Концепт «труд» в христианской и исламской культурах | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Филология, лингвистика

Опубликовано в Молодой учёный №11 (58) ноябрь 2013 г.

Дата публикации: 03.11.2013

Статья просмотрена: 10891 раз

Библиографическое описание:

Ибрахим, Иман Саляма. Концепт «труд» в христианской и исламской культурах / Иман Саляма Ибрахим. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2013. — № 11 (58). — С. 811-818. — URL: https://moluch.ru/archive/58/8214/ (дата обращения: 18.12.2024).

Впоследнее время актуальным становится проведение исследований сопоставительного характера, предметом которых являются базисные концепты различных лингвокультур. Актуальность исследований данного характера обусловлена необходимостью установления успешной межкультурной коммуникации. Вкниге «Христианство иИслам вконтексте современной культуры» авторы полагают, что «межрелигиозный диалог является стержнем диалога культур икак таковой необходим для его осуществления. Построение диалога между религиями жизненно необходимо для достижения взаимного уважения и понимания» [9, с. 140]. В данной статье представлено сопоставительное описание концепта «труд» врусском иегипетском религиозном сознании, рассмотрены особенности мировоззрения обоих народов, которые проявляются всвоих религиозных учениях, вкоторых зафиксирован исследуемый концепт, выделены, врезультате, общие иотличительные черты обоих народов.

Ключевые слова: межкультурная коммуникация, межрелигиознная коммуникация, труд, Христианство, Ислам.

Key words:intercultural communication, interreligious communication, labor, Christianity, Islam.

Религии, религиозные учения всегда управляют взглядами людей-их следователей. Они являются базой, источником, на основе которого формулируется большинство их представлений о мире, их направлений. «Религия составляет сущность культуры; её ядро выступает единственным творцом, хранителем и интерпретатором духовных ценностей, данных человечеству свыше» [5, с. 31].

Н. А. Бердяев утверждает тот факт, что «культура имеет религиозные основы» [3, с. 524]. Религия, как отмечает Л. А. Васильев, — «визитная карточка», она определяет облик, лицо той или иной культуры и цивилизации [см.: 4, с. 46–47].

Исходя из сказанного актуальным и плодотворным для нашего исследования, являющегося попыткой на пути установления удачного «диалога культур», достижения взаимопонимания, раскрытия сущности культур в изучаемых странах на основе описания фрагмента действительности, соотносимого с понятием «трудовая деятельность» на материале русских и египетских паремий, считается изучение положения изучаемого нами концепта «труд» в Христианстве и Исламе, которые соответственно носит подавляющее большинство русских и египтян.

1. В Христианстве

Что касается Христианства, то «мощным культуроносным источником для русского миропонимания послужило Христианство с его теософией, нравственными установками и ритуалами» [10, с. 241]. Христианство, по словам В. Н. Телии, радикальным образом изменило парадигму труда.

Русский народ, исповедуя Христианство как основную религию, создает особую систему изречений назидательного характера, которые в свою очередь опираются на христианскую мораль. Из своих христианских традиций русские люди выражают в кратких изречениях (пословицах и поговорках) свою оценку разнообразных жизненных ситуаций.

В античности (греко-римском периоде) труд рассматривался как унижение, презрение, считался достойным рабского состояния [см.: 2, с. 188]. Труд не мог считаться добродетелью, более того, он вообще не рассматривался как существенный признак человека. Мир этот был основан на господстве аристократии [см.: там же]. «Физический труд» по античности — труд «рабов», «вольноотпущенников». Это «мука и боль, удел несвободных и низших, тяжкое и нечистое занятие, унижающее человека и приближающее его к скотине» [6, с. 256].

Христианство принесло с собой радикальный переворот в отношении к труду. На почве Христианства этически было преодолено презрение к труду. Христианство, провозгласив принцип «если кто не хочет трудиться, тот и не ест» [2-е Фессалоникийцам, 3:10], радикально разорвало с установками античности [см.: там же]. Иисус Христос по человечеству был плотником [см.: 2, с. 189].

Осуждая рабство, признавая равенство всех людей, Христианство противопоставляет античному пренебрежительному взгляду на труд новую положительную его оценку — заповедь постоянного делания, неустанного труда как «дела божия» [см.: 12, с. 161]. Иоанн Златоуст в этой связи говорит: «не станем стыдиться ремесел и будем считать бесчестием не работу, а праздность» [цит. по 12, с. 164].

Итак, согласно Христианству нет рабства, все люди равны, они различаются по своему труду. Всякий должен трудиться, чтобы получить пропитание.

Церковь благословляет всякий труд, направленный на благо людей, при этом не даётся предпочтение никакому из видов человеческой деятельности, если таковая соответствует христианским нравственным нормам. В христианской религии приводятся примеры разных видов труда. В притчах Иисус Христос постоянно упоминает о разных профессиях, не выделяя ни одну из них. Он говорит о труде сеятеля [Евангелие от Марка, 4. 3–9], слуг и домоправителя [Евангелия от Луки, 12. 42–48], купца и рыбаков [Евангелия от Матфея, 13. 45–48], управителя и работников в винограднике [Евангелия от Матфея. 20. 1–16]

Согласно христианским источникам труд человека проходит два этапа:

1.             Труд в раю «радостный труд».

2.             Труд на земле «труд как искупление первородного греха».

По Христианству, Господь создал человека для радостной и счастливой жизни. Первая работа человека была легкой — возделывание земли. Это радостный труд, щедро вознаграждаемый самой природой. В эдеме человек получал несколько заповедей: умножения жизни, возделывания земли, познания мира и запрещения вкушения плодов дерева познания добра и зла. «И взял Господь Бог человека, которого создал, и поселил его в саду Едемском, чтобы возделывать его и хранить его.

И заповедал Господь Бог человеку, говоря: от всякого дерева в саду ты будешь есть, а от дерева познания добра и зла не ешь от него» [Книга Бытия, 2:15–16]. Из этого понимается, что цель жизни человека с первого момента его создания — это труд (возделывание земли).

