Рынок услуг — это древнее явление, которое связано с появлением обмена и движением денег, включающий круг услуг, оказываемых населению. Формирование российского рынка можно отнести к половине 90х гг. XX века, т. к. происходил процесс рыночных реформ и приватизации. До того времени деятельность жестко регулировалась государством. Государство являлось основным поставщиком услуг. Переход к рынку и утрата государственной монополии в ряде отраслей экономики привели к разделению, потере связей, разобщению интересов участников различных сфер деятельности. Сфера услуг в России в ходе экономического реформирования объективно оказалась в условиях самоокупаемости и самофинансирования. В настоящее время сфера сервиса практически полностью лишена финансовой поддержки со стороны государства, несмотря на активное создание в большинстве регионов специализированных структур, призванных обеспечивать конкурентные преимущества и развивать сервисную деятельность [1, 57 с.]. Сфера услуг продолжает оставаться в экономическом и организационном плане во многом дисфункциональной по отношению к целому ряду общественных потребностей. Многие новые виды сервиса генерируют услуги высокодоходного характера, т. е. нацеленные преимущественно на небольшую часть обеспеченных и сверхобеспеченных людей. В то же время частный капитал не склонен осваивать малорентабельные сервисные производства, необходимые обществу и регионам страны. На сегодняшний день в руках государства и местных властей полностью или частично остается ряд направлений сервисной деятельности:
- Жилищно-коммунальные и бытовые услуги;
- Железнодорожный и городской транспорт;
- Почта, телеграф, телефон;
- Образование;
- Система здравоохранения, а так же значительная часть социокультурных услуг.
При этом в каждом из указанных сегментов постоянно растут тарифы на обслуживание, возрастает доля платных услуг. Наряду с государственным сектором услуг параллельно развивается и частный сектор. Между этими секторами усиливается конкуренция, но это пока не приводит к снижению себестоимости сервисной продукции и снижению расценок на услуги. Все это обусловливает тот факт, что на сервисное обслуживание потребителям приходится выделять все большую долю из своих доходов, что не может удовлетворить основную часть населения [2, с. 187].
Однако рынок услуг в настоящее время переживает бурное развитие, это связано с растущей конкуренцией, стремлением фирм повысить свои доходы, усложнением материального производства [3, с. 81]. Следует обратить внимание на тот факт, что услуга является значительным игроком в социально- экономическом механизме общества, на которое влияют множество факторов. Сейчас государство направляет свои действия на построение эффективной налоговой системы, создание условий для предпринимательства, так же важно наличие квалифицированных специалистов, уровень благосостояния населения, его традиции и ментальность, которые оказывают влияние на качество обслуживания. В настоящее время роль рынка услуг как одного из важнейших секторов экономики очень велика и актуальна. Это связано и усложнением производства, насыщением рынка новыми товарами, с быстрым ростом НТП.
Рынок услуг в России можно разделить по видам (рис. 1).
Рис. 1. Виды рынков
Мировой рынок является одним из наиболее быстро растущих секторов мирового хозяйства. Следует отметить, что степень монополизации мировой торговли услугами гораздо выше, чем международной торговли товарами. Однако разнообразные виды услуг мировой торговли не сложились еще в рынок с четко выделенными общими свойствами. Вместе с тем важнейшие тенденции количественного роста и качественных изменений уже могут быть отмечены:
1. Приоритетное преимущество транснациональных корпораций, для которых внутрифирменная передача информации, технологии, финансов, выступает в форме международной продажи услуг;
2. Научно-технический прогресс ввел новые формы и средства спутниковой связи и видеотехники, что позволило отказаться от личного контакта продавца и покупателя;
3. Снижение транспортных издержек увеличило степень мобильности производителей и потребителей услуг.
Важнейшим фактором положительных тенденций развития является своевременная и всесторонняя оценка влияния внешнеэкономической деятельности на экономику страны, на ее платёжеспособный баланс, на социальную и культурную сферы.
Внешнеэкономическая деятельность представляет собой одной из важнейших приоритетных составляющих стратегии экономического роста. Она выполняет особую роль в обеспечении интеграции экономики Р. Ф. в мировое экономическое хозяйство, международное разделение труда, в ускорение вхождение экономических, правовых и других российских структур с систему международных стандартов, в частности, стандартов ВТО и ЕС, участие России в деятельности международных экономических, научно — технических и других учреждений [4].
Основным направлением функционирования регионального рынка — это его устойчивое развитие, с целью достижения более высокого по сравнению с предыдущим функциональным состоянием. Существуют направления, которые способствуют развитию региональных рынков (таблица 1).
Таблица 1
Направления, способствующие развитию региональных рынков
Рынки |
Направления |
Товары потребления |
Установление соответствия доходных и расходных статей бюджетов семьи. |
Производственные ресурсы |
Увеличение соответствия остаточной прибыли производственных предприятий с общими объемом выпуска средств в регионе. |
Капитал |
Установление соответствия процента по депозитам и дивидендов на акции, а так же превышение совокупных долгосрочных инвестиций в экономику региона над краткосрочными. |
Человеческие ресурсы. |
Установление оптимального количества и качества человеческих ресурсов в соответствии с потребностями экономического роста. |
Низкий уровень взаимодействия предприятий в региональных экономических системах, характерный для России, при низкой централизации управления, стал одним из факторов, деформирующих региональные рынки и снижающих конкурентоспособность российских предприятий. Отсутствие стратегического управления региональными экономическими системами сдерживает экономический рост регионов, повышения качества жизни населения и вызывает центральные тенденции обособление региональных рынков [5].
