Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, продуктивная.
Возраст: дети с ТНР среднего дошкольного возраста
Цель : развивать педагогическую компетентность родителей в формировании звуковой культуры речи детей через использование игровых и здоровьесберегающих технологий.
Задачи:
Коррекционные:
— развитие внимания, ориентировки в пространстве, координации, общей, речевой и тонкой моторики, темпа и ритма движения и речи, речевого дыхания;
— работа над просодическими компонентами речи, нормализация мышечного тонуса средствами релаксации;
— формирование различать разный характер музыки и передавать его в движении и пении, развитие чувства ритма;
— профилактика нарушения зрения, снятие напряжения, укрепление глазных мышц, общее оздоровление зрительного аппарата;
Образовательные:
— развитие музыкального слуха;
— развитие активности, инициативы, коммуникативных навыков.
Воспитательные:
— пробудить интерес и желание у родителей участвовать в воспитании и обучении своего ребенка, а также интересоваться у педагогов процессом развития ребенка в разных видах деятельности, обращаться за помощью в вопросах коррекции и воспитания;
— формировать у родителей навыки наблюдения за ребенком и умение делать правильные выводы из этих наблюдений;
— привлекать родителей к созданию дидактического и наглядного материала.
Оборудование: Лестница координационная, орто-коврики, тоннель, коробочки на каждого ребенка, перья, мячики Су-Джок, карточки с гласными, карточки с артикуляционной гимнастикой, метроном, бубен, браслеты на руку, мешочки с наполнителем для орто-стелек, войлочные стельки, предметные картинки из дерева, «Сухой бассейн», презентация «Гимнастика для глаз», колонка mp3, мультимедийный проектор. Музыкальное сопровождение: мелодия Новиковой-Иванцовой, Времена года — Зима А. Вивальди, музыка «На занятие иду…».
Ход:
Педагог встречает детей у входа в зал.
Спрашивает: «Кто пришел?»
Ребенок отвечает: «Я» — имя, прикладывая ладонь к груди.
После ответа одевает браслет (левая рука), подставляет ладонь и говорит: «Хлопай по ладошке, беги на дорожку» (ребенок встает на ровную дорожку — лесенка ).
— Ребята посмотрите, а у нас здесь еще одна необычная дорожка. Мы по ней обязательно пройдем и маму с собой позовем.
Мамы, к деткам выходите
И местечко на дорожке скорее займите.
Музыку слушайте внимательно,
Ножки разминайте старательно.
Родители выходят к детям и становятся на орто-коврики.
Дети идут с родителями по орто-коврикампод музыкуДождь (Времена года — Зима) А. Вивальди.
— Мы с вами прошли не по обычной дорожке, а по дорожке — здоровья. Ровная это дорожка? Что вы почувствовали?
— Как вы думаете, а полезно ходить босиком по камушкам, травке?
— Это очень полезно, для того чтобы ножки были сильные, мышцы крепкие. Вы же хотите быть сильные, здоровые?
— Да!
— Тогда я вам предлагаю сделать такую дорожку нам в группу, чтобы мы каждый день тренировали наши ножки. А помогут нам в этом наши родители.
— Мы подготовили специальный материал для изготовления дорожки здоровья, он в мешочках. Но так просто я вам их не отдам.
Заданий у меня очень много,
Поэтому, интерес вам обеспечен строго.
Мы будем по дорожке шагать
И заданья выполнять,
А родители нам в этом будут помогать.
А за выполненные задания
Вы будете мешочки получать.
На занятие пойдем
И местечко свое найдем. Музыка «На занятие иду».
1 задание. Артикуляционная гимнастика
— Присядем на коленочки
Немножко отдохнем.
Язычок и губки разомнем.
Выполнение подготовительных артикуляционных упражнений по показу логопеда. (Иллюстрации упражнений).
— Вы молодцы! Правильно выполнили мое задание. Вот первый мешочек.
2 задание. Дыхательная гимнастика
— А теперь перышко берите, на ладошку левую кладите.
Будем мы его сдувать, только щечки чур не надувать!