Однако человек совершил грех (первородный). Он не прислушался приказам своего Создателя и ел плоды от запрещенного Богом дерева. В результате Господь изгоняет человека из рая. «Адаму же сказал: за то, что ты послушался голоса жены твоей и ел от дерева, о котором Я заповедовал Тебе, сказав: не ешь от него, проклята Земля за Тебя; со скорбью будешь питаться от неё во все дни жизни твоя… в поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой Ты взят, ибо прах Ты и в прах возвратишься» [Книга Бытия, 3:17–19].

Итак, Божьим наказанием стал тяжелый, пожизненный труд на земле, который, в свою очередь, разделяется на два вида:

1.              Духовный труд — искупление первородного греха.

2.              Материальный труд — борьба за существование (в поте лица твоего будешь есть хлеб).

Однако, согласно христианскому учению, совершая праведные дела, человек имеет возможность самого себя спасти. В этой связи после изгнания из рая труд в Библии имеет два вида:

1.              Труд как наказание или проклятие. Николай Бердяев отмечает, что «библейское проклятие преследует человека на протяжении всей истории его хозяйствования, добытия хлеба насущного» [2, с. 186].

2.              Труд как спасение или возвышение. Труд — средство спасения от проклятия, средством его изжития [см.: 12, с. 166].

В текстах Евангелии утверждается идея, что каждый человек по своему труду либо наказан, либо вознагражден. По труду человека будет награда, которой достоин только тот, кто трудится: «каждый получит награду по своему труду. Ибо мы соработники у Бога» [1-е Коринфянам 3:8–9]; «трудящийся достоин пропитания» [Евангелия от Матфея, 10. 10]; «трудящийся достоин награды за труды свои» [Евангелия от Луки, 10. 7].

В Евангелии сказано также: «Кто возделывает землю свою, тот будет насыщаться хлебом, а кто подражает праздным, тот насытится нищетою» [Притчи 28:19]; «От плода уст своих человек насыщается добром, и воздаяние человеку — по делам рук его» [Притчи 12:14].

Итак, в Христианстве звучит идея о том, что без труда не будет достатка. Кто трудится, тот в достатке живет, а кто ленится, нищим станет.

В христианской культуре заложено положительное отношение к труду. Библия всегда призывает к труду, к приложению усилий: «И трудимся, работая своими руками» [1-е Коринфянам 4:12]; «И усердно стараться о том, чтобы жить тихо, делать своё дело и работать своими собственными руками, как мы заповедовали вам» [1-е Фессалоникийцам 4:11]. В данном тексте кроется идея о добросовестном отношении к труду (усердно стараться).

В Христианстве лень и ленивые являются предметом осуждения, порицания: «Пойди к муравью, ленивец, посмотри на действия его, и будь мудрым» (Притчи6:6), «Ленивый опускает руку свою в чашу, и не хочет донести её до рта своего» [Притчи 19:24], «Путь ленивого — как терновый плетень, а путь праведных — гладкий» [Притчи 15:19].

Работающий вправе наслаждаться плодами своего труда: «Трудящемуся земледельцу первому должно вкусить от плодов» [2-е Тимофею2:6].

Христианство не делает различий между людьми. Важно не кем, а как работает человек. Не по внешности ценен человек, а по труду. Хоть малая работа лучше тунеядства: «Лучше простой, но работающий на себя, нежели выдающий себя за знатного, но нуждающийся в хлебе» (Притчи 12:9).

В Христианстве труд человека не оценивается по достоинству людьми, истинная цена труда в Христианстве известна только Богу: Иаков «тщательно и даже самоотверженно» относится к своим обязанностям, но встречает у Лавана, на которого работает, несправедливое вознаграждение. «Вот, двадцать лет был я у тебя; … овнов стада твоего я не ел; растерзанного зверем я не приносил тебе, это был мой убыток; ты с меня взыскивал, днём ли что пропадало, ночью ли.., а ты десять раз переменял награду мою. Если бы не был со мной Бог отца моего.., ты бы отпустил меня ни с чем. Бог увидел бедствие моё и труд рук моих и вступился за меня вчера» [Книга Бытия 31:38–42].

Согласно христианским учениям человеку нельзя обременять других. Он должен рассчитывать на свои собственные силы. В Послании к Фессалоникийцам говорится «вы сами знаете, как должны вы подражать нам; ибо мы не бесчинствовали у вас, ни у кого не ели хлеба даром, но занимались трудом и работою ночь и день, чтобы не обременить кого из вас, — не потому, чтобы мы не имели власти, но чтобы себя самих дать вам в образец для подражания нам. Ибо, когда мы были у вас, то завещевали вам сие: если кто не хочет трудиться, тот и не ешь. Но слышим, что некоторые у вас поступают бесчинно, ничего не делают, а суетятся. Таковых увещеваем Господом нашим Иисусом Христом, чтобы они, работая в безмолвии, ели свой хлеб» [2-е Фессалоникийцам, 3. 7–12]. Согласно евангельскому тексту, человеку нельзя паразитировать на других. Все надо трудом получать.

В Христианстве говорится о необходимости труда для оказания помощи нуждающемуся: «трудись, делая своими руками полезное, чтоб было из чего уделять нуждающемуся» [К Ефесянам, 4. 28]. От этого понимаем, что есть такие люди, которые по какой-то причине не могут трудиться, и в данном случае способные должны работать для себя и для таких людей.

Более того, в Христианстве труд является из рода поклонений Создателю, так же как молитва. Этот факт утверждается в приводимом Н.Фиолоетовым высказывании Карлейля: «труд есть та же молитва» [см.: 12, с. 166].

Этическое значение трудовых процессов постоянно подчеркивали отцы и учители Церкви. Так, Климент Александрийский называл труд «школой общественной справедливости». Святитель Василий Великий утверждал, что «намерение благочестия не должно служить предлогом лени и бегства от работы, а побуждением к еще большим трудам». А святой Иоанн Златоуст призывал считать «бесчестием не работу, но праздность» [11, 50]. По его словам, «следует знать, что работающий работает не для того, чтобы трудом служить только своим потребностям, а и для того, чтобы исполнить заповедь Господню» [цит. по 1, с. 63].

Также русские монастыри (XI — XIV вв.) играли значительную роль в становлении идеологии труда. Н. Г. Шамшурина в опубликованной в 1994 году статье «Идеология труда в России» отмечает, что «исстари русские монастыри (особенно пустынные) были религиозно-трудовыми братствами, в которых на практике реализовывались трудовые идеалы русского общества… Монахи должны были питаться от своих трудов, а не жить подаяниями мирян… Девиз монастырей — «Труд — дело святое».».. [см.: 14, с. 182].

