В статье рассмотрены современные информационные модели учетного обеспечения управления и формирования прибылью.
Ключевые слова: управление прибылью, информационный процесс, информационная модель управления прибылью.
Keywords: Management-Profit, Informations-Prozess, Informations Management Modell Gewinn.
Достижение предприятием необходимого уровня рентабельности зависит от многих внутренних и внешних факторов. Одним из главных факторов выступает качество управления прибылью, которая является основной и главной движущей силой экономики рыночного типа, основным побудительным мотивом деятельности предпринимателей в условиях рынка, определенным гарантом прогресса экономической системы, а ее отсутствие — весомым доказательством регресса и социального напряжения.
По мнению И. А. Бланка «управление прибылью представляет собой систему принципов и методов разработки и реализации управленческих решений по всем основным аспектам ее формирования, распределения и использования на предприятии» [5, с. 25].
Е. Станиславчик полагает, что суть управления прибылью заключается в согласовании стремлений к росту доходности и допустимого уровня риска в решениях по формированию, распределению и использованию прибыли организации.
При этом необходимо отметить, что прибыль является производной от таких факторов хозяйственно-финансовой деятельности как доходы и расходы организации, видимо, поэтому в хрестоматии под редакцией В. И. Видяпина под управлением прибылью подразумеваются такие воздействия на факторы, которые способствовали бы, во-первых, повышению доходов и, во-вторых, снижению расходов.
Обеспечение эффективного управления прибылью предприятия определяет ряд требований к этому процессу, основными из которых являются [6, с.95]:
1. Согласованность с общей системой управления предприятием.
2. Комплексный характер формирования управленческих решений.
3. Высокий динамизм управления.
4. Большое количество подходов к разработке отдельных управленческих решений.
5. Ориентированность на стратегические цели развития предприятия.
Управление прибылью как процесс, состоит из следующих этапов:
- определение целей (результатов) и момента времени их достижения;
- принятие управленческих решений для достижения этих результатов;
- контроль над результатами.
Последовательное выполнение этих этапов должно обеспечиваться рационально организованным потоком достоверной информации о состоянии внутренней и внешней предпринимательской среды и личной мотивацией персонала в достижении результатов. Бесспорно, в учетной системе организаций формируется большая часть информации, нацеленной на принятие решений по управлению прибылью.
При создании системы управления прибылью необходимо учитывать многогранный характер прибыли. Такой подход предполагает комплексное рассмотрение совокупности факторов ее образования, взаимовлияния, распределения и использования, прямо или косвенно влияющих на величину прибыли. Основным источником учетного обеспечения управления факторами, влияющими на прибыль, является бухгалтерский (финансовый) учет, наиболее информативная и достоверная информация которого служит для проведения анализа результатов деятельности организации.
В число образующих факторов включены: выручка от продажи продукции, товаров (работ, услуг), формируемая в рамках текущей деятельности организации; прибыль от продажи основных средств и иных активов; доходы от долевого участия в других организациях; доходы от сдачи имущества в аренду; доходы по ценным бумагам и др. Данная информация накапливается в учетных регистрах (книги, журналы, ведомости и т. п., предусмотренные системой бухгалтерского учета) и раскрывается в формах бухгалтерской (финансовой) отчетности и пояснениях к ней. Контроль за формированием прибыли менеджеры организации также могут осуществлять на основании информации, формируемой в управленческом учете.
Взаимовлияющие факторы предполагают внешние, определяемые финансово-кредитной политикой государства факторы, в том числе налоги и налоговые ставки, процентные ставки по ссудам, в определенной мере цены и тарифы, а также внутренние, включая себестоимость, производительность труда, фондоотдачу и др. Отличие внешних факторов от внутренних состоит в том, что организация может лишь иметь о них информацию, но не может их контролировать.
