В данное время активно протекают процессы формирования инфраструктурных элементов, призванных поддерживать малое и среднее предпринимательство. Роль финансовой инфраструктуры в период нестабильной экономики заметно возрастает. В Омской области действует многоуровневая система финансовой поддержки малого бизнеса, в которую входят государственные, коммерческие и некоммерческие организации.
В 2009 году в Омской области была утверждена долгосрочная целевая программа по развитию малого и среднего предпринимательства до 2013 года.
Расходы на реализацию программы по итогам 2011 года составили 460 млн. рублей. Из этой суммы 290 млн. рублей по двум конкурсам поступили из федерального бюджета, 170 млн. рублей выделены непосредственно из областного бюджета. В целом расходы на реализацию программы в 2 раза больше, чем в 2010 году [3]. В сентябре 2012 года региональная программа была скорректирована. За счёт утвержденного поступления средств федерального транша финансирование программы увеличилось на 284,4 млн. рублей, доля софинансирования регионального бюджета — 60,2 млн. рублей. Общий объём денежных средств на меры поддержки развития предпринимательства в 2012 году установлен в размере 392,3 млн. рублей. Дополнительные федеральные и областные средства предполагалось направить на возмещение затрат по договорам лизинга [7].
Для государственной поддержки и развития предпринимательства функционирует Фонд поддержки малого и среднего предпринимательства. Основными получателями государственной поддержки являются малые предприятия, на долю которых приходится 92,65 % общей суммы государственных средств (табл.1) [5].
Таблица 1
Субъекты малого и среднего предпринимательства — получатели государственной финансовой поддержки в Омской области
Получатели поддержки |
2012 год |
|
Количество |
Структура, % |
|
Субъект малого предпринимательства |
492 |
92,65 |
Микро-предприятие |
38 |
7,16 |
Субъект среднего предпринимательства |
1 |
0,19 |
Итого |
531 |
100 |
Если сравнивать число субъектов, получивших государственную финансовую поддержку, с общим числом малых предприятий, то можно отметить, что всего 1,8 % организаций малого бизнеса в Омской области имели доступ к государственному финансированию. Такое положение приводит к тому, что малый бизнес развивается, в основном, за счет внутренних источников финансирования, так как доступ к внешним государственным и негосударственным источникам затруднён. Деятельность по кредитованию предприятий малого бизнеса в Омской области реализуется в 11 банках. В рамках программ этих банков предоставляются кредиты малому бизнесу под 9 % - 25 % годовых, что существенно не отличается от процентов для юридических лиц по общим основаниям. Кредит под самый низкий процент (9 %) и на срок до 10 лет субъекты малого предпринимательства могут получить в ОАО «Россельхозбанк», однако к таким кредитам имеют доступ только предприниматели, работающие в сере сельского хозяйства. Кредит под самый высокий процент (29,9 %) для малого бизнеса выдает ОАО «СКБ-банк».
Таблица 2
Условия предоставления кредитов субъектам малого и среднего предпринимательства в Омской области по состоянию на 01.10.2013г
№ п/п |
Наименование банка |
Сроки кредита |
Процентные ставки для субъектов малого бизнеса |
Процентные ставки юридическим лицам на общих основаниях |
ОАО «Сбербанк России» |
до 120 мес. |
10–19,5 |
от 17 |
|
ЗАО КБ «Мираф — Банк» |
до 36 мес. |
16–20 |
от 17 |
|
ОАО «МОСОБЛБАНК» |
до 24 мес. |
14–20 |
от 16 |
|
ОАО «СКБ-банк» |
до 84 мес. |
15–29,9 |
от 15 |
|
ОАО «МДМ Банк» |
до 60 мес. |
14,5 -19 |
от 17 |
|
ОАО «Россельхозбанк» |
до 10 лет |
9–18 |
от 15 |
|
ОАО «Промсвязьбанк» |
до 120 мес. |
10–25 |
от 16,5 |
|
ООО «ЮНИАСТРУМ Банк» |
до 96 мес. |
15,1–19 |
от 17 |
|
ЗАО «ГЕНБАНК» |
до 60 мес. |
12,5–17 |
от 14 |
|
ОАО «УРАЛСИБ» |
до 120 мес. |
12,2–19,5 |
от 15 |
|
ЗАО «АбсолютБанк» |
до 120 мес. |
10,5–24 |
от 13 |
Составлено по [6].
Анализ условий выдачи кредитов малому бизнесу в Омской области показал, что практически все банки предъявляют дополнительные требования к сроку деятельности заёмщика, качеству и размеру обеспечения, поручительству, наличию благоприятной кредитной истории и др. Несмотря на декларацию возможностей, банки крайне неохотно выдают долгосрочные кредиты. В связи с этим возникает необходимость поиска альтернативных видов финансирования. Для малого и среднего бизнеса лизинг - практически единственная возможность получить долгосрочное финансирование, в котором банки ему зачастую отказывают.
