В статье приведены результаты исследования по выявлению эффективности методики гипоксической тренировки на уроках физической культуры с учащимися средних классов. В процессе проведения педагогического эксперимента сравнивались методики дыхательной гимнастики по А. Н. Стрельниковой и К. П. Бутейко. Выявлено, что для учащихся средних классов наиболее эффективны занятия дыхательной гимнастикой по методике А. Н. Стрельниковой.
Ключевые слова:методика, дыхательная гимнастика, учащиеся, урок физической культуры.
The article presents the research results to identify the effectiveness of hypoxic training methods on physical culture lessons with the students of the middle classes. In the course of the pedagogical experiment comparing techniques of breathing exercises on A. N. Strelnikova and K. P. Buteyko. It is revealed that middle school students are most effective training method for breathing exercises of A. N. Strelnikova.
Keywords:technique, breathing exercises, the students, the lesson of physical culture.
Введение. За последние годы тенденция по ухудшению состояния здоровья детей продолжается. Одними из причин заболеваний является плохая экология, несбалансированное питание, снижение двигательной активности, информационные и нейропсихические перегрузки. Развитие детей и ухудшение их состояния здоровья в процессе обучения в учебных учреждениях — одна из актуальных задач современной педагогики [1].
Абсолютно все в жизнеобеспечении человеческого организма зависит от процессов газообмена, от дыхания. Чтобы газообмен происходил в оптимальном режиме, необходимо, чтобы органы дыхания были оптимально работоспособными и эффективно решали окислительно-восстановительный процесс [2].
Исходя из содержания литературных источников нами установлено, что плоскостопие, искривление позвоночника и другие заболевания гораздо реже встречаются, чем заболевания органов дыхания. Особенно это относится к детям младшего и среднего школьного возраста. Это связано, во-первых, с тем, что процесс заболеваний органов дыхания в большинстве случаев обнаруживается не так быстро в связи с тем, что эти органы сравнительно редко испытывают максимальную нагрузку. В то же время эти нарушения и недуги обусловлены снижением функций дыхательного аппарата. Правильное дыхание есть основа из основ в жизнедеятельности организма человека. Без пищи человек сможет прожить до 60 дней, без воды где-то около 7 дней, а без воздуха человек проживет около 5–6 минут [3].
Известные врачи античного мира Гиппократ, Асклепиад, Геродикос, Гален, Цельс и другие широко рекомендовали для восстановления здоровья и просветления ума с физическими упражнениями и водными процедурами и дыхательные техники. Методика дыхательных упражнений были инструментом, позволяющим достичь полного физического и духовного совершенства [4].
По мнению Малахова Г. П., большинство самых популярных дыхательных методик имеет китайские или индийские корни. В изученной нами литературе обнаружены более 100 видов различных направлений дыхательной гимнастики. Многие из современных авторов внесли свой вклад в дальнейшее развитие и адаптирование опробованных систем к современным условиям (Кокосов А. Н., Черемнов В. С., Хван.Ю., Шапкин.М., Лукьянова.Е., Грир Чайлдерс).
Гипоксическая тренировка является мощным фактором оздоровления детей и снижения заболеваемости, увеличения их работоспособности, повышает внимание, улучшает память [5].
Известны такие системы дыхательных упражнений, которые способствовали развитию и укреплению дыхательной системы занимающихся (Бутейко.К.П., Кокосов А. В., Черемнов В. С., Малахов Г. П., Хван Ю., школа Сам Чон До., Порфирий Иванов, Стрельникова А.Н).
В проведённом нами литературном обзоре выявлено и многими авторами доказано, что гипоксическая тренировка способствует развитию дыхательной системы, снижению заболеваемости органов дыхания и повышению тренированности в таких видах спорта, которые связаны с проявлением физического качества: выносливость и воспитанием профессиональных необходимых качеств (Буланова Ю. Б., Щетинина М. Х., Наскалов В. М., Стрельниковой А. Н., Бутейко К. П. и др.). Однако в изученной нами литературе были не встречены работы, посвящённые методике применению гипоксической тренировке на уроках физической культуры в школе, поэтому этот вопрос на сегодняшний день является актуальным, что и предопределило выбор темы данной дипломной работы.
Целью нашего исследования является выявить эффективность методики гипоксической тренировки на уроках физической культуры с учащимися средних классов.