Корме того, призывая к труду, Библия обращает особое внимание на вопросы управления трудом наёмных трудящихся. В Библии много говорится о справедливом воздаянии за труд: «Не обижай наемника... В тот же день отдай плату его, чтоб он не возопил на тебя к Господу, и не было на тебе грех» [Второзаконие 24: 14–15]; «Горе тому, кто строит дом свой неправдою и горницы свои беззаконием, кто заставляет ближнего своего работать даром и не отдает ему платы его» [Иеремия 22: 13]; «Вот, плата, удержанная вами у работников, пожавших поля ваши, вопиет, и вопли жнецов дошли до слуха Господа» [Иакова 5: 4].

Согласно христианским учениям человек имеет право отдыхать: «Шесть дней работай, а в седьмой день покойся; покойся и во время посева и жатвы» [Исход 34: 21].

Четвертая заповедь гласит: «Помни день субботний, чтобы святить его. Шесть дней работай и делай всякие дела твои; а день седьмый — суббота Господу Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни скот твой, ни пришлец, который в жилищах твоих» [Исход 20: 8–10]. Согласно этой заповеди отдых необходим, но его надо посвятить Богу, с тем чтобы повседневные заботы не могли отвратить человека от Творца.

Из всего сказанного можно заключить, что концепту «труд» уделяется немаловажное значение в христианских учениях. Христианство противопоставляет античному пренебрежительному взгляду на труд новую положительную его оценку. Библия всегда призывает к труду, к приложению усилий.

По Христианству цель жизни человека с первого момента его создания — это труд (возделывание земли). Кроме того, в Христианстве труд понимается как наказание человека за первородный грех. С другой стороны, в данной религии труд понимается как спасения от этого греха. Именно на данной позиции основывается концепция «труд» в Христианстве.

В Христианстве труд оценивается как средство существования, зарабатывания себе на жизнь. Во многих местах Священного Писания труд представляется как жизненная необходимость. Он также является молитвой, способом приближенности к Создателю.

Согласно христианскому учению каждый должен рассчитывать на свои собственные силы, сам устремляться, зарабатывать себе на жизнь, не возлагая ответственность на других. В Христианстве человек должен трудиться не только для себя, но и для оказания помощи неспособным к труду людям.

В Христианстве все люди равны перед Богом. Важно не кем, а как работает человек. В христианской культуре утверждается необходимость добросовестного отношения к труду. За труд человек будет либо наказан, либо награжден. Труд человека не оценивается по достоинству людьми, истинная цена труда в Христианстве известна только Богу.

Кроме того, в Христианстве большое внимание уделяется вопросу взаимоотношения между рабочими и работодателями и определению их прав и обязанностей. Первые должны честно, совестно выполнить свою работу, последние — справедливо относиться к своим служащим и быстро оплачивать их труд.

По Христианству все имеют право на отдых. В Христианстве отдых необходим, но его надо посвятить Богу, с тем чтобы повседневные заботы не отвратили человека от Творца.

2.                      В Исламе

Ислам как основная религия большинства стран Ближнего Востока, как основная религия в Египте оказывает большое влияние на формирование взглядов и мнений мусульман в этой стране. Тем самым он является основой всего их мировоззрения.

Работа — это жизнь человека, без неё нет жизни. Все люди должны работать, трудиться, зарабатывать себе на жизнь. В исламской религии приводятся примеры разных видов труда: сельскохозяйственный, торговый, промышленный и. т.д. В Коране сказано о кузничном, плотническом деле, ловле и др. Все ниспосланные Аллахом посланники, пророки кормились трудом собственных рук: Адам занимался сельским хозяйством, Давуд (Давид)– кузничным делом, Иисус Христос, Закария (Захария) — плотническим делом, Мухаммед — скотоводством и торговлей. Пророк Мухаммед (мир ему и благословение) в своем изречении говорит: «Самая лучшая пища для человека, — та, которую он заработал собственным трудом. И Пророк Аллаха Давуд (Давид) (мир ему) добывал себе пропитание собственными руками» [см.: 16, с. 16].

Право на труд Ислам провозгласил ещё четырнадцать веков тому назад. В исламской культуре заложено положительное отношение к труду. Во многих аятах Священного Корана мы видим, что Ислам — религия, призывающая к кропотливости, к труду. В Коране Всевышний Аллах побуждает людей трудиться, говоря {وَقُلِ اعْمَلُوا فَسَيَرَى اللَّهُ عَمَلَكُمْ وَرَسُولُهُ وَالْمُؤْمِنُونَ وَسَتُرَدُّونَ إِلى عالِمِ الْغَيْبِ وَالشَّهادَةِ فَيُنَبِّئُكُمْ بِما كُنْتُمْ تَعْمَلُون} «И скажи: Действуйте, и увидит ваше дело Аллах и посланник Его и верующие! И будете вы возвращены к ведающему тайное и явное. И Он сообщит вам то, что вы делали»[1]). [Сура «Ат-Тауба» (Покаяние), аят 105]; {هُو الَّذِي جَعَلَ لَكُمُ الْأَرْضَ ذَلُولًا فَامْشُوا فِي مَنَاكِبِهَا وَكُلُوا مِنْ رِزْقِهِ وَإِلَيْهِ النُّشُورُ} «Он тот, который сделал вам землю покорной, ходите же по ее раменам и питайтесь от Его удела; и к Нему воскресение». [Сура «Аль-Мульк» (Власть), аят 15].

Пророк Мухаммед (мир ему и благословение), призывая к труду, утверждает, что человек должен трудиться до последнего момента жизни: «Если начнется Судный День, а у кого-либо из вас окажется в руках саженец дерева, пусть его посадит» [см.: 15, с. 36].

Более того, В исламской культуре утверждается тот факт, что человек пожинает плоды своих трудов: {وَأَنْ لَيْسَ لِلْإِنْسَانِ إِلَّا مَا سَعَىٰ} «что человеку лишь то, в чем он усердствовал» [Сура «Аль-Наджм» (Звезда), аят 39].

