Структурно-семантические отношения в словообразовательном гнезде с вершиной играть | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Филология, лингвистика

Опубликовано в Молодой учёный №11 (58) ноябрь 2013 г.

Дата публикации: 06.11.2013

Статья просмотрена: 2647 раз

Библиографическое описание:

Проскурина, З. А. Структурно-семантические отношения в словообразовательном гнезде с вершиной играть / З. А. Проскурина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2013. — № 11 (58). — С. 829-831. — URL: https://moluch.ru/archive/58/8198/ (дата обращения: 15.11.2024).

В статье рассматриваются синтагматические отношения в словообразовательном гнезде с вершиной играть, отмечаются бинарные и полинарные словообразовательные цепи, дериваты каждой ступени словообразования характеризуется на семантическом и частеречном уровне.

Ключевые слова: словообразовательное гнездо, словообразовательная цепь, бинарная цепь, полинарная цепь, полисемантичный дериват, моносемантичный дериват, вершина словообразовательного гнезда.

Каждый уровень языка является системой и имеет свои системообразующие единицы. В системной организации словообразования важную роль играют словообразовательные гнезда — самые сложные из всех комплексных единиц словообразования, в которые входят все другие комплексные единицы. Словообразовательное гнездо характеризуется сложными отношениями между его единицами. Поэтому изучение словообразовательных гнезд со стороны их структуры и семантики является актуальной задачей современного словообразования.

Проблеме описания структуры и семантики словообразовательного гнезда посвящены работы Е. А. Земской, А. Н. Тихонова, В. В. Лопатина, И. С. Улуханова, И. А. Ширшова, О. П. Ермаковой, П. А. Соболевой, Е. Л. Гинзбурга, А. И. Моисеева, Е. С. Кубряковой и др. Обязательными компонентами гнезда являются вершина гнезда, словообразовательная пара, словообразовательная парадигма, словообразовательная цепь.

Все слова в гнезде находятся между собой в словообразовательных отношениях и занимают в нем строго определенное место. Структура словообразовательного гнезда определяется соотношением единиц двух планов — синтагматического и парадигматического. В синтагматическом плане гнездо представляет собой совокупность словообразовательных цепей, а в парадигматическом — совокупность словообразовательных парадигм.

В настоящей статье на материале «Школьного словообразовательного словаря русского языка» А. Н. Тихонова (М., 1978) словообразовательное гнездо с вершиной играть рассматривается в синтагматическом плане, то есть описываются словообразовательные цепи гнезда.

Словообразовательная цепь — это комплексная единица синхронного словообразования. Она представляет собой ряд однокоренных слов, находящихся в отношениях последовательной производности. Каждое предыдущее слово является мотивирующим для последующего, одно и то же слово, кроме исходного и конечного, может быть и производным, и производящим. Например, игра́ть — игр(а́) — и́гр-ищ [1, с. 224–225].

Словообразовательное гнездо с исходным словом (вершиной) играть включает в себя 46 словообразовательных цепей. По количеству компонентов они делятся на бинарные и полинарные. В данном гнезде полинарные цепи в несколько раз преобладают над бинарными. Бинарных цепей 10:

игра́ть — игра́-лищ-е;

игра́ть — игр-о́к;

игра́ть — игра́-льн-ый;

игра́ть — до-игра́ть-ся;

игра́ть — за-игра́ть I(‘начать играть’);

игра́ть — на-игра́ть-ся;

игра́ть — по-игра́ть;

игра́ть — по-и́гр-ыва-ть;

игра́ть — раз-ыгра́ться;

игра́ть — с-ыгра́ть [2, с. 198–199].

Бинарные словообразовательные цепи состоят из исходного слова и только одного производного, формально они равны словообразовательной паре. В качестве производных слов в данных цепях выступают 2 существительных, 1 прилагательное, 7 глаголов. Наличие бинарных цепей свидетельствует о нулевом словообразовательном потенциале финальных слов цепей.

Остальные же 36 словообразовательных цепей данного гнезда являются полинарными. Полинарные словообразовательные цепи содержат от трёх до пяти компонентов.

