Правильная, хорошо развитая речь является одним из основных показателей готовности ребенка к успешному обучению в школе. Недостатки речи могут привести к неуспеваемости, породить неуверенность малыша в своих силах, а это будет иметь далеко идущие негативные последствия. Поэтому начинать заботиться о правильности речи ребенка нужно как можно раньше. Актуальность и жизненность данной проблемы определяется увеличением количества детей с дефектами речи, в том числе и с нарушениями звукопроизношения.
Речь не является врожденной способностью, она формируется постепенно, и ее развитие зависит от многих причин. Одним из условий становления нормального звукопроизношения является полноценная работа артикуляционного аппарата.
Артикуляционная гимнастика — метод воспитания звукопроизношения, признанный целым рядом известных теоретиков и практиков, специализирующихся по расстройствам речи (М. Е. Хватцев, О. В. Правдина, М. В. Фомичева и др.).
Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков — фонем — и коррекции нарушений звукопроизношения любой этиологии и патогенеза, она включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки определенных положений губ, языка, мягкого неба, необходимых для правильного произнесения, как всех звуков, так и каждого звука той или иной группы. Традиционная артикуляционная гимнастика состоит из ряда упражнений статических и динамических (см. Приложение).
Занятия по артикуляционной гимнастке сами по себе не интересны, не совсем понятны детям, проходят без желания детей выполнять какие — либо упражнения. Я сумела из этих упражнений составить логически выстроенные, занимательные сюжетные сказки в сопровождении красочных иллюстраций. Их использование непременно повышает интерес детей к выполнению упражнений, вносит разнообразие в учебный процесс и способствует ускорению совершенствования артикуляционных органов и соответственно речи детей. Логопед рассказывает сказку, а дети «показывают» ее, услышав знакомые им артикуляционные упражнения.
Сказки Весёлого Язычка мы стали активно использовать в детском саду в своей практике. Детям нравится. Детям интересно. Результаты развития речевого аппарата отличные.
Итак, сегодня мы с вами отправимся в увлекательные путешествия вместе с Весёлым Язычком.
1. « НА ПОЛЯНКЕ» .
Жил-был Веселый Язычок в своем домике .
Однажды он решил прогуляться. Выглянул из домика и замерз, стал тонкий, острый, как иголочка .
Спрятался в домике и еще раз выглянул, и еще, как язычок у змейки .
Потом все-таки решил выйти и прогуляться. Пошел он на полянку и даже не пошел, а покатился, как катушка .
На полянке он увидел грибок .
Увидел лошадку и покатался на ней.
Встретил он и важного индюка .
Вдруг он услышал, как гудит пароход и понял, что уже много времени, пора домой.
Взглянул на часики — точно, пора.
А дома губки его наказали за то, что он так долго гулял.
Почистил Язычок зубки
и лег спать в свою теплую постельку .
2. «ДЕТСКИЙ ПАРК».
Жил-был Веселый Язычок .
Вот однажды он решил он пойти погулять в детский парк. Выглянул из домика — тепло, солнечно.
Он и решил погреться на солнышке, как блинчик на сковородке.
Погрелся и отправился в путь. Пришел язычок в парк и решил сначала покататься с горки ,
потом на качелях .
Пощелкал язычок от удовольствия и отправился смотреть фокусы .
А потом Язычок полакомился вкусным вареньем ,
которое было в красивом ковшике
и съел конфетку .
Посмотрел на часики — поздно уже.
И покатился домой, как катушка .
А дома губки его наказали , за то, что он так долго гулял.
Почистил Язычок зубки
и лег спать в свою теплую постельку .
3. «РЕМОНТ».
Жил-был Веселый Язычок .
И был у него домик — рот.
А у домика было две двери — губы и зубы .
Решил Язычок в своем домике порядок навести. Сначала побелил потолочек . Затем стены, как настоящий маляр .
Домик засиял, как новый. Пощелкал Язычокот удовольствия.
Сел на крылечке и заиграл на трубочке , на гармошке и на барабане .
