Вашему вниманию представлена литературная квест — игра, которая увлекает дошкольников в волшебный мир сказки. Чтобы доказать Снежной Королеве, что ребята знают одноименную сказку Г. Х. Андерсена, необходимо выполнить ряд заданий, которые зашифровала сказочная героиня. На протяжении всей игры дети размышляют, анализируют, делают выводы, что способствует развитию интеллектуальной и речевой активности дошкольников.
Ключевые слова: сказка, Снежная королева, испытания, иллюстрация, книга, дружба.
Возрастная группа: Старший дошкольный возраст
Тема: «По страницам сказки «Снежная Королева»
Вид: Квест — игра
Форма организации детей: Подгрупповая
Цель: Развитие интеллектуальной и речевой активности дошкольников средствами литературной квест — игры.
Задачи:
– закрепить знания детей по сказке Г. Х. Андерсена «Снежная Королева»;
– создать условия для активной интеллектуальной и речевой деятельности детей, прививать интерес к художественной литературе;
– осваивать умение играть в команде.
Развивающая среда: Аудиоколонка, аудиозапись с голосом Снежной Королевы, семь иллюстраций к сказке «Снежная Королева», на обратной стороне каждой мнемотаблица с заданием, портрет К. И. Чуковского, Г. Х. Андерсена, книги этих авторов и русские народные сказки, карточки для игры «Разморозь сказку», магнитный мольберт, иллюстрация волшебного сада, набор садовых цветов на магнитах, электронная книга 3D формат «Угадай сказочный дом», тканевое сердце для игры «Доброе слово лечит, а худое — калечит», настольная игра «Снежная Королева», модуль библиотеки.
Предварительная работа: Чтение русских народных сказок, произведений К. И. Чуковского, Г. Х. Андерсена.
Ход квест — игры:
- Организационный этап.
Воспитатель совместно с детьми находится в центре группы.
— Сегодня утром, когда я шла в детский сад, увидела, как первые снежинки ложились на землю. А вы заметили первых вестников зимы? Скоро — скоро наступит зимушка — зима… А одна снежинка залетела к нам в группу. Вы ее не видели? Какие вы внимательные, она в нашей библиотеке. Переход в групповую библиотеку. Снежинка необычная, это снежинка — книжка! ( Книжка — снежинка «Здравствуй зимушка хрустальная»). Таких у нас в группе еще не было.
— Ребята, как много мы с вами прочитали книг. И скорей всего у вас появились любимые сказки. Ведь так? А моя любимая сказка — сказка Ганса Христиана Андерсена «Снежная Королева». Сказка волшебная и таинственная…… Звучит музыка зимних вьюг. Ой, что случилось, что это за звуки?
В аудиозаписи раздается голос Снежной Королевы.
— Здравствуйте, ребята! Вы узнали меня? Я — Снежная Королева. Услышала, что вы знакомы с моей сказкой. А хорошо ли вы ее знаете? Чтобы доказать это, я предлагаю вам пройти мои испытания. Если вы справитесь с ними, то получите подарок от самой Снежной Королевы! Вы согласны? Тогда запоминайте:
Чтобы испытания пройти,
Нужно иллюстрации к сказке найти.
Что было сначала, что было потом.
Сюжет за сюжетом идет чередом.
На каждой иллюстрации будет зашифровано мое задание. Справитесь с заданием, услышите звуковой сигнал. Что ж, удачи вам!
— Как вы думаете, по плечу нам испытания Снежной Королевы? Чтобы у нас все получилось, давайте возьмемся за руки и произнесем девиз нашей группы.
«Друг за друга мы горой, таков девиз у нас простой!»
Мы с вами одна команда! Можно отправляться в путь.
2. Основной этап
— Ребята, кто помнит, с чего сказка начинается? Давайте посмотрим, какая иллюстрация подходит к началу сказки? Иллюстрации расположены в разных центрах группы, дети делают свой выбор.
Иллюстрация 1 «Бабушка рассказывает сказку Каю и Герде»
— Как вы думаете, какое задание приготовила для нас Снежная Королева?
Дети делают свои предположения с опорой на мнемотаблицу на обратной стороне иллюстрации. Зимние вьюги перепутали книги на книжной полке. Давайте поможем расставить их по местам, соединим портрет автора и книги, которые он написал.
Игра «Наведи порядок на книжной полке» — закрепление знаний детей произведений К. И. Чуковского, Г. Х. Андерсена и русских народных сказок.
Звучит сигнал о правильном выполнении задания.
— Мы — молодцы, мы справились!
Иллюстрация 2 «Кай в санях у Снежной Королевы»
— Что же дальше произошло в сказке? Вот и иллюстрация. С каким заданием мы должны справиться в данный момент, как вы думаете? Дети делают свои предположения с опорой на мнемотаблицу. Снежная Королева заморозила Кая, чтобы он забыл Герду и всех своих родных. А еще она заморозила наши сказки. Вниманию детей предлагаются зашумленные картинки с иллюстрациями из прочитанных раннее произведений. Как мы можем помочь сказкам? Давайте отгадаем, какие сказки нуждаются в помощи.
