Важнейшее направление развития личности ученика в современной начальной школе — его знакомство с целостной картиной мира и формирование оценочного, эмоционального отношения к миру — средствами курса «Окружающий мир». Его интегративный характер позволяет не только включать в уроки ознакомления с окружающим миром экологическую информацию, но и осуществлять эколого-ориентированную работу
Очевидно, что реализация этих целей невозможна при использовании одних только уроков в классе. Ведь еще К. П. Ягодовский говорил о том, что мы можем на своих уроках познакомить учеников «со строением организмов дать им ряд сведений биологического характера, но научить их хоть немного разбираться в окружающей природе — в классе мы не можем. Для этого нужно идти в природу» [3, с. 45]. Именно поэтому одной из основных форм познания окружающего мира должны стать экскурсии в природу. Кроме того экскурсии являются таким видом занятий, который позволяет вести эколого-ориентированную работу, при этом замечать уникальность и неповторимость в тех природных объектах, которые нас окружают.
Проведенный нами опрос учителей сельских и городских школ (84 человека) показал, что основная масса учителей — 79 человек, проводят только те экскурсии, которые запланированы используемой учебной программой (А. А. Плешаков «Зеленый дом»), 5 человек — используют любую возможность для проведения экскурсии в природу (учителя сельских школ). Причем все опрошенные отметили в качестве причины такого отношения недостаточное количество краеведческих материалов, которые возможно было бы использовать для работы с детьми младшего школьного возраста.
Часть педагогов (19 человек) признались, что слабо ориентируются в природе родного края, и больше половины опрошенных (43 человека) выказали желание посетить курсы, тренинги или семинары, позволяющие повысить их уровень знания методики эколого-ориентированной экскурсионной работы краеведческого характера.
По мнению практикующих педагогов (15 человек), зачастую даже проводимые экскурсии превращаются в банальный «урок под открытым небом», поскольку исследовательская работа учащихся на них подменяется либо рассказом учителя, либо игрой. Причин такого «подмена» несколько: недостаточное владение учителями информацией о родном крае, недостаточное владение умением сочетать краеведческий и экологический материал, неумение выбирать природные объекты для проведения наблюдений и исследований, неуверенное или недостаточное владение методикой экскурсионной работы, отказ от ведения регулярных фенологических наблюдений.
В результате такой организации экскурсионной работы у младших школьников не вырабатываются первоначальные умения и навыки проведения наблюдений и исследований, которые так необходимы им для дальнейшего изучения дисциплин естественнонаучной направленности.
Результатом проведение эколого-ориентированной экскурсии является привлечение внимания учащихся к экологическим проблемам того населенного пункта, где они проживают, т. е. рассмотрение экологической проблемы в непосредственной близости. Следует отметить, что методические требования к их проведению весьма схожи с требованиями с обычной экскурсии в курсе начального естествознания.
Подготовка к экскурсии начинается примерно за неделю до её проведения. Учитель определяет тему, цели, посещает место для проведения экскурсии, выбирает природные объекты для наблюдений и исследований. Составляются задания для самостоятельной работы учащихся, готовится конспект предстоящей экскурсии. В обязательном порядке с классом проводится подробный инструктаж, в который входит напоминание правил поведения в природе. Некоторые методисты рекомендуют заранее познакомить детей с описанием природных объектов, которые им могут встретиться на экскурсии (с этой целью используется атлас-определитель «От земли до неба» А. А. Плешакова).
Такого рода экскурсию лучше начинать образным описанием общего вида природного ландшафта, создающего у учащихся определённый эмоциональный настрой, поскольку одной из целей эколого-ориентированной деятельности является формирование определенного типа отношения (экоцентрического отношения) к окружающей природной среде [2, с.222–226].
По нашему мнению, в эколого-краеведческих экскурсиях, большую ценность представляют результаты наблюдений и их дальнейшее обсуждение. Поэтому правильным будет выбрать ответственного за ведение «экскурсионных записей». Обычно записи на экскурсии рекомендуется делать карандашами в блокнотах, а рассмотренные объекты зарисовывать. Однако, современный информационно-технический прогресс, каждый второй школьник в свободном доступе имеет мобильный телефон с функциями фотосъемки и диктофона, рисунки возможно заменить фотографиями, а запись от руки, записью голоса.
Учитывая экологическую направленность выполняемой работы, природный материал собирается в ограниченном количестве, и только тот, который необходим для работы на последующих уроках. Гербарии дикорастущих растений, коллекции насекомых и других животных собирать запрещено. В обязанности учителя входит контроль работы ка всего класса, так и, при необходимости, группы учеников, выполняющих индивидуальный задания.
По окончании организуется обобщающая беседа, на которой подводятся итоги проделанной работы. При этом делаются выводы о положительном и отрицательном влиянии человека на окружающую природу, намечаются меры по ее охране, доступные для выполнения младшими школьниками. Закончить работу можно играми, связанными с темой экскурсии. Обработка результатов проводится по возвращении в школу. Собранный природный материал обязательно систематизируется.
Очень важно провести закрепление материала экскурсии, то есть «восстановить в памяти участников весь ход экскурсии, более подробно разъясняя всё виденное и дополняя и углубляя затронутые на экскурсии вопросы. При этом частные детали складываются в одно целое, и экскурсия оставляет то единство впечатления, которое так важно в образовательном смысле» [1].
По нашему мнению при систематическом проведении эколого ориентированных экскурсий у младших школьников не только вырабатываются первоначальные умения, необходимые для изучения естественных наук в старших классах, но и будет заложена основа для формирования экологического сознания экоцентрического типа.
Литература:
1. Григорьева, Е. В. Методика преподавания естествознания: учеб. пос. для студентов вузов, обучающихся по специальности «Педагогика и методика начального образования»/Е. В. Григорьева. — М.: Гиц ВЛАДОС, 2008. — 253с.
2. Григорьева, Е. В. Краеведческие экскурсии как форма организации изучения окружающего мира в начальной школе/Е. В. Григорьева//Начальная школа плюс до и после -№ 1- 2011. — с.44–47.
3. Данилов П. А., Никонова М. А. Землеведение и краеведение: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия»,2000. — 240с.
4. Клепинина З. А., Аквилева Г. Н. Методика преподавания естествознания в начальной школе. — М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2004. — 240с.