Разработка процесса оценки результатов научно-технических исследований | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Технические науки

Опубликовано в Молодой учёный №11 (58) ноябрь 2013 г.

Дата публикации: 03.11.2013

Статья просмотрена: 596 раз

Библиографическое описание:

Назаревич, С. А. Разработка процесса оценки результатов научно-технических исследований / С. А. Назаревич. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2013. — № 11 (58). — С. 151-154. — URL: https://moluch.ru/archive/58/8204/ (дата обращения: 15.11.2024).

В статье представлена модель жизненного циклаформирования результатов научно-технических исследований, сформулированы критерии для оценки новшества. Разработана схема потока процесса оценки результатов научно-технических исследований.

Ключевые слова: новшество, научная деятельность, инновационная деятельность, оценка новшества, научно-технический прогресс, модель жизненного цикла, инновация, модернизация.

Постановка проблемы. В процессе рыночной гонки за качество, частичное, полное усовершенствование модернизацию или модификацию продукции принимают за инновацию. Тем самым все больше размывается нечеткая грань между такими объектами как инновация, изобретение, улучшение. Возникает потребность в разработке единых подходов в области идентификации новшества и измерения его отличительных свойств.

Основные положения. Сразвитием инновационной сферы, программ комплексной модернизации производственных предприятий и научно-технической деятельности в соответствии с мировыми рыночными тенденциями, появляются новые формы результатов научно-технических исследований, потенциал которых необходимо измерять для последующей классификации. Формула научно-технического прогресса (НТП) может быть представлена в виде:

НТП= НТД+ИНД+ИПД,                                                                                 (1)

где НТД — научно-техническая деятельность (результаты фундаментальных и прикладных исследований, опытно-конструкторских работ, изобретения, полезные модели, промышленные образцы);

ИНД — инновационная деятельность (базовые инновации, улучшающие инновации, псевдоинновации);

ИПД — инженерно-производственная деятельность (модернизация, модификация, усовершенствование).

Сформировано несколько групп деятельности в рамках научно-технического прогресса, применительно к данной работе считается, что все результаты деятельности в рамках НТП рассматриваются в виде НТД, ИНД, ИПД, полученных исходя из проведенных ранее или текущих научно-технических исследований (НТИ), принимая во внимание, что рационализаторские предложения и инженерная деятельность являются частью технического творчества и будут относиться к результатам НТИ.

Широкое классификационное поле понятия инновация содержит множество содержательных признаков, что составляет сложность при дальнейшей классификации новшества, которое может являться результатом следующих видом деятельности: научной, инновационной и инженерно-производственной.

Результат инновационной деятельности — инновация, или различные формы инноваций, содержащие несколько отличительных свойств, такие как инновационный уровень, научно-техническая новизна, промышленная применимость, коммерциализуемость. В отсутствии или при недостаточности любого из перечисленных свойств новшество не может оформиться как инновация.

Результаты научной деятельности характеризуются следующими свойствами: научно-техническая новизна, промышленная применимость, изобретательский уровень, оригинальность.

Результаты инженерно-производственной деятельности обладают следующими свойствами: научно-техническая новизна, коммерческая реализуемость, промышленная применимость, оригинальность. В разработанной модели жизненного цикла формирования результатов [1] научно-технических исследований представлены четыре этапа, в которых происходит преобразование научно-технического знания в новшество.

Рис. 1. Модель жизненного цикла формирования результатов научно-технических исследований

Технология оценки проходит в соответствии с моделью жизненного цикла формирования результатов научно-технических исследований (рис.1). Структура последовательного преобразования результатов различных видов деятельности подробно представлена в виде схемы потока процесса оценки результатов научно-технических исследований на рисунке 2.

В работе [2] представлена первичная оценка потенциала новшества на первом этапе жизненного цикла, на основании методики экспертной оценки научных проектов. На втором этапе представлен анализ потенциального новшества, посредством использования критериев для измерения результатов научно-технических исследований.

