С обретением независимости возрос интерес общественности к актуальным проблемам истории государства и права Республики Казахстан. Различные аспекты вхождения Казахстана в состав Российской империи, административно-правовые реформы, влияние их на политическую и судебную системы казахского общества, правовое положение различных социальных групп населения требуют дальнейшего изучения. Немаловажным является обобщение и анализ эмпирического материала по проблемам эволюции судебной системы Российской империи в Туркестанском крае во второй половине ХІХ века.
Образование Туркестанского генерал-губернаторства было напрямую связано с военными действиями русских войск в Казахстане и Средней Азии. Они велись поэтапно в условиях осложнения внешнеполитического положения России в середине XIX в. Завоеванные территории постепенно включались в состав империи - вначале как области, а в последующем были объединены в более крупную административно-территориальную единицу, получившую статус генерал-губернаторства. Увеличение количества подконтрольных Российской империи земель привело к тому, что возникла необходимость в создании нормативной базы удовлетворяющей нужды коренного населения, регулирующей отношения между областью и центром, а также позволяющей наиболее продуктивно проводить политику центра на местах. Поэтому поэтапно проводились и внедрялись общеимперская правовая система в Туркестанском крае. Положение и развитие общеимперской нотариальной системы остается еще не до конца изученной темой исследования.
В Казахстане с внедрением судебной системы Российской империи дела как уголовные, так и гражданские, не подсудные военному суду и уездным судьям, а также жалобы на уездных судей рассматривало и решало общее присутствие областного правления. Суды биев по существу, являлись низовыми органами общеимперской судебной системы царизма в Казахстане. До открытия нотариусами своих действий в Туркестанском генерал-губернаторстве обязанности их возлагалось на участковых мировых судей. в 1871 г. в Туркестанском генерал-губернаторстве были введены «Правила о нотариальной части», предписывавшие судьям: удостоверять всякого рода документы, в том числе и духовные завещания; выдавать выписки из актовых книг и копии актов; свидетельствовать поступающие разного рода акты, руководствуясь статьями 1534, 2036 и 2056 ч. 1 «Свода законов гражданских», протесты и свидетельствовать верность копий, подлинность подписей. Также при совершении нотариальных действий судья должен был ссылаться на статьи «Устава гражданского судопроизводства», статью 154 «Положения о нотариальной части», статьи «Учреждения судебных установлений» [1, лл. 13-15]. Нотариусы определялись Туркестанским генерал-губернатором из числа лиц, получивших от Сыр-Дарьинского областного правления удостоверения об удовлетворительном знании положения о нотариальной части и вступали в должность после принесения присяги. Они считались на Государственной службе с присвоением зауряд VIII класса по должности, но права на производство в чины и на пенсию по этому званию не имели.
Нотариусы имели для приложения к выдаваемым им актам, печать с изображением Областного герба и надписью вокруг. «Печать нотариуса такого то (имя, фамилия) так то (названия города)». Слепок печати и экземпляр подписи каждого нотариуса хранился в судебном отделений местного областного правления. Работники судных отделений областных правлений могли заменить нотариусов. На должность нотариусов были допущены только русские подданные.
К сведению, 20 сентября 1880 года Туркестанский генерал-губернатор К.П. фон Кауфман разослал всем военным губернаторам края циркулярное письмо о жалобах туземцев на то, что чины управлений не объясняют им порядок и значение подачи судебных исков и других прошений. В связи, с чем чиновники края обязывались строго соблюдать следующий порядок в судебном, в том числе нотариальном делопроизводстве: переводить содержание бумаги, предлагать приложить тамгу, обязывать знающим русскую грамоту туземцам перед подписью делать собственноручную подпись в том, что содержание бумаги ему известно [2, л. 8.]. Например: 30 декабря 1883 г. Сыр-Дарьинское областное правление направило письмо судье Чиилинского уезда о том, что заявления, прошения, жалобы и домашние акты туземцев подаются и совершаются без точного имени и фамилии лица, в связи, с чем предлагает соблюдать указанные в законе правила относительно порядка подписи имени и фамилии лица, как под актами, так и под прошениями и жалобами [2, л. 23]. Постоянные споры и жалобы по вопросу судебной, в том числе нотариальной части привели к замене прежней системы нотариата соответствующим новым правилам.
