Продукцию пищевой промышленности принято считать потенциально опасной. Поэтому в пищевой промышленности всех стран все большее значение приобретает разработка и использование таких систем управления качеством, которые гарантировали бы безопасность продуктов питания для потребителя, а также обеспечивали бы необходимое и стабильное качество выпускаемой продукции [1].
В связи с этим для пищевого предприятия была создана интегрированная система управления качеством и безопасностью (ИСУКиБ) продукции, базирующейся на стандартах ИСО 9001 и ИСО 22000, внедрение которой позволило увязать требования к безопасности и качеству продукции, управлять ими и удовлетворить требования потребителей [2].
Для обеспечения систематического анализа ИСУКиБ со стороны руководства, оценки ее результативности, пригодности и возможности для улучшений была разработана методика оценки результативности процессов и ИСУКиБ в целом и рекомендации по ее использованию, которая основана на балльной оценке критериев процессов и ИСУКиБ.
На данный момент на многих предприятиях оценка результативности осуществляется путем сравнения фактического и планового выхода, что не дает полной картины о функционировании процессов и системы. В связи с этим пищевым предприятиям было предложено проводить оценку результативности ИСУКиБ на основе процесса самооценки, который позволит охватить и описать все аспекты деятельности предприятия.
Процесс самооценки дает общее представление о деятельности предприятия и степени развития ИСУКиБ и помогает определить области, нуждающиеся в улучшении.
В настоящее время существует много моделей самооценки предприятий. Одной из наиболее признанных и эффективных моделей совершенствования деятельности предприятий является модель совершенствования EFQM. Модель базируется на следующем понимании: совершенные результаты деятельности по отношению к потребителям, персоналу и обществу достигаются через лидерство, которое воплощается в политике и стратегии, реализующихся при участии персонала, партнерства и ресурсов, а также процессов.
Поэтому было принято решение — каждый процесс на предприятии и ИСУКиБ в целом рассматривать и оценивать со всех сторон по принципам, формирующим основу всеобщего качества.
В соответствии с этим был предложен порядок действий при оценке результативности процессов и ИСУКиБ, представленный на рисунке 1. За основу была взята система оценки предприятия по критериям «Поволжской премии качества».
Рис. 1. Алгоритм оценки результативности процессов и ИСУКиБ
Модель содержит 9 критериев: роль руководства, политика и стратегия, использование потенциала работников, управление ресурсами, управление процессами предприятия, удовлетворенность потребителя, удовлетворенность персонала работой на предприятии, воздействие предприятия на общество, результативность и эффективность работы предприятия. В свою очередь каждый критерий включает 5 составляющих, имеющих равную бальную оценку внутри каждого критерия.
Критерии и составляющие были подкорректированы для возможности применения их при оценке результативности процессов и ИСУКиБ на пищевом предприятии.
В свете процессного подхода ИСУКиБ представляет собой сеть взаимосвязанных процессов, поэтому оценка ее результативности сводится к оценке результативности процессов, в связи с чем, первоначальным этапом является идентификация процессов ИСУКиБ. Для каждого идентифицированного процесса руководителями подразделений заполняется опросный листок по 8 критериям. Каждый анкетный блок (критерий) содержит 5 вопросов, на которые предполагается 5 вариантов ответа. Фрагмент анкеты представлен в таблице 1 по критерию «Роль руководства».
В первом блоке «Роль руководства» необходимо определить насколько руководители подразделений, ответственные за выполнение процессов вовлечены в деятельность по развитию системы управления предприятия.
Во втором блоке «Политика и цели» необходимо определить насколько каждое подразделение, выполняя процесс, реализует миссию, стратегию, политику и цели предприятия.
В третьем блоке «Вовлечение персонала» необходимо определить насколько полно раскрывается потенциал персонала, используются их знания и умения, применяются методы для их мотивации.
В четвертом блоке «Управление ресурсами» необходимо определить насколько осуществляется управление внутренними ресурсами при проведении того или иного процесса и взаимоотношениями с внешними организациями.
В пятом блоке «Управление процессами» необходимо определить осуществляется ли разработка, управление и улучшение процессов.
В шестом блоке «Удовлетворенность потребителей процесса» необходимо определить насколько проводятся всесторонние измерения и достигаются результаты по отношению к потребителям того или иного процесса.