Анализ показал, что рынок лизинговых услуг в Омской области достаточно велик - более 25 организаций, но меньше половины из них оказывают услуги малому бизнесу. Большинство программ финансирования по лизинговым схемам для малого бизнеса сейчас недоступны. Исключение составляет лизинг транспортных средств и оборудования. Как видно из табл. 3, условия финансирования по договорам лизинга автотранспортных средств значительно выгоднее, чем по кредитным договорам.
Таблица 3
Условия финансирования лизинга автотранспорта в лизинговых компаниях города Омска, предоставляющих услуги для малого бизнеса
№ |
Название |
Срок |
Размер аванса, % |
Удорожание по сделке, % |
ООО «Каркаде» |
до 60 месяцев |
от 4 |
от 0 |
|
ЗАО «Европлан» |
до 60 месяцев |
от 0 |
от 0 |
|
ОАО «ГлавЛизинг» |
до 3 лет |
от 20 |
от 8 |
|
ЗАО «ДельтаЛизинг» |
до 60 месяцев |
от 20 |
от 9 |
|
ООО «Стоун - XXI» |
до 36 месяцев |
от 30 |
от 4 |
|
ОАО «Югорская лизинговая компания» |
до 36 месяцев |
от 10 |
от 5 |
|
7. |
ЗАО «Сбербанк-Лизинг» |
до 37 месяцев |
от 10 |
от 4 |
8. |
ООО «Андреев Лизинг» |
до 5 лет |
от 15 |
от 8 |
9. |
ЗАО «Интеза Лизинг» |
до 5 лет |
от 15 |
от 7 |
10. |
ОАО «ВЭБ-лизинг» |
до 6 лет |
от 0 |
от 0 |
11. |
ООО «ЛизингПромХолд» |
до 36 месяцев |
от 0 |
от 3 |
В современных экономических условиях лизинг может являться основным инструментом, позволяющим увеличить объёмы прямых инвестиций в основное производство малых предприятий. Такой вывод обосновывается преимуществами лизинга, основные из которых приведены в табл. 4.
Таблица 4
Сравнительные характеристики банковского кредита и лизинга
Виды финансирования |
Процентная ставка |
Возможность отнесения суммы основной задолженности на себестоимость |
Механизм ускоренной амортизации с коэффициентом 3 |
Рассрочка вуплате НДС |
Ликвидный залог |
Наличие положительной кредитной истории |
Банковский кредит |
высокая |
не относится |
не применяется |
нет |
требуется |
требуется |
Лизинг |
более низкая |
относится |
применяется |
есть |
не требуется |
не требуется |
Специфическими причинами, сдерживающими развитие лизингового бизнеса в регионах, являются:
- отсутствие достаточного уровня свободного финансового капитала для долгосрочных вложений;
- нежелание крупных российских лизинговых компаний продвигаться в регионы;
- слабое участие региональной власти в развитии лизинговой деятельности.
Существенным ограничением для малого бизнеса является то, что лизинговые компании финансируют только ликвидные активы. Подержанный транспорт, недвижимость, любое оборудование, используемое ранее, приобрести в лизинг проблематично, хотя именно такие активы необходимы малому бизнесу [2]. В то же время производственная база субъектов малого и среднего предпринимательства нуждается в обновлении. Ремонт и замена изношенного оборудования и техники, а также расширение производственных мощностей в структуре инвестиций в основной капитал российского малого бизнеса занимают более 40 % [1].
Сделать лизинг доступным инструментом для субъектов малого и среднего бизнеса должна помочьгосударственная поддержка лизингополучателей. Из федерального бюджета производится возмещение субъектам малого предпринимательства части лизинговых платежей по договорам лизинга оборудования, устройств, механизмов, автотранспортных средств (за исключением легковых автомобилей), приборов, аппаратов, агрегатов, установок, машин, средств и технологий. В частности, субъекты малого и среднего предпринимательства имеют возможность получить субсидии на следующие цели:
- возмещение части первого взноса при заключении договора лизинга оборудования в размере 95 % от суммы первого взноса, но не более 1,5 млн. рублей по одному договору и не более 3 млн. рублей одному субъекту в год;
- возмещение части лизинговых платежей в размере 2/3 ставки рефинансирования, действовавшей на момент уплаты лизинговых платежей, но не более 200 тыс. рублей в год по одному договору и не более 400 тыс. рублей одному субъекту в год.
Омский региональный фонд поддержки предпринимательства предоставляет поручительство по договору лизинга. Предельный размер поручительства Фонда одному заемщику составляет до 25 млн. руб. Предельная величина ответственности Фонда по договору поручительства от суммы неисполненных заемщиком обязательств по договору лизинга - до 50 %. Срок предоставления Фондом поручительства по договору лизинга от 1 года до 5 лет.