Трёхкомпонентных словообразовательных цепей в данном гнезде 17:

игра́ть — игр(а́) — и́гр-ищ-е;

игра́ть — игр(а́) — иго́р-н-ый;

игра́ть — игр(а́) — игр-ов-о́й;

игра́ть — игр-и́в(ый) — игри́в-о;

игра́ть – игр-и́в(ый) — игри́в-ость;

игра́ть — игр-и́ст(ый) — игри́ст-ость;

игра́ть — вз-ыгра́ть — взыгра́ть-ся;

игра́ть — вы́-играть — выи́гр-ыва-ть;

игра́ть — за-игра́ть II — заи́гр-ыва-ть I(‘часто играя, привести (приводить) в негодность’);

игра́ть — за-и́гр-ыва-ть (‘кокетничать’) – заи́грыва-ни [j-э];

игра́ть — на-игра́ть — наи́гр-ыва-ть;

игра́ть — на-игра́ть — на́игр-ыш;

игра́ть — от-ыгра́ть — о́тыгр-ыш;

игра́ть — пере-игра́ть — переи́гр-овк-а;

игра́ть — с-ыгра́ть-ся — сы́гр-ыва-ться;

игра́ть — с-ыгра́ть-ся — сы́гр-овк-а;

игра́ть — с-ыгра́ть-ся — сы́гра-нность [2, с. 198–199].

Четырёхкомпонентных словообразовательных цепей 18:

игра́ть — игр(а́) — игр-у́шк-а — игру́шеч-к-а (черед. к — ч);

игра́ть — игр(а́) — игр-у́шк-а — игру́шеч-н-ый (черед. к — ч);

игра́ть — вы́-играть — вы́игр-ыш– вы́игрыш-н-ый;

игра́ть — до-игра́ть — дои́гр-ыва-ть — дои́грыва-ни [j-э];

игра́ть — об-ыгра́ть — обыгра́ть-ся — обы́гр-ыва-ться¹;

игра́ть — об-ыгра́ть — обы́гр-ыва-ться — обы́грывать-ся²;

игра́ть — от-ыгра́ть — оты́гр-ыва-ть — оты́грыва-ни [j-э];

игра́ть — пере-игра́ть — переи́гр-ыва-ть — переи́грывать-ся;

игра́ть — пере-игра́ть — переи́гр-ыва-ть — переи́грыва-ни [j-э];

игра́ть — под-ыгра́ть — поды́гр-ыва-ть — поды́грывать-ся;

игра́ть — про-и́грать — прои́грать-ся — прои́гр-ыва-ться¹;

игра́ть — про-игра́ть — прои́гр-ыва-ть — прои́грывать-ся²;

игра́ть — про-игра́ть — прои́гр-ыва-ть — прои́грыва-ни [j-э];

игра́ть — про-игра́ть — прои́гр-ыва-ть — прои́грыва-тель;

игра́ть — про-игра́ть — про́игр-ыш — про́игрыш-н-ый;

игра́ть — про-игра́ть — про́игр-ыш– бес-про́игрыш-н-ый;

игра́ть — раз-ыгра́ть — разы́гр-ыва-ть — разы́грыва-ни [j-э];

игра́ть — раз-ыгра́ть — ро́зыгр-ыш — ро́зыгрыш-н-ый [2, с. 198–199].

Пятикомпонентная словообразовательная цепь 1:

играть — игр(а́) — игр-у́шк(а) — игру́шеч-ник (черед. к — ч) — игру́шеч-ниц [2, с. 198].

Чем дальше от исходного слова цепи мотивированное слово, тем выше ступень его мотивированности, например: играть — игр(а́) (I) — игр-ищ-е (II).

Итак, на первой ступени мотивированности находятся 26 слов. Среди них 3 существительных (игр(а́), игра́-лищ-е, игр-о́к), 3 прилагательных (игра́-льн-ый, игр-и́в(ый), игр-и́ст(ый)), 20 глаголов (вз-ыгра́ть, вы́-играть, до-игра́ть, до-игра́ть-ся, за-игра́ть I (‘начать играть’), за-игра́ть II, за-и́гр-ыва-ть II(‘кокетничать’), на-игра́ть, на-игра́ть-ся, об-ыгра́ть, от-ыгра́ть, пере-игра́ть, по-игра́ть, по-и́гр-ыва-ть, под-ыгра́ть, про-игра́ть, раз-ыгра́ть, с-ыгра́ть, с-ыгра́ть-ся).

