Изменения в современном обществе нередко влекут за собой политическую, экономическую, социальную, правовую, моральную незащищенность, а нередко и негативизм общественных отношений, что неминуемо откладывает свой отпечаток на развитие подрастающего поколения, иногда вызывая нарушения процесса социализации. Это в свою очередь приводит к дезадаптации подростка, что проявляется в неадекватности его поведения по отношению к нормам и требованиям той системы общественных отношений, в которые включается человек по мере своего становления и развития. В. В. Борисов и С. В. Борисова, рассматривая проблему профессиональной ориентации молодежи, обратили внимание на необходимость ориентации личности на достижение жизненного успеха для успешной конкуренции на современном рынке труда [1].
В процессе обучения у каждого старшеклассника формируется система индивидуального отношения к культурным ценностям. А самоидентификация определяется не только социальной принадлежностью, но и осмыслением этих ценностей. Направленность сознания и поведения старшеклассников на определенные моральные и гуманистические цели и установки определяются в ценностных ориентациях их мировоззрения, что отображает морально-этическое отношение к миру. Однако это не просто приобретение знаний, а и переживания, в которых концентрируется уверенность человека в истинности взглядов, которые он разделяет. Поэтому общее направление его ценностных ориентиров, основа жизненных позиций составляют убеждения. Они являются базой духовного мира старшеклассника, формируют социальную позицию, критерии и оценки человеческих желаний и поведения.
Актуальность создания ситуации успеха в ходе учебно-воспитательной работы со старшеклассниками определяется потребностью современного общеобразовательного заведения и общества в активизации их позитивного личностного развития.
Приоритетность и острота этой учебно-воспитательной проблемы является результатом социально-экономических и бытовых условий, которые сложились в современном обществе. Миллионы старшеклассников ощущают на себе пресс деформированных социальных отношений, которые мешают им достичь даже элементарных успехов в учебе и повседневной жизни, усложняют их духовно-моральное развитие. Старшеклассникам в массе своей достигать состояния радости, удовлетворения, признания не так уж просто, а ведь именно эти состояния активизируют их позитивное развитие.
Значение ситуации успеха в ходе педагогического процесса не ограничивается активизацией развития личности старшеклассника, потому что само развитие происходит в учебно-познавательной, эстетической, трудовой, моральной деятельности; а также деятельности усвоения социально-моральных норм взаимоотношений между людьми. Здесь успех играет роль адаптивно-компессаторного механизма, сглаживая состояние дезадаптации у старшеклассников и увеличивает степень вероятности их позитивной самореализации и самоутверждения в коллективе сверстников и в жизни в целом.
Психологические аспекты проблемы успеха раскрыты в работах П.Анохина, Л.Выготского, В.Вилюноса, У.Глассера, У.Мак-Даугала, Л.Ительсона, С.Рубинштейна. Педагогические и научно-педагогические аспекты рассматривались в работах Ш.Амонашвили, А.Белкина, А.Лутошкина, А.Макаренко, В.Сухомлинского.
Стремление к успеху определяет всю жизнь человека, все виды его деятельности, все его ожидания. Феномен успеха человека лежит в основе стремлений, идеалов, ценностей как конкретной личности, так и человечества в целом. Что же такое успех? Почему он имеет такую мощную стимулирующую силу? На все эти вопросы мыслители пытаются ответить с начала развития человеческого общества. Различные точки зрения сталкиваются, различные трактовки данного явления продолжают дискуссию.
Существует большое множество определений понятия «успех». Одно из них предлагает С.Ожегов: «Успех — удача в достижении цели … общественное признание … хорошие результаты в работе, обучении» [2, с. 729].
А.Белкин в своей монографии «Ситуация успеха. Как её создать» отмечает, что успех понятие неоднозначное, сложное, имеет различное трактование. Так, например, с социально-психологической точки зрения, успех — это оптимальное соотношение между ожиданиями окружающих, личности и результатами её деятельности. «С психологической точки зрения успех — это переживание состояния радости, удовлетворения от того, что результат к которому личность стремилась в своей деятельности или совпал с её ожиданиями, надеждами (с уровнем притязаний), или превысил их. С педагогической точки зрения, ситуацию успеха А.Белкин определяет как целенаправленное, организованное объединение условий, при которых создается возможность достижения значительных результатов в деятельности как отдельно взятой личности, так и коллектива в целом [3, с.31].
В свете концепции про педагогическую систему, понятие «ситуация успеха» отображает объединение условий, при которых создается возможность достижения поставленных целей обеими сторонами системы «учитель — ученик».
Важной оперативно-тактической целью любой педагогической системы является формирование ситуации успеха. Соответственно с этим ситуация успеха является результатом функционирования учебно-воспитательной системы.