А теперь перышко берите, на ладошку правую кладите.
Будем мы его сдувать, только щечки чур не надувать!
— Вы отлично справились! Получаете второй мешочек.
3 задание. Работа над артикуляцией гласных звуков.
— Ротик мы с вами разминали?
Носиком плавно дышали?
А вот песенок еще не напевали.
Теперь на стульчики пройдем
И песенки споем.
Пропевание гласных звуков (А, У, О, И, Э, Ы) под мелодию Новиковой-Иванцовой.
— Умнички! Получаете третий мешочек.
4 задание. Психогимнастика.
— Мы немножко отдохнем, то быстро, то медленно по дорожке пойдем.
Ушки будут слушать внимательно.
Громко звучит бубен — идем поднимаем ножки высоко. Тихо — медленно. Бубен молчит — стоим.
Дети двигаются по дорожке под звук бубна чередуя противоположные по характеру движения, сопровождаемых попеременно мышечным напряжением и расслаблением: напряженных и расслабленных.
— Молодцы! У вас отлично все получилось. Получаете четвертый мешочек.
5 задание. Зрительная гимнастика.
— А теперь на скамеечку садитесь, у меня готово следующее задание для вас.
Без гимнастики, друзья,
Нашим глазкам жить нельзя!
На экран вы смотрите
И за солнышком внимательно следите.
Дети выполняют зрительную гимнастику, представленную на экране. Презентация «Зрительная гимнастика».
— У вас отлично все получилось. Держите пятый мешочек.
6 задание. Кинезиологические упражнения.
— Вы, ребятки, не зевайте
Под звуки метронома ритм отбивайте!
Дети выполняют упражнение «Кулак — ребро — ладонь» под звуки метронома. Три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяют друг друга.
— Вы справились с заданием. Получаете шестой мешочек.
— Мы немножко посидели,
Ручки тоже размяться захотели.
Возвращаемся на места
Черепаха-колючка к нам пришла.
7 задание. Пальчиковый массаж с мячиками Су-Джок.
— Шла большая черепаха
И кусала всех от страха.
Кусь, кусь, кусь, кусь –
Никого я не боюсь.
— Мячики держите никуда их не кладите.
Вы отлично справились с заданием. Получаете седьмой мешочек.
8 задание. Спрячь колючку.
— Мы с вами будем колючку прятать. Слушайте ушками внимательно: положите мячик НА коврик, ПОД коврик, ЗА коврик.
— Вы отлично справились с заданием. Получаете восьмой мешочек.
9/10 задание. Тоннель. Сухой бассейн
— А теперь самое сложное задание. (Музыка «Шум моря»).
— Я приглашаю вас отправиться по морскому тоннелю на поиски клада. Вы не боитесь пройти по морскому туннелю?
По тоннелю пройди и клад найди.
— Не нашли? Еще раз пойдем и точно клад найдем.
Дети с родителями еще раз проходят через тоннель, находят сундук внем горох и предметные картинки).
— Нашли! Назвали найденные предметы правильно! Получили девятый мешочек.
— А теперь внимательно посмотри
И картиночку в свой домик положи,
Да ласково назови. (Д.и. «Вкладыши», «Назови ласково». Напр.: Ли са — ли сичка, ли мон — ли моны — автоматизация звука ЛЬ).
— У вас все получилось, держите десятый мешочек.
— Ребята, задания у меня все закончились, а это значит, что материал для создания «дорожки — здоровья» мы собрали! Посмотрите в свои мешочки, что в них лежит? Дети по очереди называют: карандаши, пробки, пуговицы…
Весь материал у нас, предлагаю приступить к созданию дорожки.
Вот наши следы, на них мы положим наши предметы. Будьте внимательны, найдите след с таким же предметом, что и в мешочке и разложите аккуратно предметы на следы — стельки.
Ребята, наши предметы совсем не держатся на стельке, что же нам делать?
Верно! Наши родители нам в этом помогут!
Далее проводится мастер-класс по созданию «Дорожки здоровья».
В конце мастер класса дети и родители ходят по дорожке здоровья босиком.