Для теоретического обоснования эффективных путей формирования созидательной культуры специалистов геологического профиля было осуществлено моделирование этого процесса, включающее в себя решение ряда промежуточных исследовательских задач, направленных на выделение системы внешних и внутренних факторов, его детерминирующих. В основе моделирования лежит теория подобия, а модель выступает в качестве приближенного, сущностного аналога прототипа.
В ходе моделирования изучались особенности социального заказа на современного специалиста-созидателя; разрабатывалась иерархия целей и задач моделируемого процесса; очерчивался круг идей, составляющих теоретическую основу модели; выявлялись факторы внешней социальной и внутренней образовательной среды; определялись ведущие тенденции исследуемого процесса, на основе которых разрабатывалась система педагогических принципов его осуществления, адекватных природе формируемой культуры; проектировалось содержание образования в рамках преподаваемых диссертантом учебных дисциплин профессионального блока; определялось наличие реальных и необходимых педагогических условий, определялись организационные меры по их оптимизации; разрабатывалась система критериев оценки результатов моделируемого процесса и комплекс необходимых диагностических средств. Таким образом, была выстроена функционально-содержательная копия реального процесса формирования созидательной культуры специалиста геологического профиля в наиболее существенных его чертах, имеющих значение для его результативности.
На рис. 1 представлена «Педагогическая модель формирования созидательной культуры специалиста-геолога в образовательном процессе ссуза».
Целевой компонент модели определяет целевые установки образовательного процесса, основные реализуемые в нем подходы и идеи.
Для анализа процесса формирования созидательной культуры специалиста геологического профиля необходимо выделить образовательный результат, то есть профессионально-личностную подготовленность специалиста. В роли образовательного результата выступает нормативная модель современного специалиста геологического профиля, отраженная в нормативных документах. Одним из них является Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования,
Целевой компонент |
1 Целевая установка образовательного процесса: подготовка компетентного специалиста, субъекта жизнедеятельности, реализующего в профессии нравственный потенциал созидания |
2..Реализуемый подход: полипарадигмальный, основанный на: идеях культурологического, субъектно-деятельностнрго, личностно-ориентированнрго, компетентностного и теории проектного обучения. |
3.Основные реализуемые идеи: интеграция специалиста в социокультурный мир; развитиеинновационной среды ОУ; формирование целостного профессионального образа мира специалиста; коррекция ценностных отношений специалиста; биполярное регулирование процесса; развитие субъектности специалиста в развивающем взаимодействии. |
Системно-детерминационный компонент |
1.Внешние факторы: состояние социокультурной среды общества; социальный заказ на специалиста геологического профиля; инновационность образовательной среды ссуза; состояние воспитательной системы ссуза; профессиональная компетентность педагогов. 2.Внутренние (психологические) факторы: уровень сформированности нормативно-смысловых конструктов личности; позиция личности в проектно-созидательной деятельности; опыт самоорганизации и саморазвития личности. 3.Ведущие тенденции социализации и индивидуализации. Принципы образовательной деятельности: гуманизации; проблемности; диалога; смыслового самоопределения; полисубъектного взаимодействия. |
Содержательно-деятельностный компонент |
1.Направления реализации содержания образования: воспитание созидающей и саморазвивающейся личности; создание в образовательной среде ценностно-значимых образов профессиональной предметной среды; формирование ценностных ориентаций субъектов жизни и преобразующей деятельности; формирование у студентов семантического поля созидания; теоретическая и практическая подготовка по становлению проектной компетентности студентов на основе овладения информационной, операционально-технологической и коммуникативной компетенциями; развитие инновационного, креативного мышления; воспитание социальной и профессиональной ответственности; развитие субъектности специалиста. 2.Педагогические условия: открытость культурно-образовательной среды; интенсификация смыслообразующей активности студентов; включенность студентов в преобразовательную деятельность; стимулирование проявления личностной позиции субъектов образовательного процесса; поэтапное аккумулирование субъектного созидательного опыта; индивидуальная и групповая рефлексия совместной проектно-преобразующей деятельности. |