В седьмом блоке «Удовлетворенность персонала работой» необходимо определить насколько проводятся всесторонние измерения и достигаются результаты по отношению к своему персоналу.
В восьмом блоке «Результативность и эффективность процессов» необходимо определить насколько проводятся всесторонние измерения и достигаются результаты по отношению к ключевым элементам политики и стратегии.
Таблица 1
Фрагмент опросного листка для оценки процессов предприятия
Вопросы |
Оценка (α), в баллах |
Самооценка (к) |
Результат, α×к |
||||
0 |
0,25 |
0,5 |
0,75 |
1 |
|||
«Наименование процесса» |
|||||||
Блок 1: Роль руководства |
|||||||
1. Участвует ли руководство в разработке миссии, видения и ценностей для предприятия≤ |
20 |
||||||
2. Обеспечивает ли руководство разработку, внедрение и непрерывное улучшение ИСУКиБ≤ |
20 |
||||||
3. Участвует ли руководство в работе с потребителями, поставщиками и другими организациями≤ |
20 |
||||||
4. Оценивается и поощряется ли руководством работа персонала по улучшению качества и безопасности≤ |
20 |
||||||
5. Участвует ли руководство в управлении процессом≤ |
20 |
||||||
Итого: |
100 |
Σ α×k |
В соответствии с таблицей 2 каждому варианту ответа в опросном листке проставляется соответствующий коэффициент.
Таблица 2
Коэффициенты самооценки
Коэффициент |
Вариант ответа |
0 |
нет |
0,25 |
немного |
0,5 |
частично |
0,75 |
значительно |
1 |
да, полностью |
По итогам установления коэффициентов, рассчитывается общее количество баллов (α×k) по каждому вопросу.
После оценки вопросов в блоках, по каждому критерию вычисляется суммарное количество баллов по формуле:
,
где Q — число баллов по критерию, i — номер критерия, α — оценка показателя, в баллах, k — оценочный коэффициент.
Далее подводятся итоговые результаты оценки каждого процесса в виде таблицы 3.
На основе итоговых результатов строится оценочный профиль по каждому процессу предприятия (рисунок 2).
По результатам полученных оценок в соответствии с таблицей 4 определяется степень функционирования каждого процесса предприятия, и принимаются решения о возможности проведения мероприятий по улучшению, коррекциям, КД и ПД.
Таблица 3
Итоговые результаты оценки процессов предприятия
Вопросник |
Баллы |
|
Максимум |
Оценка |
|
1. Роль руководства |
100 |
|
2. Политика и цели |
100 |
|
3. Вовлечение персонала |
120 |
|
4. Управление ресурсами |
100 |
|
5. Управление процессами |
130 |
|
6. Удовлетворенность потребителей процесса |
180 |
|
7. Удовлетворенность персонала работой |
90 |
|
8. Результативность и эффективность процессов |
120 |
|
Итого: |
940 |
Σ баллов |
Рис. 2. Пример оценочного профиля процесса
Таблица 4
Оценка степени функционирования процессов предприятия
Суммарный балл |
Степень функционирования процесса |
940–850 |
Функционирует результативно, возможна разработка мероприятий по улучшению |
850–750 |
Функционирует результативно, требуется коррекция, направленная на достижение запланированных целей |
750–660 |
Функционирует результативно, требуется оперативное вмешательство |
660 и ниже |
Функционирует нерезультативно |
Все результаты по каждому процессу предприятия собираются в отделе менеджмента для формирования отчета о функционировании ИСУКиБ в целом.
Для осуществления общей оценки результативности ИСУКиБ на основе полученных результатов по каждому процессу предприятия вычисляется среднее значение каждого критерия кроме блока «Удовлетворенность потребителей процесса» по формуле:
,
где Т — среднее значение по критерию, i — номер критерия, Q — число баллов по критерию, j — номер процесса, N — количество процессов предприятия.
Вместо критерия «Удовлетворенность потребителей процесса» необходимо оценивать критерий — «Удовлетворенность потребителей» применительно к ИСУКиБ. В этом блоке необходимо определить насколько проводятся всесторонние измерения и достигаются результаты по отношению к своим потребителям (таблица 5).
Также необходимо внести новый критерий — «Воздействие предприятия на общество», в котором необходимо определить насколько проводятся всесторонние измерения и достигаются результаты по отношению к обществу (таблица 6).