Факторы распределения состоят из платежей обязательного характера в бюджет, добровольного характера в благотворительные фонды, обязательного либо добровольного характера отчислений в резервный капитал и т. п. Задолженность организации по всем видам платежей в бюджет отражается в бухгалтерском балансе. Постоянные налоговые обязательства и постоянные налоговые активы в Отчете о прибылях и убытках рассматриваются как часть текущего налога на прибыль, а сам показатель «текущий налог на прибыль» конкретизируется — «в т. ч. постоянные налоговые обязательства (активы)». Величина текущего налога на прибыль, начисленная к уплате в бюджет, должна соответствовать сумме, отраженной в Налоговой декларации по налогу на прибыль организаций (п. 24 ПБУ 18/02).
Факторы использования относятся только к той прибыли, которая остается в организации, точнее в распоряжении ее собственников. Они включают такие направления: потребление, накопление, социальное развитие, покрытие убытков и прочие. Контроль за использованием прибыли на практике осуществляется посредством представления соответствующей информации в Отчете об изменениях капитала, в пояснительной записке к бухгалтерской отчетности.
Такая группировка факторов носит условный характер, однако полагаем, что через управление этими факторами в организации можно создать механизм поиска резервов увеличения прибыли и достижения требуемого уровня рентабельности. Резервы увеличения прибыли можно выявить на основе анализа как бухгалтерской (финансовой), так и управленческой отчетности.
Главной целью управления прибылью является обеспечение максимизации благосостояния собственников предприятия в текущем и перспективном периоде. Эта главная цель призвана обеспечивать одновременно гармонизацию интересов собственников с интересами государства и персонала предприятия.
Исходя из этой главной цели, cистема управления прибылью призвана решать следующие основные задачи (табл. 1.)
Любой процесс управления — это, прежде всего, информационный процесс. Существуют различные определения информации. Одно из наиболее емких приводится Ковалевым В. В. Информация — это сведения, уменьшающие неопределенность в той области, к которой они относятся.
А. Д. Шеремет под информацией, используемой в системе управления, понимает отражение состояния управляемой системы, обладающее определенным содержанием для управляющей системы и используемое ею для достижения заданных целей.
К. А. Раицкий предлагает рассматривать информацию как знания, которые используются для обоснования целенаправленных действий в процессе управления хозяйственно-финансовой деятельности организации.
Создание информационных моделей и баз, определение информационного обеспечения процессов управления прибылью, анализа бухгалтерской (финансовой) отчетности является объектами многих научных работ. Однако обзор российской и международной практики показывает, что исследования носят односторонний характер. Акцент делается на изучении информационного обеспечения в части бухгалтерской (финансовой) отчетности. В условиях перехода на МСФО и успешной реализации концептуальных направлений развития учета и отчетности, как нам представляется, актуальным является системный подход к информационному обеспечению управления прибылью коммерческой организации.
Таблица 1
Система основных задач, направленных на реализацию главной цели управления прибылью[1]
Главная цель управления прибыль |
Основные задачи управления прибылью, направленные на реализацию главной цели |
Обеспечение максимизации благосостояния собственников предприятия в текущем и перспективной периоде |
1. Обеспечение максимизации размера формируемой прибыли, соответствующего ресурсному потенциалу предприятия и рыночной конъектуре 2. Обеспечение оптимальной пропорциональности между уровнем формируемой прибыли и допустимым уровнем риска 3. Обеспечение высокого качества формируемой прибыли 4. Обеспечение выплаты необходимого уровня дохода на инвестированный капитал собственникам предприятия 5. Обеспечение формирования достаточного объема финансовых ресурсов за счет прибыли в соответствии с задачами развития предприятия в предстоящем периоде 6. Обеспечение постоянного возрастания рыночной стоимости предприятия 7. Обеспечение эффективности программ участия персонала в прибыли |
Развитию системного подхода к информационному обеспечению анализа и аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности посвящены работы Парушиной Н. В., в которых определены структурные элементы концептуальной системы информационного обеспечения анализа и аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности:
- системная классификация информационной базы анализа и аудита;
- модель информационной базы по источникам данных для анализа и аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности;
- модель реализации информационной и контрольной функций бухгалтерской (финансовой) отчетности;
- состав бухгалтерской (финансовой) отчетности для целей анализа и аудита;
- информационные потоки анализа и аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности.