Таблица

Критерии оценки результатов научно-технических исследований

Группы результатов научно-технических исследований

Критерии

оценки

Объекты

Инновационный уровень

Изобретательский уровень

Научно-техничес-кая новизна

Коммерческая реализуемость

Промышленная применимость

Оригинальность

Результаты научной деятельности

Изобретение

-

¤

¤

t

¤

-

30

Полезная модель

-

-

¤

¤

¤

¤

36

Промышленный образец

-

-

t

t

t

¤

18

Результаты инновационной деятельности

Базовая инновация

¤

¤

¤

¤

¤

-

45

Улучшающая инновация

-

-

¤

¡

¤

-

24

Псевдоинновация

-

-

t

t

t

¤

18

Результаты инженерно-производственной деятельности

Модернизация

-

-

t

¡

¡

-

15

Модификация

-

-

t

t

t

¤

18

Усовершенствование

-

-

t

¡

¡

¡

21

Ноу-хау

-

-

¤

t

¤

¤

30

Существующая продукция

-

-

¡

¤

¤

¤

33

9

18

66

60

75

60

576

Примечание: ¤ — сильная связь 9, ¡ — средняя связь 6, t — слабая связь 3, — отсутствие связи.

Для анализа потенциала новшества в соответствии с моделью жизненного цикла формирования результатов научно-технических исследований представлена методика расчета, основанная на шести критериях оценки потенциала новшества. Критерии оценки представлены в таблице 1 и возможны к использованию при оценке результатов: научно-технической деятельности, инновационной деятельности, инженерно-производственной деятельности. Следующий этап идентификация новшества и соотнесение его к определенному классу на основании внутренних отличительных характеристик.

В зависимости от выбранного класса новшество переходит в одно из состояний: нововведение, изобретение, обновление. На этом этапе происходит оценка потребительской формы новшества через проведение маркетинговых исследований, происходит сбор, анализ и оценка первичной, вторичной информации, на предмет потребительской активности в той области, где выходит на рынок новшество.

На основании проведенных исследований, возможно сделать предположение о наличии потребительской формы новшества: инновация или новая продукция. С помощью инструментов преобразования протекает последний этап, новшество преобразуется в линейную продукцию, которая также нуждается в модернизации, усовершенствовании в виду скоротечного морального и физического износа.

Рис. 2. Схема потока процесса оценки результатов научно-технических исследований.

Таким образом, в соответствии с моделью жизненного цикла и представленной схемой потока процесса проводится оценка результатов научно-технических исследований.

Практическая значимость. По результатам оценки потенциала НТИ можно свидетельствовать не только о сущности новшества, его структуре и соотнесении к определенным группам результатов, а также о патентоспособности новшества. В случае рассмотрения результатов НТИ как объектов интеллектуальной собственности для последующего патентования, представленная модель жизненного цикла формирования результатов научно-технических исследований и перечень критериев оценки на различных ее этапах позволяет эффективно подходить к процессам распознавания новшества, подготовки его к патентованию и сокращает время проведения экспертизы.

Литература:

1.    Назаревич С. А. Интегральная оценка результатов научно-технических исследований / «Вопросы радиоэлектроники», серия Общетехническая, Издательство: ЦНИИ «Электроника» (Москва), Номер: 2 Том: 2, с. 115–122., 2013г.

2.    Назаревич С. А. Первичная оценка потенциального новшества в структуре жизненного цикла научно-технических исследований / С. А. Назаревич // Молодой ученый. — 2013. — № 5. — С. 91–94.

Основные термины (генерируются автоматически): жизненный цикл формирования результатов, инновационная деятельность, инженерно-производственная деятельность, промышленная применимость, жизненный цикл, инновация, научная деятельность, научно-техническая деятельность, научно-техническая новизна, научно-технический прогресс.


Похожие статьи

Понятие и сущность инновационного развития в сегменте высшего образования

В статье дается анализ научно-исследовательской деятельности в высшем учебном заведении, основным задачам вуза по обеспечению инновационной деятельности, которые помогают продвижению инновационной научно-технической разработки на рынок.

Инновационный процесс как механизм развития предприятия

В статье рассмотрен современный опыт применения инноваций на предприятиях. Описаны основные этапы инновационного процесса. Выделены основные проблемы социально-экономической адаптации российских предприятий к инновационному развитию.

Усовершенствование государственного регулирования инновационной деятельности промышленных предприятий Украины

В статье рассматриваются основные подходы формирования государственной инновационной политики Украины, государственное регулирование инновационной деятельности промышленных предприятий, выделены направления государственного регулирования инновационно...

Обоснование необходимости разработки систем управления инновациями на предприятиях

В статье анализируется необходимость разработки систем управления предприятием для успешного создания и внедрения инноваций, снижения риска от инновационной деятельности. Рассматриваются цели управления инновациями и возможные проблемы. Определяются ...

