Концептуализация внешнего и внутреннего пространства в русском эпистолярном дискурсе Р. М. Рильке | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Филология, лингвистика

Опубликовано в Молодой учёный №11 (58) ноябрь 2013 г.

Дата публикации: 02.11.2013

Статья просмотрена: 179 раз

Библиографическое описание:

Володина, Д. Н. Концептуализация внешнего и внутреннего пространства в русском эпистолярном дискурсе Р. М. Рильке / Д. Н. Володина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2013. — № 11 (58). — С. 808-810. — URL: https://moluch.ru/archive/58/8203/ (дата обращения: 17.10.2024).



Цель: развитие связной речи, навыка рассказывания по серии картинок.

Программные задачи

Образовательные: активизация и актуализация словаря по теме «Комнатные растения»; формирование целостного впечатления об изображенном на серии картинок.

Развивающие: развитие связной речи, зрительного внимания и восприятия, тонкой моторики.

Воспитательные: формирования взаимопонимания, самостоятельности и доброжелательности, инициативности, ответственности, навыков сотрудничества.

Материалы и оборудование: магнитная доска, серия картинок И.Седовой «Аленький цветочек», комнатные растения, предметные картинки «Комнатные растения», пальчиковый бассейн с шариками из пенопласта, листья комнатных растений из пластмассы, карточки с недорисованными растениями.

Методы и приемы: наглядный: рассматривание серии сюжетных и предметных картинок, комнатных растений; словесный: объяснение, беседы; практический: игровые упражнения.

Ход

Вводная часть. Организационный момент. Мотивация детей к совместной деятельности.

Упражнение «Подбери листок»

Воспитатель обращает внимание детей на столы. На столах пальчиковый бассейн. Внутри листочки комнатных растений.

Воспитатель: «Ребята, в бассейне спрятаны листья комнатных растений. Опустите руки в бассейн и возьмите по одному листочку».

Дети берут из бассейна листочки, сначала называют форму листка на ощупь, затем достают и рассматривают.

Воспитатель: «Кто знает с каких комнатных растений эти листочки? Кто назовет растение или покажет это растение?»

Дети называют названия комнатных растений. Описывают форму, цвет и текстуру листка. Воспитатель выслушивает каждого ребенка, помогает если ребенок затрудняется. Хвалит всех детей.

Основная часть. Решение программных задач.

Упражнение «Дорисуй картинку»

Воспитатель раздает детям картинки (недорисованные цветы).

Воспитатель: «Художник начал рисовать цветы, но не закончил работу. Дорисуйте их и раскрасьте. Но нужно нарисовать точно такие же половинки, как те, что нарисовал художник!»

Лексическая тема «Комнатные растения»

комнатные растения картинки нарисованные: 2 тыс изображений найдено в Яндекс Картинках

Рассматривание серии картинок «Аленький цветочек», беседа и составление рассказа

Воспитатель размещает на магнитной доске серию картинок.

Воспитатель рассказывает детям короткий рассказ: «Ира и Кира родные сестрички- они близнецы. Когда девочкам исполнилось пять лет им подарили много подарков. Мама подарила им куклы, папа домик и мебель для них. Дедушка подарил книжки со сказками, дядя мяч. А бабушка подарила девочкам по маленькому горшочку с землей.

Бабушка сказала девочкам, что горшочки нужно поставить на окошко и поливать землю через день, и произойдет чудо. Ира сделала как велела бабушка, а Кира поставила горшочек на окно и забыла про него. А уже через неделю Ира увидела, что в горшочке появился зеленый росток, а еще через несколько недель на зеленом стебельке распустился красный бутон. Ира, увидев цветочек, назвала его аленьким. А Кира, с удивлением рассматривала свой горшочек с землей и не понимала, почему у нее нет аленького цветочка?

Тогда бабушка объяснила Кире, что ее сестра ухаживала за растением и поэтому цветок зацвел, а она забросила свой горшок и цветок в нем погиб».

После рассказа воспитатель предлагает детям в правильной последовательности расставить картинки.

C:\Users\Vika\Desktop\20230321_103102.jpg

Динамическая пауза «Цветы»

Наши красные цветы

Распускают лепестки

Руки вверх, сжимают и разжимают кулаки

Ветерок все тише,

Лепестки колышет

Раскачивают руки из стороны в сторону

Наши красные цветы,

Закрывают лепестки

Сжимают кулаки

Тихо засыпают,

Головой качают

Опускают руки вниз, приседают, качают головой.

После выполнения задания, воспитатель предлагает детям самим составить рассказ опираясь на сюжетные картинки. Дети продумывают свой рассказ и по очереди выходят к магнитной доске.

Заключительная часть. Рефлексия.

Воспитатель подводит итог занятия, оценивает работу детей. Предлагает детям самим выбрать лучшего рассказчика. Лучшего рассказчика ожидает сюрприз.

Основные термины (генерируются автоматически): Россия, даль, ваш край, концепт, пространство, русский, чужая земля, духовная близость, поэт, лексическая единица.


Ключевые слова

концепт, концептосфера, эпистолярий, картина мира, языковое сознание, Р. М. Рильке, лингвокогнитивный уровень., лингвокогнитивный уровень

Похожие статьи

Концепты «своё / чужое» в современной лингвокультурологической ситуации

В статье рассматриваются культурные аспекты как феномен, влияние языковой картины мира на процессы коммуникации и интерпретации; анализируется концепт «своё/чужое» в русской и зарубежной лингвокультуре и развёртывание процессов билингвизма в социуме.