С нашей точки зрения в основу создания учетного обеспечения управления прибылью должна быть положена информационная модель, позволяющая реализовать основные функции управления организацией, направленные на максимальное получение прибыли с минимальными хозяйственными и налоговыми рисками. Системный подход к оценке результатов учета, анализа, контроля, аудита и других функций управления позволят разработать и принять обоснованные эффективные управленческие решения по формированию и распределению прибыли.
Сложность управления прибылью обуславливает необходимость привлечения разнообразной информации, в виде внутренней, полученной непосредственно в рамках организации и внешней, которая характеризует состояние ее внешней среды. При этом все многообразие внешних данных, используемых при планировании формирования и распределения прибыли можно разделить на три группы показателей, характеризующих общеэкономическое развитие страны и отдельной отрасли, конъюнктуру рынка, а также деятельность контрагентов и конкурентов.
Однако, несмотря на существенное значение внешних источников общеэкономических, конъюнктурных и иных данных, основой системы информационного обеспечения управления прибылью выступает внутренняя управленческая информационная система, базирующаяся на данных бухгалтерского учета, ибо одной из его главных задач является предоставление пользователям разнообразной информации о деятельности организации для принятия управленческих решений.
Современные исследования свидетельствуют о том, что 40–50 % всей информации является избыточной в информационном потоке и в то же время в учете отсутствует около 50 % информации, необходимой для управления. Поэтому принятие решений чаще базируется на интуиции управленческого персонала, а не на точной и объективной учетной информации. Отсюда следует вывод об актуальности преобразования системы бухгалтерского учета в соответствии с нуждами управления и необходимости совершенствования учетного обеспечения управления прибылью, адаптированного к современным условиям хозяйствования.
Усложнение хозяйственных связей и механизм рыночных отношений, появление новых инструментов рынка, методов и средств управления хозяйственной деятельностью привели к разделению бухгалтерского учета: финансовый, налоговый и управленческий. В рамках каждой учетной подсистемы формируется информация, необходимая для регулирования процесса формирования и распределения прибыли, раскрывающая особенности признания доходов и расходов, налогообложения прибыли, выплаты дивидендов, реинвестирования и капитализации прибыли. Несмотря на взаимосвязь управленческого, финансового и налогового учета, с нашей точки зрения, различие между ними, в первую очередь, состоит в уровне детализации доходов и расходов.
Исходя из сказанного, в целях систематизации источников информации для получения необходимых данных для управления прибылью организации нами разработана информационная модель в едином учетном пространстве (табл.2).
Таблица 2
Информационная модель управления прибылью организации в едином учетном пространстве
УЧЕТНАЯ СИСТЕМА ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ |
||
Финансовый учет |
Управленческий учет |
Налоговый учет |
— учетная политика для целей бухгалтерского учета; — первичные документы по учету доходов и расходов; — бухгалтерские регистры синтетического учета по счетам 20,44,84,90,91,99 и т. д. (журналы-ордера, анализ счета, оборотно-сальдовые ведомости); — регистры аналитического учета (ведомости, книги, карточки); — Главная книга; — бухгалтерская (финансовая) отчетность; — консолидированная (сводная) отчетность; |
— оперативные сведения по учету доходов и расходов; — сводные и группировочные ведомости по учету доходов; — сводные и группировочные ведомости по учету расходов; — оперативная внутренняя отчетность; — управленческая отчетность; — сегментарная отчетность. |
— учетная политика для целей налогового учета; — первичные документы по учету доходов и расходов; — налоговые регистры по формированию и распределению прибыли (налоговые карточки, налоговые ведомости); — регистры аналитического налогового учета по учету доходов и расходов (справки, реестры, расчеты); — налоговая отчетность, налоговые декларации; — сводная налоговая отчетность; |
Анализ содержания национальных стандартов учета позволил нам определить, что перед каждым видом учетных подсистем стоят разные цели и задачи, используются определенные способы учета объектов, формируются неоднородные конечные информационные результаты. Однако это не означает, что информация, формируемая в финансовом и налоговом учете результатов деятельности, необходима только внешним пользователям, а такая же информация управленческого учета — внутренним.
