Современное дополнительное образование детей реализуется на основе разработанных образовательных программ, проектирование которых выступают средством развития компетентности педагога, развитию творческих его способностей, педагогического процесса и т. д.
В исследовании Санитаровой Н. Д. [5] выделены актуальные особенности дополнительного образования детей: 1) личностная ориентация образования, 2) профильность, 3) практическая направленность, 4) мобильность, 5) многофункциональность, 6) разноуровневость; 7) разнообразие содержания, форм, методов, технологий образования, 7) индивидуализация методик образования как необходимое условие спроса, 8) реализация воспитательной функции обучения через активизацию деятельности учащихся и др.
Качественные изменения в работе учреждения дополнительного образования невозможны без теоретического осмысления проблематики проектирования образовательных программ, освоения логики педагогического проектирования образовательных программ.
Санитарова Н. Д. под проектирование образовательной программы педагогами дополнительного образования понимает коллективную инновационную управленческо-педагогическую деятельность по созданию междисциплинарных проектов образовательной деятельности обучающихся (многопрофильных и однопрофильных), обеспечивающих их творческую самореализацию в избранном направлении или профиле дополнительного образования. [5]
Результатом такого проектирования выступает опережающее развитие творческих способностей педагогов, которое выражается в их профессиональной зрелости, включающей проектно-технологическую компетентность и характеризующей их готовность к созданию психолого-педагогических условий для творческой самореализации обучающихся на этапе реализации таких программ. [5]
В этом случае, залогом успешной и эффективной работы целого учреждения дополнительного образования и каждого педагога дополнительного образования выступает качественное проектирование образовательных программ дополнительного образования детей, где отражается весь педагогический процесс.
При этом важно отметить, что существуют разные определения понятия «образовательная программа». Так, Пильдес И. В. [4] определяет образовательную программу как организационно-управленческое знание о целях, содержании, этапах, способах организации и основных результатах процесса дополнительного образования, которое необходимо для качественного функционирования учреждений дополнительного образования.
В работе Костевой И. А. [3] образовательная программа дополнительного образования детей трактуется как документ, отражающий педагогическую концепцию в соответствии с заявленными целями деятельности, содержащий условия, механизмы, методы и технологию достижения целей, а также предполагаемый конечный конкретный результат; документ, раскрывающий структуру организации, последовательность осуществления, информационное, технологическое и ресурсное обеспечение образовательного процесса в соответствии с обоснованными целями и содержанием образования.
Родионова Н. Ф. [2] трактует образовательную программу как ориентирующую модель совместной деятельности педагога и ребенка, средство целевого формирования способности оценивать социокультурные ценности, развития у обучающихся умений решать проблемы, создавая основы для осознанного выбора и освоения знаний.
В настоящий момент, в проектировании образовательных программ дополнительного образования детей важной проблемой выступает ценностное самоопределение проектировщика, определение концептуального подхода к проектированию образовательной программы, так как решение этой проблемы предопределяет саму сущность образовательной программы, стратегию обучения детей и т. д.
Сегодня ведущими методологическими подходами в проектировании образовательных программ дополнительного образования детей выступают: гуманистический (личностно-ориентированный), интегративный, компетентностный и др.
Проектирование образовательных программ дополнительного образования детей предполагает ориентацию педагогов дополнительного образования на развитие творческой индивидуальности обучающихся как ведущую цель образовательной программы, моделирование результатов творческого развития обучающихся (творческая самореализация), реализация принципов саморазвития, рефлексивности, мотивации достижений, обеспечение успеха в технологиях развития творчества и технологиях системной диагностики. [5]
В настоящий момент актуальным представляется создание интегрированных образовательных программ, в которых необходим учет потребностей детей, выраженных в социальном заказе; направлений работы учреждения дополнительного образования; дополнительных образовательных программ; возможных уровней их освоения; форм и технологий организации деятельности; ожидаемых результатов обучения. Выбор вариантов интеграции может определяться также уровнями реализации интегративного подхода к проектированию и реализации образовательных программ дополнительного образования дополнительного образования детей. Можно выделить уровни по разным основаниям: по субъектам деятельности, по образовательным пространствам и др. [1]
Здесь можно говорить еще об одной важной проблеме определения проектировочных ориентиров при создании образовательной программы дополнительного образования, а именно: исследование социального заказа на образовательную программу (предпроектная диагностика), качества ее разработки (постпроектная диагностика).
В данном случае интерес представляет разработка программы с учетом перспективного личностного роста обучающихся, когда образовательная программа в учреждении дополнительного образования, разработанная на основе такого подхода позволяет максимально реализовать принцип личностной ориентации образовательного процесса за счет создания условий для творческой самореализации ребенка во взаимодействии с педагогом и детским объединением. [4]
Проектирование образовательных программ дополнительного образования детей обеспечивает результаты обучения в виде личностно значимых ценностей, познавательных интересов, личностного развития обучающихся.
Создание программ дополнительного образования детей невозможно без учета индивидуально-личностной направленности, что свидетельствует о важности личностно-ориентированного подхода, где важней место занимает гуманизм, выражающийся в ориентации на интересы учащихся, индивидуализации целей обучения, содержания, темпа обучения, вариативности, многоуровневости освоения программы, возможности выбора уровня освоения программы и т. д. [3]
В работе [4] отмечается, что проектирование образовательных программ дополнительного образования детей должно обеспечивать: 1) условия для свободного выбора ребенком цели, содержания и способа творческой деятельности, 2) описание механизмов продуктивного взаимодействия учащихся и педагогов, 3) отражение механизмов позитивного личностного развития, а также механизмов обеспечения образовательных результатов, 4) описание количественно-качественной оценки результатов реализации проектируемых образовательных программ.
