Активизация познавательной деятельности обучающихся как средство формирова-ния метапредметных результатов при изучении курса естествознание | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №12 (59) декабрь 2013 г.

Дата публикации: 04.12.2013

Статья просмотрена: 3196 раз

Библиографическое описание:

Сорокина, Л. А. Активизация познавательной деятельности обучающихся как средство формирова-ния метапредметных результатов при изучении курса естествознание / Л. А. Сорокина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2013. — № 12 (59). — С. 522-524. — URL: https://moluch.ru/archive/59/8317/ (дата обращения: 15.11.2024).



Правильная, хорошо развитая речь является одним из основных показателей готовности ребенка к успешному обучению в школе. Недостатки речи могут привести к неуспеваемости, породить неуверенность малыша в своих силах, а это будет иметь далеко идущие негативные последствия. Поэтому начинать заботиться о правильности речи ребенка нужно как можно раньше. Актуальность и жизненность данной проблемы определяется увеличением количества детей с дефектами речи, в том числе и с нарушениями звукопроизношения.

Речь не является врожденной способностью, она формируется постепенно, и ее развитие зависит от многих причин. Одним из условий становления нормального звукопроизношения является полноценная работа артикуляционного аппарата.

Артикуляционная гимнастика — метод воспитания звукопроизношения, признанный целым рядом известных теоретиков и практиков, специализирующихся по расстройствам речи (М. Е. Хватцев, О. В. Правдина, М. В. Фомичева и др.).

Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков — фонем — и коррекции нарушений звукопроизношения любой этиологии и патогенеза, она включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки определенных положений губ, языка, мягкого неба, необходимых для правильного произнесения, как всех звуков, так и каждого звука той или иной группы. Традиционная артикуляционная гимнастика состоит из ряда упражнений статических и динамических (см. Приложение).

Занятия по артикуляционной гимнастке сами по себе не интересны, не совсем понятны детям, проходят без желания детей выполнять какие — либо упражнения. Я сумела из этих упражнений составить логически выстроенные, занимательные сюжетные сказки в сопровождении красочных иллюстраций. Их использование непременно повышает интерес детей к выполнению упражнений, вносит разнообразие в учебный процесс и способствует ускорению совершенствования артикуляционных органов и соответственно речи детей. Логопед рассказывает сказку, а дети «показывают» ее, услышав знакомые им артикуляционные упражнения.

Сказки Весёлого Язычка мы стали активно использовать в детском саду в своей практике. Детям нравится. Детям интересно. Результаты развития речевого аппарата отличные.

Итак, сегодня мы с вами отправимся в увлекательные путешествия вместе с Весёлым Язычком.

1. « НА ПОЛЯНКЕ» .

Жил-был Веселый Язычок в своем домике .

Однажды он решил прогуляться. Выглянул из домика и замерз, стал тонкий, острый, как иголочка .

Спрятался в домике и еще раз выглянул, и еще, как язычок у змейки .

Потом все-таки решил выйти и прогуляться. Пошел он на полянку и даже не пошел, а покатился, как катушка .

На полянке он увидел грибок .

Увидел лошадку и покатался на ней.

Встретил он и важного индюка .

Вдруг он услышал, как гудит пароход и понял, что уже много времени, пора домой.

Взглянул на часики точно, пора.

А дома губки его наказали за то, что он так долго гулял.

Почистил Язычок зубки

и лег спать в свою теплую постельку .

2. «ДЕТСКИЙ ПАРК».

Жил-был Веселый Язычок .

Вот однажды он решил он пойти погулять в детский парк. Выглянул из домика — тепло, солнечно.

Он и решил погреться на солнышке, как блинчик на сковородке.

Погрелся и отправился в путь. Пришел язычок в парк и решил сначала покататься с горки ,

потом на качелях .

Пощелкал язычок от удовольствия и отправился смотреть фокусы .

А потом Язычок полакомился вкусным вареньем ,

которое было в красивом ковшике

и съел конфетку .

Посмотрел на часики — поздно уже.

И покатился домой, как катушка .

А дома губки его наказали , за то, что он так долго гулял.

Почистил Язычок зубки

и лег спать в свою теплую постельку .

3. «РЕМОНТ».

Жил-был Веселый Язычок .

И был у него домик рот.

А у домика было две двери — губы и зубы .

Решил Язычок в своем домике порядок навести. Сначала побелил потолочек . Затем стены, как настоящий маляр .

Домик засиял, как новый. Пощелкал Язычокот удовольствия.

Сел на крылечке и заиграл на трубочке , на гармошке и на барабане .

А еще устроил себе праздничный ужин — блинчики со вкусным вареньем .

Затем посмотрел на часики поздно. Пора отдыхать.

Почистил он зубки

и лег спать в свою постельку .

Приложение

Артикуляционные упражнения

(каждое упражнение выполняется 15–20 сек.)