По мнению Соколова Я. В., финансовый учет должен охватывать информацию, которая используется и для внешнего и внутреннего управления. Такая информация должна удовлетворять потребностям, как фискальных государственных органов, так и акционеров компаний, держателей облигаций и других ценных бумаг, потенциальных инвесторов. Это следует из норм и правил ведения финансового учета, которые регулируются не только национальными, но и международными стандартами.
Выделение в отдельную систему налогового учета, привело к усложнению процесса управления прибылью организации, так как увеличилось количество факторов, влияющих на нее. Подтверждением этого могут служить проблемы, вызванные введением норм налогового учета.
По нашему мнению, основной проблемой на пути формирования информации о финансовых результатах в системе учета является то, что законодательство по налогу на прибыль вводит собственный понятийный аппарат. Поэтому традиционным терминам и понятиям бухгалтерского учета придается особый «налоговый» смысл, который часто противоречит общепринятым экономическим представлениям. Более того, стоит отметить, что негативным моментом налогового законодательства является также разнообразная трактовка одних и тех же понятий в разных статьях налоговых законов. С точки зрения управления прибылью такие факты просто недопустимы по причине высокой цены ошибки.
Основным объектом налогового учета (в соответствии со статьей 247 НК РФ) является прибыль, сформированная как разница между доходами и расходами организаций. Таким образом, можно было бы сделать вывод о том, что объектами финансового и управленческого учета финансовых результатов являются те же величины. Однако понятие доходов и расходов, их классификация, группировка и содержание в налоговом учете во многом отличаются от других видов учета.
Исходя из этого, по нашему мнению, в системе управления прибылью налоговое управление необходимо выделить в отдельное направление. Налоговый аспект должен охватывать не только налог на прибыль, но и налог на добавленную стоимость, акцизы, единый социальный налог, налог на имущество и т. д., как факторы, влияющие на формирование прибыли. Этот список менеджмент каждой организации должен определить самостоятельно, исходя из принципов существенности влияния каждого налога, рациональности и минимизации налоговых платежей.
Именно по этой причине рассуждения об организации налогового учета в практической экономической литературе весьма распространены. С этой позиции, на наш взгляд, интересны теоретические идеи Бондарчука Н. И., а также Соболевой Г. В. Названными авторами предлагается, помимо традиционного ведения, вариант системы налогового учета на основе данных бухгалтерского учета.
Этот подход к ведению учета менее трудоемок и более гибок в условиях постоянно меняющегося налогового законодательства.
Основной идеей данного подхода является «встраивание» налогового учета «внутрь» бухгалтерского. Причем необходимо выявлять сходства и отличия бухгалтерского и налогового подходов к квалификации различных объектов учета финансовых результатов. Если подходы одинаковые, то проблем не возникает: для целей налогообложения сразу берутся данные из бухгалтерского учета. Если в нормативных актах содержится несколько возможных способов учета, то нужно воспользоваться механизмом учетной политики путем выбора вариантов учета из перечня, одновременно разрешенных в бухгалтерском и налоговом учете, максимально близких друг другу.
Очевидно, что применение данного подхода наиболее осуществимо сегодня, так как не требует значительных затрат времени и денежных средств.
Налоговая оптимизация имеет практическое значение для целей управления прибылью. В этой связи в настоящее время развернулась серьезная борьба за конечное распределение прибыли между государством и коммерческими структурами. Поэтому организации, часто идя на риск, прибегают к различным приемам снижения налогов. Неуплата последних позволяет предприятиям сохранять оборотные средства в организации, что приводит, например, к таким положительным моментам, как экономия на уплачиваемых процентах от внешних займов, практически неограниченное обогащение собственников за счет сэкономленных налогов, успешная конкурентная борьба с другими организациями и многое другое.
Сложившаяся на сегодняшний день непростая ситуация во взаимодействии финансового и налогового учета и их роли в управлении результатами деятельности организации дает нам основание утверждать, что для целей менеджмента для управления прибылью необходимо использовать информацию управленческого учета.
Управленческий учет начал формироваться на стыке двух информационных систем бухгалтерского учета: управление на основе финансового учета и анализа нефинансовых данных в виде управленческого учета затрат и результатов.