Развитие местного рынка в России и модели муниципального управления должна выглядеть следующий образом:
1 Особенности местного самоуправления проявляются в различии уровней экономического развития, социального обеспечения, территориальных размеров и географического положения муниципальных образований, являющихся объектами муниципального управления
2 Органы муниципального управления должны уделять большое внимание поддержке тех предприятий, которые занимаются производством товаров, выполнением работ, оказанием услуг и соответственно выступают наиболее стабильным источником средств
3 Целью муниципальной экономической политики, осуществляемой посредством муниципального управления, является обеспечение местного сообщества необходимым объемом услуг на основе имеющихся ресурсов, т. е. реализация муниципальной модели управления [6].
Для России изучение и оценка легального и теневого рынков является актуальным, т. к. переход к рыночному хозяйству определил ускоренное развитие сферы услуг, а ее специфика состоит в том, что в сфере услуг обращаются в основном наличные деньги и доминирует малый бизнес. В условиях слабой и противоречивой законодательной базы, непоследовательных действий государства сфера услуг стала одним из важнейших элементов теневой экономики [3, с 113].
Теневой и легальный рынки непосредственно оказывают значительное влияние на работодателей. На сегодняшний день удачно найденный баланс легальной и нелегальной деятельности, а так же институциональные возможности его поддержания создают для предприятий благоприятные возможности на теневом рынке. Граница между легальной и нелегальной деятельностью В России зыбка и неопределенна, она легко сдвигается в требуемую ситуацию [7].
Что касается свободного и регулируемого рынков, то следует подчеркнуть, что полностью деятельность ни первого, ни второго не происходит. В настоящее время жестко регулируются рынки таких услуг, как медицинские, образовательные, транспортные, охранные. Рынок услуг по уровню насыщенности представляет собой нескончаемый дисбаланс между ненасыщенным (дефицитным) и избыточным рынков. Равновесие рынка услуг — это идеальное состояние, которое может складываться на какой- то определённый период времени.
Рынок услуг — это деятельность, целью которой является удовлетворить население в их потребностях. Потребности, в свою очередь, охватывают различные сферы жизнедеятельности (рис.2).
Рис. 2. Потребности населения в сфере услуг
Из рисунка видно, что удовлетворив вышесказанные потребности, можно добиться поддержание здоровья граждан, удовлетворив их духовные, культурные и финансовые потребности.
На всем пространстве Р. Ф. должен функционировать единый рынок, основным принципом которого должны быть свобода экономических, научно — технических и других договорных отношений между предприятиями, свободное движение товаров и капитала по всей территории России, единство принципов налогообложения, свобода транзитных перевозок, свободная конкуренция производителей, разных форм собственности.
Современные рынки изменяются быстрым темпом под влиянием следующий тенденций (рис. 3.).
Рис. 3. Тенденции развития современных рынков
Представленные тенденции влияют в значительной степени, как на отдельного потребителя, так и на предприятие в целом. Цель предприятий сферы сервиса — конкурентоспособность и прибыльность, достигнуть которых возможно только благодаря высокому качеству организации предоставлению услуг и доведения ее до потребителя. Рынок услуг как динамично развивающееся явление в современной обществе должна быть непосредственно связана с воспроизводством человеческой жизни и способствовать созданию благоприятных условий развития и размещения производительных сил отдельных регионов.
Литература:
1. Формирование конкурентных преимуществ отраслей сферы услуг региона: монография/ Л. В. Бондаренко, ФГБОУ ВПО «Южно — Рос. Гос. ун- т. Экономики и сервиса» — Шахты, 2012–106 с.
2. Сервисная деятельность: Историческая и современная практика, предпринимательство, менеджмент: Учебное пособие / Г. А. Аванесова. — М.: Аспект Пресс, 2004–318 с.
3. Сфера услуг: экономика: учеб. Пособие/ Т. Д. Бурленко, Н. Н. Даниленко, Т. А. Туренко, под ред. Т. Д. Бурленко — М.: КНОРУС, 2007–328с.
4. Воронина Н. А., Институт экономики и права Ивана Кушнира, статья [Электронный ресурс], Режим доступа: http://www.be5.biz/index.htm
5. Блинов А. О., Захаров В. Я., — журнал «Менеджмент в России и за рубежом» № 1, 2003 г.
6. Международный электронный журнал «Проблемы теории и практики управления», [Электронный ресурс], Режим доступа: www.uptp.ru
7. С. Ю. Барсуков, статья «Теневой рынок труда в России: стратегии работников и работодателей», [Электронный ресурс], Режим доступа: http://ecsocman.hse.ru/data/375/679/1219/034.BARSUKOVA.pdf