В своем лучшем варианте, педагогическая система, должна представлять собой единый комплекс следующих одна за другой ситуаций успеха, которые последовательно проводят старшеклассника по пути его общего личностного развития.
Успех в педагогической системе — источник педагогических целей и средство их достижения одновременно.
Успех в процессе учебно-воспитательной работы в общеобразовательном учебном заведении и за его пределами необходимо рассматривать как эффективное решение учителем педагогических заданий.
Понятие успеха в структуре личности старшеклассника продуктивно рассматривать на уровне потребностно-мотивационной и эмоционально-волевой сфер, которые являются основой активности и направленности личности.
Анализ выше указанных понятий приводит к пониманию активной деятельной сути успеха в структуре личности старшеклассника. Диалектика данного явления заключается в том, что с одной стороны, успех является одним из основных источников активности личности старшеклассника в деятельности, в ходе которой осуществляется реализация его возможностей и способностей, а с другой стороны, успех может быть достигнут личностью только в результате этой определенной активности: предметная деятельность (например, учебно-познавательная) и деятельность по освоению норм социальных взаимоотношений между людьми. Из этого следует, что успех выступает как потребность личности и как движущий фактор активности, и как результат этой активности, который в свою очередь движущий фактор, опосредствующий дальнейшую активность личности старшеклассника в данном направлении деятельности и в соответствии с этим является фактором активизации саморазвития.
Успех — центральное понятие в структуре мотивации. Среди движущих факторов, которые определяют мотивацию личности старшеклассника, успех может выступать в качестве потребности, а в дальнейшем и мотива учебно-познавательной, трудовой, эстетической и коммуникативной деятельности. Успех как социальная потребность у старшеклассников означает их потребность в их успешном позитивном самоутверждении в коллективе окружающих людей, стремление занять там свою «социальную нишу». Это направляет и опосредствует их дальнейшее поведение.
Успех как мотив отличается от категории «потребность в успехе» своей направленностью на определенный объект или сферу деятельности. Осознание старшеклассником необходимости успешно самореализоваться, самоутвердиться (достичь успеха) в определенной отрасли деятельности является мотивом, который побуждает и направляет активность старшеклассника на данный предмет или сферу деятельности в окружающем социальном пространстве. Успех как мотив формируется в процессе самой деятельности. Исходя из этих позиций успех — мотив выступает как внутренний регулятор социальной активности старшеклассников.
Среди мотивов особая роль отводится интересу и установкам. Интерес как осознанный мотив — это последствие успешного позитивного самоопределения и самореализации личности старшеклассника в учебно-познавательной деятельности и общении. Успех — это фактор который содействует формированию интереса (в том числе и познавательного интереса). Одновременно успех очень влияет на стойкость интересов, что достигается позитивным эмоциональным напряжением которое возникает в духовной сфере личности старшеклассника. Успех также необходимо понимать и как движущую силу развития интересов личности, фактор, который стимулирует наиболее оптимальный и быстрый переход от простой заинтересованности к любознательности и далее к познавательному и теоретическому интересам.
Установка как неосознанный мотив активности старшеклассника проявляется в позитивной, позитивно-эмоционально окрашенной ориентации на успех.
Проанализировав взаимосвязь содержания понятий цель, результат, можно сделать вывод, что успех — это цель деятельности, общения и поведения в целом, то есть успех осознается личностью старшеклассника как ожидаемый позитивный результат активности, к которому он стремится в ходе выполнения определенной работы (физической или умственной). Успех — цель, детерминирующая его поведение в группе, в коллективе или более широком социуме. Осознание мероприятий успешности результатов самореализации оценка степени правильности избранного пути достижения цели.
Надежда на успех, ожидание успеха, вера в успех — все это важнейшие возбудители активности личности старшеклассника, потому что они владеют огромным зарядом позитивной энергии, которая заряжает и поддерживает человека в процессе исполнения работы. Величина этой энергии служит показателем стойкого характера позитивной направленности самореализации, результатом которой является удовлетворение потребности в успеху.
Успех в структуре ценностей личности старшеклассника проявляется и как ценность конкретного индивида, что подвигает его к деятельности, и как общечеловеческая ценность — социальное достижение общества, что служит ориентиром поведения старшеклассника.
Позитивное объединение и позитивное соответствие самооценки личности и оценки её достижений референтной группой, коллективом окружающих людей и является тем формирующим фактором, который определяет появление состояний успеха, радости, удовлетворения в потребностно-мотивационной и эмоционально-волевой сферах личности старшеклассника. В следствии чего, оценка в смысле позитивного соответствия самооценке и оценке референтной группой и коллективом — важный побуждающий фактор в структуре мотивации поведения старшеклассника.
Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что успех — это совокупность позитивных когнитивных и эмоциональных состояний, который составляют в своем объединении и взаимодействии с возбудителями мотивационной сферы основной источник психической энергии всех проявлений активности личности старшеклассника, всех форм её активности. Успех в качестве эмоций вплетается в структуру мотивации и поддерживает уверенность личности старшеклассника в правильности выбора направления активности, путей и способов достижения целей. Для нашего исследования представляет интерес успех как эмоция, которая возникает в процессе конкуренции и соревнования. Так например, Борисова С. В. в своей статье убедительно отмечает: «Соревновательность в первую очередь необходимо рассматривать как важный ресурс личностного развития, обеспечения активной жизненной позиции каждого человека, средством его индивидуальной самореализации. Соревнование с другими, соревнование с самим собой — это в высшей степени действенные способы самомотивации» [4].
Состояния успеха могут возникать у учеников старших классов и как спонтанные позитивные эмоции, которые проявляются в процессе удовлетворения побудительных причин и как результат волевого акта.
Даже в том случае, когда старшекласснику для достижения поставленной цели приходится преодолевать большое количество внутренних преград, в структуре его психики всегда есть место позитивным ожиданиям успешного результата активности.
Поэтому успех как результат волевого акта не менее ценен и эффективен чем тот, который возникает при реализации непосредственных побуждений. Такой успех рождает уверенность в своих силах и не только поддерживает и стимулирует деятельность в данном направлении, но и способствует формированию потребности самореализации, самоутверждения именно в той деятельности, которая ранее требовала больших волевых усилий. Следует отметить, что общая цель педагогического процесса выступает как ожидаемый успешный результат позитивной учебно-воспитательной деятельности. Она дает направление развитию всех компонентов педагогического процесса: содержанию, принципам, методам, способам и формам обучения и воспитания. Успех как цель педагогического процесса накладывает свой отпечаток на учебно-воспитательные отношения и оформляет их как отношения позитивного сотрудничества направленного на активизацию общеличностного развития учеников старших классов. Прослеживается тесная взаимосвязь между постановкой субъектом обучения и воспитания целей формирования ситуаций успеха в педагогическом процессе и их воплощении в жизнь в процессы учебно-воспитательных отношений позитивного сотрудничества между учителем и учеником.
Подводя итоги следует отметить, что понятие «состояние успеха» характеризуется следующими признаками: возникновение радости, связанной с познанием неизведанного, нового; светлое чувство «прозрение» старшеклассника, которому становится доступным понимание конкретных явлений окружающего мира; чувство и осознание того, что учебно-познавательная, коммуникативная или другая социально-позитивная задача успешно решена, что достигнутые результаты позитивно оцениваются учителем и учениками класса; прилив умственной, физической, моральной энергии, что стимулирует дальнейшее движение старшеклассника в учебно-познавательной деятельности и общении. Цель учебно-воспитательной системы реализуется в совместной деятельности старшеклассника и учителя в ходе взаимоотношений сотрудничества. Эти взаимоотношения находят свое проявление в конкретных ситуациях успеха, сформированных учителем. Успех старшеклассника как результат его учебно-познавательной деятельности и общения стимулирует аналогичное состояние успеха в структуре активности личности самого учителя как результат его профессионально-творческой деятельности. Это позитивно-стимулирующее состояние активизирует саморазвитие обеих сторон, а в дальнейшем и их самовоспитание, самообучение, самосовершенствование. Это в свою очередь влияет на возникновение в структуре личности старшеклассника и учителя новых потребностей в успешной позитивной самореализации и влияет на характер их дальнейшей деятельности.
Литература:
1. Борисов, В. В. Нові завдання і функції професійної орієнтації з огляду на сучасний ринок праці: сутність і зміст маркетингу робочої сили / Борисов Вячеслав Вікторович, Борисова Світлана Володимирівна // Проблеми сучас. пед. освіти. Сер.: Педагогіка і психологія: [зб. ст.] / Республік. вищ. навч. закл. „Крим. гуманіт. ун-т”. — Ялта, 2005. — Вип. 7, ч. 1. — С. 20–23.
2. Ожегов С. И. Словарь русского языка / Под ред. Н. Ю. Шведовой. — М.: Русский язык, 1990. — 916 с.
3. Белкин А. С. Ситуация успеха. Как её создать / А. С. Белкин. — М.: Просвещение, 1991. — 176 с.
4. Борисова С. В. Соревновательность и отождествление индивида с профессиональной группой как факторы стимулирования развития профессиональной идентичности выпускника технологического факультета педагогического университета [Текст] / С. В. Борисова // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы III междунар. науч. конф. (г. Уфа, март 2013 г.). — Уфа: Лето, 2013. — С. 149–151.