На второй ступени мотивированности находятся 29 слов. Существительных среди них 13 (игр-и́щ-е, игр-у́шк-а, игри́в-ость, игри́ст-ость, вы́игр-ыш, заи́гр-ыва-ни [j-э], на́игр-ыш, о́тыгр-ыш, переи́гр-овк-а, про́игр-ыш, ро́зыгр-ыш, сы́гр-овк-а, сы́гра-нность), 2 прилагательных (иго́р-н-ый, игр-ов-о́й), 1 наречие (игри́в-о), 14 глаголов (взыгра́ть-ся, выи́гр-ыва-ть, дои́гр-ыва-ть, за-и́грывать I (‘часто играя, привести (приводить) в негодность’), наи́гр-ыва-ть, обыгра́ть-ся, обы́гр-ыва-ть, оты́гр-ыва-ть, переи́гр-ыва-ть, поды́гр-ыва-ть, проигра́ть-ся, прои́гр-ыва-ть, разы́гр-ыва-ть, сы́гр-ыва-ться).

На третьей ступени мотивированности находятся 19 слов. Из них 8 существительных (игру́шеч-к-а, игру́шеч-ник, дои́грыва-ни [j-э], оты́грыва-ни [j-э], переи́грыва-ни [j-э], прои́гры-ва-ни [j-э], прои́грыва-тель, разы́грыва-ни [j-э]), 5 прилагательных (игру́шеч-ный, вы́игрыш-н-ый, про́игрыш-н-ый, бес-про́игрыш-н-ый, ро́зыгрыш-н-ый), 6 глаголов (обы́гр-ыва-ться, обы́грывать-ся, переи́грывать-ся, поды́грывать-ся, прои́гр-ыва-ться ¹, прои́грывать-ся ²).

На четвертой ступени мотивированности находится 1 существительное: игру́шеч-ниц.

Глагол обладает самой высокой степенью словообразовательной продуктивности. Чем дальше производное слово от исходного слова цепи, тем больше затухает его активность. Можно заметить, что от глагола чаще образуются глаголы, так как они ближе по семантике. Часто глаголы образуются с помощью приставок (игра́ть — вз-ыгра́ть, игра́ть — вы́-играть, игра́ть — до-игра́ть, игра́ть — за-игра́ть I, игра́ть — за-игра́ть II, игра́ть — на-игра́ть, игра́ть — об-ыгра́ть, игра́ть — от-ыгра́ть, игра́ть — пере-игра́ть, игра́ть — по-игра́ть, игра́ть — под-ыгра́ть, игра́ть — про-игра́ть, игра́ть — раз-ыгра́ть, игра́ть — с-ыгра́ть); с помощью суффикса (вы́-играть — выи́гр-ыва-ть, до-игра́ть — дои́гр-ыва-ть, за-игра́ть II — заи́гр-ыва-ть I, на-игра́ть — наи́гр-ыва-ть, обыгра́ть-ся — обы́гр-ыва-ться¹, об-ыгра́ть — обы́гр-ыва-ть, от-ыгра́ть — оты́гр-ыва-ть, пере-игра́ть — переи́гр-ыва-ть, под-ыгра́ть — поды́гр-ыва-ть, проигра́ть-ся — прои́гр-ыва-ться¹, про-игра́ть — прои́гр-ыва-ть, раз-ыгра́ть — разы́гр-ыва-ть, с-ыгра́ть-ся — сы́гр-ыва-ться), спомощью постфикса (вз-ыгра́ть — взыгра́ть-ся, об-ыгра́ть — обыгра́ть-ся, обы́гр-ыва-ть — обы́грывать-ся², переигр-ыва-ть — переигрывать-ся, про-игра́ть — проиграть-ся, прои́гр-ыва-ть — прои́грывать-ся², поды́гр-ыва-ть — поды́грывать-ся), комбинаций приставки и суффикса (игра́ть — за-и́гр-ыва-ть II, игра́ть — по-и́гр-ыва-ть); комбинаций приставки и постфикса (игра́ть — до-игра́ть-ся, игра́ть — на-игра́ть-ся, игра́ть — раз-ы́грывать-ся, игра́ть — с-ыгра́ть-ся).