Согласно мнению Государственного Совета об устройстве судебной части в Туркестанском крае и Степных областях, утвержденному 2 июня 1989 года императором Николаем II, судебные учреждении в означенных местностях образовались и действовали на основении особых, одновременно утвержденных правил о применении судебных уставов к областьям: Сыр-Дарьинской, Ферганской, Самаркандской, Акмоллинской, Семипалатинской, Семиреченской, Уральской и Тургайской [3, л. 12].
По этим правилам в названных областях участковые, мировые судьи исполняли обязанности мировых судей и судебных следователей и заведовали в тех местах, где нет нотариусов. По положению о нотариальной части исполнение обязанностей старшего нотариуса возлагалось на одного из членов окружного суда, было дозволено совершать выписки из актов, подлежащих утверждению ставшим нотариусом, и отсылать в нотариальный архив по почте.
В Туркестанском крае число нотариусов с каждым годом возрастало. По состоянию на 1894 года в городах и степных областях края значилось в Верном и Уральске по 2, в уездных городах: Уральской области: Гурьеве, Калмыкове, Темире и в Илецкой станице, Акмолинской области: Акмолинске, Кокчетаве и Атбасаре; Семипалатинской области: Павлодаре, Каркаралинске, Усть-Каменогорске и Зайсане; Семиреченской области: Копале, Лепсинске Пржевальске, Пишшеке; Тургайской области: Актюбинске, Иргизе, Кустанае и Тургае в каждом по одному [4, л. 19].
Судебные, нотариальные и опекунские установления и народный суд в областях образовались и действовали на основании правил о судебном устройстве в Туркестанском крае со следующими изменениями и дополнениями: нотариусы были обязаны при совершении засвидетельствования подлинности подписей предварительно ознакомить с содержанием акта и отказывать в совершении засвидетельствования, если акт не отвечает установленным требованиям, купчие крепости на участки городских земель, продаваемые уездными начальниками, как заменяющими депутатов, а не с публичных торгов, должны были совершаться нотариусами [5, л. 13].
Права старшего председателя Судебной палаты относительно определения и увольнения нотариусов, а также дисциплинарной над ними власти предоставлялись председателю областного суда. Нотариусы за должностные преступления были преданы суду по постановлению областного суда, и дела о должностных преступлениях этих лиц рассматривались в суде.
Все судебные дела, поступающие в областной суд хранились в нотариальном архиве. Жалобы на неправильные действия нотариусов, заступающих их место мировых судей и членов областного суда, которые исполняли обязанности старшего нотариуса, приносились областному суду, а постановления суда подлежали рассмотрению. Правительствующего Совета было запрещено совершать всякие акты о недвижимом имении на имя лиц, которые не имели права приобретать это имущество в Туркестанском крае.
В отчете по нотариальному архиву Акмолинского областного суда за январь месяц 1895 года были указаны следующие виды совершенных нотариусами работ: утверждены 2 акта на сумму 4020 р. купчих крепостей, число акта 1 на сумму 27 р. 15 к., выдано выписи, копии и прочих актов – 3, сумма взысканных пошлин – 170 р. 20 к. Таким образом нотариусы предоставляли ежемесячные и ежегодные отчеты о проделанной работе [6, л. 5].
Охарактеризованные выше правила о нотариате, а также изменения и дополнения по ним были использованы в двух направлениях. А именно на усиление порядка надзора за деятельностью судебных следователей и уездных судей по производству ими следствий, скорости и правильности делопроизводства Так же на укрепление позиций русской администрации по управлению и контролю за подвластным казахским населением края.
Нотариальное устройство Казахстана с конца 60-х годов а также произошедшие изменения в конце 90-х годов ХІХ века сохранилось до Октябрьской революции 1917 года.
Литература:
1. Центральный государственный архив Республики Узбекистан. Фонд И-21, Опись 1, Дело 1а.
2. Центральный государственный архив Республики Казахстан. (ЦГА РК). Фонд И- 223, Опись 1, Дело 6.
3. ЦГА РК. Фонд-И 333, Опись 1, Дело 126.
4. ЦГА РК. Фонд-И 58, Опись 1, Дело 2.
5. ЦГА РК. Фонд-И 64, Опись 1, Дело 617.
6. Из истории нотариата в Казахстане – Алма-Ата, 1957.-156 с.