1

Блинчик

Широкий язык высунуть, расслабить, положить на нижнюю губу. Следить, чтобы язык не дрожал

2

Иголочка

Рот широко открыть. Язык высунуть далеко вперёд. Напрячь, сделать узким

3

Ковшик

Рот широко открыть. Широкий язык поднять кверху. Подтянуться к верхним зубам, но не касаться их

4

Горка

Рот приоткрыть. Боковые края языка прижать к верхним коренным зубам. Кончик языка упереть в нижние передние зубы

5

Трубочка

Высунуть широкий язык. Боковые края языка загнуть вверх. Подуть в получившуюся «трубочку»

6

Часики

Высунуть узкий язык. Тянуться попеременно то вправо, то влево из уголка в уголок рта. Губ не касаемся

7

Лошадка

Присосать язык к нёбу. Щёлкать языком медленно, сильно, тянуть подъязычную связку

8

Грибок

Раскрыть рот. Язык присосать к нёбу. Не отрывая языка от нёба, сильно оттянуть вниз нижнюю челюсть

9

Качели

Высунуть узкий язык и тянуть его попеременно то к носу, то к подбородку. Рот не закрывать

10

Вкусное варенье

Высунуть широкий язык. Облизать верхнюю губу и убрать в рот. Рот открытым удерживать

11

Змейка

Рот широко открыть. Язык сильно вытянуть вперёд, напрячь, сделать узким. Убрать в рот. И так несколько раз

12

Маляр

Высунуть язык. Рот приоткрыть. Облизать сначала верхнюю, затем нижнюю губу по кругу. Можно менять направление

13

Катушка

Выполнить упражнение «горка». Широкий язык выкатывать вперёд и убирать вглубь рта. Кончик языка не отрываем от нижних зубов

14

Приклей конфетку

Рот широко открыть. Узкий язык поднять к верхним зубам. Удерживать

15

Индюк

Рот приоткрыть. Язык в виде «ковшика» производит движения по верхней губе вперёд и назад. Сначала медленно, затем ускорить темп, пока не послышится «бл-бл» (как болобочет индюк)

16

Барабан

Улыбнуться. Многократно проговаривать звук «Д». темп постепенно ускорять

17

Почистить зубки

Рот широко открыт. Кончиком языка «чистим» верхние, затем нижние зубы

18

Наказать язычок

Делаем «блинчик». Шлёпаем его губами, произнося «пя-пя-пя»

19

Гармошка

Выполняем упражнение «грибок». Не отпуская языка, поднимаем и опускаем нижнюю челюсть, как меха на гармошке

20

Фокус

Язык в виде «ковшика». Дуть на него теплой струёй воздуха

21

Пощелкать кончиком языка

Щёлкаем самым кончиком языка, как будто дразнимся

22

Пароход гудит

Произносим длительно звук «Ы», при этом челюсти сильно напрягаем

23

Побелить потолок

Рот широко открыт. Кончиком языка «белим потолочек», то есть верхнее нёбо

24

Постелька

Широкий язык расслабить, положить за нижние зубки

Литература:

  1. Косинова Е. М. Гимнастика для развития речи. — М., 2003.
  2. Лукина Н. А. Использование игровых приемов в коррекционной работе с детьми с ОНР // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития, 2004, № 4. — С.38–43.
  3. Рыжова Н. В. Артикуляционная гимнастика как эффективное средство формирования правильного звукопроизношения у детей // Дошкольная педагогика, 2010, № 4. — С.16–22.
Основные термины (генерируются автоматически): познавательная деятельность, прием активизации, урок естествознания, обучающийся, познавательная деятельность обучающихся, старшая школа, учебная деятельность, учебный материал, учебный предмет, высокая сложность.


Похожие статьи

Формирование метапредметных умений студентов при изучении иностранного языка

Статья посвящена вопросу реализации метапредметного подхода в современной образовательной практике. Автор рассматривает формирование метапредметных умений студентов при изучении иностранного языка. Особое внимание уделяется метаумению находить и пере...

Использование психоэмоциональных методов активизации познавательной деятельности на уроках русского языка и литературы

Статья посвящена использованию психоэмоциональных методов активизации познавательной деятельности на уроках русского языка и литературы. Раскрывая специфику предметного использования методов, корректирующих эмоциональное состояние участников образова...

Здоровьсберегающий потенциал психофизиологических методов активизации познавательной деятельности

Статья посвящена использованию здоровьсберегающего потенциала психофизиологических методов активизации познавательной деятельности, как наиболее «органичного» способа реализации заложенных во ФГОС ООО 2-го поколения идей развития образования. На осно...

Внеурочная деятельность учащихся как средство достижения личностных и метапредметных результатов в условиях реализации ФГОС

В статье представлены разработанные автором критерии и показатели оценки личностных и метапредметных результатов учащихся во внеурочной деятельности, которые имеют практическую значимость и могут быть использованы педагогами в работе с детьми.