Операционально-технологический компонент |
1.Технология формирования созидательной культуры специалиста геологического профиля: 1-й этап ориентационно-обучающий; 2-й этап проектно-технологический; 3-й этап интегративно-творческий. 2. Специфические методы образования: методы проектного, проблемно-диалогового, проблемно-задачного, проблемно-алгоритмического; проблемно-контекстного обучения; смысловых коммуникаций; моделирования профессиональных ситуаций; производственного инженерно-технологического проектирования; прогнозирования технологических и социокультурных процессов и явлений; дискуссии, конструктивного диалога; работы в команде; |
Диагностический компонент |
1.Критерии и показатели проектно-созидательной культуры: Критерий 1. Созидательная направленность личности; показатели: а) доминирующий способ достижения цели; б) доминирующая мотивация; в) доминирующий способ удовлетворения определенного типа потребностей; г) интерес к исследовательской, преобразовательной, проектной деятельности. Критерий 2. Проектная компетентность; показатели а) информационн-аналитическая компетенция; б) проектно-технологическая компетенция; в) коммуникативная компетенция. Критерий 3. Субъектно-творческий; показатели: а) творческая продуктивность; б) ответственность; в) субъектность. Уровни развития созидательной культуры 1) репродуктивный; 3) продуктивный; 4) творческий. |
Рис. 1. Педагогическая модель формирования созидательной культуры специалиста геологического профиля в образовательном процессе ссузе.
который выступает нормативной основой содержательной части образовательно-профессиональной подготовки и служит базой для определения целей функционирования образовательной системы ссуза, ориентированной на государственную политику в области подготовки кадров для геологической отрасли и интересы личности.
Теоретико-методологический базис педагогической модели процесса формирования созидательной культуры специалиста геологического профиля составляет полипарадигмальный, комплексный подход, основанный на элементах культурологического, субъектно-деятельностного, личностно-ориентированного, компетентностного подходов и теории проектного обучения. В качестве ведущей идеи исследования выступает идея становления созидательного потенциала специалиста в совместном развивающем взаимодействии образовательных субъектов, являющаяся интегральным воплощением ниже приведенного ряда операциональных идей.
1. Идея достижения цели образовательного процесса на основе интеграции специалиста в социокультурный мир.
Целью среднего профессионального геологического образования становится подготовка современного специалиста, способного к самостоятельной созидательной профессиональной деятельности в изменяющихся условиях. Созидательная культура становится фактором, во многом обеспечивающим развитие не только ответственного отношения к предмету своей профессиональной деятельности и ее результату, но и развитию профессионально-личностного потенциала специалиста, побуждая его к ценностному соотнесению процесса и результатов своего труда с социальными ожиданиями.
Формируя созидательную культуру студентов, образование одновременно формирует индивидуальный опыт самоопределения и нравственного выбора личностью способов жизнедеятельности в контексте общечеловеческих ценностей [1].
2. Идея использования в качестве главного педагогического средства формирования созидательной культуры специалиста создание и развитие проектно-преобразующей, инновационной образовательной среды с активным участием в этом процессе студентов. Развитие инновационных способностей студента достигается посредством внешнего и внутреннего включения будущего специалиста в разнообразные формы творческой деятельности. Формирование субъектного опыта созидательной деятельности не возможно без погружения студента в реальную преобразовательную деятельность, исследовательскую, научно-внедренческую работу в кружках и исследовательских группах, лабораториях.
3. Идея конструирования в образовательном процессе целостного профессионального образа мира специалиста посредством решения личностно-смысловых и профессионально-ценностных задач. Так, в рамках развивающего обучения компетентность определяется как мера включенности человека в деятельность. Компетентностный подход в рамках личностно-ориентированной парадигмы, задает набор компетенций, ориентированных на смысловую составляющую любого вида деятельности.
