Цель: Расширение представлений о поведении зверей и птиц зимой, животных, птицах и растениях Севера.
Интеграция образовательных областей : «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное».
Задачи:
«Познавательное развитие»:
Развивать общие представления о том, что в лесу живут разные звери, которые по-разному приспосабливаются к жизни в зимнее время года. Закрепить знания о том, как животные спасаются от холода.
Побуждать детей к установлению связей между сезонными изменениями в природе и поведением животных: с наступлением холодов звери делают запасы, меняют окраску, ложатся спать.
Расширять представления детей об образе жизни животных в условиях севера зимой.
«Речевое развитие»:
Развивать умение внимательно слушать и отвечать на вопросы полными предложениями, речь, логическое мышление, воображение, слуховое внимание.
Активизировать словарный запас: Северный полюс, белый медведь, Северный олень, пингвины.
«Социально-коммуникативное развитие»:
Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, умение сообща заниматься.
Воспитывать у детей интерес к жизни диких животных.
Предварительная работа:
– Чтение произведений о зверях и птицах, загадывание загадок, д/и «Игра с мячом», «Чей? Чья? Чье? Чьи?", речевое упражнение «Образование слов с суффиксом-ищ».
– рисование и лепка животных и птиц; чтение загадок о животных Севера, рассматривание иллюстраций.
Методы и приемы:
– наглядные — рассматривание иллюстраций, игрушки (белого медведя);
– словесные — беседа, рассказ воспитателя, вопросы, отгадывание загадок о животных.
– практические — проведение дидактических игр: «Игра с мячом», «Чей? Чья? Чье? Чьи?", «Образование слов с суффиксом-ищ», составление коллажа, физкультминутка.
Материал: иллюстрации с изображением диких животных, глобус, игрушка белого медведя, мяч, картинки животных для коллажа.
Ход занятия:
Настрой детей на работу:
«Запоминает наша голова ( гладят себе по голове)
Важные поступки и умные слова
Слушаем внимательно (оттопыривают уши)
Смотрим обязательно (показывают бинокль)
Взрослых не перебиваем (грозят пальцем)
Много знаний получаем (сжимают и разжимают кулачки)
Воспитатель: Скажите, какое время года?
Дети: Сейчас зима.
Воспитатель: Зима — суровое время года. Для диких животных зимой наступает сложный период. Зимой холодно, много снега и мало пищи. Диким животным трудно выжить в эту пору. Животные в лесу заранее подготавливаются к тяжелым испытаниям. Задолго до наступления холодов животные отращивают более теплую и густую шерсть. Некоторые впадают в спячку. Многие звери создают запасы еды и утепляют свое жилье, добывают себе пищу, выводят потомство, и зорко осматривая округу, охраняют своих деток.
Одним из таких запасливых зверьков является белка.
Воспитатель: Где живет белка?
Дети: Белка живет в дупле.
Воспитатель: Правильно, белка прыгает с дерева на дерево, находит дупло, утепляет его, живет в нем.
В.: Как белка готовится к зиме?
Дети: Меняет окраску и становиться серенькой, чтобы быть незаметной. Осенью делает запасы, приносит в дупло орехи, ягоды, грибы, утепляет своё дупло, вход закрывает наполовину листьями и мхом.
В.: Скажите, как заяц готовится к зиме?
Дети: Меняет шубку, становиться беленьким, зимой не спит и весь день проводит в поисках пищи.
В.: А чем питается?
Дети: Корой деревьев, ветками.
В.: Есть ли у зайца враги? Кто?
Дети: Да. Лиса, волк.
Воспитатель: Как он от них спасается?
Дети: Спасают быстрые ноги, цвет шерсти.
В.: А кто мне расскажет как готовится к зиме медведь и еж?
Дети: Медведь и еж ложатся в спячку и спят до весны.
Воспитатель: Молодцы ребята, а вы знаете, как готовится к зиме лиса?
Дети: Лиса зимой не спит и запасов на зиму не делает, как и волк.
Но вот шубку к зиме и лиса, и волк готовят. Шерсть у них, как и у всех зверей, отрастает и становится очень теплой и пушистой, чтобы зимой не было холодно.
В.: Ребята, вы хорошо знаете, как лесные звери готовятся к зиме.
Пришла пора нам развеяться и отдохнуть.
(Дети встали и вместе проводят физкультминутку) .
