В статье обосновывается роль компьютерной грамотности как составляющей подготовки будущих учителей технологии; выделены и охарактеризованы критерии и компоненты компьютерной грамотности в свете требований современного мира.
Ключевые слова: компьютерная грамотность, компоненты компьютерной грамотности, информационно-коммуникативные технологии.
Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными или практическими исследованиями.
Современные цели подготовки будущих учителей технологий в процессе глобальной информатизации, определяются необходимостью формирования основ информационной культуры будущих специалистов, предпосылкой которой является компьютерная грамотность.
Переход современной высшей школы на новое содержание и возрастание роли учителя в формировании составляющих общекультурных компетенций студентов обусловил необходимость исследования вопроса готовности педагога к использованию компьютера.
Практика показывает, что на современном этапе развития образования еще существуют противоречия между необходимостью внедрения информационно-коммуникационных технологий в образовательный процесс и готовностью учителей к использованию этих технологий. Особенно это касается подготовки будущих учителей технологий.
В основу отраслевых стандартов высшего образования Украины заложено требование по компьютеризации учебного процесса, но определенные социально-экономические условия и личностные факторы осложняют процесс внедрения информационно-коммуникационных технологий в учебный процесс. Сейчас существует противоречие между необходимостью формирования компьютерной грамотности у студентов — будущих учителей технологий и ее практическим воплощением, что обусловило выбор темы нашего исследования.
Анализ последних исследований и публикаций.
Проблемы профессиональной подготовки учителей в области информационных технологий постоянно находятся в центре внимания ученых, обсуждаются на различных конференциях и определяются разными концепциями. Анализ психолого-педагогической литературы показал, что предметом исследований многих ученых является педагогический потенциал информационных технологий. В частности, проблемы формирования компьютерной грамотности и информационной культуры учителей освещены в работах Н. В. Апатова, Л. П. Бабенко, В. В. Борисова, Б. С. Гершунского, М. И. Жалдака, Н. Г. Джинчарадзе, А. Ю. Каджаспирова, Г. М. Каджаспировои, В. М. Монахова, Н. В. Морзе, Н. Г. Ничкало, В. М. Оксмана, О. М. Пехоты, Ю. С. Рамського, Г. К. Селевка [1,2,3,4] и других. Вопросам подготовки учителя технологий в условиях информатизации образования уделяется внимание в работах С. С. Батурина, В. В. Борисова, И. Вильш,. О. М. Коберника, В. К. Сидоренко, В. В. Стешенко, С. Н. Яшанова.
В. В. Борисов, И.Вильш и С. С. Батурин, изучая проблему информационной культуры учителя, обращают внимание на то, что процессы глобализации, которые изменяют идеалы и мировоззрение людей, трансформируют ценности социального статуса и социальных институтов, власти и авторитетов, традиций, обычаев, пространства и времени [1, 2]. Необходимость введения и изучения понятий «информационная культура», «компьютерная грамотность» исследователи подтверждают потребностями современности и требованиями будущего.
Компьютерная грамотность, как составляющая готовности к использованию информационных технологий, определена в работах А. П. Ершова, Г. М. Ильмушкина, В. А. Каймина, И. А. Негодаева, Н. М. Розенберга, Н. Д. Угринович и др.
Данные современных исследований — Л. В. Белецкий, Н. Г. Джинчарадзе, Ю. А. Дорошенко, М. И. Жалдака, Н. В. Морзе, О. В. Суховирського, М. Ф. Юсуповой, С. М. Яшанова и др. подтверждают необходимость внедрения информационных технологий в подготовку будущих учителей и одновременно указывают на недостаточный уровень овладения студентами компьютерной грамотностью.
Формулировка цели статьи.
В статье определена роль компьютерной грамотности как составляющей подготовки будущих учителей технологий; выделены и охарактеризованы критерии и компоненты компьютерной грамотности в свете требований современного мира.
Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов.
Польская исследователь Иоланта Вильш убедительно доказала, что труд человека в будущем все больше и больше будет связан с информацией и оперированием нею. И.Вильш выделяет следующие необходимые умения:
- «умения поиска информации;
- умения хранить информацию;
- умения преобразовывать информацию;
- умения использовать измененную информацию;
- умения создавать собственную информацию;
- умения противодействовать воздействию информации, которая уменьшает возможность влиять на окружение;
- умения оценивать собственное состояние;
- умения оценивать состояние других людей» [10, с.82].