По труду ценен человек, за результаты своей деятельности каждый человек будет либо награжден, либо наказан. В Коране сказано { مَنْ عَمِلَ صَالِحًا مِنْ ذَكَرٍ أَوْ أُنْثَىٰ وَهُوَ مُؤْمِنٌ فَلَنُحْيِيَنَّهُ حَيَاةً طَيِّبَةً ۖ وَلَنَجْزِيَنَّهُمْ أَجْرَهُمْ بِأَحْسَنِ مَا كَانُوا يَعْمَلُونَ} «Кто совершил благое — муж или жена — и он верующий, Мы оживим его жизнью благой и воздадим их награду им еще лучшим, чем то, что они делали» [Сура «Ан-Нахль» (Пчелы), аят 97], {فَمَن يَعْمَلْ مِثْقَالَ ذَرَّةٍ خَيْرًا يَرَهُ * وَمَن يَعْمَلْ مِثْقَالَ ذَرَّةٍ شَرًّا يَرَهُ} «и кто сделал на вес пылинки добра, увидит его,. и кто сделал на вес пылинки зла, увидит его» [Сура «Аз-Залзала» (Землетрясение), аяты 7–8]. Мы должны упомянуть, что под трудом в данных аятах имеется в виду не только физический, но и духовный труд, и все, что делает человек в жизни.

В исламской культуре труд необходим не только как средство существования, он не считается только средством для получения денег, труд в Исламе рассматривается как способ приближения к Аллаху. Выполняя свою работу как следует, человек приближается к Аллаху. И борцом на пути Аллаха является тот человек, который выходит из дома для того, чтобы приобрести средства существования для себя и для семьи. Каабом ибн Ужарой передано: «Сподвижники Пророка, увидев, однажды, человека крепкого телосложения, сказали: «О Посланник, этот человек творил бы чудеса, если бы все его действия направлены были во славу Аллаха». Пророк сказал: «Если этот человек работает для того, чтобы поддержать своих малых детей, престарелых родителей или даже просто для удовлетворения своих собственных нужд, то в таком случае весь его труд должен рассматриваться как джихад, совершаемый во славу Аллаха. Но если он работает для того, чтобы возгордиться и прославиться, то в таком случае он работает, потакая дьяволу» (Бухари) [см.: 16, с. 15].

Трудом прощаются грехи. Пророком сказано: «Есть те грехи, для прощения которых надо стремиться поддержать своих малых детей», «Кто лег спать в утомлении из-за своей работы, тот заснул прощеным» [см.: 15, с. 25].

Пророк высоко оценивал и любил трудолюбие. Когда Пророк (мир ему и благословение) почувствовал мозоли на руках одного мусульманина, сказал: «Эти руки любят Аллах и Его посланник» [см.: 16, с. 16].

Пророк Мухаммед всегда осуждает лень. Он многократно говорил: «О Аллах, я прибегаю к твоей защите от слабости, лени, от трусости и дряхлости, от мучений могилы и испытаний жизни и смерти» [см.:18, с. 176]. В другом изречении Пророка говорится: «О Аллах, я прибегаю к твоей защите от беспокойства, печали, слабости, лени, скупости, трусости, бремени долга и притеснения людей» [см.: там же, с. 178].

Следует упомянуть, что совершение труда выступает после завершения предписанного Аллахом поклонения — намаза, в частности пятничного. Если человек во время работы слушает Азан (призыв на намаз), он должен работу оставлять и совершить намаз. После намаза человек может вернуться к своей работе. В Священном Коране сказано: } يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا إِذَا نُودِيَ لِلصَّلَاةِ مِنْ يَوْمِ الْجُمُعَةِ فَاسْعَوْا إِلَىٰ ذِكْرِ اللَّهِ وَذَرُوا الْبَيْعَ ۚ ذَٰلِكُمْ خَيْرٌ لَكُمْ إِنْ كُنْتُمْ تَعْلَمُونَ* فَإِذَا قُضِيَتِ الصَّلَاةُ فَانْتَشِرُوا فِي الْأَرْضِ وَابْتَغُوا مِنْ فَضْلِ اللَّهِ وَاذْكُرُوا اللَّهَ كَثِيرًا لَعَلَّكُمْ تُفْلِحُونَ } «О те, которые уверовали! Когда возглашено на молитву в день собрания, то устремляйтесь к поминанию Аллаха и оставьте торговлю. Это лучше для вас, если вы знаете! * А когда кончена будет молитва, то расходитесь по земле, и ищите милости Аллаха, и поминайте Аллаха часто, может быть, вы будете счастыливы!» [Сура «Аль-Джумаа» (Собрание), аят 9–10]. В другом аяте говорится {رِجَالٌ لَا تُلْهِيهِمْ تِجَارَةٌ وَلَا بَيْعٌ عَنْ ذِكْرِ اللَّهِ وَإِقَامِ الصَّلَاةِ وَإِيتَاءِ الزَّكَاةِ يَخَافُونَ يَوْمًا تَتَقَلَّبُ فِيه الْقُلُوبُ وَالْأَبْصَارُ} «люди, которых не отвлекает ни торговля, ни купля от поминания Аллаха, выстаивания молитвы, принесения очищения. Они боятся дня, когда перевернутся и сердца и взоры» [Сура «Ан-Нур» (Свет), аят 37]. Из этого аята понимаем, что мусульманину нельзя трудом отвлекаться от упоминания Аллаха и совершения намаза и закята. Поклонение Аллаху является целью жизни не только человека, но и всех творений Аллаха: {وَمَا خَلَقْتُ الْجِنَّ وَالْإِنْسَ إِلَّا لِيَعْبُدُونِ} «Я ведь создал джиннов и людей только, чтобы они Мне поклонялись».(Сура «Аз-Зарият» (Рассеивающие), аят 56).

Тем не менее, согласно исламским предписаниям запрещен отказ от труда под предлогом исполнения разных видов поклонений. В Исламе безделье можно считать проявлением неверия. Однажды к Пророку пришли два сподвижника, которые на руках носили брата своего. Пророк их спросил, что с ним случилось≤ Сподвижники ответили: он всё время молитву совершает, пост соблюдает, поэтому устал, как вы видите. Пророк спросил: а кто ухаживает за его верблюдами, и кто питает его детей≤ Они ответили: мы. Тогда Пророк им сказал: «вы лучше и праведнее, чем он» (Бухари и Муслим) [см.: 16, с. 15]. Из этого мы понимаем, что в Исламе выдвигается идея о том, что человек обязан сам собой свои дела совершать. Неоправданно, да и запрещено то, когда человек свою работу оставляет во имя совершения других поклонений, неоправданно постоянное пребывание в мечети для поклонения Аллаху, ожидая помощи других.

