Цели: расширение представлений у детей о природных явлениях, знакомство с народным календарем.
Материалы и оборудование: емкость с водой, фонарик, зеркало, бумага для печати форматом А4, мыльные пузыри и CD по количеству детей, губки, краски, кисточки, салфетки.
Предварительная работа: систематические наблюдения за изменениями в природе на прогулках, ведение календаря природы, рассматривание репродукций с изображением весны.
Ход
Вводная часть. Организационный момент. Обращение внимания детей на себя. Привлечение к совместной деятельности.
Воспитатель неожиданно задает детям вопрос, о времени года, просит вспомнить название месяца. Дети активно реагируют на вопросы педагога, вступают с ним в диалог.
Воспитатель: «Ребята, вы конечно молодцы! Да, время года-весна, а месяц-Май. Раньше наши предки 14 мая отмечали праздник Еремея Запрягальника. На Руси в это время шли важнейшие сельскохозяйственные работы, люди вспахивали землю и засеивали поля. Люди верила приметам этого дня. Одна из них: если день пасмурный и холодный, о зима будет морозной. Мы с вами знаем, что сейчас идет самый последний месяц весны-май.
Основная часть. Опытно-экспериментальная деятельность.
Воспитатель: «Мы с вами проведем несколько опытов, но перед тем как начать экспериментировать, я прочту вам стихотворение С. Я. Маршака, и вы сразу поймете про что будут наши опыты.
Солнце вешнее с дождем
Строят радугу вдвоем-
Семицветный полукруг
Из семи широких дуг.
Нет у солнца и дождя
Ни единого гвоздя,
А построила в два счета
Поднебесные ворота.
Радужная арка
Засверкала ярко,
Разукрасила траву,
Расцветила синеву.
Ребята, вы догадались, о чем это стихотворение? (дети отвечают) Да, конечно же это стихотворение о радуге. Поздней весной, в мае месяце бывают грозы, но после дождей можно увидеть радугу. Солнечные лучи, попадая на капельку дождя распадаются на разноцветные лучики. Это явление называется- преломлением света, сейчас мы с вами станем волшебниками и попробуем сделать радугу.
Опыт № 1 «Преломление — света- это радуга»
Воспитатель опускает зеркало в емкость с водой, таким образом, чтобы часть зеркала оставалась над водой. Просит ребенка взять фонарик и направить луч света под воду, а другого ребенка просит подержать лист белой бумаги, так что бы луч попал на нее. Дети наблюдают появление радуги.
Воспитатель дает возможность каждому ребенку поучаствовать в опыте. Дети делают вывод: «Радуга-преломление света»
Опыт № 2 «Радуга на мыльном пузыре»
Дети выдувают мыльные пузыри на альбомные листы, рассматривают на них маленькие радужные полосы. Делают выводы, что свет преломляется на мыльном пузыре. Получается радуга.
Опыт № 3 «Радужный диск»
На столах у каждого ребенка лежат CD диски. Воспитатель предлагает направить солнечный свет на диск и рассмотреть радугу на поверхности диска.
Дети делают выводы, что на поверхности диска происходит преломление света и появляется радуга.
Динамическая пауза «Радуга»
Посмотрите-радуга над нами |
Дети рисуют рукой радугу над головой |
Над домами, парками, морями |
Поднимают руки верх, смыкают и размыкают кулачки |
Над деревьями и городами |
Поднимают руки верх, смыкают и размыкают кулачки |
И конечно же над нами |
Дотрагиваются обеими руками до головы |
Продуктивная деятельность. Нетрадиционная техника рисования «Радуга»
Воспитатель уточняет какие цвета у радуги, дети называют и считают их.
Воспитатель: «Да, у радуги 7 цветов, и для того чтобы запомнить последовательность цветов, нужно запомнить небольшое правило- каждый охотник желает знать где сидит фазан. Вы поняли, что в этом правиле первая буква слова обозначает цвет. Каждый-красный, охотник-оранжевый, желает-желтый, знать-зеленый, где-голубой, сидит-синий, фазан-фиолетовый.
Загадывание загадок.
Что за диво-красота!
Красочные ворота
Показались на пути!
В них ни въехать,
Ни войти.
( Радуга )
На минуту в землю врос
Разноцветный чудо-мост.
Чудо-мастер смастерил
Мост высокий без перил.
(Радуга)
Что за чудо-коромысло
После дождика повисло?
Очень яркое, цветное,
А красивое какое!
(Радуга)
Радугу мы с вами уже сами сделали, а теперь давайте ее нарисуем. Но не кисточками, а губкой для мытья посуды».
Воспитатель показывает, как на губку наносить краски и затем проводит губкой по листу белой бумаги.
Заключительная часть. Рефлексия.
Воспитатель спрашивает у детей, что они узнали нового на занятии, чему научились. Дети рассказывают и обсуждают проведенные опыты. Затем рассматривают работы. Воспитатель оценивает деятельность каждого ребенка.