Цель: развитие связной речи, навыка рассказывания по серии картинок.
Программные задачи
Образовательные: активизация и актуализация словаря по теме «Комнатные растения»; формирование целостного впечатления об изображенном на серии картинок.
Развивающие: развитие связной речи, зрительного внимания и восприятия, тонкой моторики.
Воспитательные: формирования взаимопонимания, самостоятельности и доброжелательности, инициативности, ответственности, навыков сотрудничества.
Материалы и оборудование: магнитная доска, серия картинок И.Седовой «Аленький цветочек», комнатные растения, предметные картинки «Комнатные растения», пальчиковый бассейн с шариками из пенопласта, листья комнатных растений из пластмассы, карточки с недорисованными растениями.
Методы и приемы: наглядный: рассматривание серии сюжетных и предметных картинок, комнатных растений; словесный: объяснение, беседы; практический: игровые упражнения.
Ход
Вводная часть. Организационный момент. Мотивация детей к совместной деятельности.
Упражнение «Подбери листок»
Воспитатель обращает внимание детей на столы. На столах пальчиковый бассейн. Внутри листочки комнатных растений.
Воспитатель: «Ребята, в бассейне спрятаны листья комнатных растений. Опустите руки в бассейн и возьмите по одному листочку».
Дети берут из бассейна листочки, сначала называют форму листка на ощупь, затем достают и рассматривают.
Воспитатель: «Кто знает с каких комнатных растений эти листочки? Кто назовет растение или покажет это растение?»
Дети называют названия комнатных растений. Описывают форму, цвет и текстуру листка. Воспитатель выслушивает каждого ребенка, помогает если ребенок затрудняется. Хвалит всех детей.
Основная часть. Решение программных задач.
Упражнение «Дорисуй картинку»
Воспитатель раздает детям картинки (недорисованные цветы).
Воспитатель: «Художник начал рисовать цветы, но не закончил работу. Дорисуйте их и раскрасьте. Но нужно нарисовать точно такие же половинки, как те, что нарисовал художник!»
Рассматривание серии картинок «Аленький цветочек», беседа и составление рассказа
Воспитатель размещает на магнитной доске серию картинок.
Воспитатель рассказывает детям короткий рассказ: «Ира и Кира родные сестрички- они близнецы. Когда девочкам исполнилось пять лет им подарили много подарков. Мама подарила им куклы, папа домик и мебель для них. Дедушка подарил книжки со сказками, дядя мяч. А бабушка подарила девочкам по маленькому горшочку с землей.
Бабушка сказала девочкам, что горшочки нужно поставить на окошко и поливать землю через день, и произойдет чудо. Ира сделала как велела бабушка, а Кира поставила горшочек на окно и забыла про него. А уже через неделю Ира увидела, что в горшочке появился зеленый росток, а еще через несколько недель на зеленом стебельке распустился красный бутон. Ира, увидев цветочек, назвала его аленьким. А Кира, с удивлением рассматривала свой горшочек с землей и не понимала, почему у нее нет аленького цветочка?
Тогда бабушка объяснила Кире, что ее сестра ухаживала за растением и поэтому цветок зацвел, а она забросила свой горшок и цветок в нем погиб».
После рассказа воспитатель предлагает детям в правильной последовательности расставить картинки.
Динамическая пауза «Цветы»
Наши красные цветы
Распускают лепестки
Руки вверх, сжимают и разжимают кулаки
Ветерок все тише,
Лепестки колышет
Раскачивают руки из стороны в сторону
Наши красные цветы,
Закрывают лепестки
Сжимают кулаки
Тихо засыпают,
Головой качают
Опускают руки вниз, приседают, качают головой.
После выполнения задания, воспитатель предлагает детям самим составить рассказ опираясь на сюжетные картинки. Дети продумывают свой рассказ и по очереди выходят к магнитной доске.
Заключительная часть. Рефлексия.
Воспитатель подводит итог занятия, оценивает работу детей. Предлагает детям самим выбрать лучшего рассказчика. Лучшего рассказчика ожидает сюрприз.