Молоко и молочные продукты являются неотъемлемой составляющей нашего рациона питания. На протяжении веков человек пытается сохранить молоко в его первозданном виде, сберечь его полезные свойства, если не в полной мере, то с минимальными потерями [1–4]. На кафедре проводятся исследования потребительских предпочтений молочных продуктов [5–10]. Полученные данные анализируются и активно используются для моделирования инновационных молочных продуктов с заданными характеристиками [11, 12].
Целью нашего исследования было проведение анализа потребительских предпочтений на рынке молока. Для реализации этой цели было проведено анкетирование, в котором приняли участие 102 человека. Основную массу опрошенных составляли люди в возрасте от 18 до 29 лет — 65 человек, от 30 до 39–22 человека, от 40 до 49–9 человек, и старше 50–8 человек. Из них 35 — мужского пола, 68 — женского.
Для начала мы выяснили, молоко с какой массовой долей жира предпочитают покупать наши респонденты. Наиболее привлекательным оказалось молоко с массовой долей жира 2,5 % — так проголосовали 59 % опрошенных. Обратим внимание, что обезжиренное молоко приобретает 1 респондент из 102 человек участвующих в исследовании. Результаты опроса представлены на рис. 1.
Риc. 1. Зависимость предпочтений от массовой доли жира молока
В результатеанкетирования выяснилось, что ежедневно употребляют в пищу молоко 50 % опрошенных (52 человека), еще 33 % употребляют молоко 2–3 раза в неделю, 12 % — раз в неделю, а 5 % практически не использует молоко в своем рационе. Результаты анкетирования представлены на рис. 2.
Риc. 2. Чаcтота употребления молока
Большая часть респондентов, а именно 71 % (72 человека), предпочитают покупать молоко в супермаркетах (возле дома). Это связано с большим доверием контролю качества продукции в данных торговых предприятиях [13–15]. При этом 98 % опрошенных респондентов обращают внимание на срок годности при покупке молока. Среди факторов, на которые в первую очередь обращают внимание потребители при выборе молочной продукции, срок годности является первостепенным. Так ответили 63 % респондентов. Наиболее незначительным фактором при выборе молочной продукции является упаковка, за нее проголосовали всего 3 % респондентов. Результаты исследования представлены на рис. 3.
Риc. 3. Определяющие факторы при покупке молочной продукции
Несмотря на то, что потребители уделяют внимание упаковке последнее место, в то же время, упаковка молока имеет большое значение. От того, в какую упаковку разлито молоко, зависит, как долго оно останется полезным и безопасным для употребления. 44 % опрошенных респондентов ответили, что упаковка молока влияет на их выбор. Предложив потребителям несколько вариантов упаковки, мы выяснили, что наибольшей популярностью пользуется «картонный пакет» — 64 % опрошенных. Результаты опроса представлены на рис. 4. Такая упаковка используется более чем для половины всей выпускаемой жидкой молочной продукции. Ее преимуществами является легкость, компактность, прочность, а так же, что немаловажно — экологичность. Картон подходит для вторичной переработки. Приобретение разливного молока респонденты не указали.
Риc. 4. Виды упаковки молока
Так же для сохранности молока немаловажны способы обработки молока. Проведя анкетирование, мы выяснили, что 74 % респондентов знают, чем отличаются способы обработки молока, 17 % не знают и 10 % затрудняются ответить. 81 % респондентов предпочитают употреблять пастеризованное молоко, 5 % — стерилизованное, 4 % –ультрапастеризованное и 10 % респондентов затруднились ответить.
Выбирая производителей молока, потребители молочной продукции отдали свое предпочтение отечественному производству. Так проголосовали 86 % респондентов, из них 60 % приобретают продукцию региональных производителей, 7 % выбрали импортных производителей. Наибольшее предпочтение респонденты отдают двум производителям: «Первый вкус» (Челябинский городской молочный комбинат) и «Чебаркульское» (Чебаркульский молочный завод), 35 % и 32 % соответственно. Третье место занимает ТМ «Простоквашино» (основной поставщик в г. Челябинск является Шадринский завод) — 20 % респондентов. Наименьшей популярностью пользуются такие марки как «Золотые луга», «Домик в деревне», «Веселый молочник». Результаты потребительских предпочтений представлены на рис. 5.