4. Идея коррекции ценностных отношений на основе групповой рефлексии способов и результативности решения социально значимых задач проектным методом.
Особо важную роль в формировании созидательной культуры играет коллективная рефлексия социально и профессионально значимых ситуаций и поступков, требующих проявления ценностного отношения личности. Активная внутренняя позиция личности (созидательная), либо пассивная (созерцательная) возникает первоначально, как и любая психическая функция, во вне как интерпсихологическая, межличностная, и лишь затем переходит в интрапсихологическую, собственно личностную [2, с.143]. Поэтому важно для формирования созидательной культуры студентов ввести в качестве обязательного элемента анализа совместной деятельности в образовательном процессе коллективное обсуждение разных способов решения проблемных ситуаций и рефлексивный анализ собственных решений, действий и поступков.
5. Идея управления процессом формирования созидательной культуры специалиста посредством метода биполярного регулирования проектно-творческого компонента образовательной среды. Биполярное регулирование проектно-творческого компонента образовательной среды рассматривается нами как создание и развитие в нем системы положительных и отрицательных стимулов повышения активности студентов в проектно-созидательной деятельности. В основе этого механизма лежит биполярная мотивация — мотивация избегания неудачи и мотивация достижения успеха, один их биполярных личностных конструктов, оказывающих доминирующее влияние на созидательную активность субъекта.
6. Идея использования в качестве средства развития субъектности специалиста «развивающее взаимодействие» субъектов образовательного процесса [3, с.371] в процессе выполнения совместной проектно-преобразующей деятельности.
Во взаимодействии субъектов формируется и направленность личности как система отношений к другим людям как членам коллектива, носителям его традиций, отношения к себе как личности, отношения к результатам своего труда. Межсубъектное взаимодействие образует социальную среду обитания личности, вызывает переживания пребывания в ней, вызывает чувства комфорта или дискомфорта, принадлежности к профессиональному сообществу. Развивающим является взаимодействие, позволяющее и стимулирующее проявления внутренней личностной позиции преподавателя и студента, на основе чего происходит совместное интеллектуальное и ценностно-смысловое взаимообогащение, возникает доверие и творческая атмосфера, желание совместно трудиться.
7. Идея подготовки педагога, способного и готового работать с процессами созидания — человека, социума, образовательного учреждения, собственной личности и деятельности
Были выделены две тенденции процесса формирования созидательной культуры специалиста, с учетом которых и сформулированы принципы этого процесса.
Первая тенденция заключается в том, что формирование созидательной культуры специалиста в ссузе осуществляется в процессе освоения им социально-культурного содержания образования и культурно-образовательной среды. На основе первой выявленной тенденции были определены три принципа процесса формирования созидательной культуры специалиста геологического профиля: гуманизации образовательной деятельности; проблемности в обучении и диалога.
Второй выявленной тенденцией формирования созидательной культуры специалиста в образовательном процессе ссуза явилась зависимость развития ее компонентов от форм взаимодействия образовательных субъектов. Суть ее в том, что становление и развитие созидательной культуры специалиста-геолога происходит по мере развития и аккумулирования его опыта взаимодействия с субъектами культурно-образовательной среды. Эта тенденция позволила определить еще два принципа процесса формирования созидательной культуры специалиста геологического профиля: принцип смыслового самоопределения в целевых установках, содержании и способах проектно-преобразующей деятельности и принцип полисубъектного взаимодействия.
Литература:
1. Бондаревская Е. В. Методологические проблемы становления педагогического образования университетского типа /Е. В. Бондаревская // Педагогика. — 2010. — № 9.-С.73–84
2. Выготский, Л. С. Педагогическая психология /Послесл. В. В. Давыдова; примеч. В. В. Давыдова и др.- М.: Педагогика-Пресс, 1996. -533с.
3. Сластенин В. А. Педагогика / Сластенин В. А., Исаев И. Ф., Мищенко И. Ф. — М.: Академия, 2002. — 576 с.