Для достижения цели решались следующие задачи:
1) Изучить методику применения гипоксической тренировки;
2) Выявить влияние гипоксической тренировки на состояние функций внешнего дыхания учащихся средних классов.
Объект исследования — методика гипоксической тренировки на уроке физической культуры.
Предмет исследования — изменение состояния функций внешнего дыхания под воздействием гипоксической тренировки.
Методы исследования. Сцелью контроля над состоянием исследуемых до и после эксперимента, использовались следующие методы исследования: анализ научно-методической литературы, антропометрические измерения, проба Генчи, проба Штанге, педагогические наблюдения, педагогический эксперимент, методы математической статистики.
Методология исследования. Методология нашего исследования базируется на основных диалектических положениях философии о всеобщей связи между явлениями окружающего мира, целостности природных и социальных систем, а также на законах естественнонаучных дисциплин: анатомии, биологии, физиологии, гигиены, математики. Основные концептуальные положения вытекают из общепедагогических принципов, позволяющих создать гибкую систему занятий школьниками физичкскими упражнениями (ФУ) с наибольшей оздоровительной эффективностью.
Система физического воспитания (ФВ) школьников имеет свои специфические особенности, которые обусловливают ее сложность и многокомпонентность как объекта исследования, в котором можно выделить несколько важнейших аспектов:
1. Теоретико-методологические подходы к построению учебного процесса по физичекой культуре по классам.
2. Методика применения тренажерных устройств и нетрадиционных средств физической культуры и спорта (ФК и С).
Методологическая часть работы содержит:
1. Определение проблемы и объекта исследования.
2. Изучение, анализ основных положений, составляющих предмет исследования.
3. Характеристику цели и задач исследования.
4. Теоретическое и экспериментальное уточнение и подтверждение понятий в системе оздоровительной физической культуры [10].
Теоретико-методологической основой нашего исследования являются:
- фундаментальные работы по теории и методике оздоровительной ф. к. (Амосов Н. И., Бальсевич В. К., Апанасенко Г. Л., Аверьянов А. Н., Фурманов А. Г.).
- фундаментальные труды по теории и методике физического воспитания (В. К. Бальсевич, Л. П. Матвеев, Ж. К. Холодов).
Организация исследования Исследования проводились на базе УО «Общеобразовательная средняя школа № 2 г. Новополоцка» в течении двух месяцев 2013 года. В исследовании участвовали 30 человек, учащиеся 7-х классов в возрасте 12–13 лет.
Проводимый нами педагогический эксперимент был направлен на выявление эффективности методики гипоксической тренировки на уроках физической культуры.
Для этого нами измерялись показатели внешнего дыхания: окружность грудной клетки, экскурсия грудной клетки, проба Штанге и Генчи.
После предварительного обследования был проведён педагогический эксперимент в ходе которого учащиеся экспериментальной группы (7 «В») занимались на уроках физической культуры с использованием программы дыхательной гимнастики А. Н. Cтрельниковой (ЭГ-1), 7 «А» — К. П. Бутейко (ЭГ-2), а КГ (7 «Б») по традиционным упражнениям, предусмотренным программой школы. Занятия проводились в спортивном зале, отвечающем экогигиеническим условиям, 2 раза в неделю на уроке физической культуры в подготовительной части урока.
В начале проведения педагогического эксперимента комплекс дыхательных упражнений разучивался, и объём его составлял 10 минут.
В процессе педагогического эксперимента в комплекс вводились более сложные упражнения, увеличивалась дозировка упражнений и интенсивность проведения занятий. Время проведения занятий увеличивалось до 20 минут. Более значительное увеличение нецелесообразно, так как у детей снижался интерес к занятиям из-за быстрого развивающегося утомления.
Для контроля за состоянием организма проводились измерения ЧСС до и после дыхательной тренировки, а также учитывались субъективные ощущения (приложение А, рисунок 5).
После окончания эксперимента в процессе математической обработки полученных данных была выявлена разница в результатах воздействия используемых дыхательных физических упражнений.
Особенностью проведения занятия заключалось в том, что нами были использованы 2 комплекса дыхательной гимнастики по методике Стрельниковой А. Н. и Бутейко К. П. [6,7,8]
В начале проведения педагогического эксперимента комплекс дыхательных упражнений разучивался, и объём его составлял 10 минут.