Жил был зайчик (хлопают в ладоши)
Длинные ушки (показать ушки)
Отморозил зайчик (разжимают и сжимают пальцы)
Носик на опушке (трем носик)
Отморозил хвостик (трем копчик)
И поехал греться (крутим изображаемый руль)
К ребятишкам в гости.
Там тепло и тихо (разводят руки)
Волка нет (грозят пальцем)
И дают морковку на обед (поглаживают живот).
В: Я хочу, чтобы вы образовали слова с окончанием — ищи.
Лапы-...., усы-...., когти-.....
В: А теперь я загадаю вам загадку:
Там очень-очень холодно, там всегда зима
Там лежат холодные вечные снега
Там медведи белые бродят круглый год
Морж усатый медленно в полынье плывёт.
Отгадайте-ка ребятки, где находится загадка? (На Севере .)
В: Да, ребята, это Север. (Предлагает показать на глобусе Северный полюс).
Там долгая и холодная зима, а лето короткое и тоже холодное. Там очень скудная растительность — низкорослые кустарники карликовой березы, да полярной ивы. Летом не растет трава, а лишь мхи и лишайники, полярные маки.
В: Там часто бушуют метели и свирепствуют морозы, очень холодно, вся земля покрыта льдом и снегом и никогда не тает. На этом материке никогда не бывает тепла.
В: Кнам пришел гость Как вы думаете, кто это?
Живет он там, где холода,
И ловит рыбу из-подо льда.
Он в белой шубе щеголяет,
Умеет плавать и ныряет. (Белый медведь)
Воспитатель вносит игрушку белого медведя.
В: Его зовут Умка.Он прилетел к нам с Северного полюса. Ему очень хочется узнать, знаете ли вы какие животныеживут на Северном полюсе?
Вначале он хочет узнать о своих родственниках.
Как выдумаете почему и для чего белому медведю белая шерсть?
Дети: чтобы ему было легко прятаться в снегу.
В: Молодцы, правильно. А теперь у меня еще вопрос на вашу смекалку: как вы думаете, чем белый медведь питается в стране вечных льдов рядом с океаном?
Дети: рыбой.
В: Правильно. А еще они питаются моржами и тюленями. Если животное питается рыбой, мясом других животных, то таких животных мы называем… хищниками. Вот среди льдов и снегов и живут белые медведи, тело, которых покрыто длинной и теплой шерстью. От холода его спасает слой подкожного жира до 10 см толщиной, а густая белая шерсть позволяет долго находиться в воде.
Давайте отгадаем ещё загадку.
Разучился он летать
Может плавать и нырять.
Ходит в стае среди льдин
Птица важная… пингвин
В: Дети, а что вы знаете о пингвинах?
Дети: Живут пингвины большими стаями. У пингвинов очень густое теплое оперенье, толстый слой жира, который помогает переносить холод и морозы. Пингвины ныряют в воду и ловят рыбу.
В :Еще какие животные и птицы живут на Севере?
Дети: Морж, тюлень, морской леопард, морской котик, полярная сова,полярные чайки, полярные совы, куропатки.
В: Чем похожи животные?
Дети: У всех этих животных толстый слой жира, вода для них родная стихия, там они играют, кормятся, отдыхают и даже спят. В поисках рыбы могут очень глубоко нырнуть.
В: Подумайте и скажите, если у медведя толстые лапы, то он какой?……(толстолапый)
У тюленя ласты — ноги, он ……..(ластоногий)
У песца острые зубы, он какой?.........(острозубый).
У моржа толстая кожа, то он…….(толстокожий)
В: Когда животные вылезают на льдины из воды, ходят по снегу — их шерсть не покрывается льдом, хотя она мокрая. Ведь на сильном морозе вода превращается в лёд. Чтобы понять, как животные приспособились к таким условиям мы проведём опыт.
В :Если мы опустим руку в емкость с водой и тут же вынем, посмотрим на руку — она мокрая. Если бы ударил мороз, то наша рука покрылась корочкой льда. Мы вытираем руку и мажем жирным кремом (детским), затем опять опускаем руку и вынимаем ее. У меня вопрос. Какие изменения у меня произошли с рукой?
Дети: Вода уже не покрывает всю руку, она собралась капельками. И если руку встряхнуть, эти капли с руки слетят. На руке воды нет, значит, рука не покроется корочкой льда.