Разработка образовательной программы дополнительного образования должна быть ориентирована на раскрытие творческого потенциала обучающихся, развитие его личностных качеств, создание условий для личностного самосовершенствования и самореализации обучающихся, реализации индивидуального образовательного маршрута.
В этом смысле нам видеться еще один аспект «проблемного поля» проектирования образовательной программы дополнительного образования детей: сложность выражения в формализованном виде через образовательную программу всего многомерного развития структур личности обучающихся. В этом плане важным представляется технологическое описание учебной деятельности обучающихся в образовательной программе. Учебная деятельность становится источником внутреннего развития школьника, формирования его творческих способностей и личностных качеств, что является важным критерием при проектировании образовательных программ дополнительного образования детей.
В работе [2] выделена логика проектирования образовательной программы дополнительного образования детей:
- Определение предметной, образовательной области по которой будет проектироваться программа, кроме того вид (характер) программы, ее уровень сложности.
- Определение ответственных лиц за ход проектирования программы, составление плана работы.
- Создание фонда идей. На этом этапе определяются планируемые диагностируемые ожидаемые результаты, методологические основания разработки программы, условия реализации, критерии оценивания.
- Оценка возможностей образовательного учреждения.
- Разработка проекта образовательной программы, где представляются ожидаемые результаты, основное содержание образования, технологии обучения, виды учебной деятельности, тематическое планирование, методики диагностики результата и т. д. Разработка программы осуществляется по установленной структуре.
- Обсуждение проекта программы с сотрудниками учреждения, специалистами, внешнее консультирование, общественные консультации.
- Рецензирование образовательной программы экспертами.
Рассмотрим опыт проектирования образовательных программ дополнительного образования детей в учреждении дополнительного образования Доме Детского Творчества «Преображенский» Санкт-Петербурга, где накоплен значительный разработки образовательных программ на основе интегрированного, гуманистического подхода.
В Доме Детского Творчества «Преображенский» спроектированы и реализуются разнообразные образовательные программы по таким направленностям работы образовательного учреждения: Худоственно-эстетическая, Социально-педагогическая, Физкультурно-спортивная, Научно-техническая, Культурологическая, Эколого-билологическая, Туристско-краеведческая.
В период с 2008 по 2012 учебные года наблюдается количественная динамика образовательных программ по основанию продолжительности: один год, два-три года, три-пять лет. На 2012–2013 учебный год в образовательном учреждении преобладающее количество программ представлено по художественно-эстетической направленности.
Образовательные программы дополнительного образования детей в Доме Детского Творчества «Преображенский» отражают широчайший спектр творческих объединений, учитывающих многоаспектные познавательные интересы обучающихся, а именно: «Развитие творческого мышления», «Графический дизайн», «Сольфеджио», «Ритмопластика», «Рукодельница», «Журналистика: основы теории и практики», «Книголюб», «Путешествие в страну поэзии», «Экологическое проектирование», «Обучение игре на гитаре», «Художественный дизайн интерьеров», «Стилист-имиджмейкер», Музицирование на клавишном синтезаторе «Человек-оркестр», «Художник и природа», «Юный флорист», студия детской мультипликации «Калейдоскоп», «Робототехника: конструирование и программирование», «Мир мультимедийных технологий», «Физика роботов», «Театрализованное краеведение» и т. д.
Спроектированные образовательные программы направленны на развитие у детей познавательных интересов, расширение кругозора, раскрытие творческого потенциала, овладение навыками предметно-практической деятельности, на более углубленное изучение детьми выбранного направления деятельности, приобретение обучающимися широкого спектра умений более сложного уровня.
В Доме Детского Творчества «Преображенский» Санкт-Петербурга проектирование всех образовательных программ осуществляется творческими проблемными группами, куда входят педагоги, методисты, кроме того методист организует консультационную работу педагогов (индивидуальные и групповые), а также экспертизу разработанных программ. Кроме того, методист по образовательным программам выступает консультантом и экспертом разработки и реализации образовательных программ дополнительного образования детей в Центральном районе Санкт-Петербурга.
Обобщая, можно сказать, что разработка образовательной программы дополнительного образования детей предусматривает решение таких «проблемных линий»:
- Выбор методологических оснований проектирования.
- Определение ценностно-смысловых оснований для проектирования.
- Проблема целеполагания в дополнительном образовании.
- Исследование социального заказа на образовательную программу.
- Изучение возможностей образовательной программы по личностному росту обучающихся.
- Основания отбора содержания образования и методик, технологий обучения.
- Оценка качества, эффективности образовательной программы.
Таким образом, только комплексное решение всех «проблемных линий» проектирования образовательной программы дополнительного образования детей позволит обеспечить качественное ее педагогическое проектирование, что выступает условием совершенствования, повышения качества образовательного процесса учреждения.
Литература:
1. Золотарева, А. В. Интегративно-вариативный подход к управлению учреждением дополнительного образования детей: автореф. д.п.н. — Ярославль, 2006.
2. Оценка эффективности реализации программ дополнителнього образования детей: компетентностный подход. Методические рекомендации / Под ред. Родионовой Н. Ф. — СПб., 2005.
3. Памятки для педагогов дополнительного образования: Методический сборник / Составитель Костева И. А. — Ульяновск, 1998.
4. Пильдес, И. В. Педагогические основы построения образовательных программ в учреждениях дополнительного образования детей: автореф. дис. к.п.н. / Пильдес И. В. — СПб., 2000.
5. Санитарова, Н. Д. Проектирование интегративных образовательных программ педагогами дополнительного образования детей на основе акмеологического подхода: автореф. дис. к.п.н. / Санитарова Н. Д. — СПб., 2004.