Согласно Концепции долгосрочного социально-экономического развития России на период до 2020 года приоритетным направлением обозначен инновационный социально ориентированный тип экономического развития страны. С позиций Концепции формирование национальной инновационной системы основывается на интеграции бизнеса с высшим образованием, в том числе в части научных исследований и разработок, а также в аспекте формирования на выходе образовательного процесса высококвалифицированных специалистов, имеющих практическую компетенцию, востребованную современным рынком труда и способствующую повышению степени адаптивности выпускника к практической работе.
Целесообразно ввести новый термин «адаптивная практическая компетенция», представляющая собой способность студента применить или приспособить практические навыки, умения в профессиональной трудовой деятельности, полученные в процессе обучения в ВУЗе.
Создание адаптивной практической компетенции в общей компетенции выпускника научно-исследовательского ВУЗа, является приоритетной задачей совершенствования высшей школы и требует выработки и внедрения инновационных решений, технологий, инструментов, применяемых в образовательном процессе [2, с.258].
Одним из оптимизационных решений, в частности, можно обозначить открытие при научно-исследовательских ВУЗах малых инновационных компаний, оказывающих аутсорсинговые услуги, как предприятиям бизнеса, так и друг другу. Развитие практической компетенции выпускников научно-исследовательского ВУЗа осуществляется посредством их стажировки в малых инновационных аутсорсинговых компаниях.
С целью выявления заинтересованности студентов научно-исследовательских ВУЗов в прохождении стажировки в малых инновационных аутсорсинговых компаниях разработана методика, основанная на модели комплексной оценке заинтересованности студентов.
В основе модели положены шесть типов интересов: к учебе, к потенциальной возможности трудоустройства, к науке, к будущей профессии, к приобретению практического опыта, к инновациям.
Рис. 1. Модель комплексной оценки заинтересованности студентов
Оценка заинтересованности производится с помощью метода анкетирования (табл.1) на основе перевода качественных ответов респондентов в баллы:
4 — всегда
3 — почти всегда
2 — иногда
1 — очень редко
0 — никогда
Таблица 1
Анкета выявления заинтересованности студентов
№ п/п |
Утверждение |
0 |
1 |
2 |
3 |
4 |
1. |
Интерес к учебе |
|||||
1.1. |
Я с удовольствием иду в Университет |
|||||
1.2. |
Мне одинаково интересны все дисциплины |
|||||
1.3. |
Я считаю особенно важным изучение специализированных предметов |
|||||
1.4. |
Я люблю задавать вопросы на лекции |
|||||
1.5. |
Мне нравится активно участвовать в работе на практических и семинарских занятиях |
|||||
1.6. |
Я хорошо готовлюсь к занятиям |
|||||
1.7. |
При подготовке к занятиям я изучаю дополнительную литературу |
|||||
1.8. |
Мне нравится следить за новыми тенденциями, связанными с будущей профессией |
|||||
1.9. |
Если мне непонятна тема, я стараюсь самостоятельно разобраться в ней, используя дополнительные источники информации |
|||||
1.10. |
Я считаю главным в учебе не оценки, а полученные знания |
|||||
1.11. |
Я стремлюсь учиться хорошо |
|||||
1.12. |
Я убежден (а), что полученные знания мне пригодятся в работе |
|||||
2. |
Интерес к науке |
|||||
2.1. |
Я с удовольствием принимаю участие в научных конференциях |
|||||
2.2. |
Мне нравится заниматься исследованием актуальных научных проблем |
|||||
2.3. |
Я считаю крайне важным практическое применение результатов научного исследования |
|||||
3. |
Интерес к инновациям |
|||||
3.1. |
Меня интересует все новое |
|||||
3.2. |
Сейчас научно-технический прогресс развивается быстрыми темпами и необходимо следить за инновациями в профессиональной и других сферах жизни |
|||||
3.3. |
Мне нравится придумывать что-то новое, разрабатывать новые (методы, программы, подходы и т. д.) |
|||||
3.4. |
Я считаю важным внедрять инновации в работу, чтобы повысить эффективность и конкурентоспособность деятельности |
|||||
3.5. |
Внедрение в образовательный процесс новшеств мне тоже интересно |
|||||
4. |
Интерес к будущей профессии |
|||||
4.11. |
Я целенаправленно поступил (а) на эту специальность |
|||||
4.12. |
Мне нравится моя будущая профессия |
|||||
4.13. |
Я и сейчас уверен в правильности выбора профессии |
|||||
4.14. |
Меня интересует любая новая информация, касающаяся будущей профессии (интернет, газеты, интервью с профессионалами и т. п.) |
|||||
4.15. |
Я считаю важным организовывать встречи с профессионалами в ВУЗе |
|||||
5. |
Интерес к приобретению практического опыта |
|||||
5.1. |
Я считаю, было бы интересно в ходе учебного процесса сразу применять знания на практике |
|||||
5.2. |
Если бы у меня была возможность, я бы сразу трудоустроился по специальности, совмещая учебу |
|||||
5.3. |
Я уверен (а), получаемые одновременно теоретические и практические знания помогут мне лучше освоить будущую профессию |
|||||
5.4. |
Я считаю абсолютно очевидным, что получение практического опыта, позволит лучше усвоить теоретический материал |
|||||
5.5. |
Я считаю, если совмещать работу и учебу, повысится мой образовательный уровень |
|||||
6. |
Интерес к потенциальной возможности трудоустройства |
|||||
6.1. |
Устроиться выпускнику ВУЗа без опыта по специальности трудно |
|||||
6.2. |
Я считаю важным получение практического опыта во время обучения в ВУЗе для будущего трудоустройства |
|||||
6.3. |
Было бы хорошо, чтобы работодатели со студенческой скамьи «выращивали» себе кадров |
|||||
5.4. |
Я считаю абсолютно очевидным, что получение практического опыта, позволит лучше усвоить теоретический материал |
В результате определяется тип заинтересованности студента в прохождении стажировки в малых инновационных предприятиях на основе расчета среднеарифметического балла по каждому типу интересов
Абсолютная заинтересованность (3–4 балла)
Текущая заинтересованность (2 -3 балла)
Слабая заинтересованность (1–2 балла)
Незаинтересованность (0–1 балл)
Применение разработанной методики позволит объективно принять решение при отборе студентов для прохождения стажировки в малых инновационных аутсорсинговых компаниях при научно-исследовательских ВУЗах.
Литература:
1. Кучерявенко С. А. Тенденции развития малого предпринимательства Белгородской области [Текст] / С. А. Кучерявенко, Е. А. Ковалева // Молодой ученый. — 2013. — № 8. — С. 205–210.
2. Сидоренко Е. Е. К вопросу об алгоритме поддержки управленческих решений по выбору партнеров по аутсорсингу [Текст] / Е. Е. Сидоренко // Информационные системы и технологии. -2008. -№ 1–3. С. 258–260.