В: Теперь попробуйте объяснить случаи с северными животными.
(Шерсть у северных животных покрыта жирной смазкой, которая не позволяет воде замёрзнуть. Когда животные отряхивается, капельки воды быстро стекают и не успевают замёрзнуть).
В: Асейчас отгадайте еще одну загадку:
Словно царскую корону,
Носит он свои рога,
Ест лишайник мох зелёный.
Любит снежные луга? (Олень) .
В: Что вы можете рассказать про оленей?
Дети: Уоленейогромные, красивые, ветвистые рога. Не страшны им ни морозы, ни сугробы. Олень разгребает копытами, как лопатами снег, чтобы добраться до вкусного мха ягеля, спрятанного глубоко под снегом, длинные ноги не дают провалиться в снег.
В: Ответьте мне правильно на вопрос: «Чей? Чья? Чье? Чьи?"
У оленя — олений хвост, оленья морда, оленьи рога.
У медведя — медвежий нос, медвежья шкура, медвежьи уши.
У тюленя — тюлений клык, тюленья морда, тюленьи глаза.
В: Чтобы узнать о каком животном надо рассказать, надо отгадать очередную загадку:
Что за хищник за такой,
С шерстью бело — голубой?
Хвост пушистый, мех густой,
В норы ходит на постой.
Птицы, яйца, грызуны —
Для него всегда вкусны.
На лису похож немного,
Тоже псовая порода. (Песец) .
В : На какого животного наших лесов похож песец?
Дети: на лису. Песцы в сильные морозы прячутся в сугробах, зарываясь в снег. они часто лакомятся птицами и их яйцами, а в более теплую погоду песцы везде следуют за белым медведем, подбирая за ним остатки добычи.
В: Асейчас я вам предлагаю поиграть: «Игра с мячом»
У медведя не ноги, а …. лапы,
У моржа не зубы, а …. клыки,
У медведя не волосы, а …. мех.
У тюленя не руки, а …. ласты,
У медведя не лицо, а …. морда.
В: Ребята, сегодня, вы меня и Умку порадовали своими знаниями.
В итоге вы рассказали, что северный олень питается ягелем, белый песец и полярная сова едят мелких животных. Белые медведи, тюлени и моржи любят подолгу плавать в холодной воде и там они питаются рыбой.
Умка очень рад, что дети нашего детского сада так много знают о диких животных Севера. Но наши дети много знают и о том, как готовятся и проводят зиму животные лесов средней полосы.
Воспитатель предлагает составить коллаж из разных животных.
Формы и методы организации совместной деятельности
Детская деятельность |
Формы и методы организации совместной деятельности |
Игровая |
Д/игры |
Художественная |
Коллаж. |
Самообслуживание и элементарный труд |
Подготовка рабочего места. |
Коммуникативная |
подбор эпитетов, образование сложных прилагательных, образование существительных с суффиксом-ищ |
Двигательная |
Физкультминутка. |
Восприятие художественной литературы и фольклора |
загадки |
Познавательно- исследовательская |
Проведение опыта |
Логика образовательной деятельности
Этапы занятия |
Задачи |
Деятельность воспитателя |
Деятельность воспитанников |
Ожидаемые результаты |
Мотивационно-организованный |
Настраивает детей на работу: «Запоминает наша голова Важные поступки и умные слова Слушаем внимательно Смотрим обязательно Взрослых не перебиваем Много знаний получаем |
гладят себе по голове оттопыривают уши показывают бинокль грозят пальцем сжимают и разжимают кулачки |
Мотивированы на предстоящую деятельность |
|
Деятельностный |
Познавательное: Развивать общие представления о том, что в лесу живут разные звери, которые по-разному приспосабливаются к жизни в зимнее время года. Закрепить знания о том, как животные спасаются от холода. |
Задает вопрос о времени года. Воспитатель рассказывает: Зима — суровое время года. Для диких животных зимой наступает сложный период. Зимой холодно, много снега и мало пищи. Диким животным трудно выжить в эту пору. Животные в лесу заранее подготавливаются к тяжелым испытаниям. Задолго до наступления холодов животные отращивают более теплую и густую шерсть. Некоторые впадают в спячку. Многие звери создают запасы еды и утепляют свое жилье, добывают себе пищу, выводят потомство, и зорко осматривая округу, охраняют своих деток. Одним из таких запасливых зверьков является белка. |