Омар Ибн Эль-Хаттаб (да будет доволен им Аллах) выгонял тех людей, которые постоянно находились в мечети, говоря им: «с неба не падает ни золото, ни серебро» [см.: 20].

Итак, в Исламе труд занимает второстепенное положение после основных поклонений: намаза, упоминания Аллаха, закята. Тем самым запрещено, чтобы человек отказывался от труда во имя совершения этих видов поклонений. Каждый должен рассчитывать на собственные силы, сам устремляться, зарабатывать себе на жизнь, не возлагая ответственность на других.

Продолжая вышесказанное, следует указать, что в исламской культуре осуждается попрошайничество. Оно разрешено только тем людям, которые из-за безвыходных ситуаций не могут себя содержать. В Коране сказано: {عَلِمَ أَنْ سَيَكُونُ مِنْكُمْ مَرْضَىٰ ۙ وَآخَرُونَ يَضْرِبُونَ فِي الْأَرْضِ يَبْتَغُونَ مِنْ فَضْلِ اللَّهِ ۙ وَآخَرُونَ يُقَاتِلُونَ فِي سَبِيلِ اللَّهِ} «Знает Он, что будут из вас больные и другие, которые ударяют землю, выискивая милости Аллаха, и другие, которые сражаются на пути Аллаха» [Сура «Аль-Муззаммиль» [Закутавшийся), аят 20]. Из этого следует, что способному себе зарабатывать на жизнь запрещено сидеть без работы. Кроме того, есть такие люди, которые по какой-то причине не могут трудиться, и в данном случае способные должны работать для себя и для таких людей.

Призывая к труду, Пророк утверждал, что работать своими руками лучше, чем руки протянуть людям, ожидая их помощи. «Воистину, для любого из вас взять веревку, принести дров на спине и продать ее, сохранив тем самым свое достоинство, будет лучше, чем просить помощи у людей, не зная, окажут они или откажут» (Бухари) [см.: 15, с. 24].

Однажды один из бедных мусульман пришёл к Пророку просить у него помощи. Пророк спросил его: нет ли у тебя дома чего-нибудь≤ Мусульманин ответил: у меня покрывало и кувшин. Пророк ему сказал: иди и принеси их мне. Человек выполнил приказ и принес их. Пророк обратился к своим сподвижникам и сказал: кто эти вещи купит≤ Один из них сказал: я их куплю за один дирхам. Пророк спросил: кто может дать больше≤ Другой человек сказал: я дам за эти два дирхама. Пророк отдал вещи второму и обратился к бедному: «На один из этих дирхамов купи домой еды, а на другой купи на рынке топор и принеси мне сюда». Когда тот все исполнил, Посланник Аллаха лично насадил на топор ручку и сказал этому человеку: «Теперь иди, нарубай дров и продавай их на рынке. И чтобы я тебя не видел здесь в течение пятнадцати дней!». Прошло пятнадцать дней, и тот бедный мусульманин пошел к Пророку и сказал, что он заработал за эти дни 10 дирхамов, часть которых потратил на пропитание, а на другую часть купил одежду. Пророк Аллаха сказал ему на это: «Тебе лучше заниматься этой работой, чем побираться. Учти, что в Судный День попрошайки окажутся с черным пятном на лице» [см.: 15, с. 24].

Итак, в исламской культуре звучит идея, что лучше выполнить хоть малую работу, чем ожидать помощи людей. Всякая полезная, достойная, честная работа уважаема. Нет никакого унижения в выполнении скромных дел. Позором является то, когда люди, способные сами зарабатывать себе на жизнь, паразитируют на других.

Тем самым, исламская религия не делает различий между людьми. Важно не кем, а как работает человек. Не по внешности ценен человек, а по труду. Пророк говорил: «Аллах Всевышний не смотрит на вашу внешность или ваши деньги, а смотрит Он на ваши сердца и ваши деяния» [см.: 19, с. 431–432].

Согласно исламской религии признано, что Аллах обеспечивает всем творениям пропитанием. Он гарантирует пропитание всем: {وَمَا مِنْ دَابَّةٍ فِي الْأَرْضِ إِلَّا عَلَى اللَّهِ رِزْقُهَا} «И нет ни одного животного на земле, пропитание которого не было бы у Аллаха» [Сура «Худ», аят 6]. Однако это не значит сидеть дома, сложа руки и ждать такого пропитания. Человек должен устремляться и стараться, чтобы быть достойным данного пропитания: {لِيَأْكُلُوا مِنْ ثَمَرِهِ وَمَا عَمِلَتْهُ أَيْدِيهِمْ} «чтобы они ели плоды их и то, что сделали их руки» [Сура «Йасин», аят 35]

Кроме того, приложив все усилия для достижения какой-либо цели, человек ожидает получить результаты своего труда только от Всевышнего Аллаха, веруя в то, что если ожидаемого результата не получит, то это предопределение Аллаха. Иначе говоря, человек должен сделать всё, что от него зависит, а потом всё полагается на Аллаха. В этом раскрывается значение истинного упования на Аллаха. Человек должен понять, что упование на Аллаха не означает сидеть дома, сложа руки, и ничего не делать, а Аллах принесёт ему пропитание. Истинное упование означает, что человек должен делать, всё, что в его силах, а вознаграждения ждать от одного Аллаха, веруя в то, что Аллах не теряет награды тех, кто совершил добро {إِنَّ الَّذِينَ آمَنُوا وَعَمِلُوا الصَّالِحاتِ إِنَّا لا نُضِيعُ أَجْرَ مَنْ أَحْسَنَ عَمَلًا} «Поистине, те, которые уверовали и творили благое, Мы не погубим награды тех, кто хорошо творил» [Сура «Аль-Кахф» (Пещера), аят 30]. Кроме того, Аллах не помогает тому, кто себе не помогает. {إِنَّ اللّهَ لاَ يُغَيِّرُ مَا بِقَوْمٍ حَتَّى يُغَيِّرُواْ مَا بِأَنْفُسِهِمْ} «Аллах не меняет того, что с людьми, пока они сами не переменят того, что с ними» [Сура «Ар-Раад» (Гром), аят 11].