«Любовь» в контексте метафорического моделирования

Актуальность статьи обусловлена интегративной тенденцией исследований в сфере гуманитарных наук. Лингвоцентрическая установка замещается антропоцентрической и когнитивной: язык рассматривается как часть человеческого сознания, культуры и жизни челове...

Аксиологический аспект и преобразующие силы ресентимента в структуре современного общества

Настоящая статья изучению ресентимента как социального феномена, оказывающего влияние на систему ценностей человека. В ходе исследования нами рассматривается аксиологический аспект ресентимента, сущность его преобразующих сил в трактовке классиков и ...

Методологические проблемы исследования формирования ценностных ориентаций личности в креативном пространстве городского поселения

Статья посвящена анализу методологических оснований исследования формирования ценностных ориентаций личности в креативном пространстве городского поселения, а именно, рассмотрению положений философского направления инвайронментализма и средового подх...

Функции диалектной лексики в автобиографической прозе В. П. Астафьева

Статья посвящена вопросам изучения диалектизмов и их функционирования в художественном произведении. Выделяются особенности диалектизмов как слов стилистически нейтральных непосредственно в диалекте, но стилистических окрашенных в речи автора и персо...

Функции диалектной лексики в автобиографической прозе В. П. Астафьева

Статья посвящена вопросам изучения диалектизмов и их функционирования в художественном произведении. Выделяются особенности диалектизмов как слов стилистически нейтральных непосредственно в диалекте, но стилистических окрашенных в речи автора и персо...

Роль семиотической системы в процесе институциализации общественной жизни

Статья посвящена исследованию роли и особенностей семиотической системы в процессе институциализации общественной жизни. Показано, что символы, знаки, язык являются важным условием формирования разнообразных типов социальных практик в качестве социал...

Использование иерархических моделей организации информации при конструировании коммуникативного сообщения

Данная работа посвящена сопоставительному анализу моделей внутриличностной организации информации, предложенных Д. А. Леонтьевым и Р. Дилтсом Автор производит сопоставительный анализ выделяемых в данных моделях структур и указывает на перспективы их ...

Проблематика стилистики и культуры речи как теоретических и практических дисциплин

В статье рассматривается соотношение стилистики и культуры речи в аспекте объекта, предмета исследования и дихотомии язык-речь.

Интерпретация писательских дневников на фоне классификации дискурсов

В статье рассмотрена классификация дискурсов на основе социолингвистического подхода. Выяснено позицию, занимаемую дневниковым дискурсом в этой типологии. Проанализирована специфика проявления признаков различных типов дискурса в дневниках украинских...

Похожие статьи

Концепты «своё / чужое» в современной лингвокультурологической ситуации

В статье рассматриваются культурные аспекты как феномен, влияние языковой картины мира на процессы коммуникации и интерпретации; анализируется концепт «своё/чужое» в русской и зарубежной лингвокультуре и развёртывание процессов билингвизма в социуме.

«Любовь» в контексте метафорического моделирования

Актуальность статьи обусловлена интегративной тенденцией исследований в сфере гуманитарных наук. Лингвоцентрическая установка замещается антропоцентрической и когнитивной: язык рассматривается как часть человеческого сознания, культуры и жизни челове...

Аксиологический аспект и преобразующие силы ресентимента в структуре современного общества

Настоящая статья изучению ресентимента как социального феномена, оказывающего влияние на систему ценностей человека. В ходе исследования нами рассматривается аксиологический аспект ресентимента, сущность его преобразующих сил в трактовке классиков и ...

Методологические проблемы исследования формирования ценностных ориентаций личности в креативном пространстве городского поселения

Статья посвящена анализу методологических оснований исследования формирования ценностных ориентаций личности в креативном пространстве городского поселения, а именно, рассмотрению положений философского направления инвайронментализма и средового подх...

Функции диалектной лексики в автобиографической прозе В. П. Астафьева

Статья посвящена вопросам изучения диалектизмов и их функционирования в художественном произведении. Выделяются особенности диалектизмов как слов стилистически нейтральных непосредственно в диалекте, но стилистических окрашенных в речи автора и персо...

Функции диалектной лексики в автобиографической прозе В. П. Астафьева

Статья посвящена вопросам изучения диалектизмов и их функционирования в художественном произведении. Выделяются особенности диалектизмов как слов стилистически нейтральных непосредственно в диалекте, но стилистических окрашенных в речи автора и персо...

Роль семиотической системы в процесе институциализации общественной жизни

Статья посвящена исследованию роли и особенностей семиотической системы в процессе институциализации общественной жизни. Показано, что символы, знаки, язык являются важным условием формирования разнообразных типов социальных практик в качестве социал...

Использование иерархических моделей организации информации при конструировании коммуникативного сообщения

Данная работа посвящена сопоставительному анализу моделей внутриличностной организации информации, предложенных Д. А. Леонтьевым и Р. Дилтсом Автор производит сопоставительный анализ выделяемых в данных моделях структур и указывает на перспективы их ...

Проблематика стилистики и культуры речи как теоретических и практических дисциплин

В статье рассматривается соотношение стилистики и культуры речи в аспекте объекта, предмета исследования и дихотомии язык-речь.

Интерпретация писательских дневников на фоне классификации дискурсов

В статье рассмотрена классификация дискурсов на основе социолингвистического подхода. Выяснено позицию, занимаемую дневниковым дискурсом в этой типологии. Проанализирована специфика проявления признаков различных типов дискурса в дневниках украинских...

Задать вопрос