В процессе педагогического эксперимента в комплекс вводились более сложные упражнения, увеличивалась дозировка упражнений и интенсивность проведения занятий. Время проведения занятий увеличивалось до 20 минут.
Для проведения педагогического эксперимента были отобраны учащиеся 7-х классов. В результате было выявлено, что окружность грудной клетки в КГ составила 78,3 см; у ЭГ-1, занимающейся по дыхательной гимнастике Стрельниковой А. Н. — 78,2 см, в ЭГ-2 по Бутейко К. П. — 78,2 см.
При замере, экскурсия грудной клетки в КГ составила 7,6 см; в ЭГ-1–7,5 см; в ЭГ-2–7,5 см.
В процессе педагогического эксперимента были определены показатели пробы Штанге и Генчи. Результаты таковы: проба Штанге в КГ составила 38,1 сек; ЭГ-1–38,1 сек; ЭГ-2–38,0 сек. Проба Генчи вКГ — 21,6 сек, ЭГ-1–21,7 сек, ЭГ-2–21,6 сек.
В результате предварительного обследования участников педагогического эксперимента было выявлено, что все показатели физического развития на данный момент не имели значительных отличий.
Результаты исследования и их обсуждение В результате проведённого эксперимента выявлено, что в КГ статистически значимых изменений показателей функций внешнего дыхания не выявлено (см. таблицу). Окружность грудной клетки составила 78,5 см, экскурсия — 7,8 см, что свидетельствует о небольшом увеличении (+0,2 см). Это может быть связано с развитием растущего организма школьника. Пробы Штанге (37,5 сек) и Генчи(21,4 сек) снизились по сравнению с исходным уровнем (на вдохе — -0,6 сек, на выдохе — -0,2 сек). Это объясняется недостаточной подготовленностью дыхательной системы.
В то же время в ЭГ-1, которая занималась по дыхательной гимнастике А. Н. Стрельниковой, окружность грудной клетки после эксперимента составила 78,8 см, что показывает нам лишь незначительное её увеличение (+0,6 см), экскурсия грудной клетки (8,7 см) повысилась на 1,2 см по сравнению с прежним уровнем. Отмечено, у ЭГ достоверное увеличение показателей времени задержки дыхания на вдохе и выдохе (проба Штанге на 6,6 сек и Генчи — 6,4 сек), что свидетельствует о повышении нервных центров к гипоксии, а также об увеличении мощности кардиореспираторной системы.
Таблица 1
Динамика показателей внешнего дыхания учащихся ЭГ-1, ЭГ-2 и КГ.
Группа |
Окружность грудной клетки |
Экскурсия гр. кл-ки (ОГК на вдохе-ОГК на выдохе) |
Проба Штанге |
Проба Генчи |
||||||||
до |
после |
разница |
до |
после |
разница |
до |
после |
разница |
до |
после |
разница |
|
КГ |
78,3 см |
78,5 см |
+0,2 см |
7,6 см |
7,8 см |
+0,2 см |
38,1 сек |
37,5 сек |
–0,6 сек |
21,6 сек |
21,4 сек |
–0,2 сек |
ЭГ-1 |
78,2 см |
78,8 см |
+0,6 см |
7,5 см |
8,7 см |
+1,2 см |
38,1 сек |
44,7 сек |
+6,6 сек |
21,7 сек |
28,1 сек |
+6,4 сек |
ЭГ-2 |
78,2 см |
78,6 см |
+0,4 см |
7,4 см |
8,2 см |
+0,7 см |
38,0 сек |
41,1 сек |
+3,1 сек |
21,6 сек |
25,8 сек |
+4,2 сек |
В результате применения дыхательной гимнастики К. П. Бутейко у школьников (ЭГ-2) также наблюдались отчётливые положительные изменения в состоянии функций внешнего дыхания. По сравнению со А. Н. Стрельниковой, показатели окружность грудной клетки (после эксперимента –78,6 см), экскурсия грудной клетки (8,2 см), пробы Штанге (41,1 сек) и Генчи (25,8 сек) увеличились, но незначительно: на вдохе на 3,1 сек, на выдохе — +4,2 сек, окружность грудной клетки на 0,4 см, экскурсия — +0,7 см.