В исламской культуре большое внимание также уделяется вопросу об отношении между рабочими и работодателем. Согласно исламским предписаниям рабочие обязаны честно, совестно выполнить свою работу. Пророком сказано: «Поистине, Аллах любит, когда кто-либо из вас добросовестно выполняет свою работу» [см.: 16, с. 10]. А работодатели должны справедливо обращаться со своими служащими, и быстро оплачивать их труд. Пророк нам всегда велит: «отдай работнику плату до того, как высохнет на нем пот от его трудов» (ибн Маджа) [см.: там же, с. 27]. В данной связи Пророком сказано также: «Аллах говорит: в Судный День Я буду против трех категорий людей: того, кто поклялся Моим именем, и потом предал, кто свободного человека продал и потратил выручку на себя, и кто человека нанял, использовал его силу и за его труд ему не заплатил» [18, с. 447].

В то же время работодатель дела не должен требовать от своих рабочих невыносимых дел. «Если требования хозяина являются все же необходимыми, то хозяин должен сам прежде всего протянуть руку помощи своему рабочему» (Бухари)» (там же), ведь {لَا يُكَلِّفُ اللَّهُ نَفْسًا إِلَّا وُسْعَهَا}«Не возлагает Аллах на душу ничего, кроме возможного для нее» [Сура «Аль-Бакара» (Корова), аят 286].

Более того, в Исламе утверждается право рабочих на отдых. В Священном Коране сказано: { وَمِنْ رَحْمَتِهِ جَعَلَ لَكُمُ اللَّيْلَ وَالنَّهَارَ لِتَسْكُنُوا فِيهِ وَلِتَبْتَغُوا مِنْ فَضْلِهِ وَلَعَلَّكُمْ تَشْكُرُونَ} «От Своей милости Он сделал для вас ночь и день, чтобы вы отдыхали и искали Его милости и, может быть, вы будете благодарны!» [Сура «Аль-Касас» (Рассказ), аят 73]; { وَهُوَ الَّذِي جَعَلَ لَكُمُ اللَّيْلَ لِبَاسًا وَالنَّوْمَ سُبَاتًا وَجَعَلَ النَّهَارَ نُشُورًا} «Он тот, Который ночь сделал для вас одеянием, а сон покоем, и сделал день воскресением» [Сура «Аль-Фуркан» (Различение), аят 47].

Пророк утверждал, что люди имеют право, да и должны отдыхать, чтобы «набраться новых сил». Однако этот отдых не должен проводиться в бесполезных, а тем более вредных занятиях. Пророк утверждал, что люди имеют право, да и должны отдыхать, чтобы «набраться новых сил». Однако этот отдых не должен проводиться в бесполезных, а тем более вредных занятиях. Пророк утверждал, что люди имеют право, да и должны отдыхать, чтобы «набраться новых сил». Однако этот отдых не должен проводиться в бесполезных, а тем более вредных занятиях. Али Ибн Абу Талиб сказал: «Умы устают так же, как и тела, так что ублажите их весельем.»... «Время от времени освежайте ваши умы, потому как утомленный ум становится слеп» [см.: 13, с. 46].

Излагая всё сказанное, можно заключить, что в исламской культуре заложено положительное отношение к труду. Концепт «труд» занимает важное, актуальное место в исламских учениях. Ислам — это религия, призывающая к труду и устремлению.

В Исламе утверждается мысль о том, что труд — это средство существования, зарабатывания себе на жизнь. Во многих аятах Священного Корана труд представляется как жизненная необходимость. Труд в Исламе рассматривается также как способ приближенности к Аллаху, считается одним из видов поклонений Аллаху. Кроме того, трудом прощаются грехи человека.

Согласно исламским учениям цель жизни человека и всех творений — это поклонение Всевышнему Аллаху. Однако, в Исламе труд занимает второстепенное место после основных поклонений: намаза, поста, закята. Тем самым, запрещено отказываться от труда во имя совершения таких видов поклонений, запрещено постоянное пребывание в мечети.

В исламской религии каждый человек должен рассчитывать на свои собственные силы, сам устремляться, зарабатывать себе на жизнь, не возлагая ответственность на других. По Исламу работать собственными руками лучше, чем попрошайничать.

В исламской культуре звучит идея о том, что человек должен трудиться не только для себя, но и для оказания помощи неспособным к труду людям.

Согласно исламскому учению Аллах обеспечивает пропитанием всем творениям. Однако человек должен устремляться, чтобы быть достойным этого пропитания. В Исламе раскрывается идея об истинном уповании на Аллаха: человек должен делать всё, что в его силах, а вознаграждения ждать от Аллаха, т. к. Всевышний говорит «Мы не погубим награды тех, кто хорошо творил».

Согласно исламским ценностям все люди равны перед Аллахом. Они различаются только по своему труду. Ценность человека определяется по труду. За труд человек будет либо наказан, либо награжден. Ислам призывает добросовестно относиться к труду.

Кроме того, в Исламе большое внимание уделяется взаимоотношению между рабочими и работодателями и определению их прав и обязанностей. Первые должны честно, совестно выполнить свою работу, последние — справедливо обращаться со своими служащими и быстро оплачивать их труд.

По Исламу все имеют право на отдых. Тем самым, в Исламе свой отдых люди должны проводить в полезных делах.

Обобщая все сказанное, можем прийти к следующему. Концепт «труд» занимает важное, актуальное место и в исламских и в христианских учениях. Ислам — это религия, призывающая к труду и устремлению. Библия — это книга, основанная на принципе труда и в рае и на земле после изгнания из рая.

Как в Исламе, так и в Христианстве утверждается мысль о том, что труд — это средство существования, зарабатывания себе на жизнь. Во многих аятах Священного Корана, во многих местах Священного Писания труд представляется как жизненная необходимость. В них слышится призыв к труду. Да и выполнение труда достигает до уровня поклонения и богослужения.

В Христианстве сказано, что цель жизни человека с первого момента его создания — это труд (возделывание земли), а в Исламе цель жизни человека и всех творений Аллаха — это поклонение Всевышнему Аллаху. Однако это мы не можем считать существенной разницей. Так, в Христианстве труд оценивается как молитва, и в Исламе — способ приближенности к Аллаху, что и считается молитвой.