Игра «Разморозь сказку» — развитие зрительного восприятия, закрепление прочитанных литературных произведений.
Звучит сигнал о правильном выполнении задания.
Иллюстрация 3 «Герда в волшебном саду»
— Наше путешествие по сказке продолжается. Подскажите, пожалуйста, куда мы отправляемся дальше? Молодцы! Как вы считаете, что мы будем делать на этом этапе сказки? Дети делают свои предположения с опорой на мнемотаблицу. Нам нужно наполнить волшебный сад цветами. Для этого Снежная Королева приготовила загадки. Кто загадку отгадает, то цветок и добавляет.
Игра «Загадки волшебного сада» — формирование умения самостоятельно делать выводы, умозаключения.
Я капризна и нежна,
К любому празднику нужна.
Могу быть белой, желтой, красной,
Но остаюсь всегда прекрасной!
(Роза)
Стоит в саду кудряшка -
Белая рубашка,
Сердечко золотое.
Что это такое?
(Ромашка)
В огороде, на дорожке, под моим окошком
Расцвело сегодня солнце на высокой ножке
(Подсолнух)
В нашем парке есть газоны,
Расцвели там...патефоны!
Пурпурный, белый, цвета вишни...
Вот только музыки не слышно.
(Петуния)
Наступила осень,
Дышат холода...
И горит на клумбе
Последняя звезда.
(Астра)
Высока и разноцветна.
Красотой своей приметна.
Звездопадом летним ярко,
словно ей совсем не жарко,
под лучами солнца млея
чуть колышется КОСМЕЯ
Звучит сигнал о правильном выполнении задания.
Иллюстрация 4 «Принц и принцесса»
— Ребята, кто вспомнит, куда дальше лежал путь Герды? Где жили принц и принцесса? Давайте подумаем, какое задание нам предстоит выполнить? Дети делают свои предположения с опорой на мнемотаблицу. Нам нужно вспомнить название сказочного жилья и сказку, где можно встретить этот дом.
Игра в формате 3D книги «Угадай сказочный дом» — активизация словаря по теме «Сказочный дом», закрепление пройденного литературного материала с использованием ИКТ — технологий.
— Ребята, а какие нужно соблюдать правила, чтобы наши глаза после чтения книг, игры на компьютере или планшете остались здоровы? Давайте сделаем гимнастику для глаз, чтобы помочь нашим глазам оставаться всегда такими же здоровыми, зоркими.
Гимнастика для глаз «Теремок»
Терем — терем — теремок! Движение глазами вправо- влево.
Он не низок, не высок, Движение глазами вверх- вниз.
Наверху петух сидит,
Кукареку он кричит. Моргают глазами.
Звучит сигнал о правильном выполнении задания.
Иллюстрация 5 «Герда и маленькая разбойница»
— Скоро сказка сказывается. Да не скоро дело делается… Куда попала наша Герда после сказочного дворца? Да, она попала в руки разбойников. Что же нас с вами сейчас ожидает? Дети делают свои предположения с опорой на мнемотаблицу. Маленькая разбойница хочет познакомить нас со своей любимой игрой. Поиграем?
Игра малой подвижности «У оленя дом большой» — повышение физической активности детей.
Звучит сигнал о правильном выполнении задания.
Иллюстрация 6 «Во дворце Снежной Королевы»
— Ребята, куда нас примчал олень? Чем занимался Кай? Что он делал у Снежной Королевы? Осколок злого зеркала так и не покинул Кая. Как мы можем ему помочь? Дети делают свои предположения с опорой на мнемотаблицу. Если мы сейчас скажем друг другу много — много добрых слов, то осколок обязательно растает, ведь не даром у нашего народа есть такая пословица «Доброе слово лечит, а худое — калечит». Как вы думаете, что это значит?
Игра «Доброе слово лечит, а худое — калечит» — формирование у детей потребности в доброжелательном общении со сверстниками.
Звучит многократный сигнал!
— Ребята, какие мы молодцы, нам удалось спасти Кая!!!
Иллюстрация 7 «Кай и Герда снова вместе»
— Чем же закончилась сказка «Снежная Королева»? Да, Кай и Герда вернулись к себе домой и больше уже не расставались.
Звучит сигнал.
- Заключительный этап
В аудиозаписи раздается голос Снежной Королевы.
— Молодцы, ребята, вы доказали, что хорошо знаете мою сказку. Вы вместе, дружно прошли все испытания. Что ж, мое Величество довольно вами. И вы получаете заслуженный подарок. Подарок от самой Снежной Королевы! А найти его очень легко. Пойти нужно туда, где книжку можно взять и почитать.
— Кто угадал, где можно посмотреть подарок? Конечно, в библиотеке!
В библиотеке ребята находят настольную игру по мотивам сказки «Снежная Королева».