Вершина словообразовательного гнезда с вершиной играть имеет несколько значений:

ИГРАТЬ, несов.1. Забавляться, развиваться. И. в куклы. 2. Проводить время в соревновании или каком-н. занятии, служащем для развлечения, отдыха. И. в футбол. И. в карты. 3. Исполнять что-л. И. на скрипке. И. пьесу. 4. Относиться к кому-чему-л. легкомысленно. И. людьми. 5. Легко, без видимых усилий действовать каким-л. инструментом. И. топором. 6. Пениться, искриться. Вино играет. 7. Сверкать, переливаться. Бриллиант играет [3, с. 345].

В словообразовательном процессе участвуют все значения вершины словообразовательного гнезда играть.

Из 26 слов первой ступени словообразования 6 моносемантичных и 20 полисемантичных. Среди моносемантичных слов 1 существительное, 2 прилагательных, 3 глагола. Среди полисемантичных слов 2 существительных, 1 прилагательное и 17 глаголов. Можно заметить, что среди полисемантичных производных значительно чаще встречаются дериваты-глаголы.

Из 30 слов второй ступени словообразования 11 моносемантичных и 19 полисемантичных. Среди моносемантичных слов 8 существительных, 2 прилагательных и 1 глагол. Среди полисемантичных слов 5 существительных, 13 глаголов и 1 наречие.

На третьей ступени деривации находятся 19 слов. Из них 8 моносемантичных и 11 полисемантичных. Среди моносемантичных слов 4 существительных, 1 прилагательное и 3 глагола. Среди полисемантичных слов этой ступени 5 существительных, 3 прилагательных и 3 глагола.

Таким образом, на синтагматическом уровне словообразовательное гнездо представляет собой совокупность словообразовательных цепей, которые рассматриваются как объединения однокоренных слов, находящихся в отношениях последовательной производности. В образовании словообразовательного гнезда участвуют глаголы, существительные, прилагательные, наречия, но они проявляют разную степень активности.

Литература:

1.                            Мусатов В. Н. Русский язык: морфемика, морфонология, словообразование. — М.: Флинта: Наука, 2010. — 360 с.

2.                            Тихонов А. Н. Школьный словообразовательный словарь русского языка. — М., 1978. — 727 с.

3.                            Ширшов И. А. Толковый словообразовательный словарь русского языка. — М., 2004. — 1023 с.

Основные термины (генерируются автоматически): словообразовательное гнездо, игра, глагол, слово, словообразовательная цепь, существительное, цепь, прилагательное, ступень словообразования, синтагматический план.


Ключевые слова

словообразовательное гнездо, словообразовательная цепь, бинарная цепь, полинарная цепь, полисемантичный дериват, моносемантичный дериват, вершина словообразовательного гнезда., вершина словообразовательного гнезда

Похожие статьи

Синтагматические отношения в структуре словообразовательного гнезда с вершиной великий

В статье рассматриваются синтагматические отношения в словообразовательном гнезде с вершиной великий, указываются способы словообразования дериватов гнезда. Отмечаются морфонологические явления, сопровождающие образования данных производных.

Моносемантичные и полисемантичные дериваты первой ступени словообразовательного гнезда с вершиной великий

В статье рассматриваются семантические отношения в словообразовательном гнезде с вершиной великий, описываются полисемантичные и моносемантичные дериваты на первой ступени словообразования, указываются типы словообразовательной полисемии

Типы полисемии именных дериватов первой ступени словообразовательного гнезда с вершиной играть

В статье рассматриваются моносемантичные и полисемантичные именные дериваты первой ступени словообразовательного гнезда с вершиной играть. У полисемантичных дериватов описываются различные типы словообразовательной полисемии: отражённая, развитая, ко...

Морфологическая вариантность русского языка

В статье рассматривается морфологическая вариантность как один из типов лингвистической деривации, который включает словообразование, и существуют аффиксы, используемые для построения нового слова. В новом языке и термине используются новые слова, ко...

Семантико-структурные характеристики деривационного типа с префиксом inter- в английском языке

Дано качественно-количественное диахроническое описание префикса inter- в английском языке. Выявлено формирование моделей и типа в диахронии, описано формирование семем в диахронии.

Явление коннотации во фразеологизмах английского языка

В данной статье рассматривается компонент, который дополняет предметно-понятийное (или денотативное), а также грамматическое содержание языковой единицы и придает ей экспрессивную функцию на основе сведений, соотносимых с эмпирическим, культурно-исто...