Тем не менее, говоря о труде как одном из способов приближенности к Аллаху, надо указать на то, что в Исламе труд занимает второстепенное место после основных поклонений: намаза, поста, закята. Тем самым, запрещено, когда человек отказывается от труда во имя совершения таких видов поклонений. Каждый должен рассчитывать на свои собственные силы, сам устремляться, зарабатывать себе на жизнь, не возлагая ответственность на других. Кроме того, трудом прощаются грехи человека

В Христианстве во многих местах, в отличие от Ислама, труд понимается как наказание человека за первородный грех. С другой стороны, в данной религии труд понимается как спасения от этого греха. Именно на данной позиции основывается концепция «труда» в Христианстве.

В Христианстве и Исламе звучит идея о том, что человек должен трудиться не только для себя, но и для оказания помощи неспособным к труду людям.

В исламской и христианской культурах утверждаются необходимость и обязанность добросовестного отношения к труду.

Согласно исламским и христианским предписаниям труд и трудолюбие высоко оцениваются, а лень и ленивость осуждаются. В обеих религиях провозглашается мысль о том, что лучше выполнить хоть малую работу, чем ожидать помощи у людей; выдвигается идея о том, что человек должен рассчитывать на свои собственные силы. Позор не в выполнении скромных дел, а в том, когда могучие, здоровые люди паразитируют на других. Важно не кем, а как работает человек. Согласно исламским и христианским ценностям все люди равны перед Аллахом. Они различаются только по своему труду. За труд человек будет либо наказан, либо награжден. Кроме того, в Исламе и Христианстве большое внимание уделяется взаимоотношению между рабочими и работодателями и определению их прав и обязанностей. Первые, согласно представленным в обеих религиях предписаниям, должны честно, совестно выполнить свою работу, последние — справедливо обращаться со своими служащими и быстро оплачивать их труд.

Все имеют право отдыхать. Этот факт признается и в Исламе и в Христианстве. Говоря об отдыхе, необходимо подчеркнуть, что в Исламе говорится, что в выходной день — пятницу люди могут после завершения намаза продолжить свою работу. Тем самым, в Исламе свой отдых люди не должны проводить в бесполезных делах. Люди могут делать всё, если этим они не занимаются запрещенным делом. В Христианстве отдых необходим, но его надо посвятить Богу. Так, с тем, чтобы повседневные заботы не отвратили человека от Творца. В Христианстве говорится, что в выходной день нельзя чем-то заниматься кроме поклонения Господу. Мы не можем видеть в этом определенную разницу. Ибо в обеих религиях основная идея — это приближенность к Богу даже во время отдыха.

В Исламе раскрывается идея об истинном уповании на Аллаха, согласно которой человек должен делать всё, что от него зависит, а всё остальное возлагать на Аллаха. Человек должен делать, всё, что может, а вознаграждения ждать от Аллаха, веруя в то, что Аллах не теряет награды тех, кто совершил добро. В Христианстве мы встречаемся с близкой позицией, согласно которой в Христианстве труд человека не оценивается по достоинству людьми, истинная цена труда в Христианстве известна только Богу.

Литература:

1.                  Ананьева Э. В. Социальная концепция русской православной церкви: ответ церкви на вызовы времени // Государство, религия, Церковь в России и за рубежом. 2010. № 4.-1,7 п.л.

2.                  Бердяев Н. А. О назначении человека М.: Республика, 1993. 383 с.

3.                  Бердяев Н. А. Философия творчества, культуры и искусства (текст). — в двух томах, том I. М.: Искусство, 1994. 542 с.

4.                  Васильев Л. С. История религий Востока:Книжный дом “Университет”, Москва, 2000.

5.                  Горбунова Л. И., Келлер Г. С. Культурология: методические указания к самостоятельной работе для студентов всех, специальностей по дисциплине «Культурология» очной формы обучения. Мурманск, 2009.

6.                  Гуревич А. Я. Категории средневековой культуры, 2-е изд., испр. и доп. М.: «Искусство», 1984.

7.                  Крачковский И. Ю. Перевод смыслов Корана, 1963. [Электронная версия].

8.                  Священная книга. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.bible.by/

9.                  Спивака Д., Таббара Н. Христианство и Ислам в контексте современной культуры: Межрелигиозный диалог в России и на Ближнем Востоке. Бейрут: ФКИЦ ≪Эйдос≫, 2009. — 287 с.

10.              Телия В. Н. Русская фразеология: Семантический, прагматический, культурологический аспекты. — М., 1996

11.              Труд и его плоды // Основы социальной концепции Русской Праславной Церкви. Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь, 2000. — 135 с.

12.              Фиолетов Н. Христианское учение о труде // Очерки христианской апологетики. М.: Братство во имя Всемилостивого Спаса. 1992.

13.              Худа Хаттаб. Справочник мусульманской женщины / Пер. с арабского Т. Гончаровой. М.: Умма, 2010. — 144 с.

14.              Шамшурина Н. Г. Идеология труда в России// Журнал «Социологические исследования». 1994. № 8–9. С. 181–184.

15.              الزري، حميد ناصر الزري ، مفهوم العمل في الاسلام واثره في التربية الاسلامية، منشورات دار الثقافة والاعلام. الشارقة، 1998.

16.              السعيد، صادق مهدي السعيد ، مفهوم العمل واحكامه العامة في الاسلام، مطبعة مؤسسة الثقافة العمالية — بغداد، 1983.

17.              القرآن الكريم.

18.              بن حجر، احمد بن علي بن حجر العسقلاني، فتح الباري شرح صحيح البخاري، الجزء الرابع والجزء الحادي عشر، دار المعرفة، بيروت — لبنان.

19.              بن كثير، اسماعيل بن عمرو بن كثير القرشي الدمشقي، تفسير سورة الحج، تفسير قوله تعالى "لن ينال الله لحومها ولا دماؤها ولكن ينال التقوى منكم"// تفسير القرآن العظيم، الجزء الخامس، دار طيبة، 1999 (نسخة الكترونية).