Технология эффективной организации учебно-исследовательской работы учащихся по истории

В статье раскрыта структура учебно-исследовательской деятельности учащихся по истории, показана руководящая роль учителя в ее организации и выявлены возможности формирования универсальных учебных действий у школьников в ходе каждого этапа ученическог...

Использование самоконтроля учебной деятельности студентов экономических специальностей в процессе психолого-педагогической подготовки с целью повышения качества усвоения знаний

Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме формирования умений самоконтроля студентов; автором предложены задания для создания условий развития умений самоконтроля учебной деятельности студентов экономических специальностей в процессе п...

Формирование глобальных компетенций обучающихся основной школы на уроках обществознания

В статье рассматриваются методические аспекты формирования глобальных компетенций, как компонента функциональной грамотности обучающихся на примере предмета «обществознание». Автор обобщает опыт педагогов в отборе учебного материала, методиках обучен...

Развитие творческой активности бакалавров педагогики в процессе изучения курса «Методика преподавания изобразительного искусства»

Статья раскрывает содержание, цель и задачи учебной дисциплины «Методика преподавания изобразительного искусства» на факультете начального образования в педагогическом вузе.

Исследование сформированности трудовых действий, необходимых для осуществления развивающей деятельности педагога у студентов бакалавров

В статье представлены результаты эмпирического исследования и опыта независимой оценки сформированности трудовых действий, необходимых для осуществления развивающей деятельности педагога в соответствии с профессиональным стандартом. Были выявлены уро...

Возможности реализации метапредметного подхода в начальной школе

В статье раскрываются основные подходы к изучению метапредметного обучения, описывается метапредметное содержание образования, определяются основные средства достижения метапредметности. Представлены оценка, методы оценивания и контроля метапредметны...

Похожие статьи

Формирование метапредметных умений студентов при изучении иностранного языка

Статья посвящена вопросу реализации метапредметного подхода в современной образовательной практике. Автор рассматривает формирование метапредметных умений студентов при изучении иностранного языка. Особое внимание уделяется метаумению находить и пере...

Использование психоэмоциональных методов активизации познавательной деятельности на уроках русского языка и литературы

Статья посвящена использованию психоэмоциональных методов активизации познавательной деятельности на уроках русского языка и литературы. Раскрывая специфику предметного использования методов, корректирующих эмоциональное состояние участников образова...

Здоровьсберегающий потенциал психофизиологических методов активизации познавательной деятельности

Статья посвящена использованию здоровьсберегающего потенциала психофизиологических методов активизации познавательной деятельности, как наиболее «органичного» способа реализации заложенных во ФГОС ООО 2-го поколения идей развития образования. На осно...

Внеурочная деятельность учащихся как средство достижения личностных и метапредметных результатов в условиях реализации ФГОС

В статье представлены разработанные автором критерии и показатели оценки личностных и метапредметных результатов учащихся во внеурочной деятельности, которые имеют практическую значимость и могут быть использованы педагогами в работе с детьми.

Технология эффективной организации учебно-исследовательской работы учащихся по истории

В статье раскрыта структура учебно-исследовательской деятельности учащихся по истории, показана руководящая роль учителя в ее организации и выявлены возможности формирования универсальных учебных действий у школьников в ходе каждого этапа ученическог...

Использование самоконтроля учебной деятельности студентов экономических специальностей в процессе психолого-педагогической подготовки с целью повышения качества усвоения знаний

Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме формирования умений самоконтроля студентов; автором предложены задания для создания условий развития умений самоконтроля учебной деятельности студентов экономических специальностей в процессе п...

Формирование глобальных компетенций обучающихся основной школы на уроках обществознания

В статье рассматриваются методические аспекты формирования глобальных компетенций, как компонента функциональной грамотности обучающихся на примере предмета «обществознание». Автор обобщает опыт педагогов в отборе учебного материала, методиках обучен...

Развитие творческой активности бакалавров педагогики в процессе изучения курса «Методика преподавания изобразительного искусства»

Статья раскрывает содержание, цель и задачи учебной дисциплины «Методика преподавания изобразительного искусства» на факультете начального образования в педагогическом вузе.

Исследование сформированности трудовых действий, необходимых для осуществления развивающей деятельности педагога у студентов бакалавров

В статье представлены результаты эмпирического исследования и опыта независимой оценки сформированности трудовых действий, необходимых для осуществления развивающей деятельности педагога в соответствии с профессиональным стандартом. Были выявлены уро...

Возможности реализации метапредметного подхода в начальной школе

В статье раскрываются основные подходы к изучению метапредметного обучения, описывается метапредметное содержание образования, определяются основные средства достижения метапредметности. Представлены оценка, методы оценивания и контроля метапредметны...

Задать вопрос