Родовидовое взаимодействие лексических единиц в структуре конфессионального текста (на примере украинских православных проповедей и молитв)

В предлагаемом исследовании выявлены особенности родо-видовых отношений лексических единиц в молитве и проповеди, которые являются одними из основных составляющих ядра жанров конфессионального стиля современного украинского языка; проанализирована сп...

Семантико-словообразовательные особенности существительных с суффиксом -ист, называющих представителей сферы искусства

В статье рассматриваются семантико-словообразовательные особенности существительных с суффиксом –ист, называющих представителей сферы искусства. В центре внимания отсубстантивные имена, впервые лексикографически зафиксированные в «Толковом словаре ру...

Сочетаемость глагола «любить» в русском и персидском языках

Рассматривается сочетаемость глагола «любить» в русском и персидском языках. В обоих языках объектные отношения выражаются разными грамматическими формами. З. К. Холикова: «В русском языке наиболее типичным падежом для выражения значения эмоционально...

Отражение особенностей национальной культуры и числовой символики в русских пословицах и поговорках с компонентом «сто»

В статье рассматриваются особенности паремий с компонентом-числительным сто с точки зрения лингвокультурологического подхода. Исследуется культурная, национально значимая, информация, заложенная в семантике и структуре исследуемых единиц.

Похожие статьи

Синтагматические отношения в структуре словообразовательного гнезда с вершиной великий

В статье рассматриваются синтагматические отношения в словообразовательном гнезде с вершиной великий, указываются способы словообразования дериватов гнезда. Отмечаются морфонологические явления, сопровождающие образования данных производных.

Моносемантичные и полисемантичные дериваты первой ступени словообразовательного гнезда с вершиной великий

В статье рассматриваются семантические отношения в словообразовательном гнезде с вершиной великий, описываются полисемантичные и моносемантичные дериваты на первой ступени словообразования, указываются типы словообразовательной полисемии

Типы полисемии именных дериватов первой ступени словообразовательного гнезда с вершиной играть

В статье рассматриваются моносемантичные и полисемантичные именные дериваты первой ступени словообразовательного гнезда с вершиной играть. У полисемантичных дериватов описываются различные типы словообразовательной полисемии: отражённая, развитая, ко...

Морфологическая вариантность русского языка

В статье рассматривается морфологическая вариантность как один из типов лингвистической деривации, который включает словообразование, и существуют аффиксы, используемые для построения нового слова. В новом языке и термине используются новые слова, ко...

Семантико-структурные характеристики деривационного типа с префиксом inter- в английском языке

Дано качественно-количественное диахроническое описание префикса inter- в английском языке. Выявлено формирование моделей и типа в диахронии, описано формирование семем в диахронии.

Явление коннотации во фразеологизмах английского языка

В данной статье рассматривается компонент, который дополняет предметно-понятийное (или денотативное), а также грамматическое содержание языковой единицы и придает ей экспрессивную функцию на основе сведений, соотносимых с эмпирическим, культурно-исто...

Родовидовое взаимодействие лексических единиц в структуре конфессионального текста (на примере украинских православных проповедей и молитв)

В предлагаемом исследовании выявлены особенности родо-видовых отношений лексических единиц в молитве и проповеди, которые являются одними из основных составляющих ядра жанров конфессионального стиля современного украинского языка; проанализирована сп...

Семантико-словообразовательные особенности существительных с суффиксом -ист, называющих представителей сферы искусства

В статье рассматриваются семантико-словообразовательные особенности существительных с суффиксом –ист, называющих представителей сферы искусства. В центре внимания отсубстантивные имена, впервые лексикографически зафиксированные в «Толковом словаре ру...

Сочетаемость глагола «любить» в русском и персидском языках

Рассматривается сочетаемость глагола «любить» в русском и персидском языках. В обоих языках объектные отношения выражаются разными грамматическими формами. З. К. Холикова: «В русском языке наиболее типичным падежом для выражения значения эмоционально...

Отражение особенностей национальной культуры и числовой символики в русских пословицах и поговорках с компонентом «сто»

В статье рассматриваются особенности паремий с компонентом-числительным сто с точки зрения лингвокультурологического подхода. Исследуется культурная, национально значимая, информация, заложенная в семантике и структуре исследуемых единиц.

Задать вопрос