20.              عائض القرني، العمل او الموت، جريدة الشرق الاوسط، العدد 10696 بتاريخ 11–3-2008. http://www.aawsat.com/details.asp≤issueno=10626&article=462127



[1]) При цитировании Священного Корана мы берем перевод И.Ю.Крачковского.

Основные термины (генерируются автоматически): труд, Христианство, Аллах, Ислам, пророк, исламская культура, день, жизнь человека, работа, Священный Коран.


Ключевые слова

межкультурная коммуникация, ислам, труд, межрелигиознная коммуникация, Христианство, Ислам.

Похожие статьи

Роль религии в международных отношениях

Нельзя пренебрегать актуальностью культурной глобализации, а тем более роли религиозных конфессий в политических выборах, современных битвах и войн в целом. Эти явления происходили, будут происходить и происходят в данный момент, и они касаются непос...

Сравнительный анализ культур Востока и Запада

Нельзя пренебрегать актуальностью изучения и сравнительного анализа мировых культур Востока и Запада, а тем более межкультурной коммуникации в целом. Эти явления сложились очень давно, и, присутствуют, и по сей день, они касаются непосредственно прош...

Специфика делового этикета в зарубежных странах

Нельзя пренебрегать актуальностью деловой коммуникации, а тем более глобализации в целом. Сфера бизнеса, как и науки, является трудоемкой и рискованной, их эффективность зависит от ряда факторов, один из которых — знание и способность учитывать социо...

Развитие процессов дифференциации и интеграции в педагогической науке

В настоящей статье исследовано развитие процессов дифференциации и интеграции в педагогической науке. Цель статьи — обоснование актуальности процессов интеграции и дифференциации в образовании и истории научной мысли с выделением основных тенденций в...

Некоторые особенности делового этикета в поведении зарубежных партнеров

Нельзя пренебрегать актуальностью деловой коммуникации, а тем более глобализации в целом. Сфера бизнеса, как и науки, является трудоемкой и рискованной, их эффективность зависит от ряда факторов, один из которых — знание и способность учитывать социо...

Особенности культурного взаимодействия как часть социально-психологической характеристики учебного коллектива

Статья раскрывает общие характеристики социальной культуры будущих специалистов, формулирует определение данного явления, а также предоставляет более детальную характеристику мотивационно-ценностного компонента исследуемого феномена. В современных ус...

Английские концепты и константы на примере романов Кейт Аткинсон с точки зрения лингвокультурологии

Данная статья посвящена анализу концептов и констант английской лингвокультуры. Актуальность работы определяется возросшим в последнее время интересом со стороны лингвистов к изучению взаимосвязи языка и культуры, что закономерным образом находит сво...

Истоки глобализации английского языка в современном мире

Нельзя пренебрегать актуальностью изучения и сравнительного анализа английского языка и других языков, а тем более межкультурной коммуникации в целом. Наша задача — определить статус английского языка и причины, которые позволили ему стать универсаль...

Краткий анализ отношений между кинематографом и идейно-политическим образованием студентов

За более чем 30 лет после проведения политики реформы и открытости в китайском обществе произошли глубокие и драматические изменения. Экономическая глобализация на фоне международной конкуренции становится всё более ожесточённой, и привносит многообр...

Масс-медиа как визуальное средство формирования коммуникативной компетенции студентов

Цель любой системы образования на глобальном уровне заключается в подготовке выпускников к полноценному участию во всех сферах общественной жизни. Следовательно, образовательный процесс должен основываться на особенностях развития современного полику...

Похожие статьи

Роль религии в международных отношениях

Нельзя пренебрегать актуальностью культурной глобализации, а тем более роли религиозных конфессий в политических выборах, современных битвах и войн в целом. Эти явления происходили, будут происходить и происходят в данный момент, и они касаются непос...

Сравнительный анализ культур Востока и Запада

Нельзя пренебрегать актуальностью изучения и сравнительного анализа мировых культур Востока и Запада, а тем более межкультурной коммуникации в целом. Эти явления сложились очень давно, и, присутствуют, и по сей день, они касаются непосредственно прош...

Специфика делового этикета в зарубежных странах

Нельзя пренебрегать актуальностью деловой коммуникации, а тем более глобализации в целом. Сфера бизнеса, как и науки, является трудоемкой и рискованной, их эффективность зависит от ряда факторов, один из которых — знание и способность учитывать социо...

Развитие процессов дифференциации и интеграции в педагогической науке

В настоящей статье исследовано развитие процессов дифференциации и интеграции в педагогической науке. Цель статьи — обоснование актуальности процессов интеграции и дифференциации в образовании и истории научной мысли с выделением основных тенденций в...

Некоторые особенности делового этикета в поведении зарубежных партнеров

Нельзя пренебрегать актуальностью деловой коммуникации, а тем более глобализации в целом. Сфера бизнеса, как и науки, является трудоемкой и рискованной, их эффективность зависит от ряда факторов, один из которых — знание и способность учитывать социо...

Особенности культурного взаимодействия как часть социально-психологической характеристики учебного коллектива

Статья раскрывает общие характеристики социальной культуры будущих специалистов, формулирует определение данного явления, а также предоставляет более детальную характеристику мотивационно-ценностного компонента исследуемого феномена. В современных ус...

Английские концепты и константы на примере романов Кейт Аткинсон с точки зрения лингвокультурологии

Данная статья посвящена анализу концептов и констант английской лингвокультуры. Актуальность работы определяется возросшим в последнее время интересом со стороны лингвистов к изучению взаимосвязи языка и культуры, что закономерным образом находит сво...

Истоки глобализации английского языка в современном мире

Нельзя пренебрегать актуальностью изучения и сравнительного анализа английского языка и других языков, а тем более межкультурной коммуникации в целом. Наша задача — определить статус английского языка и причины, которые позволили ему стать универсаль...

Краткий анализ отношений между кинематографом и идейно-политическим образованием студентов

За более чем 30 лет после проведения политики реформы и открытости в китайском обществе произошли глубокие и драматические изменения. Экономическая глобализация на фоне международной конкуренции становится всё более ожесточённой, и привносит многообр...

Масс-медиа как визуальное средство формирования коммуникативной компетенции студентов

Цель любой системы образования на глобальном уровне заключается в подготовке выпускников к полноценному участию во всех сферах общественной жизни. Следовательно, образовательный процесс должен основываться на особенностях развития современного полику...

Задать вопрос