Отвечают на вопрос Дети слушают |
Закрепили знание о времени года Расширили знания о зимнем времени года |
Речевое: Развивать умение внимательно слушать и отвечать на вопросы полными предложениями, речь, логическое мышление, воображение, слуховое внимание. |
Задает вопрос: Где живет белка? Задает вопросы про других лесных животных: белку, зайца, медведя, лису, волка, ежика. |
Отвечают на вопрос Отвечают полными предложениями на заданные вопросы |
Закреплены знания о белке. Получают полезные сведения о подготовке животных к зиме и о жизни их зимой |
|
Проводит физкультминутку: Жил был зайчик Длинные ушки Отморозил зайчик Носик на опушке Отморозил хвостик И поехал греться К ребятишкам в гости. Там тепло и тихо Волка нет И дают морковку на обед |
хлопают в ладоши показывают ушки разжимают и сжимают пальцы трут носик трут копчик крутят изображаемый руль разводят руки грозят пальцем поглаживают живот. |
Получили эмоциональную зарядку |
||
Предлагает выполнить речевое упражнение на образование существительных с суффиком -ищ. Лапы-...., усы-...., когти-..... |
Выполняют задание |
Расширили знания об образовании существительных с суффиком -ищ. |
||
Расширять представления детей об образе жизни животных в условиях севера зимой. Активизировать словарный запас: Северный полюс, белый медведь, Северный олень, пингвины. |
Воспитатель загадывает загадку: Там очень-очень холодно, там всегда зима Там лежат холодные вечные снега Там медведи белые бродят круглый год Морж усатый медленно в полынье плывёт. Отгадайте-ка ребятки, где находится загадка? (На Севере .) Дает короткие сведения о Северном полюсе. |
Отгадывают загадку Слушают воспитателя |
Расширили знания о Северном полюсе |
|
Загадывает загадку и встречают гостя — белого медведя -Умку |
Отгадывают загадку и встречают гостя |
Получили знания о белом медведе |
||
Воспитатель задает вопрос: Еще какие животные и птицы живут на Севере? |
Дети называют животных и птиц. |
Закрепили знания о животных и птицах, живущих на севере. |
||
Проводит игру «Закончи предложение». Подумайте и скажите, если у медведя толстые лапы, то он какой?……(толстолапый) У тюленя ласты — ноги, он ……..(ластоногий) У песца острые зубы, он какой?.........(острозубый). У моржа толстая кожа, то он…….(толстокожий) |
Дают правильные ответы |
Расширили знания об образовании прилагательных |
||
Воспитатель проводит опыт для доказательства того, почему, когда животные вылезают на льдины из воды, ходят по снегу — их шерсть не покрывается льдом, хотя она мокрая. Ведь на сильном морозе вода превращается в лёд. |
Принимают участие в выполнении опыта |
Получили новые знания на заданный вопрос |
||
Загадывает еще одну загадку про оленя и песца: Словно царскую корону, Носит он свои рога, Ест лишайник мох зелёный. Любит снежные луга? (Олень) . Что за хищник за такой, С шерстью бело — голубой? Хвост пушистый, мех густой, В норы ходит на постой. Птицы, яйца, грызуны — Для него всегда вкусны. На лису похож немного, Тоже псовая порода. (Песец) . Задает вопрос:Что вы можете рассказать про оленей? Про песца? |
Отгадывают загадку Дают полные ответы про оленя, про песца. |
Закрепили представления о северном олене, песце. |
||
Проводит игру: «Чей? Чья? Чье? Чьи?" У оленя — олений хвост, оленья морда, оленьи рога. У медведя — медвежий нос, медвежья шкура, медвежьи уши. У тюленя — тюлений клык, тюленья морда, тюленьи глаза. |
Отвечают на вопросы |
Расширили знания об образовании прилагательных |
||
Воспитатель проводит дидактическую игру: «Игра с мячом» У медведя не ноги, а …. лапы, У моржа не зубы, а …. клыки, У медведя не волосы, а …. мех. У тюленя не руки, а …. ласты, У медведя не лицо, а …. морда. |
Охотно играют в игру |
Получили дополнительные знания о животных |
||
Заключительный |
Подводит итог занятию |
Составляют коллаж из картинок животных |
Закрепили умения вырезать картинки животных и аккуратного наклеивания |