В экономической литературе часто под термином «управленческий учет» понимается только его значительная часть, но отнюдь не исчерпывающая часть — учет и контроль затрат и доходов, связанных с основной деятельностью. В связи с этим иногда между терминами «учет затрат (производственный учет)» и «управленческий учет» практически ставится знак равенства. Многие специалисты отождествляют бухгалтерский управленческий учет с целями и задачами производственного, тем самым замыкая круг задач управленческого учета поиском альтернативного метода определения затрат на производство (себестоимости) продукции.
Именно управленческий аспект учета, направленный на внутреннего пользователя, позволяет стратегически правильно применять накопленный отечественный и зарубежный опыт в решении различных задач организации. Эволюция учета в рамках развивающихся экономических отношений выявила необходимость на основе тех же принципов выделение информации, необходимой для оперативного управления организацией. Практически всегда те или иные элементы управленческого учета имеются на предприятии. Но важно, чтобы все эти элементы были объединены в единую систему, ориентированную на достижение определенного результата. Таким образом, в связи с необходимостью изменения учетной информации для целей управления на смену стандартному или налоговому учету приходит управленческий учет.
В экономической литературе существует ряд других точек зрения по поводу содержания управленческого учета. В. Ф. Палий рассматривает управленческий учет как систему внутреннего оперативного управления, суть которого заключается в предоставлении информации, необходимой менеджерам в процессе управления предпринимательской деятельностью, причем в объемах, не присущих финансовому учету.
Ч. Т. Хорнгрен и Дж. Фостер дают следующее определение: «Управленческий учет — это идентификация, измерение, сбор, систематизация, анализ, разложение, интеграция и передача информации, необходимой для управления какими-либо объектами».
А. Д. Шеремет, М. А. Вахрушина считают, что управленческий учет — подсистема бухгалтерского учета, которая в рамках одной организации обеспечивает ее управленческий аппарат информацией, используемой для планирования, собственно управления и контроля за деятельностью организации. Этот процесс включает выявление, измерение, сбор, анализ, подготовку, интерпретацию, передачу и прием информации, необходимой управленческому аппарату для выполнения его функций.
О. Д. Каверина предлагает рассматривать управленческий учет как информационную систему, обеспечивающую сбор, измерение, систематизацию, анализ и передачу данных, необходимых для управления подразделениями предприятий и систематических или проблемных, оперативных, тактических и стратегических управленческих решений.
Э. А. Аткинсон, Р. Д. Банкер, Р. С. Каплан, М. С. Янг считают, что управленческий учет представляет собой добавляющий ценность процесс непрерывного совершенствования планирования, проектирования, оценки и функционирования систем финансовой и нефинансовой информации, который направляет действия менеджмента, мотивирует поведение, поддерживает и создает культурные ценности, необходимые для стратегических, тактических и оперативных целей организации. Таким образом, они существенно расширяют понятие и соответственно функции данного учета.
Таким образом, в экономической литературе управленческий учет рассматривают как систему учета, планирования, контроля, анализа данных о затратах и результатах деятельности в разрезе необходимых для управления объектов, оперативного принятия на этой основе различных управленческих решений в целях оптимизации финансовых результатов деятельности предприятия. На сегодняшний день сформировались следующие мнения о взаимодействии управленческого и финансового учета: финансовый и управленческий учет полностью независимы друг от друга; часть данных в финансовом и управленческом учете совпадают, однако, в целом это разные системы; управленческий учет представляет собой комплексную систему, включающую, в том числе и финансовый учет.
Исходя из изложенного, бухгалтерский учет представляет собой сложную экономическую систему, состоящую из взаимосвязанных, взаимодействующих между собой подсистем, каждая из которых имеет свои задачи, функции и способы создания информации в соответствии с запросами пользователей.
Сходство подсистем финансового, управленческого и налогового учета заключается в единстве оперативной информационной базы, на основании которой происходит трансформация данных в соответствующие отчеты для различных пользователей. Исходя из этого, мы считаем, что реализация информационной модели управления прибылью коммерческой организации в едином учетном пространстве должно осуществляться в определенной последовательности, единой для всех подсистем учета.