Таблица 5
Опросный листок для оценки блока «Удовлетворенность потребителей»
Вопросы |
Оценка (α), в баллах |
Самооценка (к) |
Результат, α×к |
||||
0 |
0,25 |
0,5 |
0,75 |
1 |
|||
Блок 6: Удовлетворенность потребителей |
|||||||
1. Положительно ли потребители оценивают имидж предприятия и насколько≤ |
36 |
||||||
2. Положительно ли потребители оценивают качество и безопасность продукции предприятия и насколько≤ |
36 |
||||||
3. Какова оперативность реакции предприятия на запросы потребителей≤ |
36 |
||||||
4. Как предприятие реагирует на жалобы≤ |
36 |
||||||
5. Есть ли увеличение количества потребителей или доли постоянных потребителей≤ |
36 |
||||||
Итого: |
180 |
Σ α×k |
Таблица 6
Опросный листок для оценки блока «Воздействие предприятия на общество»
Вопросы |
Оценка (α), в баллах |
Самооценка (к) |
Результат, α×к |
||||
0 |
0,25 |
0,5 |
0,75 |
1 |
|||
Блок 9: Воздействие предприятия на общество |
12 |
||||||
1. Как общество воспринимает деятельность предприятия≤ |
12 |
||||||
2. Оценивает ли предприятие свое сотрудничество с обществом≤ |
12 |
||||||
3. Заботится ли предприятие об окружающей среде≤ |
12 |
||||||
4. Деятельность предприятия по созданию рабочих мест успешна≤ |
12 |
||||||
5. Осуществляет ли предприятие благотворительную деятельность≤ |
12 |
||||||
Итого: |
60 |
Σ α×k |
Далее подводятся итоговые результаты оценки результативности ИСУКиБ в виде таблицы 7.
Таблица 7
Итоговые результаты оценки ИСУКиБ предприятия
Вопросник |
Баллы |
|
Максимум |
Оценка |
|
1. Роль руководства |
100 |
|
2. Политика и цели |
100 |
|
3. Вовлечение персонала |
120 |
|
4. Управление ресурсами |
100 |
|
5. Управление процессами |
130 |
|
6. Удовлетворенность потребителей процесса |
180 |
|
7. Удовлетворенность персонала работой |
90 |
|
8. Результативность и эффективность процессов |
120 |
|
9. Воздействие предприятия на общество |
60 |
|
Итого: |
1000 |
Σ баллов |
На основе итоговых результатов строится оценочный профиль по результативности ИСУКиБ (рисунок 3).
Рис. 3. Пример оценочного профиля ИСУКиБ
По результатам полученных оценок в соответствии с таблицей 8 определяется степень функционирования ИСУКиБ предприятия, и принимаются решения о возможности проведения мероприятий по улучшению, коррекциям, КД и ПД.
Таблица 8
Оценка степени функционирования ИСУКиБ
Суммарный балл |
Степень функционирования процесса |
1000–900 |
Функционирует результативно, возможна разработка мероприятий по улучшению |
900–800 |
Функционирует результативно, требуется коррекция, направленная на достижение запланированных целей |
800–700 |
Функционирует результативно, требуется оперативное вмешательство |
700 и ниже |
Функционирует нерезультативно |
Таким образом, методика оценки результативности процессов и ИСУКиБ обеспечивает простой и легкий в применении способ установления уровня развития ИСУКиБ предприятия и определения основных областей для улучшения, а также предоставляется возможность принятия оперативных мер по достижению запланированных результатов и корректирование целей уже на промежуточных этапах планирования [3].
Литература:
1. Вайскробова Е. С., Песин А. М. Сравнительная характеристика требований ГОСТ Р ИСО 9001 и ГОСТ Р ИСО 22000 // Вестник КрасГАУ. — 2009. — № 8. – С. 141–147.
2. Вайскробова Е. С., Песин А. М. Проектирование интегрированной системы менеджмента качества и безопасности на основе процессного подхода // Актуальные проблемы современной науки, техники и образования: материалы 68-й межрегиональной научно-технической конференции. — Магнитогорск: ГОУ ВПО «МГТУ», 2010. — Т. 1. — С. 3–6.
3. Вайскробова Е. С. Разработка интегрированной системы управления качеством и безопасностью сырокопченых колбас. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата технических наук. — Магнитогорск: ГОУ ВПО «МГТУ», 2011. — 23 с.