Содержание элементарной компьютерной грамотности сформировалось к концу 90-х гг. и, согласно Г. К. Селевко, включало: знание основных понятий информатики и вычислительной техники, принципиального устройства и функциональных возможностей компьютерной техники, современных программных оболочек; владение каким-либо текстовым редактором; наличие первоначального опыта использования прикладных программ утилитарного назначения и первоначальные представления об алгоритмах, языках и пакетах программирования. Однако в этом случае не полностью разрешается проблема адресного профессионального использования информационных технологий в подготовке специалиста [6].
Понятие компьютерной грамотности появилось вместе с введением в школу предмета информатики. Как отмечал академик Е. П. Велихов, «цель обучения предмету «Основы информатики и вычислительной техники» можно сформулировать как достояние учениками компьютерной грамотности, что включает в себя начальные фундаментальные знания в области информатики, знания и навыки, относящиеся к простейшему использования компьютеров, умение писать простые программы, представление о возможности и сферы применения ЭВМ, о социальных последствиях компьютеризации». Очевидно, каждый из указанных компонентов не может иметь устойчивого содержания, как и приведенный перечень не может оставаться неоспоримым и неизменным. В этом и заключается диалектическая сущность конкретных целей обучения, которые со временем меняются.
Что же представляет собой компьютерная грамотность? Можно ли сопоставить ее с обычной грамотностью? Ведь существуют более или менее устойчивые критерии — умение читать, писать, считать и т. д. Теперь, когда опыт компьютерного просвещения только начинает накапливаться, обобщаться и анализироваться, однозначного ответа на этот вопрос дать невозможно. Поэтому правомерно выделять несколько уровней компьютерной грамотности. Конкретное их разграничения может осуществлять различным образом. Приведем в качестве примера вариант классификации уровней компьютерной грамотности, предложенный американским специалистом Д. Норманом:
- знакомство с основными понятиями электронно-вычислительной техники: алгоритмы, программы, архитектура ЭВМ, базы данных, сети ЭВМ и т. д., и принципами ее применения;
- умение применять ЭВМ;
- умение программировать;
- разработка общих принципов и методов программирования.
Из приведенных уровней только первые три следует обсуждать в связи с проблемой компьютерной грамотности. Последний уровень далеко выходит не только за эти рамки, но и за пределы возможностей большинства программистов-профессионалов, потому, что к нему могут быть соотнесены только те немногие специалисты высочайшего класса, во многом определяющие нынешнее состояние и пути развития теории программирования.
При рассмотрении процесса программирования, как одного из компонентов компьютерной грамотности, необходимо уточнение подхода к данной проблеме, так как она имеет множество градаций. Профессиональный программист, который разрабатывает сложные программы, имеет такое же отношение к компьютерной грамотности, которое выдающийся писатель имеет к грамотности обычной.
Поэтому применительно к компьютерной грамотности будущего учителя технологий, правомерно говорить об умении составлять значительно простые программы, непосредственно те программы, которые напрямую связаны с профессиональной деятельностью специалиста. Более того, это умение далеко не всеми рассматривается как обязательный элемент компьютерной грамотности.
Действительно необходимым уровнем является умение в достаточно четкой форме представить структуру задачи, указать на ожидаемые результаты, возможные трудности и т. д., другими словами, дать математику-программисту наиболее полное содержание описания проблемы, необходим для разработки адекватной и эффективной программы ее решения.
Итак, в рамках предложенных выше критериев к компьютерной грамотности, очевидно, только первые два (знание общих принципов и владение навыками практического применения компьютера в своей профессиональной деятельности) и, возможно, знание основ программирования и умение писать относительно простые программы.
Проводя параллель с обычной грамотностью, под компьютерной грамотностью можно понимать умение вычислять, читать, писать, рисовать, искать информацию с помощью компьютеров. Признак высокой грамотности, уже сформировавшейся — самостоятельность и эффективность работы с применением компьютеров.
Не смотря на то, что понятие «компьютерная грамотность» довольно широко используется — вопросом его формулировки мало кто занимался всерьез. Содержание понятия компьютерная грамотность менялось с развитием средств вычислительной техники и появлением информационно-комуникативных технологий.