Проектная деятельность в техническом вузе

В статье рассматриваются вопросы применения новых педагогических технологий, в частности, метода проектов, в процессе преподавания русского языка в технических вузах с национальным языком обучения.

Педагогическая составляющая в общеобразовательных инновационных процессах

В статье рассмотрено, какую роль играют педагоги в инновационном образовании. Инновация в педагогике — это внедрение нового в цели, содержание, методы и формы обучения и воспитания, организацию совместной деятельности ученика и преподавателя. Причины...

Управление инновационной деятельностью высшего учебного заведения

В статье рассматриваются вопросы, посвященные инновационной деятельности высшего учебного заведения, показана ее роль в эффективной деятельности вуза.

Методы повышения эффективности менеджмента в сфере туристского бизнеса

Данная статья раскрывает роль туризма в мировой экономике. Автор акцентирует внимание на методах оценки эффективности менеджмента в сфере туризма. Выделяются и описываются две основные составляющие эффективности управления: экономическая и социальная...

Состав качественных и количественных характеристик результатов интеллектуальной деятельности для оценки результативности деятельности научных организаций

В статье рассматривается использование качественных и количественных характеристик, описывающих результаты научно-технической деятельности, для оценки результативности деятельности научных организаций. Аспектно приводятся характеристики, описывающие ...

Выбор и обоснование организационной структуры предприятия

В статье рассматриваются вопросы формирования и выбора организационной структуры предприятия. Описываются критерии оценки эффективности организационной структуры предприятия и даны рекомендации по их совершенствованию и оптимизации.

Похожие статьи

Понятие и сущность инновационного развития в сегменте высшего образования

В статье дается анализ научно-исследовательской деятельности в высшем учебном заведении, основным задачам вуза по обеспечению инновационной деятельности, которые помогают продвижению инновационной научно-технической разработки на рынок.

Инновационный процесс как механизм развития предприятия

В статье рассмотрен современный опыт применения инноваций на предприятиях. Описаны основные этапы инновационного процесса. Выделены основные проблемы социально-экономической адаптации российских предприятий к инновационному развитию.

Усовершенствование государственного регулирования инновационной деятельности промышленных предприятий Украины

В статье рассматриваются основные подходы формирования государственной инновационной политики Украины, государственное регулирование инновационной деятельности промышленных предприятий, выделены направления государственного регулирования инновационно...

Обоснование необходимости разработки систем управления инновациями на предприятиях

В статье анализируется необходимость разработки систем управления предприятием для успешного создания и внедрения инноваций, снижения риска от инновационной деятельности. Рассматриваются цели управления инновациями и возможные проблемы. Определяются ...

Проектная деятельность в техническом вузе

В статье рассматриваются вопросы применения новых педагогических технологий, в частности, метода проектов, в процессе преподавания русского языка в технических вузах с национальным языком обучения.

Педагогическая составляющая в общеобразовательных инновационных процессах

В статье рассмотрено, какую роль играют педагоги в инновационном образовании. Инновация в педагогике — это внедрение нового в цели, содержание, методы и формы обучения и воспитания, организацию совместной деятельности ученика и преподавателя. Причины...

Управление инновационной деятельностью высшего учебного заведения

В статье рассматриваются вопросы, посвященные инновационной деятельности высшего учебного заведения, показана ее роль в эффективной деятельности вуза.

Методы повышения эффективности менеджмента в сфере туристского бизнеса

Данная статья раскрывает роль туризма в мировой экономике. Автор акцентирует внимание на методах оценки эффективности менеджмента в сфере туризма. Выделяются и описываются две основные составляющие эффективности управления: экономическая и социальная...

Состав качественных и количественных характеристик результатов интеллектуальной деятельности для оценки результативности деятельности научных организаций

В статье рассматривается использование качественных и количественных характеристик, описывающих результаты научно-технической деятельности, для оценки результативности деятельности научных организаций. Аспектно приводятся характеристики, описывающие ...

Выбор и обоснование организационной структуры предприятия

В статье рассматриваются вопросы формирования и выбора организационной структуры предприятия. Описываются критерии оценки эффективности организационной структуры предприятия и даны рекомендации по их совершенствованию и оптимизации.

Задать вопрос