Риc. 5. Предпочтение производителей молока
В целом молочная продукция у потребителей характеризуется с положительной стороны. Продукция региональных производителей пользуется большим доверием. Сегодня на выбор покупателей оказывают влияние изменения в законодательстве: в декабре 2008 года вступил в силу ФЗ № 88 «Технический регламент на молоко и молочную продукцию». Документ устанавливает требования к безопасности молока и молочной продукции, а также к терминологии, упаковке, маркировке молочной продукции, включая требования к информации о наименовании, составе и потребительских свойствах..
Литература:
1. Кондратьева А. В., Ярмаркин Д. А., Прохасько Л. С., Асенова Б. К., Залилов Р. В. Новые технологии обработки молочной продукции (на примере молока коровьего питьевого). Молодой ученый. 2013. № 10. С. 146–149.
2. Ребезов М. Б., Наумова Н. Л., Альхамова Г. К., Лукин А. А., Хайруллин М. Ф. Экология и питание. Проблемы и пути решения. Фундаментальные исследования. 2011. № 8–2. С. 393–396.
3. Rebezov M. B., Naumova N. L., Lukin A. A., Alkhamova G. K., Khayrullin M. F. Food behavior of consumers (for example, Chelyabinsk). Вопросы питания. 2011. № 6. С. 23.
4. Альхамова Г. К., Ребезов М. Б., Максимюк Н. Н., Талеб Б. Н. Качество и безопасность молочного сырья // Современное состояние и перспективы развития пищевой промышленности и общественного питания: мат. IV междунар. научн.-практ. конф. Челябинск: ИЦ ЮУрГУ, 2010. C. 278–281.
5. Наумова Н. Л., Ребезов М. Б. Микроэлементный статус челябинцев как обоснование развития производства обогащенных продуктов питания. Фундаментальные исследования. 2012. № 4–1. С. 196–200.
6. Ребезов М. Б., Наумова Н. Л., Альхамова Г. К., Кожевникова Е. Ю., Сорокин А. В. Конъюнктура предложения обогащенных молочных продуктов на примере Челябинска Молочная промышленность. 2011. № 8. С. 38–39.
7. Наумова Н. Л., Ребезов М. Б., Варганова Е. Я. Функциональные продукты. Спрос и предложение (монография) Челябинск: ИЦ ЮУрГУ, 2012. 78 с.
8. Ребезов М. Б., Наумова Н. Л., Хайруллин М. Ф., Альхамова Г. К., Лукин А. А. Изучение отношения потребителей к обогащенным продуктам питания. Пищевая промышленность. 2011. № 5. С. 13–15.
9. Альхамова Г. К., Ребезов М. Б., Амерханов И. М., Мазаев А. Н. Анализ потребительских предпочтений при выборе творожных продуктов. Молодой ученый. 2013. № 3. С. 13–16.
10. Альхамова Г. К., Максимюк Н. Н., Наумова Н. Л., Амерханов И. М., Зинина О. В., Залилов Р. В. Новые творожные изделия с функциональными свойствами (монография) Челябинск: ИЦ ЮУрГУ, 2011. — 94 с.
11. Ребезов М. Б., Несмеянова О. В. Технология получения новых кисломолочных и мясных биопродуктов функционального назначения на основе поликомпонентных смесей (патентный поиск) // Экономика и бизнес. Взгляд молодых: мат. междунар. заочной научн.-практ. конф. молодых ученых, 3 декабря 2012 г. Челябинск: Издательский центр ЮУрГУ, 2012. С. 263–265.
12. Прохасько Л. С., Ребезов М. Б., Асенова Б. К., Зинина О. В., Залилов Р. В., Ярмаркин Д. А. Применение гидродинамических кавитационных устройств для дезинтеграции пищевых сред. Сборник научных трудов Sworld. 2013. Т. 7. № 2. С. 62–67.
13. Кожевникова Е. Ю.; Ребезов М. Б., Кожемякина А. Е., Нагибина В. В. Разработка мероприятий по предотвращению потерь (на примере торговой сети). Молодой ученый. 2013. № 5. С. 317–321.
14. Кожевникова Е. Ю., Солнцева А. А., Четверикова А. А., Ребезов М. Б. Контроль качества и безопасности товаров собственной торговой марки // Ғылым. Білім. Жастар, Алматы технологиялық университетінің 55-жылдығына арналған республикалық жас ғалымдар конференциясы. Алматы: АТУ, 2012. Б. 152–153.
15. Кожевникова Е. Ю., Ребезов М. Б. Анализ проблемы качества в торговых сетях. // Современная торговля: теория, практика, перспективы развития: мат. второй междунар. инновационной научно-практ. конф. [Эл. ресурс]. Часть I. М.: Издательство МосГУ, 2013. С. 155–156.