Исходя из теоретического исследования, нами было взято за основу следующие определения термина «Компьютерная грамотность»:
Компьютерная грамотность — владение навыками решения задач с помощью ЭВМ, умение планировать действия и предвидеть их последствия, понимание основных идей информатики, представление о роли информационных технологий в жизни общества [2]
Компьютерная грамотность — овладение минимальным набором знаний и навыков работы на персональном компьютере. Рассматривается сегодня как мастерство столь же необходимое, как чтение и письмо. [10]
Обеспечение компьютерной грамотности не может быть целью только одного учебного предмета — информатики. Для повышения качества и уровня профессиональной подготовки будущих учителей технологии, как специалистов современного общества в частности, необходимо овладение компьютерной грамотностью на протяжении всего учебного процесса, по всем учебным предметам. Для этого необходимо выделить задачу формирования компьютерной грамотности из курса информатики и перенести ее в курс компьютерной грамотности охватывающий весь процесс становления специалиста. Это позволит начать внедрение информационных технологий по всем учебным предметам уже в среднем звене обучения в школах различного профиля.
Для определения компьютерной грамотности как составляющей профессиональной подготовки учителей технологии необходимо уточнить, из каких конкретно компонентов состоит компьютерная грамотность.
Специалисту, обладающему высоким уровнем компьютерной грамотности необходимо знать общие принципы устройства, работы компьютера и его логико-функциональной структуры, основные направления их использования в своей профессиональной деятельности, уметь самостоятельно поставить и решить с помощью компьютера простые задачи на вычисление, управление, моделирование, хранение и обработку информации.
Учитывая быстрое развитие индустрии математического обеспечения, интенсивную разработку различных пакетов прикладных программ, нами было предположено, что подавляющее большинство будущих пользователей компьютера не станет самостоятельно готовить программы для решения собственных производственных задач.
А это значит, что общеобразовательное значение в составе компьютерной грамотности имеют те знания и умения, которые позволяют достаточно уверенно пользоваться компьютером и применять ограниченный набор готовых средств программного обеспечения: работа с текстовыми и графическими редакторами, электронными таблицами, записной книжкой и пр.
Определенному количеству учителей всё же придется изучать основы программирования и самостоятельно или с помощью профессионалов составлять программы. Но таких пользователей будет немного.
Научиться же, формулировать требования к заказываемой программе или пользоваться компьютером с готовым программным обеспечением придется, чуть ли не каждому специалисту. А для этого нужно понимать, что можно поручить компьютеру и как сформулировать это поручение. Для этого требуются четкие и, главное, однозначные формулировки.
Благодаря стремительному развитию компьютерных технологий и глобальной информатизации — учителя технологии имеют доступ к самой разнообразной информации в любой точке планеты, обмениваются информацией друг с другом. Но для этого необходимо знать правила навигации по огромному океану доступной информации и обладать определенной культурой для отбора необходимой информации.
Для молодых специалистов информационно-коммуникативные технологии открывают доступ к знаниям, дают совершенно новые возможности для обретения профессиональных знаний и для творчества, приобщают к ценностям мировой культуры. Поэтому формирование информационной культуры подрастающего поколения — очень важная задача.
Таким образом, следующий уровень компьютерной грамотности связан с умениями искать, накапливать и перерабатывать информацию самого различного рода — в форме таблиц, рисунков, чертежей и различных описаний, оформлять их в виде текстов, передавать по сети, находить и получать их из различных источников, систематизировать, вновь перерабатывать и использовать для решения различных практических задач.
Для овладения компьютерной грамотностью необходимы навыки работы с базами данных и информационно-поисковыми системами по технике и механике, истории и литературе, памятникам архитектуры и произведениям искусства, филологии и языкам, биологии и географии и другим учебным предметам и дисциплинам. Будущего специалиста необходимо научить, не только работать с этими базами данных, но и наполнять их информацией, проводить ее поиск и анализ, искать ошибки и находить правильные решения.
Однако, сегодня более актуальна проблема формирования мировоззренческого компонента информационной культуры личности, в основе которой лежит определение информационной деятельности личности как социально значимого, этического способа жизнедеятельности в информационном пространстве.
Современное общество, в своем большинстве, имеет современные персональные компьютеры. Но реальная картина указывает на то, что вся эта техника, по сути, мало используется в образовательном поле — учащиеся компьютерной грамотности пользователи предоставлены сами себе. При этом, именно школьники и студенты являются наиболее активными исследователями и создателями электронной информации, и чаще всего имеют слабое представление о возможных негативных последствиях своей информационной деятельности.