В программе субсидирования части лизинговых платежей по договорам лизинга технических средств принимает участие бюджет Омской области, однако, анализ фактических выплат субъектам малого предпринимательства в 2011–2012 годах по табл.5 показал, что в 2012 году поддержка осуществлялась только из средств федерального бюджета.
Таблица 5
Субсидии на возмещение субъектам малого предпринимательства Омской области части лизинговых платежей из федерального и регионального бюджета
Наименование субъекта |
Количество субъектов |
Размер поддержки в 2011 г., руб. |
Размер поддержки в 2012 г., в руб. |
|||
2011 год |
2012 год |
федеральныйбюджет |
региональный бюджет |
федеральныйбюджет |
региональный бюджет |
|
Микро-предприятия |
10 |
5 |
6158660,39 |
954420.23 |
1786295,2 |
- |
Малые предприятия |
7 |
63 |
2578598,04 |
3045579,77 |
92721369 |
- |
Итого |
17 |
68 |
8737258,43 |
4000000 |
94507664,2 |
0 |
Рассчитано по [4].
Из таблицы 5 видно, что суммы, выделяемые на субсидии на возмещение субъектам малого предпринимательства Омской области части лизинговых платежей из федерального бюджета в 2012 году по сравнению с 2011-м значительно возросли. Поддержка использования лизинга микро-предприятиями, даже с учётом суммирования средств федерального и регионального бюджетов, крайне незначительна. В 2012 году по скорректированной региональной программе на возмещение затрат по договорам лизинга в Омской области планировалось направить 96,4 млн. рублей, фактическая сумма составила 94,5 млн. рублей. По лизинговым схемам была запланирована поддержка проектов по созданию мини-производств в сельских районах и городе Омске. В общей сложности из бюджета планировалось поддержать 40 проектов по поставкам сельскохозяйственного оборудования, установке мини-заводов, мельниц, приобретению спецтехники, оборудования по лесопереработке [7]. Из таблицы видно, что в 2012 году была оказана поддержка 68 субъектам малого предпринимательства, т. е. 0,25 % от их общего числа на территории Омской области. Выплаты микро-предприятиям в 2012 году не производились. Если в 2011 году доля регионального бюджета составляла 31,4 %, то выплаты субсидий по лизингу в 2012 году осуществлялись только за счёт федерального бюджета.
Таким образом, на уровне Омской области получение государственной финансовой поддержки для широкого круга субъектов малого предпринимательства остаётся проблематичной. В связи с относительно низкой доступностью к государственным фондам поддержки все более актуальными являются негосударственные источники финансирования малого и среднего бизнеса, такие как лизинг. На региональном уровне необходимы программы развития и поддержки лизинговых компаний. Лизинговые компании должны стать активными участниками региональной и кластерной политики. Ввиду отсутствия на лизинговом рынке специального регулятора, определяющего направления его развития, активную роль в развитии лизинга должны играть профильные министерства регионального правительства. В случае расширения объектов лизинга и облегчения доступа к нему лизинг может стать одним из основных элементов финансовой составляющей инфраструктуры поддержки малого и среднего бизнеса Омской области.
Литература:
1. Абдурахманова, М. М. Механизм кредитно-финансового обеспечения малого бизнеса в России / М. М. Абдурахманова // Российское предпринимательство. — 2013. –№ 7. — С. 58–63.
2. Какаян, А. Л. Лизинг и малый бизнес / А. Л. Какаян // Российское предпринимательство. — 2013. — № 2. — С. 21–26.
3. Реализация региональной программы развития малого и среднего предпринимательства в Омской области: меры поддержки, итоги и перспективы // Информационно-правовой портал «Гарант». — URL: http://www.garant.ru/action/regional/399570/ (дата обращения 30.10.2013).
4. Реестр субъектов получателей поддержки: все получатели поддержки за 2011-2012 гг. // Портал малого и среднего предпринимательства Омской области — URL: http://smb.omskportal.ru/reestrpp/all/ (дата обращения 22.10.2013).
5. Субъекты малого и среднего предпринимательства — получатели поддержки [Электронный ресурс] // Портал малого и среднего предпринимательства в Омской области. — URL: http://smb.omskportal.ru/report/recipients/ (дата обращения 22.10.2013).
6. Условия предоставления кредитов субъектам малого и среднего предпринимательства по состоянию на 01.10.2013 // Омский региональный фонд поддержки и развития малого предпринимательства. — URL: http://www.fond-omsk.ru (дата обращения 22.10.2013).
7. В Омской области вводятся субсидии для предпринимательства на организацию частных детских садов. // Омская губерния. Портал правительства Омской области/ — URL: http://omskportal.ru/ru/government/News/2012/09/12/1347448339959.html. (дата обращения 30.10.2013).