Таким образом, особенностью нашей методики проведения гипоксической дыхательной тренировки в школе заключалась в том, что ранее такие эксперименты в школе не проводились. Нами был получен положительный результат влияния занятий на организм занимающихся среднего школьного возраста. После проведения эксперимента учителя других школ были очень заинтересованы этой темой.
Выводы
В результате проведённого педагогического эксперимента нами выявлено, что под воздействием дыхательной гимнастики А. Н. Стрельниковой и К. П. Бутейко произошли изменения: увеличилась экскурсия грудной клетки, показатели пробы Штанге и Генчи по сравнению с теми, кто не занимался дыхательными упражнениями. Следовательно, проведение гипоксической дыхательной тренировки на уроке физической культуры позволяют улучшить состояние функций внешнего дыхания у школьников. Поэтому мы можем предложить включать её в занятия физической культурой в школе по разработанным комплексам. Упражнения А. Н. Стрельниковой дали больший эффект по сравнению с К. П. Бутейко.
Гипоксическая тренировка является одним из эффективных средств оздоровления школьников, воспитания устойчивости их организма к воздействию неблагоприятных факторов окружающей среды.
Под воздействием занятий у детей сформированы понятия об использовании дыхательной гимнастики в самостоятельных занятиях. По мнению детей, дыхательная гимнастика, включаемая в утреннюю гимнастику, улучшает самочувствие, вызывает подъём эмоционального состояния. При правильном выполнении гипоксической тренировки риск возникновения нежелательных побочных эффектов минимален, она безвредна для школьников.
Проведённый нами педагогический эксперимент показал, что под воздействием упражнений дыхательной гимнастики улучшились показатели функций внешнего дыхания ЭГ-1 окружность грудной клетки повысилась на 0,6 см, экскурсия грудной клетки — +1,2 см, проба Штанге — +6,6 сек и Генчи — +6,4 сек. В ЭГ-2 были отмечены достоверное увеличение показателей окружности грудной клетки — +0,4 см, экскурсия грудной клетки — +0,7 см, проба Штанге (+3,1 сек) и Генчи (+ 4,2 сек), а в КГ пробы Штанге и Генчи снизились по сравнению с исходным уровнем (на вдохе — -0,6 сек, на выдохе — -0,2 сек).
Наша методика способствовала повышению состояния функций внешнего дыхания. Гипоксическая тренировка может найти своё применение на уроках физической культуры, а разработанные нами рекомендации могут использоваться в школах.
Литература:
1. Бабенкова, Е. А. Как помочь детям стать здоровым / Е. А. Бабенкова, Л. И. Лубышева — Издательство: АСТ Серия: Библиотека учителя физкультуры. — 2004. — 208 с.
2. Велитченко, В. К. Физическая культура для ослабленных детей: Метод. пособ. — М.: Терра-Спорт, 2000. — 168 с.
3. Здоровый образ жизни [Электронный ресурс] / 2006. — Режим доступа: http://zdobr.ru. Дата доступа 01.05.2013 г.
4. Виленский, М. Я. Основы здорового образа жизни: учеб. пособие / М. Я. Виленский, А. Г. Горшков. — М.: МНЗПУ, 1995. — 90 с.
5. Глазачев, О. С. Влияние гипоксических тренировок на здоровье школьников, проживающих в экологически неблагополучных районах / О. С. Глазачев, В. И. Бадиков и др. // Физиология человека, 1996, т.22, № 1 С.88–92
6. Щетинин, М. Н. Дыхательная гимнастика А. Н. Стрельниковой / Н. М. Щетинин. — Издательство: Метафора, 2007. — 128 с.
7. Асташенко, О. И. Дыхательная гимнастика по Стрельниковой / О. И. Асташенко. Издательство: Вектор, 2010–128 с.
8. Дышите по К. П. Бутейко [Электронный ресурс] / 2008. — Режим доступа: http://www.mbuteyko.ru/astma10_1.html. Дата доступа: 10.06.2013 г.
9. Фурманов, А. Г. Оздоровительная физическая культура: учеб. для студентов вузов / А. Г. Фурманов. — Минск: Тесей, 2003. — С. 23–30.
10. Амосов, Н. М. Моделирование сложных систем / Н. М. Амосов. — Киев: Наукова думка, 1968. — 88 с.