресурсу — 11.03.13)
2. Подготовка бакалавров образования в области антитеррористической деятельности — Станкевич П. В., Ребко Э. М. / Практическое использование программ поведения человека в кризисных ситуациях в системе образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования Северо-западного федерального округа. Российской Федерации: труды научно-практического семинара. — СПб.: Изд-во Политехнического университета. 2012. — 76 с.)
3. Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал), № 2(10), 2012 Романова И. С. http://sisp.nkras.ru/e-ru/issues/2012/2/romanova.pdf (Дата обращения к ресурсу — 12.03.13)
4. Ходяков В. В., Федосеев С. В. ИНТЕРНЕТ КАК СРЕДСТВО МАССОВОЙ КОММУНИКАЦИИ // Фундаментальные исследования. — 2010. — № 11 — стр. 68–70 URL: www.rae.ru/fs/≤section=content&op=show_article&article_id=778–1362 (Дата обращения к ресурсу — 13.03.13).