В статье авторы описывают краткосрочный проект с детьми средней группы о домашних животных.
Ключевые слова: дети, домашние животные
Актуальность:
«Воспитание бережного и заботливого отношения к животным имеет большое значение в дошкольный период в жизни ребенка. Мир животных чрезвычайно привлекателен, животные в доме — важный фактор воспитания. Это не удивительно, ведь каждой матери и каждому отцу хочется, чтобы их дети были добрыми, сердечными, отзывчивыми. По словам ученого «Не может быть добрым человек, который не любит животных, который никогда не проявил о них заботу». Вовлекая ребенка в совместную деятельность по уходу за домашними питомцами, взрослые развивают в нем чуткость, умение понимать другую жизнь, побуждают к сочувствию, воспитывают готовность помогать делом» [1].
Цель проекта:
формирование представлений детей о домашних животных, посредством разных видов деятельности, методов и форм детей и взрослых.
Задачи:
- Уточнить представления детей о домашних животных, их внешнем виде, какие голоса подают, где живут, чем питаются, какую пользу приносят.
- Формировать гуманное отношение к животным.
- Развивать речь, мышление, любознательность, воображение, обогащать словарный запас.
- Прививать интерес и любовь к устному народному творчеству посредством сказок, пословиц, поговорок, считалок [2].
Продукт: Создание изобразительного альбома «Домашние животные глазами детей»
Срок реализации: краткосрочный (неделя)
Тип: творческий, познавательный.
По количеству участников: групповой (дети средней группы, родители, воспитатели).
Этапы реализация проекта:
I. Подготовительный этап
Цель: Формирование мотивации детей посредством разных видов деятельности.
- Сказки: “Сказка о козе лупленой”, русская народная сказка «Кот — серый лоб, козел да баран»; С. В. Михалков “Три поросенка”; К. Ушинский “Слепая лошадь”, “Спор животных”; «Зимовье», обр. М.Булатова, В. Бианки «Первая охота»
- Стихотворение: “Домашние животные”.
- Пословицы: Кошке игрушки, а мышке слезки. Корова на дворе — еда на столе. Собака человеку неизменный друг. Конь бежит — земля дрожит. Корову палкой бить — молока не пить. Старая собака понапрасну не лает. Через силу и конь не скачет.
- Загадки про домашних животных;
- Динамическая пауза: “Корова”, “Козочка”, “Кошка”, “Котик”;
- Пальчиковая гимнастика: “Два козлика”, “Поросята”;
- Считалки: “Шла коза по мостику”, “Конь ретивый”, “Свинка ходит по бору”;
- Потешки: “Привяжу я козликов к белой березке”, “Уж как я ль мою коровушку люблю!”;
- Дидактические игры: “Я знаю 5 названий домашних животных”, “Кто как говорит”, “Что ты будешь делать”, “Корова с теленком”, “Кто, чем питается”, “Третий — лишний”, “Животное домашнее или дикое”, “Любимые детки”;
- Подвижные игры: “Пластилиновые фигуры”, “Земля, вода, воздух, огонь”, “Мыши кот”, “Кто сказал мяу, гав, Му-Му”, “Пастух и овцы”, “Заболевшая кошка” [3].
II. Основной (практический)
Цель: Закрепление знаний о домашних животных посредством разных образовательных областей.
Познание -
- «Домашние животные”, цель — познакомить детей с домашними животными, обитающие в городских и сельских местностях.
- “Мы в ответе за тех, кого приручили”, цель — формировать у детей бережное отношение к животным
Коммуникация-
- Разучивание стихотворения “Овечка”, цель — практиковать в разучивании стихотворения об овечке.
- Пересказ рассказа В. Сутеева “Три котёнка”, цель — учить пересказывать рассказ с опорой на сюжетные картинки.
Познание (ФЭМП):
- “Щенок, который умел считать до 5”, цель — упражнять в счете в пределах до 5 с помощью сказки [4].
Художественное творчество:
- “Наши помощники”, цель — закрепить знания детей о домашних животных, об образе жизни, внешнем виде.
- “Овечка из стаканчиков” (исольз.б.м.), цель — закрепить знания детей об овечке, ее образе жизни, внешнем виде.
- “Поросенок” (тестопластика), цель — передавать в лепке конструктивным способом строение домашнего животного — поросенка.
Музыкальная деятельность:
Слушание:
- «Котик заболел», «Котик выздоровел» муз. А. Гречанинова
- «Как у наших у ворот» рус. нар. мелодия
Пение:
- «Кисонька-мурысонька» рус.нар. песня
- «Лошадка» муз. Т. Ломовой, сл. М. Ивенсен
Этюд-драматизация:
- «Что ты хочешь, кошечка?" муз. Г.Зингера, сл. А. Шибицкой
- «Горячий конь» муз. Т. Ломовой
Музыкальные игры:
- «Котята-поварята» сл. М.Ивенсен, муз. Е. Тиличеевой
- «Коза-дереза» Сл. народные, муз. М. Магиденко [5].
III. Заключительный
Цель: Обобщить и систематизировать знания детей о домашних животных и их детенышах.
Создание альбома — «Домашние животные глазами детей» (рисунки детей) [6].
IV. Презентационный
Цель: сформировать у детей представлений о домашних животных.
Презентация с элементами моделирования домашних животных.
Моделирование: животные, проживающие в деревне и в городе.
Взаимодействие с родителями:
- Папки-передвижки, консультации: “Животные — лучшие терапевты для вас и ваших детей”, “Если вы решили завести питомца”, “Почему дети боятся животных?”, “Дети и домашние животные”, “ Вред или польза?”.
- Анкета “Есть ли в вашей семье домашние животные. Какие?”
- Совместная выставка рисунков «Мой любимый питомец» [7].
Ожидаемые результаты:
1) домашние животные играют в природе и в жизни человека важную роль.
2) понимание детьми, как ухаживать за домашними животными, бережного отношения к ним.
Литература:
- https://bilimportal.kz/baza-materialov/doshkolnoe-...
- https://www.maam.ru/detskijsad/kratkosrochnyi-proe...
- https://infourok.ru/organizaciya-proektnoj-deyatel...
- https://vk.com/wall-210703907_104
- https://urok.1sept.ru/articles/615190
- https://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2020/11/29/kratkosrochnyy-proekt-domashnie-zhivotnye-kakie-oni
- https://amelchenko-krgora-ds45.edumsko.ru/attestation/post/1671441