По мнению Нечитайло А. И. характеризуя современную информационную подсистему учета финансовых результатов, следует отметить ее деление на группы элементов, формирующих строго целевую информацию о различных объектах финансовых результатов организации. При этом каждый из элементов подсистемы является многофункциональным.
Информация по формированию прибыли в системе финансового учета отражается на счетах синтетического учета в соответствии с Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организации и Инструкцией по его применению. Основными из них, концентрирующими информацию о финансовых результатах являются: 90 «Продажи» — для учета доходов и расходов от обычных видов деятельности, 91 «Прочие доходы и расходы» — для учета доходов и расходов от прочих операций, 99 «Прибыли и убытки» — для формирования конечного финансового результата деятельности организации за отчетный год — нераспределенная прибыль отчетного года.
Отражение информации о капитализированной прибыли осуществляется с помощью счетов, которые одновременно характеризуют элементы собственного капитала: 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)», предназначенный для отражения прибыли организации с начала ее деятельности; 82 «Резервный капитал», представляющий информацию о суммах зарезервированной прибыли для покрытия возможных убытков.
Как показало исследование, основным достоверным источником информационного обеспечения управления прибылью является система бухгалтерского учета, объединяющая подсистемы финансового, налогового и управленческого учета. В результате формирование учетного обеспечения должно осуществляться в едином учетном пространстве, представляющую собой информационную модель.
Реализация информационной модели учетного обеспечения управления прибылью должна осуществляться в определенной последовательности, в соответствии с научно обоснованной методикой. При этом основное внимание, по нашему мнению, необходимо уделять развитию информационных учетных подсистем по формированию чистой и капитализированной прибыли. Информация по таким показателям необходима для оценки негативных факторов, влияющих на снижение прибыли или возникновение убытка, изыскания резервов роста прибыли и принятия управленческих решений по эффективному развитию предпринимательской деятельности коммерческих организаций в условиях стабилизации финансовых процессов в экономике страны.
Литература:
1. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть первая [Текст] // Собрание законодательства РФ. — 1998. — № 31. — Ст. 3824.
2. План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организации и Инструкция по его применению. Приказ Минфина РФ от 31.10.2000 г. № 94н (в ред. от 07.05.2003)/ Нормативные акты для бухгалтера.- 2005.- № 15– с.29–81.
3. Об утверждении положения по бухгалтерскому учету «Доходы организации» ПБУ 9/99. Приказ Министерства Финансов Российской Федерации № 32н от 06.05.1999 г./ Нормативные акты для бухгалтера.-1999.- № 13 — с.57–61.
4. Об утверждении положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99. Приказ Министерства Финансов Российской Федерации № 32н от 06.05.1999 г. / Нормативные акты для бухгалтера. — 2000. № 13 — с. 66–70.
5. Бланк И. А. Управление прибылью — 2-е изд., расш. и доп. — К.: Ника-Центр, Эльга, 2002–752с.
6. Экономическая теория/ Под ред. В. И. Видяпина, А. И. Добрынина, Г. П. Журавлевой.- М.:ЮНИТА-ДАТА,2000.-гл.12
7. Ковалев В. В., Соколов Я. В. Основы управленческого учета. Спб.: Лист,1991 Соколов Я. В. Бухгалтерский учет: от истоков до наших дней. Учебное пособие. — М.: Аудит, ЮНИТИ, 1996.- 277 с.
8. Соколов Я. В. Основы теории бухгалтерского учета. — М.: Финансы и статистика, 2000. — 496 с.
9. Соколов Я. В., Патров В. В. Две концепции бухгалтерского учета/ Бухгалтерский учет.- 1996. — № 5. — с. 12–19.
10. Станиславчик, Е. Парадоксы управления прибылью [Текст] /Е. Станиславчик // Финансовая газета. — 2010. — № 42.
11. Шеремет А.Д Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия: Учебник.- М.: ИНФРА — М, 2007.-.17
[1] Составлена автором с использованием следующего источника: Бланк И.А. Управление прибылью.- Киев: НикаЦентр, Эльга, 1998.-544 с.