А еще устроил себе праздничный ужин — блинчики со вкусным вареньем .
Затем посмотрел на часики — поздно. Пора отдыхать.
Почистил он зубки
и лег спать в свою постельку .
Приложение
Артикуляционные упражнения
(каждое упражнение выполняется 15–20 сек.)
1 |
Блинчик |
Широкий язык высунуть, расслабить, положить на нижнюю губу. Следить, чтобы язык не дрожал |
2 |
Иголочка |
Рот широко открыть. Язык высунуть далеко вперёд. Напрячь, сделать узким |
3 |
Ковшик |
Рот широко открыть. Широкий язык поднять кверху. Подтянуться к верхним зубам, но не касаться их |
4 |
Горка |
Рот приоткрыть. Боковые края языка прижать к верхним коренным зубам. Кончик языка упереть в нижние передние зубы |
5 |
Трубочка |
Высунуть широкий язык. Боковые края языка загнуть вверх. Подуть в получившуюся «трубочку» |
6 |
Часики |
Высунуть узкий язык. Тянуться попеременно то вправо, то влево из уголка в уголок рта. Губ не касаемся |
7 |
Лошадка |
Присосать язык к нёбу. Щёлкать языком медленно, сильно, тянуть подъязычную связку |
8 |
Грибок |
Раскрыть рот. Язык присосать к нёбу. Не отрывая языка от нёба, сильно оттянуть вниз нижнюю челюсть |
9 |
Качели |
Высунуть узкий язык и тянуть его попеременно то к носу, то к подбородку. Рот не закрывать |
10 |
Вкусное варенье |
Высунуть широкий язык. Облизать верхнюю губу и убрать в рот. Рот открытым удерживать |
11 |
Змейка |
Рот широко открыть. Язык сильно вытянуть вперёд, напрячь, сделать узким. Убрать в рот. И так несколько раз |
12 |
Маляр |
Высунуть язык. Рот приоткрыть. Облизать сначала верхнюю, затем нижнюю губу по кругу. Можно менять направление |
13 |
Катушка |
Выполнить упражнение «горка». Широкий язык выкатывать вперёд и убирать вглубь рта. Кончик языка не отрываем от нижних зубов |
14 |
Приклей конфетку |
Рот широко открыть. Узкий язык поднять к верхним зубам. Удерживать |
15 |
Индюк |
Рот приоткрыть. Язык в виде «ковшика» производит движения по верхней губе вперёд и назад. Сначала медленно, затем ускорить темп, пока не послышится «бл-бл» (как болобочет индюк) |
16 |
Барабан |
Улыбнуться. Многократно проговаривать звук «Д». темп постепенно ускорять |
17 |
Почистить зубки |
Рот широко открыт. Кончиком языка «чистим» верхние, затем нижние зубы |
18 |
Наказать язычок |
Делаем «блинчик». Шлёпаем его губами, произнося «пя-пя-пя» |
19 |
Гармошка |
Выполняем упражнение «грибок». Не отпуская языка, поднимаем и опускаем нижнюю челюсть, как меха на гармошке |
20 |
Фокус |
Язык в виде «ковшика». Дуть на него теплой струёй воздуха |
21 |
Пощелкать кончиком языка |
Щёлкаем самым кончиком языка, как будто дразнимся |
22 |
Пароход гудит |
Произносим длительно звук «Ы», при этом челюсти сильно напрягаем |
23 |
Побелить потолок |
Рот широко открыт. Кончиком языка «белим потолочек», то есть верхнее нёбо |
24 |
Постелька |
Широкий язык расслабить, положить за нижние зубки |
Литература:
- Косинова Е. М. Гимнастика для развития речи. — М., 2003.
- Лукина Н. А. Использование игровых приемов в коррекционной работе с детьми с ОНР // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития, 2004, № 4. — С.38–43.
- Рыжова Н. В. Артикуляционная гимнастика как эффективное средство формирования правильного звукопроизношения у детей // Дошкольная педагогика, 2010, № 4. — С.16–22.