При решении проблемы формирования мировоззренческого компонента компьютерной грамотности личности в качестве цели можно рассматривать целостную готовность личности к освоению нового образа жизни на информационной основе.
Обобщив изложенный материал, можем выделить пять уровней компьютерной грамотности учителей технологии:
1. общие навыки работы с компьютером, нормы теста «слепого» набора на клавиатуре, основы логического мышления;
2. офис: текстовые, графические работы, электронные таблицы, презентации;
3. использование систем управление баз данных (СУБД);
4. структуризация информации, гипертекст (язык HTML), создание сайтов;
5. программирование, логика, идеология.
Необходимость приобщения к современным информационно-комуникативным технологиям значительной части общества подразумевает начало их решения на начальных этапах подготовки будущих специалистов.
Безусловно, каждому человеку сегодня необходимы компьютерная грамотность и опыт практического использования компьютеров.
Анализ сущности понятия «компьютерная грамотность» возникшего в годы компьютеризации образования с полной уверенностью можно назвать первым шагом на пути к формированию готовности студентов к использованию информационно-коммуникативных технологий в профессиональной деятельности.
Компьютерная грамотность начинается с правильного ввода информации в компьютер.
Выводы и перспективы дальнейших исследований в данном направлении.
Процесс овладения компьютерной грамотностью не должен сводиться лишь к обучению составления программ и работы с ними на компьютере. Этот процесс должен протекать на широком общекультурном фоне, повышении духовной культуры обучающегося субъекта, что предохранит от опасности технократических подходов к обучению и воспитанию. Целью такой работы должна быть не компьютеризация, а информатизация образования. В таких условиях обучающему становится доступен большой объем информации и максимальное использование информационного потока.
Проведенное исследование не исчерпывает всех аспектов вопроса формирования компьютерной грамотности будущего учителя технологий как составляющей профессиональной подготовки. Перспективными являются такие направления научных и научно-методических исследований, как изучение опыта формирования компьютерной грамотности учителя технологий в условиях Болонского процесса с учетом направлений реформирования высшего образования Украины.
Литература:
1. Борисов В. В., Вільш І., Батурін С. Зміст інформаційної культури вчителя / В. В. Борисов, І. Вільш, С. Батурін // Гуманізація навчально-виховного процесу: зб. наук. пр. — 2011. — № LIV. — С. 20–27.
2. Информационная политика / [Беспалов П. В.и др.]; под ред. В. Д. Попова. — М.: Рос. академия гос. службы при Президенте РФ, 2003. — 459 с.
3. Ершов А. П. Концепция информатизации образования / Информатика и образование. — 1988. — № 6. — 4 с.
4. Онищенко С. В. Формування професійної компетентності майбутнього вчителя технології засобами інформаційно-комунікативних технологій / Науковий часопис національного педагогічного університету імені М. П. Драгоманова. Серія № 5. Педагогічні науки: реалії та перспективи. — Випуск 31: збірник наукових праць / за ред. проф. М. С. Корця. — К.: Вид-во НПУ імені М. П. Драгоманова, 2012. — 154 с.
5. Розенберг Н. М. Информационная культура в содержании общего образования / Советская педагогика. — 1991. — № 3. — 33 с.
6. Селевко Г. Современные образовательные технологии: учебное пособие / Г. Селевко. — М.: Народное образование, 1998. — 256 с.
7. Семенов А. Роль информационных технологий в общем среднем образовании / А. Семенова. — М.: Изд-во МИПКРО, 2000. — 12 с.
8. Угринович Н. Информатика и информационные технологии: учебное пособие для общеобразовательных учреждений) / Н.Угринович. — М.: 2001. — 464 с.
9. Шапошнікова І. М Комп’ютерна грамотність як умова ефективного розвитку сучасного суспільства / І.М., Л. Л. Макаренко. Наука і сучасність: Збірник наукових праць. — Том ХХХVІІІ (38). — К.: Вид-во НПУ імені М. П. Драгоманова, 2003. — 159 с.
10. Wilsz J. Umieejetnosci potrzebne nauczycielowi techniki do skutecznego komunikowania sie z uczniami [w:] Techika- Informatyka-Edukacja. Teoretyczne I praktyczne problem edukacji informatycznej, t. IX, red. W. Walat, Rzeszow: 189.-2008.